Главная страница
Навигация по странице:

  • Что ж ты смотришь так синими брызгами Иль в морду хошь

  • Не вчера ли я молодость пропил Разлюбил ли тебя не вчера

  • Проклиная удел свой и дом

  • Курсовая - стихи Есенина. Любовная лирика в творчестве С. Есенина (на примере самых известных стихотворений)


    Скачать 166.5 Kb.
    НазваниеЛюбовная лирика в творчестве С. Есенина (на примере самых известных стихотворений)
    Дата12.01.2021
    Размер166.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая - стихи Есенина.doc
    ТипКурсовая
    #167301


    Русская литература
    Тема: Любовная лирика в творчестве С. Есенина (на примере самых известных стихотворений)

    Курсовая работа

    Содержание

    1. Анализ присутствия темы любви в творчестве Есенина 6

    1.1 Влияние детского восприятия на развитие личности и духовный мир поэта 6

    1.2 Развитие любовной лирики в соответствии с этапами творческого пути 10

    2. Любовь к женщине как «сокровенное» в лирике Есенина 16

    2.1 Любовь юности - прототипы Анны Снегиной 16

    2.2 «Я искал в этой женщине счастья» 19

    Заключение 28

    Список использованной литературы 30

    Введение

    Творчество великого русского лирика Сергея Есенина не однозначно вошло в жизни русского читателя. Его литературная деятельность прошла несколько этапов: от признания и рукоплескания, до критики и суровой цензуры на родине (до середины 50-х годов XX века), наконец, признания классикой советской литературы. После решающих политических изменений в нашей стране, когда творческая деятельность перестала подвергаться суровой цензуре, изучение творческого и жизненного пути Есенина поднялось на более высокую ступень. В большом количестве литературы, посвященной поэту, основное внимание уделяется внешним сторонам его жизни: кабацким похождениям, скандальным выходкам, женитьбе на Дункан и пр. Продолжаются обсуждения и попытки в открытии сенсационных заявлений по поводу его гибели. Все эти биографические особенности не позволяют в полной мере раскрыть внутренний мир поэта.

    Личность поэта и содержание его творений проявляются не столько в его публичных экстравагантных поступках, сколько в его поэзии. Максим Горький в свое время заметил, что Есенин создан природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком.1

    Стихи открывают нам настоящего Есенина, помогают увидеть его во всей противоречивости и правде, подчас жестокой и беспощадной.

    Поэзия Есенина появляется в период смутного и грозного времени, мировой войны, революции, гражданской междоусобицы, разрухи, голода, красного террора. Однако стихи Есенина в меньшей степени отражают драматизм своей эпохи, а в большей степени воспевают любовь к природе, любовь к женщине, любовь к Родине и к жизни в целом.

    В глубине души Есенин ощущал себя «народным поэтом». «Стихи начал писать, подражая частушкам», - подчеркнул поэт в своей автобиографии 1923 года.2. Задорная и подчас непристойная народная частушка – один из истоков «хулиганской лирики» в творчестве Есенина. Некоторые из современных критиков, считают, что Есенин просто изображал из себя хулигана. Другие считают, что Есенина подчинила себе и погубила городская богема (тем более, что поэт и сам утверждал этот образ в своих стихах). Эти формы поэзии характерны «для обрисовки основного облика деревенского парня, освободившегося от патриархальных бытовых уз и не нашедшего еще себя в новой, непривычной ему жизни».3 Присущее творчеству Есенина хулиганство – естественное проявление его мятущейся и мятежной натуры, охваченной губительным «безверием». Говоря об «огромном запасе человеческой нежности» у Есенина, Д.П. Святополк-Мирский подчеркивал, что она особенно заразительна в его чудесных стихах о животных».4 «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Собака Качалова».

    Не смотря на разнохарактерность произведений Есенина и смену настроений автора, любовь - главная тема его творчества, она проходит красной нитью через все его произведения и жизнь. Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни человека. Поэтому раскрытие темы данной курсовой работы предполагает рассмотрение всех этапов творчества Сергея Есенина, развитие его межличностных отношений, осмысление смысла жизни, отразившееся в его стихах.

    Для написания работы используются литературные источники, авторы которых являются современниками Есенина и свидетелями его жизни, а также современные книги, статьи, отражающие новые факты и оценку происходящим событиям.

    Материалом, для данной работы послужила поэзия С.Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

    Предмет исследования – биография С.Есенина, образы женщин, влияющих на его судьбу и творчество.

     Целью настоящего исследования является: определение влияния детских впечатлений на формирование характера Есенина, особого личностного жизненного восприятия, проявляющемся в творчестве Есенина; анализ произведений посвящённых женщинам, с которыми соприкасался Есенин, но не нашёл желаемого покоя.

    Достижение предполагаемой цели связано с решением частных задач:

    1) рассмотреть мотивы любовной лирики С.Есенина и выявить стилистические особенности его поэзии;

    2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций.

    Методы исследования, опираются на принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений.

    Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе показывается формирование личности Есенина, описание атмосферы, в которой зарождались основные черты его характера. Вторая глава посвящена женщинам, повлиявшим на его судьбу и творчество, отношение к которым выразилось в его поэзии.

    1. Анализ присутствия темы любви в творчестве Есенина

    1.1 Влияние детского восприятия на развитие личности и духовный мир поэта


    Биографический опыт любого человека, по мнению психологов, содержит следы детского опыта в период формирования его основных жизненных установок. Этот опыт существенно влияет на его поведение во взрослой жизни, на способы поведения и реагирования. Во взрослой жизни человек сталкивается с теми моделями, которые знакомы и понятны с детства, неосознанные переживания имеют тенденцию повторяться вновь и вновь с разными людьми, в разных ситуациях, в различные моменты жизни. Детство оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь человека, на формирование его характера, на развитие его как личности, позволяя освоить ребенку глубокие человеческие премудрости: любовь, доброту, уважение к человеку.

    Детство, окружение, прошлое семьи слишком многое определяют в становлении личности и восприятии мира, чтобы можно было ими пренебречь. Не зря Гете говорил, что, для того чтобы понять поэта, надо побывать на его родине. [2. с. 3]

    Сергей Есенин родился на рязанской земле, в селе Константинове, в семье крестьян. Никто не подозревал, что он-то и есть подарок судьбы, который станет со временем гордостью всего края. Он рос обычным деревенским мальчишкой со своими мальчишечьими заботами, радостями и горестями. [2. с. 3])

    — Я рос, — рассказывал Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой. Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а он, напротив, закалить… [14]

    Любовь как чистое, искреннее и всепоглощающее чувство была присуща поэту с самого его детства. Еще маленьким мальчиком он слушал шепот деревьев в родных лесах, ловил мелодию ветра, проникался красотой окружающей его природы, сам того не зная он закладывал в своей душе основы будущей любовной лирики. Из всего этого он на всю жизнь вынес то бесконечное обожание к краю, в котором он родился и вырос.

    Картины русской природы, ее ширь, неповторимый аромат полей и лугов явились первым и сильным впечатлением детства. В Константинове знали и любили русскую песню, много пели и в семье Есениных. Песня заставляла грустить и радоваться, утешала и согревала в трудные минуты жизни. Впоследствии, обращаясь к сестре Шуре, Есенин писал:

    Ты запой мне ту песнь, что прежде

    Напевала нам старая мать,

    Не жалея о сгибшей надежде,

    Я сумею тебе подпевать.

    Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал писать в своих стихах, которые были сродни привольной и задумчивой русской песне:

    Я навек за туманы и росы

    Полюбил у березки стан,

    И ее золотые косы,

    И холщовый ее сарафан.

    У Есенина был свой поэтический мир. Весьма показательно, что первые стихи печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредственностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет. В стихотворениях Есенина воспета и песенная "белая березка", и русская снежная зима, которая "поет и аукает стозвоном сосняка", и отливающая перламутром крапива, "поздравляющая" всех с добрым утром.

    "О Русь - малиновое поле

    И синь упавшая в реку-

    Люблю до радости ,до боли

    Твою озерную тоску"

    Пейзаж Есенина - не перечень композиционных элементов, не бесстрастное нанесение цветовых мазков и пятен - это всегда нравственный итог, исповедь, восторг, покаяние, наставление, завещание.

    Основное место в творчестве Есенина занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

    Феномен любви появляется в его стихотворениях сначала в контексте подражания русскому народному творчеству, песням и сказам (речь идет, например, о "Подражании песне", "Хороша была Танюша", "Выткался на озере алый свет зари"). Это еще полушутливая-полудраматичная любовная лирика с крестьянским отливом, которая, зачастую, не основывается на личном опыте, а потому не столь драматична, как это окажется впоследствии (поздняя любовная лирика поэта будет также насыщена драматизмом, но это уже будет его личная драма, а не драма народа).

    Есенин, воспитывавшийся в крестьянской среде, сын рязанского крестьянина, находит в стихах свой собственный языковой стиль. На ранних этапах творчеств его вдохновляют местные речения, диалекты, частушки, побаски. «Народный поэт» и «поэт родной земли» - таким хотел себя видеть юный Есенин. Есенин, меняя деревенский образ жизни на городской, проживая в крупных города России и Европы, сохраняет образ русского человека, выходца из народной среды.

    Нравственная культура русского человека определятся набором качеств, присущих представителям русского народа. Это сохранение русского языка, доброта, честность, любовь к ближнему. У Русских людей спокойное выражение лица, доброжелательный взгляд, доброе отношение к окружающему миру. Нам не свойственно оранье, как к примеру южным народам, у которых такое общение является частью культуры. Русский человек легко прощает. Ему гораздо легче простить ближнего, чем пытаться ему мстить. Для русского человека характерно сильно развитое чувство справедливости, понятие совести, свободолюбие, любовь к природе, к окружающим людям, взаимовыручка.

    Все эти черты присущи Есенину. Есенин, со слов знакомых ему людей, характеризовался необычайной добротой, необычайной мягкостью, необычайной чуткостью и повышенной деликатностью.

    Если попытаться назвать «самого русского », «самого крестьянского », «самого бесшабашного» поэта, то имя Сергея Есенина всплывает само собой. В личности Есенина отражаются все противоречия эпохи, в которую он жил.

    Лев Троцкий, хорошо знавший Есенина, писал о нем:

    — Он нередко кичился резким жестом, грубым словом. Но надо всем этим трепетала совсем особая нежность, неограниченной, незащищенной души. Полунапускной грубостью Есенин прикрывался от сурового времени, в какое родился… Прикрывался маской озорства, и отдавая этой маске внутреннюю, значит, не случайную дань, Есенин всегда, видимо, чувствовал себя не от мира сего. [14] В представлениях переводчицы Лолы Кинел Есенин был “вежливый, уклончивый, прикидывающийся дурачком, но довольно скрытный, с таким хитрым выражением в уголках глаз…

    Может быть, именно поэтому, по словам философа, писателя и поэта Юрия Мамлеева, «если в двадцать первом веке у нас в России сохранится такая же глубокая любовь к поэзии Есенина, какая была в двадцатом веке, то это будет явным знаком того, что Россия не умерла».

    1.2 Развитие любовной лирики в соответствии с этапами творческого пути


    Если отслеживать вехи развития любовной лирики в поэтическом наследии Сергея Есенина, мы обнаружим, что уже в ранних стихотворениях Есенин оригинален и неповторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

    С самых ранних стихов в лирике Есенина – тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фолклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, Например «Подражание песне»:

    Ты поила коня из горстей в поводу,

    Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

    Я смотрел из окошка на синий платок,

    Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

    Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я» народной лирической песни.

    Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Клененочек маленький матке

    Зеленое вымя сосет.

    В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жизни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: "плачет иволга", "плачут глухари", а герою "не плачется", у него "на душе светло".

    В дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии народного творчества. В отличие от модернистской литературы его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и проникновенным лиризмом. В стихах много взято из поэтического арсенал народной поэзии: "кольцо милашки", "лиходейная разлука", "коварная свекровь", "темна ноченька", "березка-свечка", "девичья красота", "шелковы купыри" и т.д. Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, где "пахнет рыхлыми драченами", "вьется сажа над заслонкою", "квохчут куры беспокойные", а "обедню стройную запевают петухи" ("В хате", 1914).

    Многие стихотворения Есенина представляют поэтический, взволнованный и искренний рассказ о своей жизни, о близких, о судьбе и неизбежном расставании с милой землей: "Письмо к матери", "Письмо к женщине", "Письмо сестре", "Письмо деду", "мой путь", "Собаке Качалова" и другие. Они свидетельствуют о неразрывной связи поэта с родными близкими, дышат теплотой сыновней любви и преданности, сожалением об ушедшей молодости, о том, что не всегда он оправдывал надежды тех, кто был ему дорог и мил.

    В более позднем стихотворении "Мой путь" Есенин вспомянет один значимый эпизод своей юности:

    В пятнадцать лет

    Взлюбил я до печенок

    И сладко думал,

    Лишь уединюсь,

    Что я на этой,

    Лучшей из девчонок,

    Достигнув возраста, женюсь.

    Неудержимое подростковое влечение к женщине нашло свое яркое поэтическое выражение в прекрасных стихотворениях написанных в 1910—1911 годах, когда Есенин уже учился в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе: "Выткался на озере алый цвет зари..." и "Темна ноченька, не спится..."

    Какая подлинная страстность звучит в этих строках:

    ... Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

    Сядем в копны свежие под соседний стог.

    Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

    Хмельному от радости пересуду нет.

    Тот же мотив звучит и в стихотворении "Темна ноченька, не спится…":

    ... Залюбуюсь, загляжусь ли

    На девичью красоту,

    Однако не стоит думать, что Есенин, пользуясь своим обаянием, стал записным ловеласом. Если судить по воспоминаниям его земляков, на вечеринках и посиделках он вел себя скромно, во время прогулок с девушками читал стихи, чаще не свои, а Лермонтова, и никогда не хвастался своими победами, которых было, надо полагать, не мало, но и не так уж много. Очень часто он довольствовался чисто платонической любовью. (Грибанов)

    Светское общество в Москве с восторгом принимает голубоглазого и светловолосого семнадцатилетнего парня из простой деревенской семьи, у которого одинаково удачно получается и любовная лирика, и философская поэзия и пейзанские вирши. Его честные стихи приходятся ко двору, Есенин становится символом крестьянской Руси. Но в его жизни появляется пресловутая любовная лирика, основанная не на устном творчестве, а выстраданная, от безумной любви. Короткое любовно приключение с Л. И. Кашиной, помещицей с. Константиново, которая была на 10 лет старше Есенина, сохранилась в сердце поэта и через год буря страстей отразилась в стихотворении "Зеленая прическа, девическая грудь". О многом говорят проникновенные строки этого произведения:

    Луна стелила тени,

    Сияли зеленя,

    За голые колени

    Он обнимал меня.

    В стихах о любви, относящихся к 1918 – 1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворённость чувства и его целомудренность.

    Один из ближайших друзей поэта, литератор Георгий Устинов, недаром писал, что элементы эротики совершенно отсутствовали в стихах Есенина. «”Были, впрочем, такие элементы, - добавляет он, - но совершенно целомудренного, я бы сказал детски-целомудренного характера, вроде: “Отрок-ветер по самые плечи заголил на берёзке подол” или о той же берёзке и о пастушке: “За голые колени он обнимал её”…»[10]. В таком духе, вероятно, должна была быть выдержана задуманная Есениным в начале 1918 года (но не осуществлённая) книга «Стихи о любви».

    В стихотворениях много философских размышлений о любви, жизни, человеческих чувствах. Часто слова поэта о любви звучат афористично:

    О любви в словах не говорят,

    О любви вздыхают лишь украдкой,

    Да глаза, как яхонты, горят.

    Создание цикла стихов «Персидские мотивы» должен был быть вершиной его творчества. Есенину было ясно что она ещё не достигнута. Персидские стихи нравились Есенину, он считал их лучшими из всех что написал. Стихи цикла рассказывают о человеческой любви. Чувства поэта обострены и изменчивы, «как волнистая рожь при луне». И в этой напряжённости и неустойчивости эмоций вся его жизнь:

    Эти волосы взял я у ржи,

    Если хочешь, на палец вяжи –

    По кудрям ты моим догадайся.

    Дорогая, шути, улыбайся,

    Не буди только память во мне

    Про волнистую рожь при луне.

    [«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» ].

    Чтобы передать это восхищение Есенин прибегает к излюбленному в персидской поэзии сравнению красоты возлюбленной с красотой розы – лучшего цветка сада : все розы должны быть уничтожены, чтобы они не могли соперничать с Шаганэ:

    Я б порезал розы эти,

    Ведь одна отрада мне –

    Чтобы не было на свете

    Лучше милой Шаганэ.

    [«Ты сказала, что Саади…» ]

    1924-1925 годы отличаются в творчестве Есенина соединением эпического охвата действительности с глубоким лирическим проникновением в жизнь и человеческие отношения. Вершиной творчества поэта явилась поэма "Анна Снегина".

    Поэма представляет до некоторой степени итоговое произведение, в котором Есенин отразил свои выстраданные мысли о жизни народа, о революции, свои философские раздумья о жизни человека на земле и, наконец, свое поистине святое отношение к первой любви, которая открывает перед человеком новые миры и хранится в сердце всю жизнь.

    1924-1925 - период творческого взлета Есенина. Они были так же для него плодотворны как болдинская осень для Пушкина. За то время Есенин создал большое количество произведений разных жанров: поэмы, баллады, стихотворения.

    В стихотворении "не жалею, не зову, не плачу..." Есенин заключает: "Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть". Поэт надеется, что в будущем его песни вспомнят новые поколения? "И, песне внемля в тишине, любимая с другим любимым, быть может, вспомнит обо мне, как о цветке неповторимом".

    В последний период творчества Есенин, по – прежнему, выражает чувство огромной любви к местам, где он родился, где прошло его детство. Он пишет о том, что "милый край" изменился, изменилась жизнь и сознание людей.

    Я люблю Родину,

    Я очень люблю Родину!

    "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - Жива одной большой любовью, любовью к Родине, чувство Родины - основное в моем творчестве". С болью пишет Есенин о тоске по родному дому в деревне, о том, что дом этот "без меня ссутулился" и что "на московских изогнутых улицах умереть, знать, судил, мне бог" ("Да! Теперь решено...",1922).

    В лирических стихотворениях Есенин далек от пессимизма - он благословляет жизнь и выражает веру в ее вечное движение, говорит о бесконечной любви к людям, "что живут со мною на земле".

    Любовная лирика Сергея Есенина бесконечно многослойна: он поет о любви восторженно и прославляюще, обреченно и разоблачающе, с надеждой, болью, отчаяньем, верою в чудо и радостью, горечью и сомнением. Поет о "возрасте осени", который "дороже юности и лета"; поет о любви как о "спасенье беспокойного повесы"; поет о том, как "чувство перезрело" и о том, как в любимых глазах можно увидеть море, "полыхающее голубым огнем". Каждая любовная история в жизни поэта - это любовная лирика из тех же уст, но под новым углом, это еще одна дверь в бесконечный мир вселенской любви.

    2. Любовь к женщине как «сокровенное» в лирике Есенина

    2.1 Любовь юности - прототипы Анны Снегиной


    Сергей Есенин был любвеобильным великим русским поэтом. В его жизни были женщины, которые любили его, а он их нет, женщины, которых он любил, но они не отвечали ему взаимностью. Наконец, были и “розочки” — так Есенин называл случайных женщин в своей судьбе.

    Многие полагают, что отсутствие материнской ласки в детстве заставляло его подсознательно искать не просто близости с женщинами, не только удовлетворять свои желания. В не меньшей, а может быть, и в большей степени он ждал от женщин проявления чувств, чем-то похожих на материнские. Разве не этим объясняется тот известный факт, что все женщины, которыми он увлекался или которых действительно любил, были старше его, если не считать последний год жизни?(Грибанов)

    Женщины, озарившие жизнь юного Есенина и ставшие ему дорогими и памятными, угадываются в образе главной героини поэмы «Анна Снегина». Одна из них широко известна, это Лидия Ивановна Кашина, дочь богатого помещика Ивана Петровича Кулакова. Лидия Ивановна Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. В память об этой весне Сергей написал Кашиной стихотворение «Зелёная причёска…» Прогулкой с Кашиной на яр летом 1917 года навеяно стихотворение «Не напрасно дули ветры…»

    Происхождение имени и фамилии героини имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность» и освящено классической русской традицией (Анна Каренина. Л. Н. Толстого, «Анна на шее» А. П. Чехова.), не случайно совпадает с именем Анны Александровны Сардановской, внучатой племянницы отца Ивана (И. Я. Смирнова), священника села Константиново, которой в юности тоже был увлечён поэт.

    Во второй половине 1916 года Есенин во время краткосрочного отпуска с военной службы ездил в Константиново и виделся с ней. 14 июля 1916 года Сардановская писала поэту: «Спасибо тебе что пока ещё не забыл Анны, она тебя тоже не забывает… Какая великолепная устанавливается после тебя погода, а ночи – волшебство». В первой публикации поэт посвятил Анне Сардановской стихотворение «За горами за жёлтыми долами».

    Но самые удивительные ассоциации имеются с третьей женщиной; которая «дала» есенинской героини не только фамилию и сюжет, но и привела за собой других героев. Эта женщина – писательница, автор нескольких книг -Ольга Павловна Сно, которая подписывала свои произведения: «О. П. Снегина, Ольга Снегина, О. Снегина, Снежинка, О. С.». Знакомство Есенина со Снегиной состоялось в апреле 1915 года в её литературном салоне, куда поэта привёл его друг М. П. Мурашов, автор нескольких очерков для журналов, где Снегина состояла в редколлегии. К тому времени писательница была известна в широких литературных кругах. Гостями её были: Ф. Шаляпин, И. Е. Репин, Л. Андреев, С. Чёрный. Часто она встречалась с И. С. Буниным. Кроме того, Есенин и Снегина встречались под одной обложкой в журнале «Голос жизни». Для Есенина эта публикация была особенно дорога и памятна как первая крупная подборка его стихов в петербургском журнале с первой рецензией, сопроводительной статьёй Зинаиды Гиппиус. А рядом напечатан рассказ Снегиной «Тени теней».

    Первая любовь, первые встречи в петербургской печати, первая оценка критики. Всё соединилось в одном образе!..[ 17, с.14]

    Псевдоним «Снегина» - перевод фамилии мужа-англичанина, литератора Е. Э. Сноу (что в переводе - снег (Snow). Появление у Есенина в поэме лондонской печати! Не случайно Анна Снегина эмигрирует в Англию.

    Есенин был хорошо знаком с очерком Снегиной посвящённым революционной деревне и проникнутым народническим настроением. Доказательство - перекличка его поэмы с «На хуторе», опубликованном в «Биржевых ведомостях», где печатался и Есенин. В вариантах поэмы упоминается Галёрная улица, где была расположена редакция этой газеты. Совпадает место действия поэмы и очерка. Деревня и хутор, где сохранилась дворянская усадьба и «Княгинин парк», и персонажи – молодой парень «Сергунька» (ласковое имя Есенина); Проня Красноносый ленив, шельмоват, прямо сказать, большой пакостник, убит бандитом анархистом, перевозчик Фёдор требует денег за переправу, бабка Прасковья и др. Атмосфера революционной деревни в «Анне Снегиной» противоположна «невыразимому спокойствию, которое веет от моря колосьев», в очерке Снегиной, где лишь Сергунька интересуется далёкой столицей и революцией.

    Поэт изображает разных женщин и разную любовь, от первого чувства до преступной страсти. «Теперь бы с красивой солдаткой завесть хорошо роман» – думает Сергей по дороге в Криуши. В словах о русском мужике оказывается уместным и образ, построенный в форме русской озорной загадки.

    Он мыслит до одури о штуке

    Катающейся между ног.

    Несмотря на её вульгарность, ответ прост – велосипед.

    На протяжении всего произведения поэт настойчиво употребляет эпитет «белый» и включает его в разные картины. Белый цвет-символ духовной чистоты высокой нравственности, и непогрешимости в христианстве, и цвет траура в крестьянской среде. Сочетание «Анна Снегина», кроме заглавия, нигде больше не употребляется. Фамилия Снегина употребляется только в связи со старой помещицей Снегиной или домом Снегиных. Эпитет «белый» заменяет собой фамилию и появляется там, где автор говорит об Анне не упоминая её имени. И неожиданно белый цвет отражается на белом коне – коне победителя, калифа на час – Керенского и на двух «белых медалях», которые носил на груди хвальбишка и трус Лабутя. Образ девушки в белой накидке и образ надменной помещицы Снегиной, который символизирует печальную тайну, преступную страсть женщины, брошенной, как выпитая бутылка, а так же той «Анны Снегиной», которая в эмиграции вспоминает о родине, и о необуздываемой первой любви, не совпадают и живут как бы отдельной жизнью. Таким же сложным и противоречивым оказывается отношение героя – рассказчика, изысканного и прославленного столичного поэта, к революции и деревенским персонажам…

    2.2 «Я искал в этой женщине счастья»


    У Есенина было несколько официально зарегистрированных отношений с женщинами, гражданских браков и простых увлечений. Есенин относился к своим женщинам потребительски. Он хотел от них всего — ласки, нежности, заботы, устройства домашнего очага, детей, сам же ничего им не давал, кроме стихов и тяжких забот о себе. В семейных делах у поэта не было простой житейской мудрости, которая дается всем мало-мальски развитым людям. В делах житейских, в любви Есенин пребыл в состоянии “не от мира сего”. Его страстное увлечение той или иной женщиной разбивалось об его поэтическую натуру лирика, выражавшуюся в непосредственности и искренности. Именно поэтому женщины, способные относится к нему как к ребенку, становились его женами.

    Ближе всех к пониманию Есенина как человека и поэта подошла Галя Бениславская, которая долгие годы его любила, материально поддерживала, обеспечивала жильем. В одном из своих писем к ней (из Ленинграда, 15 августа 1924 года) Есенин писал:

    “Галя милая! Я очень люблю Вас и очень дорожу Вами…Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного…”

    В одном из своих писем Есенин отказался от любви Гали Бениславской, написав ей, что она похожа на мужчину. Но это не остановило ее любви к нему. После гибели поэта Галя застрелилась на его могиле.

    Первой гражданской женой Есенина была Анна Изряднова, с которой они стали жить в 1914 году, ей и была посвящена первая любовная лирика Есенина. В 1917 году поэт влюбился в актрису Зинаиду Райх и прожил с ней в браке 5 лет. В 1922 году Сергей Александрович повторно женился на танцовщице Айседоре Дункан, которая была старше его на 18 лет.

    Зинаида Николаевна Райх (1894 – 1939) - ведущая актриса театра Мейерхольда. Скудно говорят о ней в критической литературе, связанной с именем Сергея Есенина. Отчасти в этом повинен сам поэт, всего однажды бегло упомянувший о Райх в автобиографии, помеченной 20 июня 1924 года: «1917 произошла моя первая женитьба на Зинаиде Райх в 1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 – 1922 годов»[4, с. 156].

    Развод, состоявшийся в 1921 году, не означал полного разрыва – З. Райх прочно соединила свою судьбу с Мейерхольдом, Есенин делал попытки обрести новую семью, но они продолжали, видится, и эти встречи, видимо, причиняли обоим боль.

    Пути Есенина и Зинаиды Рейх скрестились в необыкновенное время, между Февральской и Октябрьской революциями, в канун великих исторических свершений. Есенин был окрылён и счастлив сознанием своих неисчерпаемых поэтических возможностей; оба были молоды, независимы, хороши собой, полны нерастраченных сил, оба жили в предвкушении близких и радостных перемен. Тем, кто видел их вместе в то время, вероятно, казалось, что они созданы друг для друга: синеглазый, золотоголоваый Есенин и темноволосая, с глазами как вишни, удивительно женственная Райх. Время показало, что этот союз был чреват противоречиями.

    Орешин вспоминает, с какой радостной и немного забавной гордостью Есенин уже про первом знакомстве заговорил о том, что он не одинок, у него есть своё гнездо, семья: «…Я, брат, жену люблю! Приходи к нам… Да вообще… так нельзя… в одиночку!»[10] с. 263] . Нельзя считать случайностью, что созданная зимой 1918 года «Инония», поэма о счастливом граде будущего, «где живёт божество живых», в черновом автографе имела посвящение «З. Н. Е.», что может быть расшифровано только однозначно: «Зинаиде Николаевне Есениной».

    У Зинаиды Райт и Есенина рождаются два ребенка: девочка и мальчик. Отцовство не смогло сохранить их брак. В известной мере виновато бурное время, разруха, лишения, неустроенность быта, частые разлуки, виновато окружение Есенина, сложившееся вскоре после переезда из Петербурга в Москву, в пору его увлечения имажинизмом.

    Нелегок был разрыв и для Есенина. «Любил ли он кого? Я думаю, любил только первую жену… У него не было постоянной любви, кроме той…» - не без оснований замечает Георгий Устинов. После разрыва с Райх Есенин позволял любить себя, принимал заботы о себе – так было с Дункан, Бениславской, Толстой. Находил источник творческого воодушевления в красивых чуть-чуть придуманных отношениях с Шаганэ Тальян, с Августой Миклошевской. Но подлинной любви, настоящей семьи уже не было. («Скучаю по своим детям», - жаловался он Ройзману на вопрос, что гнетёт его).

    - Какая у меня жизнь? Где она? Да у меня даже своего угла нет!.. Нет у меня ничего!» - вспоминает слова Есенина Пётр Орешин. Даже в 1924 году, когда, казалось бы, всё уже улеглось, когда им владели иные чувства и страсти, Есенин вложил в стихотворение «Письмо от матери» такие вот горькие упрёки самому себе:

    Но ты детей

    По свету растерял,

    Свою жену

    Легко отдал другому,

    И без семьи, без дружбы,

    Без причал

    Ты с головой

    Ушёл в кабацкий омут.

    В этом стихотворении раскрывается вся скорбь поэта, от потери самого любимого в жизни человека. Стихотворение было написано в 1924 году когда Есенин уже осознал всю тягостность разгульного, пьяного, и по сути никчёмного существования. Вообще всё стихотворение «Письмо от матери» – это укор самому себе.

    Короткий ураганный роман был с Айседорой Дункан. Потеряв двоих детей в автомобильной катастрофе, Дункан отдавала Есенину не только женские, но и материнские чувства. Она говорила, что Есенин напоминает ей умершего сына.

    Именно материнской ласки ему не хватало, и он искал её во всех встреченных женщинах. Не случайно, все они были старше его. Разница в возрасте с Дункан была самой значительной – 18 лет.

    Айседора приглашает Есенина в турне по Европе с группой лучших учениц. Чтобы ускорить оформление документов, они решили зарегистрировать свой брак. Это произошло в Москве 2 мая 1922 года. Но Есенин оказался плохим туристом. Его совершенно не интересовали достопримечательности европейских городов. Есенин проехал по всей Европе и Америке будто слепой, ничего не желая знать и видеть. Но что интересовало жадно – это судьбы соотечественников, оказавшихся после революции на чужом берегу – без родины.

    Есенин и Дункан возвратились в Россию в 1923 году в августе (поездка заняла 15 месяцев), а осенью разошлись.

    «Не гляди на её запястья

    И с плечей её льющийся шёлк.

    Я искал в этой женщине счастья

    А нечаянно гибель нашёл…»

    [«Пой же, пой. На проклятой гитаре»1922 ]

    Результатом знакомства Есенина с А. Дункан и их путешествия по Европе стал цикл «Москва кабацкая». В любом стихотворении этого цикла, например «Сыпь, гармоника. Скука… скука…», ощущается резкая смена интонаций, стиля обращения к женщине и создаваемом женском образе. Меняется структура стиха, исчезает напевность:

    Сыпь, гармоника… Скука… Скука…

    Гармонист пальцы льёт волной.

    Пей со мнойю, паршивая сука,

    Пей со мной.

    Излюбили тебя, измызгали –

    Невтерпёж.


    Что ж ты смотришь так синими брызгами?


    Иль в морду хошь?

    Любовь низведена до плотского чувства, женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния. («Дорогая, я плачу, прости… прости…»).

    Поэт демонстративно выставляет на показ всю мерзость кабацкого омута, в которую он погрузился и который его ничуть не радует., не утешает, а наоборот – тяготит. Недаром в самом первом стихотворении цикла («Да! Теперь решено, без возврата…») это пристанище названо «логовом жутким», во втором («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…») оно «чадит мертвячиной», а о развесёлых её обитателях сказано: «Бесшабашность им гнилью дана».

    Пора расстаться с озорной

    И непокорною отвагой.

    Уж сердце напилось иной,

    Кровь отрезвляющею брагой.

    [«Пускай ты выпита другим…»1923

    Даже на минуту невозможно себе представить, что в лирике Сергея Есенина отсутствуют такие её шедевры, как «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…» «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер чёрные брови насопил…». Между тем, этих знаменитых и любимейших в народе стихотворений не было бы, если бы не случилась встреча поэта с ещё одной женщиной – Августой Леонидовной Миклашевской (1891 -1977). Этот любовный роман – наиболее романтический и возвышенный в жизни Есенина. Ни одной возлюбленной он прежде так не поклонялся, ни одна другая не пробудила в его душе особенную творческую струю, которая выплеснулась вдруг неожиданным и для него самого целым поэтическим циклом под общим заглавием «Любовь хулигана», сложившийся у Есенина к концу 1923 года. Исходные мотивы этого цикла – сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда и никому не обещал:

    Я б навеки забыл кабаки

    И стихи бы писать забросил,

    Только б тонкой касаться руки

    И волос твоих цветом в осень.

    Я б навеки пошёл за тобой

    Хоть в свои, хоть в чужие дали…

    В первый раз я запел про любовь,

    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    [«Заметался пожар голубой…» ]

    Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве.

    Чувство к Миклашевской не было мгновенным и спонтанным. Они очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. - Я с вами, как гимназист… - тихо, с удивлением говорил мне Есенин и улыбался. Есенин трезвый был очень застенчив. «Много говорилось о его грубости с женщинами. Но я ни разу не почувствовала и намёка на грубость».[12, с. 13]

    Поэт, так объяснялся в любви к ней:

    Ты такая ж простая, как все,

    Как сто тысяч других в России.

    Знаешь ты одинокий рассвет,

    Знаешь холод осени синий.

    [«Ты такая ж простая, как все…» ]

    Есенин, никогда не придавал значения возрасту женщины:

    Пускай ты выпита другим,

    Но мне осталось, мне осталось

    Твоих волос стеклянный дым

    И глаз осенняя усталость.

    О, возраст осени! Он мне

    Дороже юности и лета.

    Ты стала нравиться вдвойне

    Воображению поэта.

    [«Пускай ты выпита другим…»

    В следующих стихотворениях Есенин заклинает её снова и снова: «Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых – Всё явилось, как спасенье Беспокойного повесы». Уверяет что его ничуть не пугает то, что «Чужие губы разнесли Твоё тепло и трепет тела».

    Увидев Августу однажды на улице, Есенин соскочил с извозчика, подбежал к ней и сказал: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение». И тут же тихо прочитал ей:

    Вечер чёрные брови насопил.

    Чьи-то кони стоят у двора.


    Не вчера ли я молодость пропил?


    Разлюбил ли тебя не вчера?

    [«Вечер чёрные брови насопил…» ]

    По сути дела, это новая клятва и гимн всё той же любви:

    Позабуду я мрачные силы,

    Что терзали меня, губя.

    Облик ласковый! Облик милый!

    Лишь одну не забуду тебя.

    Пусть я буду любить другую,

    Но и с нею, с любимой, с другой,

    Расскажу про тебя, дорогую,

    Что когда-то я звал дорогой.

    [«Вечер чёрные брови насопил…» ]

    «В последний раз, - пишет Миклашевская, - я видела Есенина в ноябре 1925 года, перед тем как он лёг в больницу (клинику неврозов). Был болен мой сын. Я сидела возле его кроватки. Поставила ему градусник и читала вслух. Вошёл Есенин и, когда увидел меня возле моего сына, прошёл тихонько и зашептал:

    - Я не буду мешать…

    Сел в кресло и долго молча сидел, потом встал, подошёл к нам.

    - Вот всё, что мне нужно, - сказал шёпотом и пошёл.

    Третий брак Есенина состоялся в 1925 году с Софьей Толстой.

    «Я понимаю, что привлекло Есенина, уже уставшего от своей мятежной и бесшабашной жизни, к Софье Андреевне. Это были действительно уже иные дни, иной период его биографии. В этот период он стремился к иной жизни» - пишет Ткаченко. В 1924 году были написаны "Песнь о великом походе", "Поэма о 36" (о "клокочущем пятом годе"). В том же году появилась баллада о двадцати шести комиссарах, стихотворение о Ленине: "Еще закон не отвердел..." Тогда же (1925) было опубликовано большое программное стихотворение "Мой путь". Это был взгляд в будущее и в то же время оглядка на прошлое.


    Ну что же?

    Молодость прошла!

    Пора приняться мне

    За дело,

    Чтоб озорливая душа

    Уже по-взрослому запела...

    И пусть иная жизнь села

    Меня наполнит

    Новой силой...

    Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, показывают презрение ко сякой неправде и расчету в человеческих отношениях. Поэт гневно осуждает « Напоенную ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Мечта о чистой, возвышающей человека любви была одним из сквозных мотивов лирики Есенина. Об этом написано стихотворение «Листья падают, листья падают…»:

    Что желать под житейскою ношею,


    Проклиная удел свой и дом?

    Я хотел бы теперь хорошую

    Видеть девушку под окном.

    По высказываниям современников, близко знавших поэта, можно сделать вывод, что любовные отношения с женщинами не являлись целью для Есенина. «Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов…» [10, с.179]. «С женщинами, ему трудно было оставаться подолгу. Он разочаровывался… но зато если чувственная волна со всеми её обманами захлёстывала его на вовремя, то опять таки по-старому – «без удержу».

    И в самих стихах Сергея Есенина мы можем прочитать: «В глупой старости сердце жить не в силе», «И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле». И, наконец, как бы итоговое: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Я не отдам её в чужие руки, Ни матери, ни другу, ни жене…».

    Заключение


    Творчество Сергея Александровича Есенина неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом и у многочисленного зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности. Когда вспоминают творчество Есенина, в первую очередь вспоминают березовые рощи, бескрайние синие дали, колосящиеся поля и заливные луга, Русь-матушка и ее живописные деревеньки. Его отличительная особенность – ощущать огромное, всеохватывающее чувство любви, любви к Родине, к своему краю, к природе, к русской народной культуре. Впечатления, полученные из детской деревенской жизни, Есенин проносит через всю творческую жизнь. В своем творчестве он преподносит нам свою индивидуальность и становится поэтом всероссийского масштаба, приобретает всемирную известность.

    Поэзия Есенина появляется в период смутного и грозного времени, мировой войны, революции, гражданской междоусобицы, разрухи, голода, красного террора. Однако стихи Есенина в меньшей степени отражают драматизм своей эпохи, а в большей степени воспевают любовь к природе, любовь к женщине, любовь к Родине и к жизни в целом.

    Поэт Н. Рыленков подметил: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина ». [10, C.428].

    Но «жажда человеческой нежности» была присуща и самому поэту. Есенин, обладая высоким поэтическим талантом и приятной наружностью, любил и был любим. Женщины, которых встретил на своем пути поэт, вдохновляли его на создание новых поэтических шедевров.

    В данной работе отражены этапы душевных переживаний поэта, которые он выразил в своих стихах. Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи посвященные любимым женщинам – это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом то и заключается его трагедия.

    Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве – и не самостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей. Этим, в конечном счёте, определяется общезначимость лирической поэзии, её способность вызвать у читателя сопереживание, заставить его применить к себе лирическую ситуацию, лирический сюжет. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи

    Тема любви является одной из центральных тем в творчестве С. А. Есенина. У многих стихотворений, посвященных теме любви, есть свои прототипы. Именно они вдохновляли поэта на создание поэтических шедевров. Есенин всегда был окружен женским вниманием, но у него была одна главная любовь, владевшая его сердцем с детства и до последнего трагического дня – любовь к поэзии.

    Интерес к поэзии Есенина, к его любовной лирике не угасает. Читая стихи о любви, мы становимся духовно богаче, учимся бережнее относиться к этому святому чувству.

    .


    Список использованной литературы


      1. Башков В. П. Путешествие на родину Сергея Есенина [текст] / В. П. Башков, - М.; Просвещение, 1991 – 159с.

      2. Грибанов Б. Женщины, любившие Сергея Есенина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.. ISBN 5-224-01955-9

      3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе [текст] / Н. В. Егорова, - М.; Вако, 2005 – 365с

      4. Есенинская тетрадь // Наш современник 1990 №10 С. 154-181

      5. Куняев С. Роман-газета Сергей Есенин/ С. Куняев, - М.; Народный журнал, 1996 – 144с

      6. Куняев Ст. Ю., Куняев С. С. Сергей Есенин. - 3-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 2005. – 595с.: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 922). ISBN 5-235-02758-2

      7. Марченко А. М. Есенин С. А. Стихотворения Поэмы [текст] / А. М. Марченко, - М.; Дрофа: Вече, 2002 – 336с.

      8. Пашинина В.С. Неизвестный Есенин Литературно-историческое исследование. — К.: Ф-ма Деркул, 2007. — 592 с. ISBN 978-966-581-912-7

      9. Письма Есенина С. К М. П. Бальзамовой (1912 – 1915) // Москва 1969 №1 С. 213-220.

      10. Поликовекая, Л.В. Есенин / Людмила Поликовская. - М.: Вече, 2010. - 352 с.: ил. - (Великие исторические персоны). ISBN 978-5-9533-4540-8

      11. С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1/Вступ. ст. и коммент. А. Козловского. – М.: Худож лит. 1986 – 511 с.

      12. Сергей Есенин. Не жалею, не зову, не плачу.: Стихотворения. Вступительная статья К.М. Азадовского: - СПб: Азбука, Азбука-Артикус, 2012. 320с.

      13. Сергеев А. Ты такая ж простая как все. А. Миклашевская и С. Есенин. Встреча, любовь, разлука. // Земля нижегородская – 1995 – 10 июня

      14. Ткаченко В., Ткаченко К. Частная жизнь Сергея Есенина. [Электронный ресурс]. URL: http://tululu.org/read13448/

      15. Толстая-Есенина С. А. Последняя жена Есенина: Письма Толстой-Есениной к М. Н. Шконской, Б. М. Эйхенбауму и Е. К. Николаевой (1923 – 1944) // Новый мир 1995 №9 С. 196 – 208

      16. Шубникова-Гусева А. «Мы все в это время любили»: О трёх прототипах Анны Снегиной // Труд - 1997 – 4 октября

      17. Эвентов И. С. Сергей Есенин Биография писателя [текст] / И. С. Эвентов, - М.; Просвещение, 1987 – 159с.


    1 Горький М. Сергей Есенин// С.А. Есенин в воспоминаниях современников В 2 т./ Сост. и коммент. А.А. Козловского, М. 1986 Т.2, с. 9.

    2 Есенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т.7 (1) с. 11.

    3 Статья написана в 1925 – 1926 гг; опубликована В.А. Бахтиной в 2000г. См.: Бахтина В.А. Фольклорическая школа братьев Соколовых (Достоинство и превратности научного знания). М., 2000. С. 319.

    4 См.: Русская литература. 190. №4. С. 146





    написать администратору сайта