Главная страница

Конспекты. Конспекты лекций по дисциплине социология. Конспекты лекций социология (курс лекций)


Скачать 1.57 Mb.
НазваниеКонспекты лекций социология (курс лекций)
АнкорКонспекты
Дата20.01.2022
Размер1.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспекты лекций по дисциплине социология.docx
ТипКонспект
#336888
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Тема 8. Парадигма в социологии

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме, применительно к социологии парадигма означает некую общепринятую всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования. (Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки). В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, раз­рабатывающих собственные теории и методы получения информа­ции, например: парадигма структурного функционализма. (Термин «парадигма» (от греч. раradigmа — пример, образец) при­менительно к науке вообще – это совокупность наиболее общих принципов восприятия и осмысления мира, методов получения ин­формации о нем.) Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов Парадигмаэто определенная система социологического знания, в основе которой представлена базовая (фундаментальная) концепция, разработанный категориальный аппарат и принципы научного мышления, позволяющие давать непротиворечивое объяснение общественным явлениям и процессам, предоставляющие методологическую базу, на основе которых создаются социологические исследования. Смена парадигм зависит от уровня развития науки и происходит из-за возникновения противоречий в текущей парадигме. Как правило, это сопровождается прорывом в научных изысканиях и приобретением новых знаний. Вместе с тем имеет смысл говорить, не о множестве социологических парадигм, а о двух – классической и современной. Западные социологи единодушно утверждают, что в связи с переломным характером современной эпохи, описывать социальные сдвиги на уровне взглядов Маркса, Вебера, Дюркгейма (классиков социологии) уже невозможно. Поэтому на смену созданной ими картины социальной реальности, их представления об обществе, его социальной структуре и организации, индивиде должна прийти новая парадигма (чаще говорят о появлении новой, а не о замене старой).

В социологии это слово часто употребляется также для обозначения самостоятельных отдельных школ и течений, раз­рабатывающих собственные теории и методы получения информа­ции, например: парадигма структурного функционализма.

К настоящему времени принято, в качестве наиболее крупных, вы­делять три парадигмы современной социологической теории: струк­турно-функциональную, социального конфликта и символического интеракционизма.

История парадигмы начинается с выдвижения концепции. Концепция (concept)– совокупность методов и приемов, которые используются учеными для формирования социологической картины мира – это система взаимосвязанных понятий, призванных описать и объяснить достаточно сложный феномен, совокупность явлений или процесс. Концепция может стать парадигмой.
Тема 9. Понятие социального закона

Социальные законыэто законы, определяющие возникнове­ние, функционирование и развитие социальных общностей, выра­жающие существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между социальными субъектами, явлениями и про­цессами.

Всегда следует помнить, что социальные законы – это сущест­вующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении т. д. Изучая социальные законы, прежде всего необходимо выявить потребности индивидов, составляющих социальную группу, страну, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать

повторяемость в их поведении, определяя условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе. Социаль­ные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на социальную страту или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться об­щество в целом или же его части.

Как и все научные законы, социальные законы обладают сле­дующими основными признаками:

1) закон может вступать в действие только при наличии опре­деленных, строго оговоренных условий;

2) при наличии этих условий закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не могут предотвратить действие закона. Так некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы. Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона может ослабить проявление закона в данной конкретной группе. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (материальными и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами.

Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Неп­редсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных мето­дов. Напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность мно­гих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимаю­щимся исследованием человеческого общества, открывать соци­альные законы, определять условия их действия и предвидеть по­ведение людей в социальных группах и общностях. В подтвержде­ние приведем несколько примеров социальных законов.

Так, действует социальный закон возвышения потребностей: согласно которому, по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые.

В социологии сформулирован закон культурного отставания по У. Огборну, это закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конф­ликтам, разрушению экологической среды.

В качестве примера можно привести также социальные зако­ны народонаселения, которые отражают воздействие социальных факторов на процессы воспроизводства населения. Демографи­ческое поведение индивида формируется под воздействием клас­сов и социальных групп (классовое сознание, духовно-нравст­венные качества), в которых личность занимает определенное положение, выполняет присущие ей социальные роли, воспри­нимает общие интересы, взгляды, идеалы, преломляя их через свою систему потребностей. Благодаря принадлежности к той или иной социальной группе у индивидов с ранних лет под воз­действием воспитания формируются представления о правилах поведения, традициях, а также привычки, стремления, жизненные цели, выражающиеся в определенном типе демографического поведения.

Социологические исследования отношений классов, социаль­ных групп и других общностей позволяют не только выявлять фор­мы проявления социальных законов в различных сферах жизне­деятельности общества, но и устранять нарушения в социальном механизме.
Тема 10. Понятие социального факта
Факты можно рассматривать в онтологическом и логико-гносеологическом планах.

В онтологическом смысле факты суть лю­бые, не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактом называют обоснованное знание, которое получено путем

описания отдельных фрагментов реальной действительности в не­котором строго определенном пространственно-временном ин­тервале, т. е. социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации. Впервые понятие «социальный факт» в социологию ввел Э. Дюркгейм.

В современной социологии в качестве социальных фактов мо­гут выступать:

1) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

2) совокупные, систематизированные характеристики массо­вого сознания-мнения, оценки, суждения, верования и т. п.;

3) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной, приобретаю­щие социальную значимость;

4) различные взаимосвязи.

Следует отметить, что наряду с понятием «социальный факт» употребляется еще термин «статистический факт», который мож­но определить как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюде­нии социальных явлений. Таким образом, социальные факты по преимуществу – это социально-статистические обобщения. Ины­ми словами, социальный факт – единичное социально значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для ка­кой-либо сферы общественной жизни или для определенных со­циальных процессов.

Тема 11. Понятийно-категориальный аппарат науки

Категории социологии

Любая наука оперирует определенными понятиями, категория­ми. Категории любой науки — это важнейшие, наиболее существен­ные, отражающие сущность данной науки понятия. Это те кирпичи­ки, из которых складывается данная наука.

Такие важнейшие понятия есть и у науки социологии. Так, кате­гориями социологии можно назвать следующие: социальное равенст­во, социальные общности (классы, группы, нации, половозрастные и профессиональные группы), социологические исследования, социаль­ное управление, социальную политику, социальную сферу, социальные цели, социальный идеал, социальные явления, социальные институ­ты, социальные взаимосвязи и т.д., т.е. те наиболее существенные понятия, которые отражают предмет науки социологии. Важнейшей частью изучения научной и учебной дисциплины, является освоение ее понятийного аппарата. Не просто усвоение, а именно освоение, т.е. способность релевантно (правильно, уместно) применять социологические понятия и свободно ими пользоваться. Терминология – это система терминов; а термин (от лат. terminus – граница, предел) – слово (словосочетание) для обозначения определенного понятия.

Иногда ученым приходится придумывать новые слова (т.к. затруднительно использовать общепринятые в данном языке слова из-за появления современных явлений и т.д.) или придавать им принципиально новое значение. Так рождается терминология или в конечном итоге, понятийный аппарат научной дисциплины. Чтобы постичь социетальную реальность (еще одно жаргонное социологическое слово введенное одним из наиболее видных современных социологом Толкоттом Парсонсонсом), описать и объяснить ее в абстрактных, нейтральных и недвусмысленных понятиях социология и развивает собственную терминологию, которая соответствует достижению поставленных целей.
Вопросы:

  1. Что представляет собой объект социологии?

  2. Чем отличаются подходы О.Конта, М.Вебера и Э.Дюркгейма к предмету социологии?

  3. Сформулируйте понятие предмета социологии.

  4. Какова структура социологии.

  5. Задачи и цели социологии.

  6. Какие методы использует наука об обществе?

  7. Функции социологии, их содержание и цели.

  8. Социальные законы и их классификация.

  9. Понятие социального факта.

  10. Категории социологии.

  11. Как социология соотносится с другими науками об обществе?

  12. В чем специфика социологии как науки об обществе?

  13. Парадигма и ее разновидности.

  14. Почему социология, по мнению представителей основных социологических течений, является полипарадигмальной наукой?

  15. Кто ввел в научный оборот понятие «парадигма»?

  16. Понятие прикладной социологии.

  17. Понятие эмпирической социологии.

  18. Перечислите и раскройте элементы методологического уровня социологии.

  19. Что является основой современной социологии? (получение нового знания при помощи методов и методик, обеспеч. Достоверность результатов).

  20. Принципы научного знания. (научность, возможность эмпирической проверки, каузальность (выявление и объяснение причины возникновения того или иного изучаемого явления, принцип историчности).

  21. Почему для социологии и для других социальных наук важную роль играет соблюдение принципа историчности (т.е. требование обязательного учета более широкого контекста особенностей временного периода, к которому относится изучаемое событие)? элементы

  22. Раскройте понятие «социальное».


Тренировочные задания
Тренировочные задания включают в себя проблемные, творче­ские задачи, предполагающие эвристическую деятельность и не­формализованный ответ.

1. Сравните объект и предмет социологии с: а) политологией; б) антропологией; в) экономикой; г) историей; д) философией; е) психологией и оформите это в виде таблицы.

2. Определите какое место занимает социология в системе гуманитарных наук? (включ.соц.аспект) (особое место. явл. наукой об обществе, его явлениях и процессах. включ в себя общ. социол. теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; техника и методика изуч. человека и его деят-ти, которые разрабат. социология, необх. для всех обществ. и гуманитарн. наук, т.к. используются ими для своих исследований.).

3. Приведите пример социального закона и обоснуйте свой ответ.
Основные понятия: объект, предмет социологии, социальный факт, социальный фактор, социальный закон, категории и понятия социологии, парадигма, фундаментальная социология, прикладная социология, эмпирическая социология, теории среднего уровня, макросоциология, микросоциология.

Задание:

1. В чем польза социологии для человека, будущего специалиста?

2. Составьте, постепенно пополняя, краткий словарь по социологии.

Словарь
Дуализм – двойственность, раздвоенность.

Каузальность – (причина) научное знание должно выявлять и объяснять причины возникновения того или иного изучаемого явления.

Вопросы (вводная часть):

  1. Что такое социология?

  2. В чем заслуги О.Конта перед социологией?

  3. В чем практическая польза социологии по Конту?

  4. Назовите пять основных подходов к социологическому изучению общества.



  5. С чем связано возникновение социологии как современной науки? В каких странах зародилась социология и почему?

  6. Что такое социальная проблема? Каким образом происходит осознание обществом той или иной проблемы?

  7. Какие парадигмы, в настоящее время, принято считать в качестве наиболее крупных парадигм?

  8. Дайте понятие концепции.

  9. Назовите наиболее актуальные школы, направления, концепции, парадигмы для второй половины и конца ХХ века.

Основные понятия: социология, парадигма, концепция, социальная проблема.

3. Составьте, постоянно пополняя, таблицу наиболее известных теоретических концепций
РАЗДЕЛ 2.

Возникновение и развитие социологии
1. Основные этапы становления и развития социологической мысли.

1.1. Представления об обществе в древнем мире. Донаучный этап социологии. Социальная философия как предшественница социологии.

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в се неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке, критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры - ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V- IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях, которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавщих на протяжении всей истории социальной мысли. Первое - выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия - правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью «благородного вымысла» обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны править; у других серебро, и посему они становятся воинами; у третьих примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. «Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство в целом. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости». Целостность государства у него основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта