Детская литература Ира. Контрольная работа По дисциплине мдк. 01. 03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению Тема вариант Изучение творчества М. Твена, Э. СетонаТомпсона Фамилия Дружинина Имя Ирина
Скачать 39.56 Kb.
|
Департамент образования и науки Курганской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Контрольная работа По дисциплине / МДК. 01.03.Детская литература с практикумом по выразительному чтению Тема / вариант: Изучение творчества М.Твена, Э. Сетона-Томпсона Фамилия: Дружинина Имя: Ирина Отчество: Юрьевна группа № 31 Контрольная работа поступила на заочное отделение: «___» ___________ 20____г № ___________ Ф.И.О. преподавателя Мокина Вера Аркадьевна Дата рецензии Оценка Мишкино 2021 Оглавление Введение 3 1. Изучение творчества М.Твена 4 2. Изучение творчества Э. Сетона-Томпсона 7 Заключение 10 Список использованных источников 11 Введение Исследования последних лет свидетельствуют о резком снижении интереса к чтению литературы в обществе в целом, и у детей в частности. Не зная отечественной литературы, невозможно вникнуть в суть зарубежной литературы, мы провели связь русской и зарубежной детской литературы. Связующим звеном в этой цепи, без сомнения, является слово. В данном исследовании мы представляем формы и методы работы с детьми младшего школьного возраста. По нашему мнению, литературный ринг, викторина по зарубежной литературе, различные работы, развивающие детское творчество, и станут теми превалирующими формами в приобщении учащихся к Великому русскому слову (поскольку объединяющим началом в изучении отечественных и зарубежных произведений является русская речь). Перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Современная школа переживает нелегкие времена. Развитие техники отнюдь не лучший помощник в литературном чтении. Но книга – это то, что является незыблемым, вечным Как сформировать интерес к чтению, как его поддерживать – задача современного учителя. Ведь именно учитель часто стоит у истоков зарождения интереса к этому виду деятельности. Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу, потому что, какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной. 1. Изучение творчества М.Твена Марк Твен (его настоящее имя Самюэль Ленхорн Клеменс, 1835—1910) родился на западе страны, в одном из поселков малонаселенного тогда штата Миссури, в семье судьи. Детство его прошло на берегах Миссисипи. После смерти отца Твен в двенадцатилетнем возрасте оставил школу и поступил учеником в типографию. Многие годы затем он скитался по стране в поисках заработка, испробовал многие профессии, был лоцманом на Миссисипи. Псевдоним писателя связан именно с этой профессией и означает «мерка — два» — слова, которые ему приходилось произносить при измерении глубины реки. В 60-е гг. появились его юмористические рассказы «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Укрощение велосипеда», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» и др. В них он показал себя мастером веселого короткого рассказа, знатоком быта своих соотечественников, умеющим подметить и показать нелепые или смешные стороны жизни. В рассказах Твен характеризовал нравы американских газетчиков («Журналистика в Теннесси»), обличал ханжество и лицемерие обывателей, расовую дискриминацию, нечистоплотность властей («Письма китайца», «Как меня выбирали в губернаторы» и др.). Наряду с рассказами Твен работал над путевыми очерками «Простаки за границей» (1869) и «Налегке» (1872), где мишенью насмешки стали политические и социальные нравы тогдашней действительности. Позднее к этим книгам присоединились «Пешком по Европе» (1880) и «По экватору» (1897). К числу лучших произведений раннего периода творчества Твена принадлежит роман «Позолоченный век» (1873), написанный им в соавторстве с Чарльзом Д. Уорнером (1829—1900). В этом произведении даны картины провинциальной и столичной жизни и политических нравов в США 60—70-х гг. XIX в., когда после окончания Гражданской войны Севера и Юга в стране стало широко развиваться поощряемое правительством частное предпринимательство. История приключений честолюбивой красавицы Лоры Хокинс, ее братьев, их друзей и знакомых раскрывает спекулятивную лихорадку и жажду наживы, охватившие Америку в эти годы. События романа связаны с грандиозной аферой Соллерса, стремящегося получить средства на строительство города на заболоченном пустыре, и переплетаются с драматическими обстоятельствами в жизни Лоры. К роману примыкает написанная позже повесть «Американский претендент» (1892) —история о том, как американец задумал приобрести титул английского лорда. Творческим успехом Твена явились романы «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884) —дилогия о детстве, не поддающемся провинциальной скуке, глупым предрассудкам и ханжеской морали. К этим произведениям примыкают повести «Том Сойер за границей» (1894) и «Том Сойер — сыщик» (1896). Близок по духу к прославленной дилогии роман-воспоминание «Жизнь на Миссисипи» (1883). В исторической повести «Принц и нищий» (1882) писатель не стремился к воспроизведению реальных событий. История царствования бродяги Тома Кенти на английском престоле утверждала естественность равноправия людей и нравственное превосходство обездоленных, способность строить жизнь гораздо разумнее и лучше, чем это пытаются делать власть имущие по праву наследства. Фантастический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) — сатира, построенная на столкновении современной автору цивилизации с эпохой средневековой Англии. Янки, оказавшийся в VI в., когда царствовал легендарный король Артур — персонаж романа Т. Мэлори, на каждом шагу встречается с невежеством и жестокостью и пытается расправиться с рыцарями-угнетателями, приобщить забитых крестьян к цивилизации. Серьезное и трагическое, ядовитый сарказм и веселая шутка в романе были направлены против безропотного смирения человека перед уготованной ему жалкой участью, перед силами зла и несправедливости. Сатирическое жало повести «Уильсон, мякинная голова» (1893) направлено против консерватизма и тупой жестокости обывателей, почетных граждан, подлинное лицо которых раскрывается лишь чудаку, молодому юристу Дэвиду Уильсону, который коллекционирует отпечатки их пальцев, что позволяет ему раскрыть виновников совершенного в городе убийства. «Простофиля Вильсон» (1894) — повесть, осуждающая рабство. Герой ее — благородный и умный человек Вильсон, слывущий среди спесивых обывателей отпетым дураком. Поиск примера истинного служения народу привел писателя к созданию образа французской патриотки Жанны д’Арк, главной героини романа «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» (1896). Убийственную сатиру на стяжательские принципы жизни Твен создал в повести «Человек, который совратил Гедлиберг» (1899), а в «Путешествии капитана Сторнфилда в рай», полный текст которого увидел свет только в 1952 г., представления о загробном существовании оснащены атрибутами грядущего века НТР — так писатель создавал антиутопию о грядущем развитии предпринимательства. Последние годы жизни Твен работал над повестью «Таинственный незнакомец», оставшейся незавершенной и изданной посмертно. Действие в ней отнесено к XVI в. в австрийскую деревушку, где появляется незнакомец, назвавший себя Сатаной. Обладая сверхъестественной силой, он вмешивается в события, ведет беседы о несправедливости, о трусливом пресмыкательстве перед деспотизмом, о жестокости и об очистительной силе смеха в борьбе с предрассудками. Повесть звучала завещанием потомкам, главная мысль которого сосредоточена на исторической обреченности собственничества, на несправедливости войн и колониального угнетения. 2. Изучение творчества Э. Сетона-Томпсона Эрнест Томпсон родился в Саут-Шилдсе в 1860 году. Он был восьмым из десяти сыновей супругов Томпсон. Сетон-Томпсон, наполовину шотландец, родился в Англии, но довольно рано его семья переехала в Канаду. По пути произошёл интересный случай, который оказал на маленького Сетон-Томпсона сильное впечатление: пароход остановился в Квебеке, и мальчику кто-то сказал, что неподалёку есть ручной медведь. Правда, оказалось, что медведь, а точнее медведица, недавно умерла, но в душу Сетон-Томпсона запали слова кузнеца, её хозяина: «Жаль мне Бурушку, жаль, хороший она была мне приятель». И Сетон-Томпсон сам всю жизнь относился к животным как к друзьям. С раннего детства мальчика увлекала живая природа. Но семья у Сетон-Томпсона была многодетной и небогатой, увлечений сына родители не разделяли, и деньги на книги мальчик был вынужден добывать сам. Об этом и многом другом Сетон-Томпсон напишет потом в автобиографической повести «Моя жизнь» — напишет о родных, о друзьях, о недругах, о своём пути к всеобщему признанию и, конечно, о природе — его постоянном вдохновителе. В 1883 году Сетон-Томпсон приезжает покорять Нью-Йорк. Но свой путь он начал не как писатель, а как художник. Темой его полотен, как и всего творчества, были животные. Не забывал он о рисунке и позднее — став писателем, он иллюстрировал свои книги сам. Нужно сказать несколько слов о Сетон-Томпсоне как учёном-зоологе. Не имея специального образования, он добился в этой области значительных успехов: его многотомный труд «Жизнь диких животных» удостоился высшей в Америке награды за научные заслуги. И всё-таки наибольшую известность Сетон-Томпсон приобрёл благодаря своей литературной деятельности. О своей первой книге он сам сказал так: «Нет сомнения, что эта книга положила начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных. В ней впервые правдиво обрисовано поведение животных». И далее: «До тех пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя словно люди, переодетые в шкуры зверей». Несмотря на резкость заявления, Сетон-Томпсон во многом прав: он сделал животных главными героями своих произведений, попытался раскрыть психологию животного, его поведение с точки зрения самого животного. И это нисколько не вредит художественности повествования: повести и рассказы не превращаются в научные трактаты. Ведь, если вдуматься, какую сложную задачу ставит перед собой Сетон-Томпсон: он становится кем-то вроде переводчика с языка животных на язык людей. И он блестяще справляется со своей задачей! Да и стиль Сетон-Томпсона ясный, чёткий, но не скучный, порой даже шутливый, ироничный. Следуя своему принципу, Сетон-Томпсон создаёт множество замечательных образов зверей, как необычно это бы ни звучало. Ведь у животных Сетон-Томпсона есть характер, индивидуальность, портрет. Это задиристый и бесстрашный бультерьер Снап, гордый и смелый голубь Арно («Животные-герои»), забавный медвежонок Джонни («Судьба гонимых»), мудрый старый волк Лобо («Мои дикие друзья») и ещё многие другие. Естественно, для создания таких образов требовалась большая исследовательская работа. И Сетон-Томпсон занимался этим, начиная от бытовых, повседневных наблюдений, заканчивая специальными полевыми работами, экспедициями. Вообще, жизнь в городе всегда тяготила его. В «Моей жизни» Сетон-Томпсон пишет: «На Востоке Америки я достиг славы и богатства. Но зов Дикого Запада по-прежнему волновал моё сердце». Он побывал не только на Диком Западе, который очень любил и где поселился уже в преклонном возрасте; его давняя мечта — увидеть первозданную, нетронутую человеком природу — сбылась, когда он совершил полугодовое путешествие на Дальний Север Канады. Об этом путешествии можно прочитать в книге «Прерии Арктики» — произведении не только художественном, но и научном. Эрнест Сетон-Томпсон — человек необычной судьбы. Он известен нам прежде всего как детский писатель, но Сетон-Томпсон был также замечательным художником и талантливым учёным. И вся его творческая деятельность объединена одним — любовью, интересом и вниманием к природе, и именно поэтому книги Сетон-Томпсона и сейчас читают и любят дети. Заключение Познавательный интерес, как двигатель прогресса, является фактором развития личности. Этапами формирования интереса к чтению становятся любопытство, любознательность, самостоятельная творческая поисковая деятельность, заинтересованность произведениями определенного жанра, а впоследствии акцентирование внимания детей на творчестве одного автора. Развитие познавательной деятельности в такой последовательности способствует формированию читательского интереса, а в дальнейшем и становлению личности. Определено, что сильные эмоциональные переживания являются главным фактором возникновения и закрепления читательского интереса у младших школьников. В этот период очень важно направить литературные пристрастия школьников в нужное русло. Кроме того, учеными выделены основные психологические особенности школьника как читателя в виде схемы, где отражены наиболее яркие черты ребенка – читателя: доверчивость к изображаемому, особое внимание к слову, актерские способности ребенка и умение вживаться в образ персонажа. Но главное для педагога, на что необходимо обратить внимание ребенка, - это на художественную форму зарубежного произведения, на средства выразительности, авторские «вехи», то есть именно на то, что невозможно постигнуть без участия учителя – предметника, без его профессионального мастерства. Ученые считают правильным провести межпредметные связи, связи литературного чтения с музыкой, изобразительным искусством и лингвистикой. Главная цель проведения связей между предметами – приобщение младших школьников к изучению зарубежной литературы, к самостоятельной творческой поисковой деятельности как высшему проявлению познания. Список использованных источников 1. Аксенов, В. Н. Искусство художественного слова /В.Н.Аксенов. М.: Просвещение, 2002. - 163с. 2. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение: книга для учителя и руководителей худож. самодеятельности / Г.В.Артоболевский. М.: Просвещение, 1978. С. - 192-211 3. Астафьева, О. Детская литература: выразительное чтение /О.Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. - 272 с. 4. Брызгунова, Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык./ Е.А. Брызгунова. М.: Просвещение, 2007. - 145 с. 5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с. 6. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н Светловская // Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения./ К.: Педагогика, 2003. - 105с. 7. Воробьева, С.Н./ Чтение 2 - 4 класс: методические разработки уроков. С.Н.Воробьева, Т.И. Кондратина. М.: Издат-школа, 2000. - 187 с. |