Читательский дневник. Константин Дмитриевич Бальмонт
Скачать 0.63 Mb.
|
Семья, дети
ТворчествоТворчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны библейские аллюзии, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». В повести "Один день Ивана Денисовича" (1959 г.) А.Солженицын продолжает исследование русского народного характера. Фабула произведения разворачивается в условиях социальной несвободы (в одном из сталинских лагерей) и умещается в один день. На этот раз пространственные и временные рамки весьма ограничены, но, тем не менее, повесть насыщена событиями. «Оди́н день Ива́на Дени́совича» (первоначальное авторское название — «Щ-854») По авторскому определению — рассказ, но при публикации в журнале «Новый мир» по решению редакции назван «для весомости» повестью. Год написания – 1959, публ. – 1962 в «Новом мире». Герои: Иван Денисович Шухов, Цезарь, Кавторанг — репрессированный морской офицер, эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, Фетюков. Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — август 1921, под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика. Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели». Сборники стихов • Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901) • Путь конквистадоров (1905) • Романтические цветы (Париж, 1908) • Жемчуга (1910) • Чужое небо (1912) • Колчан (1916) • Костёр (1918) • Фарфоровый павильон (1918) • Шатёр (1921) • Огненный столп (1921) Пьесы • Дон Жуан в Египте (1912) • Игра (1913, опубликована 1916) • Актеон (1913) • Гондла (1917) • Дитя Аллаха (1918) • Отравленная туника (1918, опубликована 1952) • Дерево превращений (1918, опубликована 1989) • Охота на носорога (1920, опубликована 1987) Проза • Записки кавалериста (1914—1915) • Чёрный генерал (1917) • Весёлые братья • Африканский дневник • Вверх по Нилу • Карты • Девкалион • Тень от пальмы (1909—1916) Поэмы • Мик (1918) • Поэма начала (1921) Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов; 28 августа 1899, Воронеж, Российская империя — 5 января 1951, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург, самобытный по стилю и языку русский литератор первой половины XX века. • 1920 — рассказ «Чульдик и Епишка» • 1922 — книга стихов «Голубая глубина» • 1926 — рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы» • 1927 — повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича» • 1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком) • 1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927) • 1930 — «Котлован», «Шарманка» (пьеса) • 1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр» • 1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе • 1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов) • 1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов) • 1943 — «Броня» (сборник рассказов) • 1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита» • 1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» • 1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок) "Сокровенный человек" Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки. -- Естество свое берет!-- заключил Пухов по этому вопросу. «В один день, во время солнечного сияния, Пухов гулял в окрестностях города и думал — сколько порочной дурости в людях, сколько невнимательности к такому единственному занятию, как жизнь и вся природная обстановка». У Платонова «маленький человек» называется «сокровенным», так как он особенный, необычный, даже чудаковатый. Слово «сокровенный» в контексте повествования понимается как естественный, с открытой душой, имеющий то сокровище, что невозможно утратить. Пухов ищет смысл революции, пускаясь в путь. Он порывает со своей оседлостью, домашним уютом и воодушевленно начинает движение. Важнее всего для героя уют в душе. Пухов думает о своем месте в жизни, связи с природой. Для раскрытия характера своего героя Платонов выбирает мотив странничества. А с этим мотивом в русской литературе тесно связан образ праведника в поиске истины. В повести сюжет странствия имеет второй план: символизирует новое рождение человека. Эта тема является сквозной в произведениях Платонова, связанных с революцией. От нее автор переходит к теме пробуждения всего народа. Лейтмотив дороги, странствия Пухов путешествует в Новороссийск, в Баку, в Царицын образует сюжет повести, это символ духовного поиска героя. Идет он, не имея цели и не разыскивая ее. Он не случайно назван Фомой: как Фоме неверующему, ему хочется во всем убедиться самому, и он не страшится опасностей. А апостол Фома к тому же единственный, кто понял сокровенный, тайный смысл учения Христа. Пухов же хочет постичь смысл и итоги революции, взглянув на нее изнутри народного бытия. «Зачем революция, если она не несет высшей справедливости? Только пиршество смерти, все новые и новые жертвы», думает Фома, не находя для нее места в душе. В финале Пухов приходит к выводу, что для целостности мира необходимо всеобщее братство. Неожиданное сочувствие к людям, одиноко работающим против вещества всего мира, проясняется в заросшей жизнью душе Пухова. Постепенно он догадывается о самом важном и мучительном: отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции. Газ двигателя Пухов вобрал в себя, как благоухание, чувствуя свою жизнь во всю глубину -- до сокровенного пульса. -- Хорошее утро!-- сказал он машинисту. Тот потянулся, вышел наружу и равнодушно освидетельствовал: -- Революционное вполне. Ви́ктор Плато́нович Некра́сов (1911, Киев —1987, Париж) — русский советский писатель, диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Родился Виктор Некрасов 4 (17) июня 1911 года в Киеве, в семье врача. Отец — Платон Федосеевич Некрасов, мать — Зинаида Николаевна Некрасова, старший брат Коля Некрасов, юношей был запорот до смерти петлюровцами. В 1936 году Виктор Некрасов окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. После окончания института работал актёром и театральным художником. В 1941—1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945, в звании капитана был демобилизован. Член ВКП(б) с 1944 года (исключен из КПСС в 1973 г.) Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» 1946, № 8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время. Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после её прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. После того, как в «Новом мире» (1967, № 8) был опубликован очерк В. П. Некрасова «Дом Турбиных», люди потянулись к этому дому. Дом называют не по фамилии тут жившего автора романа «Белая гвардия», Михаила Булгакова, а по фамилии «живших» здесь его героев. Дом стал современной легендой Андреевского спуска. Из-за либеральных высказываний в 1969 году заслужил партийное взыскание, а 21 мая 1973 года на заседании Киевского горкома КПУ исключён из КПСС. При домашнем обыске у Некрасова 17 января 1974 года в Киеве КГБ были изъяты все рукописи и нелегальная литература. 10 июня 1974 года Виктор Некрасов подал документы на выезд из СССР (для поездки в Швейцарию на три месяца). В сентябре 1974 году получил разрешение на выезд за границу в Лозанну (Швейцария). Вызов в Швейцарию Виктору Некрасову оформил Николай Ульянов (родной дядя). 12 сентября 1974 года Виктор Платонович выехал из Киева в Цюрих. В Швейцарии встречался с Владимиром Набоковым. Далее жил в Париже, вначале у Марии Розановой и Андрея Синявского, затем на съёмных квартирах. В середине 70-х был приглашён писателем Владимиром Максимовым на должность зам. гл. редактора журнала «Континент» (1975-82), сотрудничал вместе с Анатолием Гладилиным в парижском бюро радиостанции «Свобода». Последним произведением писателя стала «Маленькая печальная повесть». Виктор Некрасов скончался от рака лёгких в Париже 3 сентября 1987 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. |