Главная страница
Навигация по странице:

  • 2012 г. Задание № 1

  • Ученый (годы жизни) Ключевые понятия концепции Основной вклад в социологию

  • Т. Парсонс (1092-1979гг.)

  • Л. Козер (1913-2003 гг.), американский социолог

  • П. Бурдье (1930—2002 гг.)

  • Задание № 2 Заполните таблицу.Европейская социологическая мысль классического периода

  • Социологическая парадигма Ключевые фигуры Основные положения теории

  • Социология Контрольная работа. Контрольная работа 1 Вариант 1 Выполнила студентка курса Социология группы уздт29. 1Б11


    Скачать 62.5 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа 1 Вариант 1 Выполнила студентка курса Социология группы уздт29. 1Б11
    Дата08.03.2022
    Размер62.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология Контрольная работа.doc
    ТипКонтрольная работа
    #386307

    Московский Университет имени С.Ю. Витте

    Контрольная работа № 1

    Вариант 1

    Выполнила студентка

    курса Социология

    группы УЗДт29.1/Б-11

    факультета Управление персоналом
    Преподаватель

    Осипова Наталья Викторовна

    2012 г.
    Задание № 1
    Каждый из ученых, указанных в таблице, внес существенный вклад в социологию. В чем конкретно заключается этот вклад? Какие важные для социологии понятия находились в центре его теоретических концепций? Свои ответы внесите в соответствующие ячейки таблицы.


    Ученый (годы жизни)

    Ключевые понятия концепции

    Основной вклад в социологию

    М. Вебер

    (1864—1920 гг.),

    немецкий социолог, историк и экономист. родоначальник понимающей социологии.

    Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Теория социального действия, делится на типы : целерациональный (субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения), ценностно-рациональный (определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль) , традиционный (определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды)., аффективный (определяется эмоциями), два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их или автоматически, сообразуясь с традициями, или бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам).


    Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общаясоциология, методология социального познания, политическая социология,социология права , социология религии, экономическая социология,теория капитализма.

    Родоначальник «понимающей социологии».Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.

    Т. Парсонс

    (1092-1979гг.)

    американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

    Структурный функционализм:

    социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли.

    Синтезировав теоретические подходы Макса Вебера(труды которого он переводил), разработал общую теорию действия и, в частности,социального действия ( структурный функционализм) как самоорга-низующейся системы. В последней, которая задана набором функцио-нальных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания систем экономики, политики, права, религии, образования, для анализа семьи, больницы (и, в частности, психбольницы), школьного класса, университета, искусства, массмедиа, сексуальных, расовых и национальных отношений, социальных отклонений, а позднее — для построения неоэволюционистской сравнительной социологии различных обществ, вовлеченных и продолжающих вовлекаться в универсальный процесс модернизации. Парсонс и его теория имели решающее значение для становления социологии в качестве академической дисциплины.

    Л. Козер

    (1913-2003 гг.),

    американский социолог

    Согласно концепции Л. Козера:

    • обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

    • социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

    • социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

    Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. В своей теории Козер обращает внимание на причины конфликта, остроту кон-фликта, длительность конфликта и позитивные функции конфликта. В своей классической работе "Функции социального конфликта" Козер подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Задача состоит в том, чтобы ограничить негативные и использовать позитивные функции. Козер анализирует функции социального конфликта. Результаты его анализа и поныне остаются классическим образцом описания этих функций.

    П. Бурдье

    (1930—2002 гг.),

    Французский социолог ифилософ, представитель постструктуролистического направления социальной теории, создатель теории социального поля (фр. champ), теории габитуса.

    В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

    1)структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

    2)конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

    Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

    По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

    Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство не совпадает с физическим, однако физическое пространство стремится войти в соответствие с социальным. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами —капитализмом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.



    Пьер Бурдье - один из крупнейших французских социологов нашего времени, близкий к неомарксизму. Его работы посвящены социологии власти и политики, социальной стратификации общества и “символических капиталов” различных групп, искусства и массовой культуры.

    Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ.paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая информация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия.Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.



    Задание № 2
    Заполните таблицу.
    Европейская социологическая мысль классического периода


    Социологическая парадигма

    Ключевые фигуры

    Основные положения теории

    I- Натуралистская парадигма

    II-Структурализм

    III-Постструктурализм (марксизм )

    IV- Интерпретативная парадигма


    V- Символический интеракционизм

    VI- Функционализм (структурный функционализм

    I - В. Парето, Дж. Хоманс,

    П. Блау

    II-Э. Дюркгейм.

    III- Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
    IV- Г. Зиммель и Макс Вебер

    V- Дж. Мид, Ч.Кули, У. Томас, Г. Беккер, Х.Блумер, И. Гофман.

    VI - Т.Парсонс, Г.Спенсер и Э. Дюркгейм, Р.Мертон


    I- Объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, приближающихся к методу естественных наук. В рамках этой парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы.

    Теория инструментальной рациональности - рациональность, представленная в форме максимизирующего поведения, которое в условиях ограниченных ресурсов принимает форму задачи на оптимизацию: выбор средств для достижения заданной цели.

    Теория рационального выбора - в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты
    II- 1) взгляд на социальную реальность как на существующую объективно, т. е. независимо от индивидуальных представлений и пожеланий, систему;

    2) взгляд на социологию как на науку, которая призвана описать социальную структуру и объективные законы ее трансформации;

    3) ориентация на методы, принятые в естественных науках.
    III- материалистическое понимание истории как смены общественно-экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам.
    IV- 1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц;
    2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования;

    3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.
    V- Рассматривали реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, “обобщенного Другого” — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — “I” и “me”. “I” — элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, “те” — интернализованная точка зрения группы. Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие определения ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. социальные взаимодействия.
    VI - Трактовка общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.


    написать администратору сайта