Главная страница
Навигация по странице:

  • (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

  • 2.Тестовые задания. 23 Библиографический список 25 1. Теоретическое задание. Характерные черты культуры Западной Европы 18 века. 3

  • 2.Тестовые задания. 23 Библиографический список 26

  • 2.Тестовые задания. 2.1. Что такое грегорианский хорал

  • 2.4. Кальвинизм - это а) учение о прекрасном, б) одна из протестантских конфессий

  • 2.5. Кому принадлежит изречение «Я мыслю, следовательно, я существую» а) Декарту

  • 2.6. К какому периоду европейской истории охотно обращались романтики а) Первобытность, б) Средние века, в) Древний Крит, г) эпоха Просвещения

  • 2.7. Какая страна считается родиной современной массовой культуры а) Австралия, б) Франция, в) Германия, г) США

  • 2.9. Религиозный синкретизм - это

  • Контрольная работа дисциплина Культурология Ф. И. О студента Скурук Инна Сергеевна Направлениеспециальность Экономика


    Скачать 66.52 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа дисциплина Культурология Ф. И. О студента Скурук Инна Сергеевна Направлениеспециальность Экономика
    Дата08.08.2021
    Размер66.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKulturologia_7_var.docx
    ТипКонтрольная работа
    #226414


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ


    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования
    «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»


    (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
    Кафедра философии и гуманитарных наук

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина: Культурология

    Ф.И.О студента: Скурук Инна Сергеевна

    Направление/специальность: Экономика

    Направленность (профиль)/специализация

    Номер группы: 4Э81

    Номер варианта контрольной работы: 7

    Номер зачетной книжки: 181774

    Дата регистрации контрольной работы кафедрой:

    Проверил:

    Новосибирск 2019

    Содержание


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ 1

    Содержание 2

    1. Теоретическое задание. Характерные черты культуры Западной Европы 18 века. 3

    1.1. Каковы основные идеи эпохи Просвещения? 3

    1.2. Кто такие энциклопедисты? 6

    1.3. Каковы характерные черты стиля рококо? 7

    1.4. Что такое просвещенный абсолютизм? 8

    1.5. Каковы характерные черты направления сентиментализма в литературе? 9

    1.6. Что явилось причиной Великой французской революции? 10

    1.7. Почему просветители отводили важнейшее место воспитанию и образованию? 12

    1.8. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области науки и техники? 13

    1.9. Каково значение Великой французской революция? 19

    1.10. Каковы основные идеи французской Декларации прав человека и гражданина? 20

    1.11. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области музыки и театра? 21

    2.Тестовые задания. 23

    Библиографический список 25

    1. Теоретическое задание. Характерные черты культуры Западной Европы 18 века. 3

    1.1. Каковы основные идеи эпохи Просвещения? 3

    1.2. Кто такие энциклопедисты? 6

    1.3. Каковы характерные черты стиля рококо? 6

    1.4. Что такое просвещенный абсолютизм? 7

    1.5. Каковы характерные черты направления сентиментализма в литературе? 8

    1.6. Что явилось причиной Великой французской революции? 10

    1.7. Почему просветители отводили важнейшее место воспитанию и образованию? 11

    1.8. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области науки и техники? 13

    1.9. Каково значение Великой французской революция? 19

    1.10. Каковы основные идеи французской Декларации прав человека и гражданина? 20

    1.11. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области музыки и театра? 21

    2.Тестовые задания. 23

    Библиографический список 26

    1. Теоретическое задание. Характерные черты культуры Западной Европы 18 века.

    1.1. Каковы основные идеи эпохи Просвещения?


    Комплекс основополагающих идей, сложившихся в эпоху Просвещения, получил название проекта. Конституирование проекта Просвещения было опосредовано уровнем знания того времени. Аксиому Нового времени составлял первый закон термодинамики - закон сохранения энергии. Он обосновывает гипотезу о самосохранении и сохранении структуры бытия, а также лежит в основе представлений об эволюционных началах космологии и биологии. Исходя из пего, структуры мира становятся все более комплексными, так как энергия и тенденция к повышению степени комплексности сохраняются. Усиление комплексности, отсутствие се снижения или регрессии являлось для Нового времени эталоном, поскольку достигнутый однажды уровень, но закону сохранения энергии, длится во времени. Сформировавшееся механическое мировоззрение (так как в тот период фундаментальной наукой о природе стала механика) основывалось на положении о сводимости всего сущего к набору основных элементов-частиц (сперва их роль играли атомы, затем - электроны и протоны, еще позже - кварки). Такого рода мировоззрение распространилось и на трактовку социальных процессов и человека. Под влиянием научных тенденций учение о человеке и человеческой природе приобрело в XVIII в. вид научного исследования: все меньше абстрактно рассуждали о добре и зле, о "вечной" сущности человека; для изучения человеческой природы все чаще привлекался политэкономический, юридический, исторический материал. Вера в непогрешимость механической программы была сродни религиозной вере и, подобно тому, как эта последняя для своего обоснования привлекала теологию, первая опиралась на соответствующую (позитивистскую) философию науки. Только на Западе и нигде более существовала наука в таком всеохватывающем варианте. Универсалистские притязания науки, вера в прогресс как цель общественного развития, гипертрофированная универсальная рациональность задавали тон культуре Нового времени.

    Упрочение такого мировоззрения в XVII-XVIII вв. сродни перевороту, совершившемуся в умах людей, и он был не менее грандиозным, чем тот, который произошел в Средние века и был связан с упрочением христианства. Мир представлялся законосообразным, а целью естественнонаучного познания природы выступало раскрытие присущих ей объективных закономерностей. Наука Нового времени стремилась к тому, что не релятивируется со временем: к поискам фундаментальных структур восприятия, языка, эстетического переживания и т.д. Триумфальное шествие наук, казалось, вот-вот завершится объяснением всех тайн мира и человека, и именно в такого рода ощущениях видел судьбу наступившей эпохи М. Вебер, "с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и прежде всего расколдовыванием мира".

    Достигшая в эпоху Просвещения своего апогея вера в прогресс человеческого знания укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая "разумность" в противовес "страстям" рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира, которые, по их мнению, остались за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке общественною развития постепенно воплотился в "прогрессистскую" концепцию, в которой наука трактовалась как об оптимальное средство разрешения любых человеческих проблем, неминуемо способствующее установлению гармонии и порядка.

    Наиболее ярко просветительские идеи были изложены в трудах французских мыслителей. Основные положения, несмотря на некоторые разногласия между ними, можно свести к следующему:

    - господство веры в безграничную силу разума; обоснование идеи универсализма человеческой природы;

    - возможность создания логически связанной системы законов и обобщений, взамен целого скопления заблуждений, умственной лепи, суеверий, догм, существующих среди людей;

    - убежденность в том, что предшествующие периоды развития человеческой культуры лишены притягательности (кроме классической древности, Возрождения), поскольку это были времена глубокого сна человеческого духа, варварства и диких суеверий;

    - уверенность в том, что по мере просвещения людей и усовершенствования их нравов законы разума будут выступать во все более очевидном виде;

    - убежденность в том, что действия людей согласно законам разума откроют для человечества обширные перспективы, в которых обозначится основа гармоничного развития человеческого общества;

    - намерение применять сложившиеся при изучении неживой природы методы познания к сфере человеческих отношений, политике, этике, что привело к возобладанию механицизма (ограничение всего многообразия общественных связей связями причинно-следственными) и детерминизма.

    Как уже было отмечено, особо важное место в идеологии Просвещения занимала идея прогресса, хотя различными представителями этого интеллектуального движения она истолковывалась по-своему. В одних случаях ее распространяли на все эпохи человеческой истории, начиная с зари цивилизации (Ж. А. Кондорсе), в других - ее воплощение усматривали лишь избирательно, т.е. в отдельных периодах, как, например, в классической древности, в эпохе Возрождения (Вольтер). Эту идею можно рассматривать и как продолжение линейных интенций христианской идеи истории. Христианская историософия сводится, в сущности, к прямой линии, описание которой начинается в первых главах книги Бытия, и заканчивается Апокалипсисом. В XVIII в. практически одновременно началось изъятие Бога из науки и возникновение просветительской веры в прогресс. Просветительская идеология сначала вынесла Бога за скобки (лапласовское высказывание: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе"), а затем и вовсе отказала ему в праве на существование, взамен предложив лишь одну идею - идею прогресса. На базе этой идеи выросли впоследствии и дарвиновское учение об эволюции, и марксистское учение "о светлом будущем всего человечества".

    Все же, заметим, идея линейного прогресса не была в XVIII в. единственной. Д. Дидро рассматривал прогресс как аберрацию (от лат. aberratio - отклоняться, заблуждаться): государства созревают и падают, как плоды дерева. Ж. Л. Д'Аламбер, К. А. Гельвеции. III. Л. Монтескье, Э. Гиббон, Дж. Вико склонялись к идее круговорота, хотя и трактовали его неоднозначно. Однако именно идея оказалась востребованной в последующие столетия.

    Самый яркий представитель французских просветителей Вольтер (1694-1778) достаточно отчетливо сформулировал мысль о том, что, несмотря на случайности, зигзаги, отступления, человеческая история развивается по восходящей линии. В повести "Кандид" он резко пародирует идеи предустановленной гармонии, а в работе "Опыт о нравах и духе народов" утверждает, что идеи - движущая сила истории. Такая позиция мыслителя выражала оптимизм мироощущения, поддерживала общую веру в разум как преобразующую силу человеческой культуры и общества.

    1.2. Кто такие энциклопедисты?


    Энциклопедисты — группа авторов-составителей универсального справочника, созданного во Франции в 1751—1780 годах по инициативе Дени Дидро и математика Жана д'Аламбера. В формировании этого просветительского справочного издания активно участвовали Ж. Бюффон, Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Л. де Жокур, Э. Кондильяк, Г. Рейналь, Ж. Ж. Руссо, Анн Робер Жак Тюрго и многие другие инженеры, ученые и писатели.

    1.3. Каковы характерные черты стиля рококо?


    Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, большая декоративная нагрузка интерьеров и композиций, грациозный орнамент, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, комфорту, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Философия рококо — это мир будуара, игры карнавала. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.

    В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

    Основные элементы стиля Рококо:

    - эротизм, камерность и уютность помещений, несимметричность композиций, изысканность форм;

    - скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты;

    - идеал стиля: женщина-подросток;

    - материалы: дерево, позолота, текстиль, зеркала, бронза, хрусталь;

    - богатая цветовая палитра: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки;

    - лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели, зеркала;

    - большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций;

    - мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, и рокайля – орнамента в виде ракушек;

    - небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане, динамичные ассиметричные формы.

    1.4. Что такое просвещенный абсолютизм?


    Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века.

    Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

    В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма - политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе.

    1.5. Каковы характерные черты направления сентиментализма в литературе?


    Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.

    Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

    В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

    Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

    Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1757—1768) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

    Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

    Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобреана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

    1.6. Что явилось причиной Великой французской революции?


    Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями — за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству — в течение длительной серии крестьянских войн XIV—XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством.

    Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, «византийской» системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка.

    1.7. Почему просветители отводили важнейшее место воспитанию и образованию?


    Французские просветители признавали решающую роль воспитания и образования в становлении личности и ее судьбе. Вот почему, например, Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что если предоставить сыну расти так, «как растет трава», то «когда этот маленький дикарь вырастет..., к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины».

    Если Д. Дидро, размышляя о воспитании и образовании, сматривал их как равнодействующую силу между индивидуальным и социальным, то несколько иначе видел проблему общественных и природных факторов в воспитании Клод Анри Гельвеций (1705-1771).

    В трактате «Человек» (1773) он называет ребенка «материалом» для «лепки» задуманного воспитателем. В отличие от Дидро Гельвеций не разделял диалектического понимания становления личности. Но ему нельзя отказать в решимости перестроить образование в демократическом духе, в частности, посредством индивидуализации обучения («людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо различное образование»).

    Франсуа Вольтер (1694-1778) писал, что человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления».

    Французские просветители возлагали большие надежды на общественное образование, объявляли его главным приоритетом социального прогресса, Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. Предусматривалось внести соответствующие изменения в программы и принципы обучения. Так, Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного образования должно следовать «историческому порядку открытий человечества». Школьник, будучи максимально самостоятельным и инициативным, должен мысленно пройти тот же путь, что прошло человечество.

    Французское Просвещение остро поставило вопрос о демократизации школы. Однако взгляды просветителей на этот процесс были различными. Так, Вольтер отказывал в полноценном образовании «черни». Он прямо писал: «Лучшее, чтобы народом руководили, чем давали ему образование... давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа». С таких позиций Вольтер трактовал и идею полезного обучения: «Я нахожу правильным, чтобы небольшое число детей обучалось читать, писать, считать, а большинство их, особенно дети рабочих, должны уметь обрабатывать землю».

    Д. Дидро, напротив, решительно настаивал на принципе доступности общего образования. Он составил подробный проект бесплатной, обязательной, открытой всем социальным слоям школы. В работах Дидро «План университета для российского правительства» (1775) систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек» (1773-1774), «Публичные школы» (1773-1774) поставлены важные педагогические вопросы. Дидро пришел к выводу, что учитель не должен пренебрегать природными различиями детей. Придавая огромное значению воспитанию, мыслитель все же не считал его всемогущим. Он полагал, что прекрасные задатки свойственны представителям всех сословий. Более того, будучи сыном простого мастерового, Дидро, был убежден, что «гений, таланты, добродетели скорее выйдут из хижин, чем из дворцов».

    1.8. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области науки и техники?


    В 18 в. исторический процесс перехода от феодализма к капитализму развивается с нарастающей силой. В первой половине столетия во Франции шла напряженная борьба "третьего сословия" против дворянства и духовенства. Идеологи третьего сословия - французские просветители и материалисты - осуществили идеологическую подготовку революции. Особую роль в деятельности французских просветителей и философов играла наука. Законы науки, рационализм, составляли основу их теоретических концепций. В 1751-1780 гг. издана знаменитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук искусств и ремесел" под редакцией Дидро и Даламбера. Сотрудниками "Энциклопедии" были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Г. Мабли, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Бюффон. "Энциклопедия" стала могучим средством распространения науки. Влияние французских просветителей вышло далеко за пределы Франции. Высокая оценка роли разума и науки, характерная для французских просветителей, привела к тому, что 18 в. вошел в историю науки и культуры под названием "века разума". Однако, в том же 18 в. возникает идеалистическая реакция на успехи науки, выразившаяся в субъективном идеализме Джорджа Беркли (1684-1753), скептицизме Дэвида Юма (1711-1776), учении о непознаваемых "вещах в себе" Иммануила Канта (1724-1804). Новая история, Юдовская А.Я.М. 2000 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.

    В 18 в. происходит экономическая промышленная революция. Процесс капиталистической индустриализации начался в Англии. Этому способствовали изобретение первой прядильной машины Джоном Уайеттом (1700-1766) и ее практическое использование предпринимателем Ричардом Аркрайтом (1732-1792), построившим в 1771 г. первую прядильную фабрику, оборудованную запатентованными им машинами. Джеймс Уатт (1736-1819) изобретает универсальный паровой (а не паро-атмосферный) двигатель с отделением конденсатора от рабочего цилиндра и непрерывным действием. Появляются первые пароходы (1807, Роберт Фултон) и паровозы.

    В 18 в. высказываются космогонические (космогония - область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем) идеи, положенные в основу так называемой небулярной (от лат. туман) гипотезы Канта (1754) - Лапласа (1796) о возникновении Солнечной системы. Смысл её сводится к тому, что Солнечная система образовалась из вращающейся раскаленной газовой туманности. Вращаясь, туманность отслаивала одно кольцо за другим. На месте ее центрального сгущения образовалось Солнце. Планеты возникли из рассеянной материи на периферии в силу притяжения частиц. Возникновение планет объясняется законами тяготения и центробежной силой. В настоящее время эта гипотеза считается несостоятельной. Так, данные геологии убедительно свидетельствуют о том, что наша планета никогда не пребывала в огненно-жидком, расплавленном состоянии. Кроме того, не удалось объяснить, почему современное Солнце вращается очень медленно, хотя ранее, во время своего сжатия, оно вращалось столь быстро, что происходило отделение вещества под действием центробежной силы. История мировой экономики: Учебник для вузов/Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М. 2001

    В 1781 г. Уильям Гершель (1738-1822), пользуясь конструированными ими астрономическими инструментами, открывает в Солнечной системе новое небесное тело - планету Уран.

    Благодаря работам Леонарда Эйлера (1707-1783) и Жозефа Луи Лагранжа (1736-1813) в механике начинают широко использоваться методы дифференциального и интегрального исчисления.

    В 1736 г. Парижская академия наук организовала экспедицию в Перу для измерения дуги меридиана в экваториальной зоне, а в 1736 г. послала экспедицию в Лапландию, для решения спора между картезианской и ньютонианской моделью мира. Центром ньютонианства был Лондон, а картезианства - Париж. Разницу в их воззрениях четко сформулировал Вольтер в "Философских письмах" (1731): "Когда француз приезжает в Лондон, то находит здесь большую разницу как в философии, так и во всем другом. В Париже, из которого он приехал, думают, что мир наполнен материей, здесь же ему говорят, что он совершенно пуст; в Париже вы видите, что вся вселенная состоит из вихрей тонкой материи, в Лондоне же вы не видите ничего подобного; во Франции давление Луны производит приливы и отливы моря, в Англии же говорят, что это само море тяготеет к Луне, так что когда парижане получают от Луны прилив, то лондонские джентльмены думают, что они должны иметь отлив. У вас картезианцы говорят, что все совершается вследствие давления, и этого мы не понимаем; здесь же ньютонианцы говорят, что все совершается вследствие притяжения, которое мы не лучше понимаем. В Париже вы воображаете, что Земля у полюсов несколько удлинена, как яйцо, тогда как в Лондоне представляют ее сплюснутой, как дыня". Экспедиции подтвердили правоту теории Ньютона. В 1733 г. Шарль Франсуа Дюфе (1698-1739) открыл существование двух видов электричества, так называемого "стеклянного" (электризация происходило при натирании стекла кожей, положительные заряды) и "смоляного" (электризация при натирании эбонита шерстью, отрицательные заряды). Особенность этих двух родов электричества состояла в том, что однородное с ним отталкивалось, а противоположное притягивалось. Для получения электрических разрядов большой силы строились громадные стеклянные машины, производящие электризацию трением. В 1745-1746 гг. была изобретена так называемая лейденская банка, что оживило исследования по электричеству. Лейденская банка - это конденсатор; представляющий собой стеклянный цилиндр. Снаружи и внутри до 2/3 высоты стенки банки, и ее дно оклеены листовым оловом; банка прикрыта деревянной крышкой, через которую проходит проволока с металлическим шариком наверху, соединенная с цепочкой, прикасающейся с дном и стенками. Заряжали банку, прикасаясь шариком к кондуктору машины и соединяя внешнюю обкладку банки с землей; разряд получается соединением внешней оболочки с внутренней.

    Бенджамен Франклин (1706-1790) создал феноменологическую электрическую теорию. Он пользовался представлением об особой электрической субстанции, электрической материи. До процесса электризации тела обладают равным ее количеством. "Положительное" и "отрицательное" электричество (термины введены Франклином) объясняется избытком или недостатком в теле одной электрической материи. В теории Франклина электричество нельзя создать или уничтожить, а можно только перераспределить. Он так же доказал электрическое происхождение молнии и подарил миру громоотвод (молниеотвод). Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М.: Наука, 1985, 512 с.

    Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) открывает точный закон электрических взаимодействий и находит закон взаимодействия магнитных полюсов. Он устанавливает метод измерения количества электричества и количества магнетизма (магнитных масс). После Кулона стало возможным построение математической теории электрических и магнитных явлений. Алессандро Вольта (1745-1827) в 1800 г. на основании цепей, состоящих из различных металлов, изобретает вольтов столб - первый генератор электрического тока.

    В 18 в. внимание ученых привлекла проблема горения. Врач прусского короля Георг Эрнест Шталь (1660-1734) на основании воззрений Иоганна Иоахима Бехера (1635-1682) создал теорию флогистона: все горючие вещества богаты особым горючим веществом флогистоном. Продукты горения не содержат флогистона и не могут гореть. Металлы также содержат флогистон, и, теряя его, превращаются в ржавчину, окалину. Если к окалине добавить флогистон (в виде угля) металлы возрождаются. Поскольку вес ржавчины больше веса проржавевшего металла, флогистон обладает отрицательной массой. Наиболее полно Шталь изложил учение о флогистоне в 1737 г. в книге "Химические и физические опыты, наблюдения и размышления". "Гипотеза Сталя, - писал Д.И. Менделеев в "Основах химии", - отличается большой простотой, она в середине XVIII века нашла себе многих сторонников". Ее при ни мал и М.В. Ломоносов в сочинениях "О металлическом блеске" (1745) и "О рождении и природе селитры" (1749). В 18 в. интенсивно развивается пневматическая (газовая) химия. Джозеф Блэк (1728-1799) в работе 1756 г. сообщает о получении при прокаливании магнезии газа, который отличается от обыкновенного воздуха тем, что он тяжелее атмосферного и не поддерживает ни горения, ни дыхания. Это был углекислый газ. По этому поводу В.И. Вернадский писал: "Открытие свойств и характера угольной кислоты. Дж. Блэком в середине 18 века получило совершенно исключительное значение в развитии нашего мировоззрения: на ней впервые было выяснено понятие о газах. Изучение её свойств и её соединений послужило началом крушения теории флогистона и развития современной теории горения, наконец, исследование этого тела явилось исходным пунктом научной аналогии между животными и растительными организмами" ("Вопросы философии и психологии, 1902, с.1416). Следующий крупный шаг в газовой химии сделал Джозеф Пристли (1733-1804). До него были известны только два газа - "связанный воздух" Дж. Блэка, то есть углекислый газ, и "воспламеняемый воздух", то есть водород, открытый Генри Кавендишем (1731-1810). Пристли открыл 9 новых газов, в том числе кислород в 1774 г. при нагревании оксида ртути. Однако он неверно посчитал, что кислород, это воздух, от которого оксид ртути отнял флогистон, превратившись в металл.

    Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794) опроверг теорию флогистона. Он создал теорию получения металлов из руд. В руде металл соединен с газом. При нагревании руды с углем газ связывается с углем, и образуется металл. Таким образом, он увидел в явлениях горения и окисления не разложение веществ (с выделением флогистона), а соединение различных веществ с кислородом. Стали понятны причины изменения веса в этом процессе. Сформулировал закон сохранения массы: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. Показал, что в состав воздуха входят кислород и азот. Провел количественный анализ состава воды. В 1789 г. опубликовал "Начальный курс химии", где рассматривал образование и разложение газов, горение простых тел и получение кислот; соединение кислот с основаниями и по лучение средних солей; приводил описание химических приборов и практических приемов. В руководстве приведен первый список простых веществ. Работы Лавуазье и его последователей заложили основы научной химии. Лавуазье казнили в годы Великой Французской революции.

    Еще во второй половине 17 в. английский ботаник Джон Рэй (1623-1705) дал классификацию, в которой имелось понятие вида. Это был очень важный шаг. Вид стал общей для всех организмов единицей систематизации. Под видом Рэй понимал наиболее мелкую совокупность организмов, которые сходны морфологически; совместно размножаются; дают подобное себе потомство. Окончательное становление систематики происходит после выхода в свет работ шведского ботаника Карла Линнея (1707-1778)"Система природы" и "Философия ботаники". Он подразделил животных и растения на 5 соподчиненных групп: классы, отряды, роды, виды и разновидности. Узаконил бинарную систему видовых названий. (Название любого вида состоит из существительного, обозначающего род, и прилагательного, обозначающего вид; например, Parus major - Синица большая). В систематике Линнея растения делились на 24 класса на основании строения их генеративных органов. Животные подразделялись на 6 классов на основании особенностей кровеносной и дыхательной систем. Система Линнея была искусственной, то есть она была построена для удобства классификации, а не по принципу родства организмов. Критерии для классификации в искусственной системе произвольные и немногочисленные. По своим взглядам Лин ней был креационистом. Сущность креационизма состоит в том, что все виды животных и растений были созданы творцом и с тех пор остаются постоянными. Целесообразность строения организмов (органическая целесообразность) абсолютна, изначально создана творцом. Линней придерживался типологической концепции вида. Её существенные характеристики заключаются в том, что виды реальны, дискретны и устойчивы. Для установления видовой принадлежности используют морфологические признаки.

    В 18 в. во Франции возникает новое направление в биологии - трансформизм. Трансформизм, в отличие от креацианизма, утверждает, что виды животных и растений могут меняться (трансформироваться) в новых условиях внешней среды. Приспособленность к среде - результат исторического развития вида. Трансформизм не рассматривает эволюцию как всеобщее явление природы. Одним из наиболее ярких представителей трансформизма был Жорж Луи Бюффон (1707-1788). Он пытался выяснить причины исторической изменяемости домашних животных. В одной из глав 36-томной "Естественной истории" в качестве причин, вызывающих изменения животных, называются климат; пища; гнет одомашнивания. Бюффон оценил возраст Земли в 70 000 лет, отойдя от христианской догмы и дав время для протекания эволюции органического мира. Считал, что осел - это выродившаяся лошадь, а обезьяна - выродившийся человек. Бюффон "в своих трансформистских высказываниях шел не только впереди времени, но и впереди фактов" (Н.Н. Воронцов). В конце 18 в. сельский врач Эдвард Дженнер (1749-1823) совершил переворот в методике предупреждения оспы, по существу применив впервые вакцинацию. Он за метил, что люди, переболевшие коровьей оспой, впоследствии никогда не заболевали натуральной оспой. Основываясь на этих наблюдениях, Дженнер 14 мая 1796 г. привил коровьей оспой 8-летнего Джеймса Фипса, затем заразил натуральной, и после этого мальчик остался здоров.

    1.9. Каково значение Великой французской революция?


    Революция привела к краху старого порядка и утверждению во Франции нового, более «демократичного и прогрессивного» общества. Однако, говоря о достигнутых целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв. Как указывает американский историк Р. Палмер, распространённой является точка зрения о том, что «спустя полвека после 1789 г. … условия во Франции были бы такими же и в том случае, если бы никакой революции не произошло». Алексис Токвиль писал, что крах Старого порядка произошёл бы и без всякой революции, но только постепенно. Пьер Губер отмечал, что многие пережитки Старого порядка остались и после революции и вновь расцвели под властью Бурбонов, установившейся начиная с 1815 г.

    В то же время ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь иным путем. «Сбалансированный» взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.

    Большинство историков полагает, что Великая французская революция имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всём мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в.

    1.10. Каковы основные идеи французской Декларации прав человека и гражданина?


    Центральная идея Декларации — обеспечение свободы. Этой идеей пронизаны как содержание всех статей, так и внутренняя логика документа. Декларация провозглашает свободу, одновременно пытаясь определить ее пределы (ст.ст. 1, 4, 5). В ней перечисляются конкретные виды прав и свобод (ст.ст. 2, 10, 11, 17); фиксируются основные принципы организации и функционирования государственной власти, призванные гарантировать провозглашенную свободу (ст.ст. 3, 13—16); регламентируются принципы судебной защиты прав и свобод (ст.ст. 7—9). Она провозгласила принцип разделения властей, ответственность и подотчетность должностных лиц. В ней признана и подчеркивается самостоятельная ценность человеческой личности, внимание к личности возведено в ранг государственных интересов. Более того, Декларация определила гарантии прав человека и принципы законности, включая презумпцию невиновности. В числе естественных и неотъемлемых прав человека Декларация провозгласила свободу, собственность, безопасность и сопротивление насилию.

    Декларация прав человека и гражданина встретила разное отношение и во Франции, и за ее пределами. Начав с провозглашения «Прав Человека и Гражданина», французские революционеры во многом сами скомпрометировали революцию, нарушив провозглашенные права, особенно во время якобинской диктатуры. Тем не менее, популярность Декларации не спадала; считаться с ней пришлось всем: и сторонникам «нового режима», и его противникам. Распространенная по всему миру современниками революции 1789 г., французами и их иностранными единомышленниками — Т. Джефферсоном, И. Гете, Ф. Мирандой и другими идея Великой французской революции, провозгласившей человека гражданином, вселяла надежду на всеобщее братство. Именно за эти идеалы боролись люди в XIX—XX вв. в условиях, когда национальные и социальные вопросы стали приобретать все большее значение. Многие народы Европы и Латинской Америки, Азии и Африки брали на вооружение эти идеалы. Свобода, равенство и братство в достаточной степени акклиматизировались на всех широтах, продолжая вдохновлять на борьбу за них.

    1.11. Каковы основные достижения европейской культуры в 18 веке в области музыки и театра?


    Культура XVIII столетия — века Разума, эпохи Просвещения, во многих отношениях выступает прямым продолжением предыдущей. Развитие драматического театра несколько снижается в своем тонусе, но позиции театра музыкального если и не господствуют, то весьма внушительны. В сфере пространственных искусств стилевые формы по-прежнему сосуществуют со внестилевыми, теперь чаще всего камерными; реализм, барокко, классицизм, предромантизм создают новые, характерные именно для этого столетия модификации. Однако в целом здесь заметны убывание творческого напряжения, редкость крупномасштабных, эпохально значимых результатов. Но именно XVIII век, «эпоха великой перестройки» на путях от традиции к современности, создает переломную и творчески кульминационную ситуацию в музыке, которая выдвигается на магистраль исторического процесса, становится средоточием культуры в целом. В развитии музыкального искусства XVIII столетие стягивает к себе все достижения первого пореформенного этапа, XVII века, как в формах музыкального театра, так и «чистой» — инструментальной и вокальной музыки, и концентрирует их в двух вершинных, итоговых свершениях: в творчестве Баха и Генделя, где преображенная (барочная) полифония, преломляющая грандиозные масштабы и дух традиционного мироздания, вступает в драматический диалог с солирующим голосом отпавшей от универсума свободной личности, и в искусстве Моцарта, Гайдна, Бетховена, отражающем разрастание индивидуального до масштабов всеобщего, когда гомофонно-гармонический стиль, вбирая в себя «прорастающие» в него элементы полифонии, претворяет их в нерасторжимую целостность на уровне личного образного мира каждого из мастеров в классически совершенных образцах сонатно-симфонической формы. Параллельно расцвету музыки, «искусства чувства», намечается существенный сдвиг в направлении растущей интеллектуализации культуры. Главным достижением своего века современники объявили «свободу суждения», углубившую начавшийся в предшествующую эпоху кризис мифа и античного идеала («спор о древних и новых»), стимулировавшую развитие критической способности вообще и становление художественной критики в частности («Салоны» Дидро), а также породившую стремление дать художнику в руководители философа. Слово не только как средство общения этой эпохи всеобщей сообщительности по преимуществу, но и как инструмент чистой мысли — философствования, теории, идеологии, с одной стороны, а с другой — бурного расцвета разнообразных литературных жанров (в том числе эпистолярного, путевых и дневниковых заметок), среди которых важно отметить серьезные успехи романа, ведущего свою послеантичную историю еще с XVI века, — готовится к совершению культурной экспансии, которая станет важнейшим феноменом следующего, XIX столетия.

    2.Тестовые задания.

    2.1. Что такое грегорианский хорал?

    а) тип храма в раннесредневековой архитектуре,

    б) хоровое пение на арабском востоке,

    в) канонические песнопения в католическом богослужении,

    г) католическая месса.
    2.2. Как называли себя исследователи культуры античности в эпоху Возрождения?

    а) библиофилы,

    б) археологи,

    в) филологи,

    г) политики,

    г) гуманисты.
    2.3. Что такое антропоцентризм?

    а) наука о человеке,

    б) представление о человеке как о центре Космоса,

    в) моральная позиция, родственная эгоизму,

    г) учение о человеке как о центре экономических отношений,

    д) учение об анатомии в средние века.
    2.4. Кальвинизм - это

    а) учение о прекрасном,

    б) одна из протестантских конфессий,

    в) раздел астрономии,

    г) направление в литературе,

    д) вид индульгенции.
    2.5. Кому принадлежит изречение «Я мыслю, следовательно, я существую»?

    а) Декарту,

    б) Кардиналу Ришелье,

    в) Марии Медичи,

    г) Спинозе,

    д) Галилею.
    2.6. К какому периоду европейской истории охотно обращались романтики?

    а) Первобытность,

    б) Средние века,

    в) Древний Крит,

    г) эпоха Просвещения,

    д) эпоха крестовых походов.
    2.7. Какая страна считается родиной современной массовой культуры?

    а) Австралия,

    б) Франция,

    в) Германия,

    г) США,

    д) Китай.
    2.8. Классическим произведением социалистического реализма является

    а) «Война и мир»,

    б) «Как закалялась сталь»,

    в) «Отцы и дети»,

    г) «Дети Арбата».
    2.9. Религиозный синкретизм - это

    а) переход от одной формы почитания божеств к другой,

    б) магические действия,

    в) ритуал освящения воды,

    г) объединение разных религиозных культов.
    2.10. Синодом управлял

    а) непосредственно император,

    б) обер-прокурор,

    в) председатель Сената,

    г) митрополит.

    Библиографический список


    1. Костина А. В. Культурология : учеб. пособие / А. В. Костина .- М. : КноРус, 2006 .- 352 с. (МОРФ)

    2. Кравченко А. И. Культурология : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. И. Кравченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова .- [9-е изд.] .- М. : Гаудеамус, 2009 .- 494, [1] с. (УМО)

    3. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча .- Ростов н/Д : Феникс, 2008 .- 571 с. (МОРФ)

    4. Культурология : учеб. пособие для высш. учеб.заведений / под ред. А. Н. Марковой .- М. : ЮНИТИ, 2008 .- 400 с. (УМО)

    5. Культурология. История мировой культуры = Culturology : учеб. для вузов / под ред. А. Н. Марковой .- М. : ЮНИТИ, 2008 .- 576 с. (МОРФ)


    написать администратору сайта