Главная страница
Навигация по странице:

  • Осип Эмильевич Мандельштам

  • Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский

  • Стихотворения Маяковского 1912 года. НОЧЬ

  • Особенности

  • Леони́д Никола́евич Андре́ев

  • Читательский дневник. Константин Дмитриевич Бальмонт


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКонстантин Дмитриевич Бальмонт
    АнкорЧитательский дневник.docx
    Дата15.01.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧитательский дневник.docx
    ТипДокументы
    #14005
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Семья


    • Отец — Платон Федосеевич Некрасов (1878—1917) — банковский служащий[4].

    • Мать — Зинаида Николаевна Некрасова (в девичестве Мотовилова; 24 июня 1879 года — 7 октября 1970 года, Киев) — врач-фтизиатр, дальняя родственница Анны Ахматовой[4]. Ей было посвящено стихотворение Леонида Киселёва «Осенний город»[5]

    • Брат — Николай Платонович Некрасов (1902—1918)

    • Бабушка — Алина Антоновна Мотовилова (1857—1943)

    • Дед — Николай Иванович Мотовилов (1855—1888)

    • Тётя — Софья Николаевна Мотовилова (1881—1966)

    • Тётя — Вера Николаевна Ульянова (Мотовилова) (1885—1968)

    • Дядя — Николай Алексеевич Ульянов (1881—1977)

    • Жена — Галина Викторовна Базий (1914—2001)

    • Пасынок — Виктор Леонидович Кондырев (род. 1939)

    Сочинения


    • «В родном городе». Повесть. М., 1954

    • «Первое знакомство». М., 1958

    • «Кира Георгиевна». М., 1961

    • «Вася Конаков». Рассказы. М., 1961

    • Избранные произведения. М., 1962

    • «По обе стороны океана» М., 1962

    • «Вторая ночь». Рассказы. М., 1965

    • «Месяц во Франции». М., 1965

    • «Путешествия в разных измерениях». М., 1967

    • «В жизни в письмах». 1971.

    • «Записки зеваки». — «Континент», № 4. 1975

    • «Взгляд и нечто». — Там же, № 12-13, 1977

    • «По обе стороны стены». — Там же, № 18-19, 1978-79

    • «Из дальних странствий возвратясь…» — «Время и мы», № 48-49, 61, 1979-81

    • «Сталинград». Франкфурт-на-Майне, «Посев», 1981

    • «Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы». Лондон, «OPI», 1983

    • «Маленькая печальная повесть». Лондон, «OPI», 1986

    Издания


    • «В окопах Сталинграда». Повесть, рассказы. М., «Знамя», М. № 8-10, 1946, «Правда», 1989. То же. М., «Панорама», 2000

    • «Маленькая печальная повесть». Проза разных лет. М., 1990 (послесловие Анны Берзер)

    • «Написано карандашом». Повести, рассказы, путевые заметки. Киев, 1990

    • «По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлиполет.» М., «ХЛ», 1991

    • «Записки». Роман. Повесть. Эссе. М., 1991 (предисловие Ефима Эткинда)

    • «В самых адских котлах побывал…». Сборник повестей, рассказов, воспоминаний и писем. М., 1991 (предисловие В. Потресова



    Осип Эмильевич Мандельштам (имя при рождении — Иосиф; 3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря 1938, лагерный пункт Вторая речка воВладивостоке) — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик.250px-mandelstam.jpg

    На раннем этапе испытывает влияние символизма ("Только детские книги читать...", "Silentium" и др.). Приход к акмеизму обусловлен требованием "прекрасной ясности", "вечности образов". От стихов из сборника "Камень" (1913) веет одиночеством, "мировой туманной болью".

    В годы Первой мировой войны в его поэзии звучат антивоенные и антицаристские мотивы ("Дворцовая площадь", "Зверинец" и др.). В поздних стихах звучит трагическая тема одиночества, жизнелюбие ("Стансы", "Нет, никогда, ничей я не был современник...").
    Периоды творчества

    Период «Камня»: сочетание «суровости Тютчева» с «ребячеством Верлена». «Суровость Тютчева» — это серьёзность и глубина поэтических тем; «ребячество Верлена» — это лёгкость и непосредственность их подачи. Слово — это камень. Поэт — архитектор, строитель.

    Период «Тристий», до конца 1920-х годов: поэтика ассоциаций. Слово — это плоть, душа, оно свободно выбирает своё предметное значение. Другой лик этой поэтики — фрагментарность и парадоксальность. Мандельштам писал позже: «Любое слово является пучком, смысл из него торчит в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку».

    Период тридцатых годов XX века: культ творческого порыва и культ метафорического шифра. «Я один пишу с голоса», — говорил о себе Мандельштам. Сначала к нему «приходил» метр («движение губ», проборматыванье), и уже из общего метрического корня вырастали «двойчатками», «тройчатками» стихи. «Квартира тиха, как бумага», «У нашей святой молодёжи», «Татары, узбеки и ненцы», «Люблю появление ткани», «О бабочка, о мусульманка», «Когда, уничтожив набросок», «И клёна зубчатая лапа», «Скажи мне, чертёжник пустыни», «В игольчатых чумных бокалах», «И я выхожу из пространства».
    Н. Струве предлагает выделить не три, а шесть периодов:

    1. Запоздалый символист: 1908—1911

    2. Воинствующий акмеист: 1912—1915

    3. Акмеист глубинный: 1916—1921

    4. На распутье: 1922—1925

    5. На возврате дыхания: 1930—1934

    6. Воронежские тетради: 1935—1937

    ***

    Я ненавижу свет

    Однообразных звезд.

    Здравствуй, мой давний бред,-

    Башни стрельчатый рост!

    Кружевом, камень, будь

    И паутиной стань,

    Неба пустую грудь

    Тонкой иглою рань!
    ***

    Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

    Души готической рассудочная пропасть,

    Египетская мощь и христианства робость,

    С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

    Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

    Я изучал твои чудовищные рёбра,

    Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

    И я когда-нибудь прекрасное создам.
    ***

    Нет, не луна, а светлый циферблат

    Сияет мне, - и чем я виноват,

    Что слабых звезд я осязаю млечность?

    И Батюшкова мне противна спесь:

    Который час, его спросили здесь,

    А он ответил любопытным: вечность
    ***

    Я не увижу знаменитой «Федры»,

    В старинном многоярусном театре,

    С прокопченной высокой галереи,

    При свете оплывающих свечей.

    И, равнодушен к суете актеров,

    Сбирающих рукоплесканий жатву,

    Я не услышу, обращенный к рампе,

    Двойною рифмой оперенный стих:
    — Как эти покрывала мне постылы...
    "Утро акмеизма", 1912
    "... мироощущение для художника орудие и средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное — это само произведение".

    "... когда художнику говорят о действительности, он только горько усмехается, потому что знает бесконечно более убедительную действительность искусства".

    "Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов. И, если у футуристов слово как таковое еще ползает на четвереньках, в акмеизме оно впервые принимает более достойное вертикальное положение и вступает в каменный век своего существования".
    "Акмеизм — для тех, кто обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы".
    "Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания".
    "Строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство".
    "Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше самих себя — вот высшая заповедь акмеизма".
    "Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить".
    Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния —14 апреля 1930, Москва) — русский советский поэт.c:\users\qq\desktop\новая папка\photo-38big.jpg

    Владимир Маяковский родился в селе Багдади Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра автора исторических романов Г.П.Данилевского.

    У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949) и братья Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер во младенчестве).

    В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси.

    В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. марте 1908 года был исключён из V класса из-за неуплаты за обучение.

    Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией.

    В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. В 1908—1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы).

    Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии.

    30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В. В. в артистическом подвале «Бродячая собака».

    В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений).

    В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский».

    В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». Вскоре своё отношение к службе в царской армии Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.

    В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел первый большой сборник «Простое как мычание». 1917 год — «Революция. Поэтохроника».

    Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям.

    17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш».

    В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев, Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924).

    Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927 года ностальгические главы.

    В 1922—1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа — «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др.

    В 1922—1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926—1929 годах — с «Комсомольской правдой». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др..

    В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

    Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП.

    На протяжении почти всей жизни Маяковского его музой была Лиля Брик.

    Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично («Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые», «А вы могли бы?»), сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью («Скрипка издёргалась упрашивая»), ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство («Я, воспевающий машину и Англию / Может быть просто / В самом обыкновенном Евангелии / Тринадцатый апостол»).

    По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом».

    После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, он изобличает пороки и недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой.

    В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня».

    Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

    "Облако в штанах" (1914-1915 гг.) - программное произведение Маяковского. Автор предварил его таким предисловием: "Облако в штанах" (первое имя "Тринадцатый апостол" зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизисом сегодняшнего искусства. Четыре крика 4 частей: Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!

    Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана». Известно, что сам В.В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что подобный жест вызван не только и не столько желанием выделиться, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болезненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова.

    Стихотворения Маяковского 1912 года.

    НОЧЬ

    Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —

    10 плыла, изгибаясь, дверями влекома;

    каждый хотел протащить хоть немножко

    громаду из смеха отлитого кома.
    Я, чувствуя платья зовущие лапы,

    в глаза им улыбку протиснул; пугая

    ударами в жесть, хохотали арапы,

    над лбом расцветивши крыло попугая.

    Впервые напечатано в альманахе "Пощечина общественному вкусу", М., 1912.

    Особенности:

    1) Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей».

    2) Движение лирического сюжета поэмы обусловлено исповедью героя, временами достигающей высокого трагизма (первые публикации отрывков из «Облака» имели подзаголовок «трагедия»).

    3) Первая часть поэмы – о трагической неразделенной любви поэта. Она содержит невиданной силы ревность, боль, взбунтовались нервы героя: «как больной с кровати, спрыгнул нерв», затем нервы «скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги».

    4) Для лирического героя любовь равнозначна самой жизни. Лирика и грубость здесь внешне противоречат друг другу, но с психологической точки зрения реакция героя объяснима: его грубость – это реакция на отвержение его любви, это защитная реакция.

    5) Из всех видов искусства Маяковский обращается к поэзии: она слишком оторвалась от реальной жизни и от реального языка, которым говорит улица, народ. Поэт гиперболизирует этот разрыв:

    а во рту

    умерших слов разлагаются трупики.

    6) В поэме тоже нет ни седых волос – старых рифм и размеров, – ни старческой нежности прежней русской литературы – литературы бессильных людей. Поэма написана таким размером, свободным и закономерным, как ритм плача или брани. Рифмы Маяковского не дают полного совпадения звуков, но как бы отступают друг от друга на полшага, так же, как отступают, напоминая друг друга, но не совпадая, параллельные образы, которыми широко пользуется автор.

    Опять влюбленный выйду в игры,

    огнем озаряя бровей за́гиб.

    Что же!

    И в доме, который выгорел,

    иногда живут бездомные бродяги!

    7) Поэма написана тетраптихом - жанровое обозначение изобразительного вида искусства.

    8) Позиция лирического героя Маяковского близка позиции Базарова.

    9) Поэзия Маяковского на протяжении всего творческого пути остаётся и романтической, и футуристической одновременно.

    10) Произведениям поэта свойственна экспрессия, богатство слуховых связей и зрительных ощущений.

    11) В новом мастерстве Маяковского улица, прежде лишенная искусства, нашла свое слово, свою форму. Сегодня мы у истоков великой реки. Не из окна смотрел поэт на улицу. Он считает себя ее сыном, а мы по сыну узнаем красоту матери, в лицо которой раньше смотреть не умели и боялись.

    Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния — 28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии, а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.
    Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках.

    Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г.

    В 1915 г. он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов — «Радуница». Сотрудничал в эсеровских журналах, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония».

    В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов.

    В 1922—1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924—1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал поэму «Баллада о двадцати шести» 1924, «Анну Снегину» 1925 , «Персидские мотивы» 1925.

    Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924), поэме "Черный человек" (1925).

    Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.

    Ранняя лирика Есенина носит религиозный характер, и огромную роль в ней играют по-своему осмысленные библейские образы. Молодой Есенин верил в Христа как в гения, одаренного светлым «умом человека, как в благородную душу, образец любви к ближнему» - и только. Он подверг сомнению Божественную суть Христа. Христос, как считал С. Есенин, указал, как надо жить, но не сказал, ради чего следует жить. Сам он пришел к выводу о том, что истина жизни - в единстве всего мира, что «все люди - одна душа». «Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами?»

    О язычестве раннего Есенина говорит и название его первой книги “Радуница”. Радуница — это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднованию в честь Рода, божества-предка. Богородица сливается с образом богини-матери, земли, творящей силы природы. Спас также предстает чуть ли не языческим божеством.

    Лирический герой ранней лирики Есенина — откровенный язычник.

    «Не жалею, не зову, не плачу»

    Дата создания: 1921, опубл.: Кр. новь, 1922, № 2, март-апрель.

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,

    Сердце, тронутое холодком,

    И страна берёзового ситца

    Не заманит шляться босиком.

    Леони́д Никола́евич Андре́ев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская Империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

    Детство


    Родился в Орле в не очень обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) — дочери разорившегося польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана..

    В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. Начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер».

    Первая русская революция и довоенные годы


    Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».

    В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко.

    В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор»..

    В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена.

    Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году — Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

    В 1908 году Андреев женится на А. И. Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

    С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».

    После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».

    12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта