Главная страница
Навигация по странице:

  • О романе А. Белого «Петербург» (1914)

  • Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский

  • Иван Алексеевич Бунин

  • Михаил Афанасьевич Булгаков

  • "Белая гвардия"

  • Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов

  • Произведения

  • Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын

  • Читательский дневник. Константин Дмитриевич Бальмонт


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКонстантин Дмитриевич Бальмонт
    АнкорЧитательский дневник.docx
    Дата15.01.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧитательский дневник.docx
    ТипДокументы
    #14005
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Творчество


    Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).

    Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)

    Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р.Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков. По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).

    Роман «Петербург»(1913 г.).

    Место действия: Петербург. Время действия: осень 1905 года, 2 недели. Для Белого имя "Петербург" – это мифологема, скрывающая определенный путь России, (петровские реформы), новый миф в русской истории. Сам город несет символический смысл.

    Эпиграф: «была ужасная пора… печален будет мой рассказ» - последние строчки вступления к «Медному всаднику» Пушкина. Отсыл к Пушкину – типичный для модерниста ход, заставляет вспомнить «Медного всадника».

    Часть трилогии «Восток и Запад». Что есть Россия: Восток или Запад? – актуальный вопрос того времени. Характер русского модернизма: восприятие классовой борьбы как силы, разрушающей культурные ценности. Модернистский художественный образ — это эквивалент мысли, гипотезы, художественной посылки, а не психологически индивидуализированный персонаж с неповторимым внутренним миром. Русский модернизм был представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

    О романе А. Белого «Петербург» (1914)

    • "Петербург" — роман "потока сознания", сознания автора и героя, ассоциативно соотносящих русскую историю (Петровского периода) и современность (события эпохи 1905 года).

    • Узловые проблемы романа — спор о России и Европе, о "восточном" и "западном" началах цивилизации, о личности и истории, времени и вечности, насилии и христианских ценностях.

    • России, обществу, отдельному человеку угрожает главным образом деспотический, централизующий рассудочный дух "планеметрии" жизни, воплощенный в символах государственного, сановного, чиновничьего Петербурга.

    • Бюрократическая государственная машина, которая держится атлантами, подобными Аполлону Аполлоновичу, расплющивает живые человеческие души, превращает их в "тени", куклы и маски.

    • Образ-маска — основной в художественном мире Белого.

    • Человек в обрисовке Белого предельно овнешнен, даже овеществлен — ограничен набором заученных механических движений.

    • Поэтике Белого — с утрированной обрисовкой человеческого "футляра", кукольным жестом — "вздергом", — с выпотрошенной психологией, с умолкнувшими речами — вполне соответствует и необычный редуцированный диалог. Это злая пародия на человеческий разговор — какие-то осколки, остатки мыслей и фраз, спотыкающиеся слова и интонации. Редуцированный диалог вполне адекватно выражает мысль художника о девальвации слова, о нарушенном человеческом общении.

    • Николай Аполлонович — символ, кивающий сразу на нескольких литературных "прототипов" (так чаще всего и бывает в символистском образном мире Белого) — на Раскольникова с его убийством по теоретическим мотивам и братьев Карамазовых, Ивана и Дмитрия, виновных перед собой в том, что могли помыслить об убийстве отца, пожелать его смерти.

    • Романтические токи всегда ощутимы у Белого, они пробивают даже кору сатирических масок. Его "сатира" создается ритмизацией повествования, отдельными высокими метафорами, как "кубовый воздух, настоянный на звезде", в "Петербурге". В нелепый, кукольный мирок как бы прорываются голоса Вселенной, напоминая о себе светом звезды, дыханием бесконечности, вечными ритмами космоса и, главное, мелькающим в романе светлым символическим видением — Белого домино, символом Спасителя.

    c:\users\qq\desktop\новая папка\0001-001-aleksandr-trifonovich-tvardovskij-1910-1971.jpg

    Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (8 (21) июня 1910, хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя — 18 декабря 1971, Красная Пахра, Московская область, СССР) — советский писатель и поэт.

    Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Лауреат различных премий, орденоносец (см. ниже). Член ВКП(б) с 1940 года.

    А. Т. Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Этот хутор был разобран после раскулачивания семьи Твардовских.

    Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

    Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, П. Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

    В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

    Участвовал в войне с Финляндией в 1939-1940 годах в качестве военного корреспондента.

    В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

    Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем).

    В «Книге про бойца» война изображена, как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным. Прежде всего, поэма сильна правдой о войне как суровом и трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

    Главная тема: Родина и народ, народ на войне.

    Теркин перестал быть лубочной фигурой, он стал проще, конкретней, и в то же время – обобщенней, типичней, олицетворяя собою весь воюющий народ.

    Лиро-эпическая поэма «Василий Теркин» написана в годы ВОВ. Эта «книга про бойца», воссоздавшая достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Выделяется особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта.

    Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870, Воронеж, Российская империя — 8 ноября 1953, Париж, Четвёртая французская республика) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).260px-ivan_bunin-1901.jpg

    В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901).В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением)

    Оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900).

    Жестокий лик деревни («Деревня», 1910, «Суходол», 1911).

    Гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915).

    Резкое неприятие Октябрьской революции и власти большевиков в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918, опубликована в 1925).

    В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» (1930) — воссоздание прошлого России, детства и юности писателя.

    Трагичность человеческого существования в повести «Митина любовь», 1924, сборнике рассказов «Тёмные аллеи» , 1943, а также в других произведениях, замечательных образцах русской малой прозы.

    Периодизация творчества:

    1. 1890-ые гг. Сборник "Стихотворения", "Листопад", книга рассказов "На край света".

    2. 1900-ые гг. Эволюция Бунина. 1909 г. – собрание сочинений в 5 томах, повести "Деревня", "Суходол".

    3. 1910-ые гг. Выпуск 6-томного собрания сочинений, сборники "Чаша жизни", "Господин из Сан-Франциско" (1915).

    4. 1920 – 1953. Рассказы "Митина любовь", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи", роман "Жизнь Арсеньева", трактат "Освобождение Толстого".

    Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.220px-bułhakow.jpg

    Свой первый рассказ М. Булгаков, по его собственным словам, написал в1919 году.

    1922—1923 годы — публикация «Записок на манжетах».

    В 1924 году — издание романа «Белая гвардия», о трагических событиях борьбы за власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.

    В 1925 году выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 году также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».

    В 1926 году во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

    В 1927 году М. Булгаков завершает пьесу «Бег».

    С 1926 по 1929 год в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 годах в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров» (1928).

    В 1932 году возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

    В 1934 году завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

    Повести и романы

    «Похождения Чичикова» (поэма в 2-х пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)

    «Белая гвардия» (роман, 1922—1924)

    «Дьяволиада» (повесть, 1923)

    «Записки на манжетах» (повесть, 1923)

    «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)

    «Роковые яйца» (повесть, 1924)

    «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)

    «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928—1929)

    «Копыто инженера» (роман, 1928—1929)

    «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)

    «Мастер и Маргарита» (роман, 1929—1940, в СССР опубликован в 1966—1967 годах, полностью в 1973 году)

    «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)

    «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936—1937), в СССР опубликован в 1965 году)

    Пьесы, либретто, киносценарии

    «Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)

    «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)

    «Бег» (пьеса, 1926—1928)

    «Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)

    «Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)

    «Адам и Ева» (пьеса, 1931)

    «Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)

    «Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)

    «Ревизор» (киносценарий, 1934)

    «Последние дни (Александр Пушкин)» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)

    «Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)

    «Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

    «Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)

    «Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)

    «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937—1939, в СССР опубликовано в 1988 году)

    «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)

    «Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939)

    "Мастер и Маргарита"

    Вид романа трудно однозначно определить, поскольку произведение многослойно и содержит в себе множество элементов таких жанров, как сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, роман-миф.

    «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте.

    Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30-х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье, причём на эти дни приходилось полнолуние.

    Одна из возможных трактовок романа — ответ Булгакова поэтам и писателям, устроившим, по его мнению, в Советской России пропаганду атеизма и отрицание существования Иисуса Христа как исторической личности.

    Существует так называемая герметическая трактовка романа, в которой указывается на следующее:

    Одна из основных идей — злое начало (сатана) неотделимо от нашего мира так же, как нельзя представить свет без тени. Сатана (а равно и светлое начало — Иешуа Га-Ноцри) живут прежде всего в людях.

    Философская трактовка. В данной трактовке романа выделяется основная идея — неотвратимости наказания за деяния. Неслучайно сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по вере его.

    Персонажи

    Москва 30-х годов:

    Мастер «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми».

    Маргарита (символ любви и самопожертвования во имя другого человека)

    Воланд «Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Носил дорогой серый костюм, дорогие заграничные туфли под цвет костюма, всегда при себе имел трость, с черным набалдашником в виде головы пуделя; правый глаз черный, левый почему-то зеленый; рот какой-то кривой. Выбрит гладко». Курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

    Фагот (Коровьев) Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

    Азазелло «Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. „Совершенно разбойничья рожа!“ — подумала Маргарита»

    В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».

    Кот Бегемот Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

    Гелла В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.

    Михаил Александрович Берлиоз Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. На балу Сатаны его дальнейшая судьба была определена Воландом по теории, согласно которой каждому будет дано по вере его…. Берлиоз предстает перед нами на балу в образе собственной отрезанной головы. В дальнейшем голова была превращена в чашу в виде черепа на золотой ноге, с изумрудными глазами и жемчужными зубами….крышка черепа была откинута на шарнире. В этой-то чаше дух Берлиоза и обрел небытие.

    Иван Николаевич Бездомный

    Степан Богданович Лиходеев

    Никанор Иванович Босой

    Иван Савельевич Варенуха

    Григорий Данилович Римский

    Жорж Бенгальский

    Василий Степанович Ласточкин

    Прохор Петрович

    Максимилиан Андреевич Поплавский

    Андрей Фокич Соков

    Профессор Кузьмин

    Николай Иванович

    Наташа

    Алоизий Могарыч

    Аннушка

    Фрида

    Барон Майгель

    Арчибальд Арчибальдович

    Аркадий Аполлонович Семплеяров

    Критик Латунский

    Ершалаим, I в. н. э.:

    Понтий Пилат

    Иешуа Га-Ноцри

    Левий Матвей

    Иосиф Каифа

    Иуда из Кириафа

    Марк Крысобой

    Афраний

    Низа

    "Белая гвардия"

    • Алексей Васильевич Турбин — врач, 28 лет.

    • Елена Турбина-Тальберг — сестра Алексея, 24 года.

    • Николка — унтер-офицер Первой пехотной дружины, брат Алексея и Елены, 17 лет.

    • Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии.

    • Леонид Юрьевич Шервинский — бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, адъютант в штабе генерала Белорукова, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии, давний поклонник Елены.

    • Федор Николаевич Степанов («Карась») — подпоручик артиллерист, друг семьи Турбиных, товарищ Алексея по Александровской гимназии.

    • Сергей Иванович Тальберг — капитан Генерального штаба гетмана Скоропадского, муж Елены, конформист.

    • отец Александр — священник церкви Николы Доброго.

    • Василий Иванович Лисович («Василиса») — хозяин дома, в котором Турбины снимали второй этаж.

    • Ларион Ларионович Суржанский («Лариосик») — племянник Тальберга из Житомира.

    • Василий Иванович Лисович (Василиса) —владелец дома Турбиных.

    • Прапорщик-футурист Михаил Шполянский

    • Полковник Най-Турс

    • Полковник Болботун

    Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11 [24] мая 1905, хутор Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) — 21 февраля 1984, станица Вёшенская, Ростовская область) — советский писатель и общественный деятель._1.jpeg

    Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время»). Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).

    М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области) (по другим данным родился в Рязани). При рождении получил фамилию — Кузнецов, которую сменили в 1912 году на фамилию Шолохов. Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — разночинец, выходец из Рязанской губернии, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (Черняк) (1871—1942) — полуказачка, полукрестьянка, дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

    31 августа 1922 года, во время работы станичным налогоинспектором, М. А. Шолохов был арестован и находился в районном центре под следствием. Он был приговорён к расстрелу. До 19 сентября 1922 года Шолохов находился под стражей. Отец дал за него крупный денежный залог и взял на поруки до суда домой.

    В Москве Шолохов пытался продолжить образование, а также пробовал свои силы в писательском труде. Однако поступить на подготовительные курсы рабфака не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Б. Шкловский, О. М. Брик, Н. Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

    В сентябре 1923 года за подписью «Мих. Шолох» в комсомольской газете «Юношеская правда» («Юный лениниец») (сейчас — «Московский комсомолец») был напечатан фельетон — «Испытание», через месяц появился второй фельетон — «Три», а затем и третий — «Ревизор».

    Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), отправленный М. А. Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией. 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ «Родинка», открывший цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребенок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба — 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

    После возвращения в Каргинскую в семье родилась старшая дочь Светлана (1926, ст. Каргинская), затем сыновья Александр (1930—1990, Ростов-на-Дону), Михаил (1935, Москва), дочь Мария (1938, Вёшенская).

    В годы войны М. А. Шолохов был военным корреспондентом от газеты «Правда», был подполковником (в конце войны стал полковником). 22 июня 1942 года в «Правде» опубликован рассказ за подписью М. А. Шолохова «Наука ненависти».

    Произведения

    • «Донские рассказы»

    • «Лазоревая степь»

    • «Тихий Дон»

    • «Поднятая целина»

    • «Они сражались за Родину»

    • «Судьба человека»

    • «Наука ненависти»

    • «Слово о Родине»

    • «Нахалёнок»

    Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928 — 1-2 тт., 1932 — 3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий, называют эпопеей. Писатель-коммунист, в годы Гражданской войны бывший на стороне красных, Шолохов значительное место в романе уделяет белому казачеству, а его главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования так и не «приходит к красным». Это вызвало нарекания коммунистической критики; однако столь неоднозначный роман был лично прочитан И. В. Сталиным и одобрен им к печати.

    Во время Второй мировой войны «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён и на восточные языки, на Востоке роман также имел успех.

    «Ти́хий Дон» — роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах. Тома 1—3 написаны с 1925 по 1932 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1928—1932 гг. Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в журнале «Новый мир» в 1937—1940 году.

    Роман переведен на множество иностранных языков, на английском перевод появился уже в 1934 году. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

    Роман М. А. Шолохова "Тихий дон"

    Основные персонажи:

    1) Григорий Мелехов — казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.

    2) Пётр Мелехов — его старший брат

    3) Дуняшка — их младшая сестра

    4) Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник

    5) Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки

    6) Дарья Мелехова — жена Петра

    7) Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова

    8) Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория

    9) Дмитрий Коршунов — её старший брат, в начале событий лучший друг Григория

    10) Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец

    11) Михаил Кошевой — бедный казак, ровесник и друг, впоследсвии смертный враг Григория

    12) Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в

    13) Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик

    14) Анна Погудко — еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука

    Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск — 3 августа 2008, Москва) — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.c:\users\qq\desktop\новая папка\1342352428_soljenitsin.jpg

    Детство и юность


    Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край). Крещён в кисловодском храме Святого целителя Пантелеймона.

    Отец — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918), русский православный крестьянин с Северного Кавказа (станица Саблинская в «Августе Четырнадцатого»). Мать — украинка Таисия Захаровна Щербак, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии, умом и трудом поднявшегося на эту ступень таврического чабана-батрака.

    В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

    В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года.

    В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя.

    С самого начала литературной деятельности остро интересовался историей Первой мировой войны и революции. В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.

    27 апреля 1940 г. женился на Наталье Решетовской.

    Арест и приговор


    На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»).

    Заключение


    В августе направлен в лагерь в Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 года переведён в лагерь в Москве.

    В Марфине Солженицын начал работу над автобиографической поэмой «Дороженька» и повестью «Люби революцию», которая задумывалась как прозаическое продолжение «Дороженьки». Позднее последние дни на Марфинской шарашке описаны Солженицыным в романе «В круге первом».

    В декабре 1948 года жена заочно развелась с Солженицыным.

    В мае 1950 года Солженицын из-за размолвки с начальством «шарашки» был этапирован в Бутырскую тюрьму, откуда в августе был направлен в Степлаг — в особый лагерь в Экибастузе. Почти треть своего срока заключения — с августа 1950 по февраль 1953 года — Александр Исаевич отбыл на севере Казахстана. В лагере был на общих работах, некоторое время — бригадиром, участвовал в забастовке. Позднее лагерная жизнь получит литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича», а забастовка заключённых — в киносценарии «Знают истину танки».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта