Философия. Контрольная работа по философии Андриянова Е.А. БЗИ23ТТП. Контрольная работа по дисциплине Философия Тема 17 Философия И. Канта Студент 2 курса иифо группа бзи23ттп шифр кт21ттп(БТ)вт127
Скачать 42.05 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Кафедра «Философия, социология право» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Философия» Тема 17: «Философия И. Канта» Выполнил: Студент 2 курса ИИФО Группа: БЗИ23ТТП Шифр: КТ21-ТТП(БТ)ВТ-127 ФИО: Андриянова Екатерина Александровна Проверил: Лушкина Татьяна Алексеевна Хабаровск 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................................ 3 Понятие немецкой классической философии.......................................4-7 Трансцендентальный идеализм: онтология и теория познания в кантовской философии..........................................................................8-11 Этическое учение И. Канта.................................................................12-16 Заключение..........................................................................................................17 Список литературы.............................................................................................18 Введение Иммануил Кант (1724-1804) – Немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма - великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором и в области науки, и в области философии. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века. Произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критике способности суждения». Основной смысл философии Канта составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимаем центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально синтетическое единство». «Если существует наука, действительно нужная человеку, говорит Кант, то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Философия Канта актуальна и в наши дни. Во-первых, его идеи применяются очень широко во многих сферах жизни. Во-вторых, нужно обращаться к философским учениям Канта, чтобы лучше понять настоящее. Нужно обращаться к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю. Цель моей работы: — рассмотреть философию И. Канта. Понятие немецкой классической философии. В конце XVIII начале XIX в. в экономически и политически отсталой Германии, находившейся под сильным впечатлением от событий Французской революции, возникла немецкая классическая философия, в формировании которой большую роль сыграли открытия в естествознания и достижения общественных наук. Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцептов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Характерные особенности немецкой философии: - акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути; -исследование человеческой сущности наравне с историей человечества; - рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества; - представление философской науки как системы; -понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры. Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием. Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие. Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях её развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода. Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания – методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому. Четвертая особенность — это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа", мышления, познания, центральных для немецкой классической философии. И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задаёт себе и сегодня. Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг. В то же время для немецкой классической философии характерно тяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая была почти утрачена в предыдущие эпохи после античности. И. Кант возвращается к этой традиции, и в этом плане он является основоположником и родоначальником немецкой классической философии. Во-вторых, отличительной чертой немецкой классической философии является концентрация внимания на творческой деятельности человеческого духа, обладающего, по их мнению, автономностью и суверенностью по отношению к природе и миру. Другими словами, свобода человеческого духа и человеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классической философии. И к формированию такой традиции И. Кант приложил немалые усилия. Трансцендентальный идеализм: онтология и теория познания в кантовской философии. Теория познания И. Канта. Наиболее важной книгой Канта является «Критика чистого разума» (1-е изд. в 1781 году, 2-е изд. в 1787 году). Цель этой работы состоит в том, чтобы доказать, что хотя никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. Априорная часть нашего знания охватывает, согласно Канту, не только логику, но многое такое, что не может быть включено в логику или выведено из неё. Он выделяет два различения, которые у Лейбница смешаны. С одной стороны, существует различие между «аналитическими» и «синтетическими» суждениями, с другой стороны – различие между «априорными» и «эмпирическими суждениями. [2, 823-824с.] Выражение «критика чистого разума» означает критику всего познания, к которому можно прийти априори, т.е. способом доказательств. Познание, по Канту, имеет два источника: «эмпирический» и «априорный». Априорная основа также имеет двойственный характер. К ним относятся «интеллектуальные синтезы», или категории, и время и пространство как априорные формы чувственности, которые объединяют чувственные данные в едином чувственном созерцании. Главную роль при преобразовании чувственного опыта в «эмпирический опыт» играет рассуждение. [3, 473с.] Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания. В результате абстрагирования чувственно воспринимаемый мир разделялся, из него исчезало всё, кроме двух чистых фирм чувственного созерцания как принципы априорного знания пространство и время. Кант производил два истолкования взглядов на пространство и время. Суть первого, «метафизического»: «пространство есть необходимое априорное представление, лежащее в основе всех внешних созерцаний», а «время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». Суть второго, «трансцендентального»: «пространство – это только форма всех явлений внешних чувств», а время есть «непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений». Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Чувственность, или живое созерцание, имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не являются объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в её основе лежат пространство и время как априорные формы нашей чувственности. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относятся не к самим вещам, они имеют значимость только для нашего ума. [4, 8с.] Чувственность есть восприимчивость субъекта, при помощи которой возможно, что на состояние представления самого субъекта определенным образом действует присутствие какого-либо объекта. Рассудочность есть способность субъекта, при помощи которой он в состоянии представлять себе то, что по своей природе недоступно чувствам. Предмет чувственности – чувственно воспринимаемое; то, что не содержит в себе ничего, кроме познаваемого рассудком, есть умопостигаемое. [5, 252с.] Возведение стены между чувственным познанием и познанием рассудка приводит Канта к мысли, что все знания об объектах внешнего мира существуют как образы (явления) в нашем сознании, а потому теоретический разум сам должен отличать эти объекты от их проявления в нашем сознании. В последующем, развивая эту мысль, он введет такие понятия, как «вещь в себе» (предмет познания), «вещь, существующая сама по себе» (объект реальности такой, какой он существует сам по себе), и «явление» (образ «вещи в себе», существующий в нашем сознании). Причем «вещь в себе» в принципе непознаваема ни с помощью чувств, ни с помощью рассудка. Такая гносеологическая установка есть позиция скептицизма и агностицизма. «Вещь в себе» — это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигаемому, вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны приходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум впадает сам с собою или, собственно, с рассудком, когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимо основательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка. Этическое учение И. Канта. Этика, или учение о морали, - вторая основная часть философии Канта. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» (1788), «Основах метафизики нравственности» (1785) и «Метафизике нравов» (1797). Главная задача философа состоит в обосновании свободы, ценности и автономии личности. Но вместе с тем эта индивидуальная свобода предполагает у него равную меру свободы других людей. По мнению Канта, в основе всех предыдущих этических учений лежат не самодостаточные принципы морали, а «случайные основания». Теологические принципы морали свободны от «случайных оснований», но они нечто внешнее по отношению к внутреннему миру человека. Поэтому если эмпирическая этика не могла создать концептуальную модель общезначимой морали, то теологическая этика была далека от объяснения внутриличностной укорененности нравственных задатков человека. Цель Канта – создать модель морали, лишенной этих недостатков. Он строит свою этику как теорию нравственных понятий, как учение об априорных основаниях морали. Его этика основ полагается на независимости и «автономности» морали. Мораль уже сама по себе является, по мысли Канта, абсолютным нравственным законом, выражающим обязательства разумного существа. Согласно взглядам Канта, мораль автономна, независима от религии. Однако при этом он не отказывается от веры в Бога в вопросе морали. С одной стороны, философ провозглашает тезис об автономности морали и независимости от её догматов религиозной нравственности, с другой – он, напротив, обосновывает необходимость веры в Бога. Правда, вера в Бога необходима ему не для обоснования сущностных основ морали, а для обоснования существования морального порядка в мире. Бог поэтому не источник нравственного закона, не законодатель нравственности, а только причина нравственного порядка в мире. [5, 344с.] В «Критике практического разума» И. Кант выделяет три постулата практического разума: свобода, бессмертие души и бытие Бога. Он называет понятие свободы «ключом к объяснению автономии воли», «свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и то же». Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие, относительно которых он действует, проявляют такую же автономию, как и он, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: «…поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство». Согласно более патетичной, но менее точной формуле из «Критики практического разума», нравственный закон предписывает неприкосновенность другого человека («другой человек должен быть для тебя святым»). Следующая формулировка предписывает форму нравственного поведения: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Эта формулировка важны тем, что помогает исключить случаи нежелательного поведения. Если есть сомнения относительно того, не находится ли поведение на основе определенного намерения в противоречии с нравственным законом, то достаточно произвести обобщение нашего намерения в эту общую формулу. Если наше намерение не сможет быть возведено в «закон», то мы должны от соответствующего поведения отказаться. Этика Канта содержит рассуждения о свободе, свобода человека проявляется также в способности деятельности относительно природы. В природе все происходит согласно закону причинности, а поэтому и наше поведение, поскольку оно воздействует на природу, должно быть подчинено этому закону. В то же время вся моральная теория Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» Кант решает эту антиномию таким образом, что применяет к ней различие между «вещами в себе» и «явлениями». С одной стороны, наше Я как «вещь в себе» принадлежит к «интеллигибельному» миру, к миру, который открывается нам нравственным поведением. С другой стороны, мы, как «представители чувственного мира», принадлежим к миру явлений. [3, 488c.] Кант полагает, что свобода и необходимость находятся в разных отношениях и нигде и никогда не пересекаются. Свобода человека исключает его причинную обусловленность, и, напротив, причинная обусловленность человека исключает его свободу. Философ вводит различие между теоретическим и практическим разумом. Различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум «определяет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», то есть производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали. Мораль, по Канту, сама обыденная основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по Канту, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, например, совесть. Она действует в человеке, побуждая его к определенным поступкам. Однако нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по какой-либо причине, а по совести. То же самое можно сказать и долге. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то само принуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия. В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит характер императивности. Постулаты бытия Бога и бессмертия души были включены в кантовскую этическую концепцию лишь в процессе написания «Критики практического разума» в целях удовлетворения требований религиозного сознания, стремившегося обрести райское блаженство как награду на нравственную жизнь на земле. В связи с этим Кант писал, что «христианский принцип морали» делает «познание Бога и его воли… основанием достижения высшего блага» при условии соблюдения нравственных законов. В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объясните, каково различие между ними. В философии Иммануила Канта можно выделить два основных этапа: «докритический» период (1746-1781); «критический» период (1781-1804). В творческой деятельности Канта докритического периода важное место занимают его сочинения, посвященные вопросам естествознания и философии природы. В этот период Кант не обращается к критике каких-либо идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала. Но творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства. [1, 13с.] Главным произведение этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Как видно из названия, работа посвящена проблемам устройства мира, космоса. В ней Кант выступает как философ-материалист. Мир, космос для него материален. Первоосновой космоса является «первичное вещество», «мельчайшие частицы первичной материи». Однако заслуга И. Канта состояла не столько в признании материальности мира, сколько в обосновании мысли, что космос не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное и вечное, а представляет собой бесконечный процесс естественного становления и развития. Солнечная система, считал Кант, как и бесконечное множество других миров, существующих во Вселенной, образовалась из «первоначальной туманности», из огромного облака мельчайших частиц вещества под воздействием сил притяжения и отталкивания. Таким образом, философ в объяснении сущности мира выступил как материалист и диалектик. В течение этого периода И. Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э.Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного (1764), три диссертации, защищенные И. Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась «О принципах метафизического познания», а третья, профессорская, «О физической монадологии»). В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего радо прологом для его основных работ «критического периода». Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 г., когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать её принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума». Философия согласно взглядам Канта, должна отвечать на следующие вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен знать? 3) на что я могу надеяться? Ответ на первый вопрос содержится в «Критике чистого разума», на второй вопрос – в «Критике практического разума», на третий – в «Критике способности суждения». Это и есть три основные работы Канта «критического» периода. В системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен концепции новые, представляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «Критик», не менее значительны, нежели разрушительные. Заключение Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. Философия Иммануила Канта оставила в истории мировой философии очень глубокий след. Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И. Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ История западной философии: В 3 кн. / Пер. с англ; Подгот. Текста В.В. Целищева. – СПб.: Азбука, 2001. – 960с. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590с. История философии XIX - начала XXI века: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2011. – 304 История философии. Европейское просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471с. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов. / Кузнецова. В.Н. – М.: Высш. шк., 1989. – 480с. Философия: Учебник / Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 313с. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2015. – 336 с. История философии: хрест. В 2 ч. / сост. Т.А. Лушкина, О.А. Рудецкий. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. История философии: Запад–Россия–Восток: учебник для вузов / под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Эксмо; СПб. : Мидгард, 2007. – 1120 с. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. – М.: Республика, 2000. – 431 с Новая философская энциклопедия. В 4 т. / РАН. Ин-т философии. – М.: Мысль, 2010 Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3 кн. /Б. Рассел: пер. с англ. – СПб.: Азбука, 2001. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – М.: Петрополис, 1997. Гулыга А. Кант, М., 1981. Введение в философию, М., 1989. |