Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления социализации личности.

  • Список использованной литературы.

  • Контрольная работа. Философия 22 вариант Баганов К.В. Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 22 Тема Проблема личности в философии Баганов К. В проверил Астраханцев О. Н иркутск 2018 Содержание


    Скачать 56.79 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Вариант 22 Тема Проблема личности в философии Баганов К. В проверил Астраханцев О. Н иркутск 2018 Содержание
    АнкорКонтрольная работа
    Дата17.02.2022
    Размер56.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия 22 вариант Баганов К.В.docx
    ТипКонтрольная работа
    #365348
    страница2 из 2
    1   2

    Теории личности отечественных психологов. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович.

    Теория, предложенная известным отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович (1908–1981), охватывает период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использует для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

    Л.И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». На этом уровне развития человек способен сознательно действовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя.

    Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

    Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

    Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает именно к этой деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

    По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Это событие иллюстрируется примером, который широко известен под названием «эффекта горькой конфеты».

    Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

    Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

    Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен – он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

    Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Обязательность этой способности к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия.

    Видный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907–1972) рассматривает личность в свете соотношения тех или иных психических образований с различными параметрами соматики. Он выделяет интериндивидуальную структуру социального окружения и интериндивидуальную структуру самой личности. Основными методами изучения последней являются методы корреляционного, факторного и кластерного анализа, которые позволяют выявлять связи между разными свойствами (социальными, биологическими).

    Б.Г. Ананьев подчеркивает, что индивидуальное развитие происходит во взаимодействии системы групп свойств человека как индивида, субъекта деятельности, личности, которые в совокупности образуют структуру человека. Характеристики личности человека – статус и социальные функции (воля, мотивация, поведение и т. д.) – определяют мировоззрение личности. Таким образом, структура личности, по Б.Г. Ананьеву, охватывает три группы индивидных, личностных, субъективных свойств (познание, общение и труд) и является результатом биологической и социальной детерминации развития индивидуальной психики, с одной стороны, и действием механизма, обеспечивающего единое направление развития этих свойств, – с другой.

    Впоследствии было доказано, что именно личность, ее социально-психологические характеристики, являясь уровнем организации более высокого порядка, чем психофизиологические процессы, оказывает влияние на развитие этих процессов, обеспечивает их оптимальное функционирование в условиях сложной психической деятельности человека.

    Константин Константинович Платонов (1904–1985), реализуя идею динамической структуры личности, объединял все свойства в четыре основные подструктуры (уровня):

    1) исключительно социально обусловленные свойства личности – интересы, стремления, идеалы личности, отношение к себе и другим людям. Эта подструктура включает индивидуальное мировоззрение личности, ее нравственные и политические взгляды и убеждения;

    2) индивидуально приобретенный опыт, включающий в себя знания, навыки и развивающиеся на их основе умения и привычки. Данная подструктура определяет обученность личности, ее когнитивную карту;

    3) индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения реального мира (эмоции и чувства, ощущения, восприятие, мышление, воля) и формирующиеся свойства личности;

    4) биологически обусловленные свойства личности – темперамент, в котором проявляются особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Эта подструктура является биологической основой личности в целом.

    Основные направления социализации личности.

    Социализация — двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Содержание процесса социализации — процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех этих трёх сфер. На каждом этапе социализации возникает «сплав» усвоения социального опыта и воспроизведения его.

     

    Социализация — многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

    Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Таким образом, в процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

    Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

    1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

    2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

    3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

    4. Важным аспектом формирования личности является культура.

     

    Понятие "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "развитие личности". Целостный процесс социализации можно представить в виде совокупности четырёх составляющих: развитие

    стихийная социализация

    относительно направляемая социализация

    относительно социально контролируемая социализация

    самоизменение, саморазвитие

     

    · стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребёнка;

     

    · относительно направляемая социализация, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития на жизненный путь тех или иных социальных групп;

     

    · относительно социально контролируемая социализация (воспитание) как планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека, когда специально организуется деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определённых, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности;

    · более и менее сознательное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

    Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими группами факторов социализации являются:

    1) мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

    2) макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах.

    3) мезофакторы – большие социальные группы, выделяемые по типу поселения – регион, село, город, посёлок; по виду СМК – радио, телевидение, Интернет; по субкультуре – профессиональная группа, стратификационная общность;

    4) микрофакторы – семья, соседство, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и частные организации.

     

    Социализируется индивид, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Так, ребёнок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребёнка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребёнка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребёнка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определённых индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребёнок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

    В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.С.Выготский выделяет "низшие психические функции" (НПФ) и "высшие" (ВПФ). НПФ (наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др.) есть у животных и человека. Если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ.

    Выготский показал, что для того, чтобы ребёнок перешёл на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребёнка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Например, слово "окно" замещает известный всем предмет, и при произнесении этого слова каждый человек понимает о чём идёт речь, т.е. "расшифровывает" значение, которое содержится в знаке. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.

    Таким образом, понятия "развитие психики" и "социализация" пересекаются, но не тождественны друг другу. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием (то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, например Маугли), и социальное развитие ВПФ:

    Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов:

    1 — социализации;

    2 — саморазвития, "саморазвёртывания" личности.

    Поскольку личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы (принятые нормы, правила) которых могут противоречить друг другу. Так, например, ценности, "прививаемые" в школе ребёнку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных (значимых, мнение которых он разделяет) групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. В том случае, когда в системе референтных групп т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьёзных противоречий, то могут тем не менее быть отдельные, противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек будет "переживать", рефлексировать по поводу какой-то своей незначительной личностной проблемы. Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией, а саморазвитием.

    Социализация начинается с взаимовоздействий на индивидов, поскольку родители ребенка уже почти социализированы, но и ребенок может уже на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

    Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

    Таким образом, соотношение понятий "социализация" и "развитие личности" может быть представлено так же, как и соотношение понятий "социализация" и "развитие психики".

    При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах "развертывания" программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации.

    Заключение

    Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

    Сегодня наше общество испытывает колоссальную потребность в людях свободных, инициативных, творческих. Но появятся ли они? Нельзя с сожалением не констатировать, что не только новая, но и традиционная элита эпохи, которую впору определить как эпоху масс, сама тяготеет к безликости, вынуждена подделываться под нее. Личности нестандартные, выдающиеся становятся все большим исключением. Складывается устойчивое впечатление, что почти все они - в прошлом.

    Мы согласны с автором цитаты, но только отчасти. Действительно, последнее десятилетие ХХ века в Росси было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

    Список использованной литературы.

    1. Барулин В.С Основы социально-философской антропологии. М.: Академический проект, 2002

    2. Барулин В.С Социальная философия. Учебник. - 2-е изд. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. Гл.Х1

    3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие М.; ПЕР СЭ. 2001г. Гл.5, гл.7, п.5

    4. Гаранина О.Д. Природа и сущность человека. Введение в философскую антропологию. Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 1996г. Гл.2,3

    5. Гаранина О.Д. Человек – личность – общество: Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 2003г. Тема 1.

    Гуревич П.С Философия человека. В 2-х ч.М.: ИФРАН, 1999-2001. Ч.1 гл.2,3,9

    6. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия – Л.: издательство ЛГУ, 1990г.
    1   2


    написать администратору сайта