Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «

  • Понятие свободы. Свобода положительная и отрицательная

  • Свобода воли и необходимость – различные концепции

  • Свобода и рабство. Свобода и судьба человека

  • Список использованной литературы

  • Кр по философии. философия. Контрольная работа по дисциплине Философия Тема 24. Философия о проблеме свободы человека


    Скачать 31.44 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Тема 24. Философия о проблеме свободы человека
    АнкорКр по философии
    Дата26.02.2022
    Размер31.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #374208



    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Философия»
    Тема 24. ФИЛОСОФИЯ О ПРОБЛЕМЕ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА



    Институт заочного и очно-заочного обучения
    Направление подготовки: 38.03.01 – Экономика
    Направленность (профиль): Экономика организаций и предприятий






    Екатеринбург

    2020 г.

    План

    1. Понятие свободы. Свобода положительная и отрицательная.

    2. Свобода воли и необходимость – различные концепции.

    3. Свобода и рабство. Свобода и судьба человека.

    4. Заключение

    5. Список использованной литературы

    Понятие свободы. Свобода положительная и отрицательная

    В рационалистической философии свобода традиционно определяется как познанная необходимость. Эта традиция восходит к Спинозе и Гегелю. Однако если индивид лишь познает, но не действует, то в результате он оказывается в подчинении у необходимости, хотя и осознанной. Познание необходимости является одним, но не единственным условием свободы. Для того чтобы быть свободным, индивид должен иметь возможность выбора действий в соответствии со своими внутренними убеждениями и интересами и возможность действовать в соответствии со своим выбором. Во взаимоотношениях с обществом индивид нередко сталкиваестся с конфликтными ситуациями, когда он должен отстаивать свою свободу или отказаться от нее.

    Индивид может вступить в отношения борьбы за свободу, в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваться своих целей любой ценой. Это опасный путь, на котором может произойти деформация личности. Возможно также бегство от мира в монастырь, в скит, в себя, чтобы реализовать себя внутренне. Чаще всего человек адаптируется к миру, идет в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.

    Понимание свободы как способности уклониться от всего внешнего, как возможности сказать «нет» — это негативная свобода, «свобода от». Назначение же человека заключается в стремлении к подлинному самоутверждению, к «свободе для». Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать чего-либо, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность. Эта положительная сила является движущей причиной внутренней свободы человека. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы. Он обладает не полной, раз и навсегда данной свободой, а лишь определенной ее мерой, которая является переменной величиной. На человека оказывают влияние внешние природные и социальные факторы через посредство его субъективного восприятия. Человек может оказывать обратное влияние на эти факторы. Степень и глубина обратного влияния зависят от объема и глубины его знаний и опыта, силы воли и характера. Свобода — это не всегда результат рационального выбора. В реальной жизни она реализуется как проявление целостного, как рационального, так и эмоционально-чувственного мировосприятия и волеизъявления индивида.

    Обретение свободы направлено не только на внешний мир, но и на самого человека, он оказывается свободным делать самого себя. Поэтому свободу часто называют нелегким бременем, тяжким крестом для человека. Принятие решения неизбежно связано с постоянным риском и личной ответственностью. Если у человека есть возможность выбирать, значит, он должен отвечать за свой выбор. Поэтому нередко человек не столько действительно хочет свободы, сколько хочет казаться свободным и в то же время растворяется в толпе, перекладывает свою ответственность на других.
    Свобода воли и необходимость – различные концепции

    Свобода воли, философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг свободы воли со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, т.к. от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности научного объяснения.

      В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании свободы воли выявились главным образом две философские позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизмотвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди философских детерминистических концепций принято различать механический детерминизм (Б. СпинозаТ. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана.

      Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектические доктрины свободы воли, сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает свободой воли. Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутреннюю необходимость, с другой стороны — признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая свободу воли, по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий «чистое» понятие свободы.

      В буржуазной философии конца 19—20 вв. среди тенденций в истолковании свободы воли преобладает волюнтаристский и персоналистический индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему. У А. Бергсона, например, обе эти тенденции переплетаются. Отстаивая С. в., он ссылается на органическую цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отдельные элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других — как свободные. Проблема свободы воли стоит в центре внимания атеистического экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободы воли к своеволию.

      В теистических религиозных учениях проблема свобода воли ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причём само понятие свободы воли, без которого невозможна религиозная этика, сталкивается с понятием «благодати» и непреложного божественного предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религиозной философии [например, томизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы.) в протестантизме]. Крайние религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абсолютную зависимость от сверхъестественной силы, божественной воли, составляют совместно с натуралистическим детерминизмом и с языческой верой в судьбу основной набор концепций фатализма.

    Свобода и рабство. Свобода и судьба человека

    Существует три состояния человека, три структуры сознания, которые можно обозначить как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб коррелятивны, они не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе, он имеет в себе своё качество без коррелятивности с противоположным ему. Господин есть для себя существующее сознание, но которое через другого, через раба существует для себя. Если сознание господина есть сознание существования другого для себя, то сознание раба есть существование себя для другого. Сознание же свободного есть сознание существования каждого для себя, но при свободном выходе из себя к другому и ко всем. Предел рабства есть отсутствие его сознания. Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа. Экстериоризация — источник рабства. Свобода же есть интериоризация. Рабство всегда означает отчуждение, выброшенность вовне человеческой природы. Фейербах и потом Маркс узнали этот источник рабства человека, но связали это с материалистической философией, которая есть узаконение рабства человека. Отчуждение, экстериоризация, выбрасывание вовне духовной природы человека означает рабство человека. Экономическое рабство человека, бесспорно, означает отчуждение человеческой природы и превращение человека в вещь. Но для освобождения человека его духовная природа должна ему быть возвращена, он должен сознать себя свободным и духовным существом. Если же человек остается существом материальным и экономическим, духовная же его природа признается иллюзией сознания, обманной идеологией, то человек остается рабом и раб по природе. Человек в мире объективированном может быть только относительно, а не абсолютно свободным, и свобода его предполагает борьбу и сопротивление необходимости, которую он должен преодолевать. Но свобода предполагает духовное начало в человеке, сопротивляющееся порабощающей необходимости. Свобода, которая будет результатом необходимости, не будет подлинной свободой, она есть лишь элемент в диалектике необходимости.

    Судьба любого человека зависит от следующих изначально заданных, заранее предопределенных факторов:

    – время и место (страна) рождения,

    – внешняя среда обитания (столица, город, деревня),

    – род, семья, изначальные возможности семьи и материальные условия существования,

    – пол (мужчина, женщина), здоровье человека.

    Судьба человека зависит и определяется в масштабах конкретных страны, семьи и рода и напрямую зависит от исторического времени (исторический век, время – военное, мирное) и страны проживания. Этот фактор особенно сильно влияет на судьбу правителей, лидеров, исторических персонажей.

    Огромное значение на судьбу человека оказывает род и семья. Душа низкого типа будет притягиваться в порочную семью с подобными грубыми телами.

    Помимо изначально заданных условий при рождении многое зависит от самой личности, ее характера, силы воли, стремления получить образование и добиться успеха, от потенциала личности, ее способностей и талантов. «Мудрец спрашивает с себя за свои ошибки, глупец – с других» (арабская пословица). Судьба зависит от качеств человека и его действий. В этом плане человек – сам кузнец своего счастья, под лежачий камень вода не потечет. «Когда закрывается одна дверь, открывается другая» (Сервантес).

    Александр Исаевич Солженицын утверждает, что судьба человека – это его характер. Часто под судьбой понимается некий суд над человеком, взвешивание его истинной подлинной сути, то, что не позволяет личности жить в соответствии с принципом свободы воли. Судьба не означает полный отказ от свободы воли человека. Человек сам выбирает ту или иную альтернативу в своей судьбе, а выбрав, вступает с ней в игру, порой намеренно уступая ей инициативу, ожидая раскрытия ее планов. Возможны разные альтернативы судьбы, ее многовариантность и неединственность ставит под сомнение тезис абсолютности судьбы.

    Философы и астрологи Древней Греции считали, что судьбой заведуют три богини, вращающие мировое веретено. Первая богиня, Лахесис, дает такую важную составляющую судьбы, которую они называли жребий, вторая богиня, Клото, прядет жребий, а третья, Атропос, приближает нить будущего. Таким образом, если первая богиня, дающая жребий, определяет жребий человека в прошлом, вторая прядет нить судьбы в настоящей жизни, третья, «неотвратимая», обрывает нить настоящего и работает на будущее.

    Само мировое веретено представляет собой ось мира с нанизанными на эту ось сферами планет солнечной системы, которые замыкает сфера неподвижных звезд. Именно момент рождения или воплощения определяет судьбу человека. И именно градус зодиака, совпавший с моментом рождения, определяет судьбу человека.

    На буддийском Востоке под «судьбой» понимается «воля неба», китайское Тянь мин переводится не как слепая сила, рок, а высшее предначертание и предназначение (судьба), которое предстоит выполнить человеку на пути освобождения личности от любой зависимости и негатива. В этом случае нельзя отступать от Пути даже под угрозой смерти. От самого человека зависит его судьба: если он нарушает предначертание, то идет против воли неба и совершает грех, так как убивает свое предназначение.

    Не следует ходить туда, где беспорядок и жить там, где смута. «Если страна следует Пути, стыдно быть бедным и не в чести. Если страна не следует Пути, стыдно быть богатым и знатным» («Луньюй», ХХ,3).

    Успех любого деяния зависит от умения уравновешивать темные и светлые состояния души. Всякий, кто удачно выберет время, преуспеет. Всякий, кто его упустит, пропадет. На пути восхождения к добру и гармонии необходима золотая середина. «Не только свобода воли и рок, но Бог и дьявол, красота и безобразие, смелость и трусость, разум и вера – отношение этого должны уравновешиваться, как чаши весов. Древние называли это золотой серединой», – так объясняет современный японский писатель Акутагава Рюноскэ закон подвижного равновесия, главного в японской культуре и поведении. Ведь разумный человек соизмеряет свои слова и поступки с обстоятельствами, а успех любого деяния зависит от умения уравновешивать светлые и темные состояния души.

    В буддизме большое значение придается идее кармы и личной ответственности за свои поступки. В судьбе – карме отсутствует элемент случайности. Это абсолютная справедливость. Поступки прошлой жизни слагают элементы новой жизни. Каждый поступок человека имеет положительную или отрицательную оценку, соответственно которой человек будет награжден или наказан в этой или в следующей жизни.

    Древние часто сравнивали судьбу с игрой богов: «Боги нами играют, как люди мячом» (Плавт), «Людскими делами играет власть богов» (Гораций). Согласно латинскому изречению, «Звезды управляют человеком, а звездами управляет бог». «Человек несет свою судьбу, привязанной к шее» (Коран). Судьбу часто сравнивают с камнем на шее.

    Судьба – у греков, карма – буддистов, тао – у китайцев, разум – у стоиков: какое современное понимание механизма действия судьбы присуще нам в 21 веке? В отличие от древнего представления о судьбе, как необходимости железного божественного закона, любое событие во внешнем мире в современной математической теории катастроф может быть описано как «элементарная катастрофа», то есть как результат некоторого конфликта режимов в пространстве-времени.


    Заключение

    Обзор различных аспектов свободы как сущностного признака человека позволяет сделать вывод о том, что свобода присуща каждому человека в качестве возможности проецировать во внешний мир свои субъективные намерения. Однако реальное бытие свободы предполагает её осознанность человеком. Иными словами, человек свободен настолько, насколько он сознает, что такое свобода, какие возможности и какие последствия связаны с ней. Поэтому развитие человека означает не появление у него каких-то качественно новых способностей или признаков, а связано с развитием сознания свободы. Человек будет считаться полностью развитым человеком тогда, когда он, наконец, сознает, что значит - быть свободным. Но пока он находится только в начале этого пути.


    Список использованной литературы:

    1. Волкогонова, О.Д. Основы философии [Электронный ресурс] / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Форум, 2020. — Режим доступа: https://new.znanium.com/read?id=352677. — Электрон. версия печ.публикации

    2. Губин, В.Д. Основы философии [Электронный ресурс] / В.Д. Губин. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Форум, 2020. — Режим доступа: https://new.znanium.com/read?id=352177. — Электрон. версия печ.публикации

    3. Сычев, А.А. Основы философии [Электронный ресурс] / А.А. Сычев. — Электрон. текстовые дан. — Москва: Альфа-М, 2016. — Режим доступа: https://new.znanium.com/read?id=12362. — Электрон. версия печ.публикации


    написать администратору сайта