Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод музыкальной интерпретации

  • Метод усложнений

  • Метод сходства

  • Метод блоков

  • Метод «Калифорнийский стиль»

  • Методика проведения аэробики

  • шгр. В данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства


    Скачать 45.06 Kb.
    НазваниеВ данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства
    Дата08.02.2023
    Размер45.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла000000.docx
    ТипДокументы
    #926811

    ВВЕДЕНИЕ
    Положительное влияние на здоровье занятий восточными единоборствами известно достаточно давно. Еще в середине XIX века на острове Окинава, во время проведения медицинских осмотров в школе, врачами было отмечено, что занимающиеся каратэ дети резко отличались от других учеников великолепной физической подготовкой, пропорциональностью телосложения и прекрасным здоровьем.

    Восточные единоборства улучшают пластичность, увеличивают выдержку, быстроту реакции, тренируют все тело и улучшают его подвижность. Все это способствует укреплению здоровья и впрямую влияет на увеличение продолжительности жизни. Из всего вышесказанного видно, что слухи о «опасности» единоборств - всего лишь миф и лишены всякого основания. Напротив, занятия восточными единоборствами помогают людям продлить жизнь и сохранить до глубокой старости физическую активность. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что восточные единоборства это не только «искусство убивать», но и «искусство долго жить».

    Восточная философия складывается из гармонии, истины и силы, которые непременно есть в каждом человеке. Как сказал когда-то Лао-Цзы, будьте внимательны до конца так же, как и в начале, и вы совершите предпринятое.

    В данной работе я попытаюсь пролить свет на восточные единоборства.

    А именно на примере японского Каратэ-до и китайского Ушу. Я попытаюсь понять, какова история возникновения этих единоборств, какую цель они преследуют и можно ли назвать их физкультурой в привычном для европейского понимания смысле. Или же эти единоборства несут в себе какой-то особенный смысл и трудно постижимую философию.

    Также попытаюсь понять общие особенности восточных единоборств в сравнении с западными, так как обучаясь традиционным восточным боевым

    системам, многие сталкиваются с проблемой принципиального непонимания того, что требуют инструкторы, непривычности для нашего образа мышления того подхода, который предполагается методикой обучения.
    1.1 ТАЙ-БО

    История Муай Тай берет свое начало свыше 2000 лет назад в тайской народности ао лай. Первые упоминания об этом племени были найдены в провинции Юньнань Южного Китая. Выживание в те дни предполагало постоянную борьбу.

    Племя Ао Лай вело продолжительные войны с китайской империей, завоевывая себе репутацию свободолюбивого и отважного народа. Однако превосходство китайской армии вынудило различные племена мигрировать на юг. Так, шаньцы осели в Северной Бирме, эхом - во Вьетнаме, а тайцы основались вначале в бассейне реки Меконг, основав города Пхаяу, Чанг Рай и др. Однако и там тайцам пришлось отстаивать свои земли в сражениях с местными жителями. Постоянная борьба способствовала сплочению тайского народа. Кроме этого, они столкнулись с великой империей кхмеров. Кхмеры преобладали в Юго-Востоной Азии, кхмерская империя Ангкор простиралась с юга Вьетнама и Лаоса, вплоть до Малайского полуострова

    У древних кхмеров существовала каста воинов, называемая "Наяр", которые были подготовлены во всех аспектах войны.Несмотря на могущество кхмеров, в 1238 году сиамским воинам удалось захватить крупную провинциальную столицу кхмеров. Сначала здесь они обосновали Королевство Сукотай. Они назвали его "Страной свободных"

    В 1350 году в современном центральном Таиланде с приходом к власти в княжестве Утонг генерала Утконга Яидхэйса, известного под именем Рама Тибоди I, возникла новая сила, вскоре объединившая всю тайскую нацию. Королевство Сиам со столицей в Аюттайе просуществовало более 400 лет. Великие бойцы того времени объединялись для того, чтобы зашифровать и записать технику борьбы. Поскольку методы подготовки бойцов записывались и постоянно проверялись, тайское воинское искусство никогда не фрагментировалось в рамках отдельных школ. Улучшения и новшества принимались лишь только тогда, когда получали право на существование после сражений на поле боя. Руководство отвергло идею секретного, тайного знания, передаваемого от учителя к ученику. Эта открытость и доступность воинского искусства эффективно остановили "замораживание знания" между мастером и учеником. Следовательно, новая техника стала общей и пригодной для любого учителя. Это подчеркивало необходимость развиваться и что-то постоянно менять в данном единоборстве.

    Король Наресуан (середина XVI века) стал легендой воинского искусства. Он провел свою несколько лет заложником в Бирме и в течение этого времени строго изучал боевое искусство. Когда князь возвратился в Сиам, он начал учить своих людей бойцовским навыкам. В свое время короли сделали много для развития Муай Тай. Король Тигр Фра Биддка Чао Суа был знаменит своей свирепостью. Как боец Муай Тай он путешествовал инкогнито по стране и готов был сражаться с каждым, кто принимал его вызов на различных ярмарках. Он рекомендовал армии тренироваться в искусстве Муай Тай и активно подготавливал лагеря для своих людей.

    Тайский бокс стал любимым спортом народа Сиама. Богатые и бедные, молодые и пожилые - все объединялись в лагеря. Каждая деревня проводила соревнования и имела своих чемпионов. На каждый поединок делались ставки. Вместе со спортом сформировались традиции азартной игры (тотализатора). Это - одна из причин, из-за которой тренеры предпочитают остаться в Таиланде, а не уехать за границу.

    Но поединки, возглавляемые королем Тигром существенно отличались от боев сегодняшних дней. Были разрешены удары в пах, всевозможные броски, рубящие удары, а также удары пальцами. Никаких перчаток! Руки обматывались конопляными веревками и в особо яростных поединках обмакивались перед боем в клей, а затем в битое стекло. Поединки не имели временных ограничений, просто один должен был проиграть, другой - победить. Муай Тай был частью школьной программы до 1920 года. Но жесткий характер Муай Тай был изменен вмешательством правительства в 1930 году. Были приняты международные правила бокса. Бои стали проводиться в перчатках. Были запрещены броски типа дзюдо и удары в пах. Возможности Муай Тай в полной мере были приняты на вооружение армией. Экстремальная сила тайского бокса продолжает быть главным аргументом в борьбе за справедливость. Рядовой солдат тайской армии изучает искусство Муай Тай. Так тайский бокс возвращается на поле боя, на котором он и был рожден.

    1. КАРАТЕ-ДО


    2.1 История возникновения Каратэ-до
    18 век новой эры. Япония – страна Восходящего Солнца (НИП-ПОН) – находится на задворках огромной культурной империи, включающей в себя территории современного Афганистана, Пакистана, Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. То или иное культурное течение доходило до Японии в последнюю очередь, когда оно уже охватывало весь юго-восточный мир. Но с 9-го века Япония становится составной частью огромного мира, где культура островов включалась в орбиту культуры восточной зоны Старого Света.

    На рубеже 8-9 веков новая культура нахлынула на Японию, неся в себе новую религию – буддизм, который со временем станет неотъемлемой частью жизни островов, новые юридические кондиции, основанные на морали средневековья, новую письменность – иероглифы, заимствованные в Китае, новую формы литературы – поэзию. Высший свет Японии китаизировался, впитав в себя культуру великого соседа. Наряду с общеобразовательной культурой и религией на землю Японии проникла и борьба, названная ЧАН-ФА – китайский бокс, включающий в себя удары руками и ногами.

    Первый остров, подвергшийся культурной агрессии, был остров Окинава.

    У японских средневековых воинов была своя национальная борьба, известная как ТОДЭ, включающая в себя захваты, броски и удары. Но время неумолимо стягивало ЧАН-ФА и ТОДЭ, два вида единоборств, в один узел, для того, чтобы через несколько веков представить этот синтез боевых искусств всему миру. И весь мир восхитится и примет это великую борьбу.

    Остров Окинава, архипелаг Рюкю. X-XI века. Здесь в это время на острове китайского бокса ЧАН-ФА и местных видов борьбы ТОДЭ возник

    один из видов единоборства, получивший в дальнейшем название КАРАТЭ-ДО . Оригинальное расположение острова Окинава, находящегося далеко и от центральной Японии, и от континентального Китая, помогло боевому искусству впитать лучшее из того, что смогла дать та и другая страна.

    Оказавшись в Окинаве, ЧАН-ФА попала на благодатную почву, органически слилась с традициями острова и потеряла свои первоначальные очертания. Так родилась новая борьба под названием ОКИНАВАТЭ или «РУКА-ОКИНАВЫ», в элементах которой уже ярко вырисовывался контур будущего КАРАТЭ.

    Изменения в ЧАН-ФА были столь велики, что жителям Окинавы можно смело приписать авторство нового вида единоборства. В 1396 году борьба ОКИНАВАТЭ распространилась по всей Японии. На Окинаву приезжали лучшие воины для обучения этой борьбе, а также для огранки и совершенствования своего боевого искусства под воздействием ОКИНАВАТЭ. Секреты боевого искусства хранились в тайне и передавались из поколения в поколение лучшим ученикам школ.

    Методика тренировок делилась на несколько периодов.

    Первый период – подготовительный, когда тело будущего воина готовили к схватке. Элементы этого периода – растяжка мышц и сухожилий, позвоночника, развитие выносливости – остались до сегодняшнего дня в том виде, в каком существовали сотни лет назад.

    Второй период – боевое совершенствование. Оно заключалось в изучении приемов, техники бокса, базовых упражнений (КАТА).

    Третий период – поддерживание боевой формы, используя религиозно-культовые комплексы (образ жизни, формы восприятия мироздания, соотнесенность физической жизни человека с миром природы) и боевых комплексов высшего мастерства.

    Если первый период длился 5-7 лет, второй – 12-15 лет, то на третий период приходилась вся оставшаяся жизнь.

    Начав заниматься в 2-3 года, в 17-18 лет юноша становился опытным бойцом, владевшим не только внешними формами борьбы, но и «внутренним стилем» - энергетическим воздействием на противника с элементами гипноза.

    Каждый из этих периодов, кроме того, делился на подпериоды со своими задачами.

    Сегодня КАРАТЭ-ДО потеряло свою первозданную практическую направленность. Первый и второй многолетние периоды вылились в обычные двух-трехчасовые тренировки.

    ТОДЭ как боевое искусство существовало в кланах профессиональных бойцов – самураев (привилегированная дворянская каста в феодальной Японии).

    Истоки искусства ТОДЭ уходят своими корнями в глубокую древность. После синтеза с ЧАН-ФА и образования ОКИНАВАТЭ боевое искусство попадает в среду крестьян и ремесленников, развивается в соответствии с присущими этим слоям населения особенностями. Бойцы из крестьян не носили лат и были более маневренными, отсюда и большее разнообразие приемов. Происходит разделение боевого искусства на несколько ветвей, каждая из которых плотно переплетается с соседней. Попробуем тем не менее вычленить эти ветви, давая им свои определения, не претендующие на абсолютную точность.

    Первую ветвь боевого искусства можно назвать САМУРАЙСКОЕ КАРАТЭ-ДО .

    САМУРАЙСКОЕ КАРАТЭ-ДО (или самурайский стиль) родилось в среде профессиональных воинов, основное оружие которых составляли меч, кинжал, копье, лук. Воины делились на кланы, каждый из которых мог отдать предпочтение тому или иному виду оружия.

    Закованные в латы самураи выработали свой оригинальный стиль борьбы, основанный на владении традиционными видами оружия, а также владении руками и ногами. Армейские условия отточили жесткость движений и огромную энергетическую мощь тела самурая, превратив его

    практически в сверхчеловека, возможностями которого можно лишь восхищаться.

    Шло время: боевое искусство самураев и остальных жителей перемешивалось. Но в основе оставалось духовное развитие бойцов по канонам БУСИДО, кодекса чести самураев, а также техника боя руками и ногами в сочетании с владением прикладным оружием боя: мечом (КАТАНА-КЕН); двухметровой палкой (БО); трехлезвенным кинжалом (САЙ); двумя палками, связанными веревкой (НУНТЯКУ); рычагом с ручкой (ТОМФА); серпом (КАМА).

    Как видно, многое из перечисленного оружия – обиходный инструмент крестьянского труда.

    С середины четверти XIV до второй половины XVI в. Япония переживала период жестоких феодальных распрей. Сформировавшаяся к этому времени борьба ДЗЮЦУ, куда входило и самурайское каратэ-до (способность воинов вести боевые поединки с помощью рук и ног), носила название «КОГУ СОКУ» (мои латы) или ТОДЭ, и была одной из основных в обучении самураев.

    Период смуты коснулся и Окинавы, где шла интенсивная подготовка бойцов. Подобная система подготовки получила название ТЭ.

    Часть этой борьбы смешивалась с традиционным ДЗЮДЗЮЦУ, образовывая новые стили в японском боевом искусстве.

    В XVII веке мастер САКИГУТИ ЯСУГОКОРО создал школу борьбы ЯВАСИ – основу которой составляли броски с использованием силы нападавшего.

    Позже, используя опыт борьбы ВУШУ, мастер Широбен Акаяма создал новую систему борьбы, разработав несколько сот приемов самозащиты. Эта система – ДЗЮДЗЮЦУ (Джиу-джитсу) – существует до сих пор, наряду с каратэ-до и дзюдо.

    Тем временем на Окинаве началось объединение всех стилей борьбы.

    С 1629 года все стили и направления борьбы на Окинаве называли ТЭ. Первым руководителем школы ТЭ стал ПЕЙЧИН ТАКА-ХАРА.

    В 1830 году началось разделение Окинавского ТЭ на три самостоятельные школы со своей техникой и философией. Названия школ пошли от названий селений, где они получили наибольшее распространение. Это СЮРИТЭ, НАХАТЭ, ТОМАРИТЭ.

    Каждая из школ развивалась в соответствии с теми или иными философскими оттенками, претендуя на звание лучшей школы, что породило так называемую конкурентную болезнь.

    В 1887 году появилось название КАРАТЭ – слово, которое можно перевести как китайская рука (кулак). Отдавая должное основоположникам борьбы китайцам, тогда же к слову КАРАТЭ добавили слово ДО – путь, вкладывая во всю фразу глубокий смысл – дорога (пути) китайского кулака.
    1.2 Основные принципы технических приемов
    Основу технических приемов в каратэ-до составляют блоки и удары руками, ногами, головой, в статическом положении и в прыжке. Техническим багажом знаний этих ударов и блоков можно овладеть за 6-7 месяцев ежедневных тренировок, но достичь совершенства в их исполнении невозможно. Для того, чтобы заниматься каратэ-до необходимо знать следующие постулаты, которые просты по выполнению и которые позволяют более успешно продвигаться по дороге совершенства. Это:

    - положение центра тяжести

    - сила и скорость удара (блока)

    - умение расслабления

    - постоянный самоконтроль

    В любом боевом искусстве положение центра тяжести зависит от положения тела в пространстве, т.е. от положения стойки. Умение правильно выбрать стойку в той или иной ситуации помогает сохранить равновесие там, где, казалось, сохранить его невозможно. Все тело должно двигаться гармонично, обеспечивая ему статическое равновесие. Если ноги стоят слишком широко – это обеспечивает хорошую устойчивость, но теряется подвижность, если ноги стоят узко, то достаточно легкого толчка для потери равновесия. Расположение ног и центра тяжести должно быть оптимальным, чтобы, не теряя равновесия, сохранить легкость и подвижность в бою.

    В бою центр тяжести постоянно перемещается. Вес тела переносится с одной ноги на другую, позволяя маневрировать на поле борьбы, сохраняя в то же время подвижность. Умение быстро перенести центр тяжести из одной точки в другую определяется мастерством бойца, а мастерство вырабатывается годами.

    Сила и скорость удара (блока) является основным компонентом для достижения победы в бою. И сила и скорость взаимосвязаны между собой. Обладая одной лишь силой, невозможно добиться преимущества в поединке, для этого необходима скорость. Сила удара во многом зависит от скорости.

    Умение сконцентрировать в одном движении всю свою силу во многом предрешает победу над противником. Умение концентрировать силу удара зависит от умения концентрировать сознание на этот удар, который должен идти из центра тяжести (центра концентрации энергии) танден, расположенного у основания пупка. Концентрация удара – это, скорее всего, волевой аспект, при котором расслабленные мышцы напрягаются в самый последний момент, усиливая силу удара в несколько раз.

    Сразу после концентрации силы необходимо расслабить мышцы, чтобы они были готовы к дальнейшему действию. Необходимо постоянно тренировать попеременное напряжение и расслабление мышц – это необходимо для достижения мастерства в выполнении технических приемов.

    Постоянный самоконтроль помогает своевременному напряжению и расслаблению мышц. Чем быстрее напрягутся мышцы, тем сильней и быстрей будет проведен прием.

    Удар, нанесенный правильным приемом, невидим. Противник должен быть повергнут, не видя твоих рук.

    При занятии каратэ-до необходимо правильно регулировать свое психофизическое состояние. В психологическом плане нужно, выполняя прием, полностью отрешиться от всего вокруг, замкнуться в своем мире, что даст ощущение внутренней целостности – того великого чувства единения духа и тела, к которому стремились все аскеты Земли. В практическом плане оттачивать одно движение до абсолютного выполнения, используя для этого жизненную энергию «КИ», которой обладает каждый человек. Жаль, что повседневная жизнь мешает свободному течению этой энергии в теле. Каждый прием приучает к сознательным движениям и позволяет избегать при этом всяческого внутреннего напряжения. И каждая «связка» боевого воздействия закрепляется в памяти мышц.

    Любое движение, будь то блок или удар, резкое и жесткое в выполнении, составляет единое целое с движением быстрым и молниеносным, как удар меча.

    Психическое состояние безмятежное, лишенное всяких эмоций. Сила заключается в нейтральности чувств. Мы – часть вселенной, и вселенная – в нас. Энергия звезд протекает через нас, если мы открываем ей наши тела и наши сердца.

    Три психических состояния:

    1. Спокойствие:

    Беспокойство ума извращает действительность бытия, искажает реальное состояние мира, страх парализует тело и мысли. Злость вызывает расход энергии и приводит к необдуманным поступкам.

    При спокойствии появляется сосредоточенность.

    2. Спонтанность:

    Высшая форма импровизации присуща людям, никогда не теряющим присутствие духа.

    3. Восприимчивость:

    Сверхчеловеческая способность определять действия того или иного человека по его внешнему состоянию, вазомоторике, является единством силы и воли, которая закладывается по кирпичику в течение многих лет упорных тренировок.

    Изучая каратэ-до , мы окунаемся в мир благородства и мужества, положив на чашу весов свою порядочность и честь. Мы забываем, что такое ложь, пересекая невидимую линию, отделяющую зал от всего мира, и растворяемся в ДОДЖЕ всеми порами тела, испытывая непередаваемый трепет пред мастерством древних.

    ДОДЖЕ – понятие широкое, оно включает в себя обозначение сообщества, тренировки и места, предназначенного для тренировок бойцов-каратэков. Оно являлось священным местом для самураев, куда запрещалось заходить в обуви, где нельзя было громко разговаривать, смеяться. Посторонний человек не мог пробраться в ДОДЖЕ, ибо приемы, разучиваемые в школе, были секретными. В ДОДЖЕ сохранилось иерархическое поклонение младшего старшему по знаку пояса, т.е. по уровню мастерства. Все, ступившие на путь совершенствования, обязаны оказывать уважение своим наставникам, инструкторам или учителям. За малейшее неповиновении нарушитель изгонялся из школы. ДОДЖЕ может быть залом, частью сада, где учитель выбрал место для занятий. Но где бы он ни выбрал это место, каратэки обязаны подготовить его для занятия каратэ. Очистить от мусора, а если это зал – тщательно вымыть. Каратэку положено приходить в додже в чистом ГИЙЕ – спортивной одежде, перетянутой поясом (ОБИ) соответствующего цвета.

    Появление каратэка в более «высоком» поясе является грубейшим нарушением правил школы. Пояс должен быть повязан так, чтобы оба конца были на одном уровне. Правый конец пояса обозначает силу, левый – дух.

    Перед тем, как войти в зал, каратэк обязан сделать поклон уважения стоя (ГИТСУ РЕЙ). Если же он опоздал, то он делает СЭЗАН РЭЙ – поклон на коленях.

    То же самое необходимо проделывать при выходе из зала. Сколько раз каратэк войдет и выйдет, столько раз он обязан сделать РЭЙ. Во время тренировок имеет право говорить только учитель, остальные обязаны слушать. Если учитель обращается к кому-нибудь, тот должен поклониться, а затем, выслушав учителя, поклониться еще раз.

    3.ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В СРАВНЕНИИ С ЗАПАДНЫМИ
    На Западе основная нагрузка при восприятии и усвоении нового ложится на рефлексивный слой психики. Обучение идет через понимание и осмысление по схеме: демонстрация учителя - его объяснение - выполнение учеником - исправление ошибок. Таким же образом, осмысленно, должен в идеале вестись бой; те же принципы в целом приложимы и к действиям в повседневной жизни.

    Восточная же схема обучения строится иначе: демонстрация - повторение учеником - выполнение в условиях, затрудняющих неправильные действия. То есть во многих восточных школах обучение единоборствам идет не столько через понимание учеником того, что он делает, сколько через создание условий, в которых он вынужден действовать верно. Например, удары ногами наносятся над препятствием, что вынуждает обучающегося вначале выносить колено и лишь затем распрямлять ногу в удар, а также возвращать ногу обратно, не “роняя” ее перед собой во избежание удара о препятствие. Пользуясь тем же принципом, рубящие удары оружием тренируются в дверном проеме или узкой арке, привыкая работать без широких амплитудных замахов. На тренировках можно услышать что-то вроде “надо сделать тысячу раз, и все поймешь”. И это действительно так, вот только не всякий европеец способен выдержать необходимое для наступления “понимания” время.

    В принципе, в значительной части восточных школ вообще не предполагается логического понимания принципов построения движений, комбинирования элементов. Бойцы умеют вести бой и владеют системой подготовки, позволяющей обучить следующее поколение, но вот объяснить, как действуют и почему именно так, для них может быть затруднительно. Различия существуют и в образе мышления вообще: может преобладать либо логический, аналитический тип осмысления реальности, когда все

    воспринимаемое вначале “раскладывается на составляющие”, из которых затем вновь составляется цельная и непротиворечивая, хотя и несколько искусственная картина мира; либо мир воспринимается непосредственно, цельно, без попыток искусственно вычленить из него отдельные элементы. Так и обучение боевому искусству может начинаться не с простых движений, элементов, а с более естественных (хотя и более сложных) комбинаций - например, в основе большинства движений лежит такое сложнокоординированное действие, как обычный шаг.

    При обучении восточным единоборствам важно довериться собственному чутью и просто следовать в потоке образов, движений, импульсов.

    Различие в образе мышления неразрывно связано с особенностями языка. “Западный” подход к обучению похож на поэтапное обучение языку: от изучения букв (элементов) к складыванию их в слова (простейшие связки типа “блок - удар”), далее к составлению фраз и предложений (комбинирование связок и элементов) и к диалогу (вольный бой, взаимодействие). Но возможен и другой путь, менее академичный. Ведь ребенок, осваивая речь, не учит правила и не заучивает слова. Да и взрослый, оказавшись в иноязычной среде, осваивает чужую речь иным путем: не по учебнику, а из неизбежных попыток общения с носителями языка.

    Напротив, многие культуры Востока используют иероглифическое письмо, формирующее принципиально иной, более образный и целостный способ восприятия. Действительно, здесь нет привычной нам четкой логичности и однозначности, разбивки на знаки, слова и фразы. Так и в боевом искусстве: освоив не слова, а манеру, способ действия, можно переходить к свободному творчеству, где исходный образ лишь задает некую основную линию. Основная сложность - необходимость действовать интуитивно, доверившись своему телу, не думая.

    Еще одно немаловажное отличие - отношение к взаимодействию противоположностей. “Западное” мышление стремится к логичности - а

    следовательно, к внутренней непротиворечивости. Тем же законам подчиняется и мировосприятие: то, что не укладывается в существующую картину мира, опыт, который не удалось подогнать под имеющиеся представления, обычно попросту игнорируется. Зато это дает возможность четкой систематизации, затруднительной при восприятии мира в целом, со всеми его противоречиями и кажущимися несообразностями. В “восточном” же сознании противоположности зачастую прекрасно соседствуют и уживаются, не вступая при этом в неразрешимый конфликт. Здесь попросту нет диктуемых логикой жестких ограничений, следовательно, значительно шире диапазон восприятия и действий.

    Занятие аэробикой состоит из следующих основных частей:1) Разминка, состоящая из изоляции, т.е. проработки отдельных суставов, и общей разминки, включающей в себя соединение движений в отдельных суставах и джазовый стретч  упражнения на растягивание мышц с использованием всех позиций ног (руки часто находятся в положении на полу). Также в разминке используются варианты джазовой ходьбы для разминки голеностопных, коленных и тазобедренных суставов и хореография рук (используются движения классической хореографии).2) Партерная часть, представленная упражнениями на проработку мышц брюшного пресса.

    ) Основная часть, состоящая из кросса - различных движений с перемещением по залу, и танцевальной композиции. В процессе обучения движения сначала медленно разучиваются, затем выполняются в быстром темпе.4) Заминка статодинамического характера, включающая в себя некоторые движения из композиции, а также повороты, выпады, движения бёдрами и т.д.

    В группах с высоким уровнем подготовки партерная часть из урока исключается, и занятие состоит из 3 частей.

    В джаз-аэробике широко используется движение по кресту, а именно:

    Основой уроков джаз-аэробики является джазовая ходьба (один из её вариантов - кэмел-степ). В уроке, наряду со специфическими джазовыми движениями, используются и "шаги" классической аэробики - V-step , Grape wine , Pivot, Open step (с поворотом бедра), Chasse, Mambo, Step-touch прыжком. Широко используются повороты, проходы в диагональ.

    Подобные уроки рекомендуется проводить с людьми, хорошо подготовленными и имеющими представление об основах джазового танца.

    Как уже отмечалось ранее, на основе джаз-аэробики сформировались новые разновидности танцевальной аэробики. Речь идёт о фанк-аэробике, хип-хоп-аэробике (стрит-аэробике). Структура этих уроков идентична структуре танцевальных уроков, т.е. включает в себя разминку, основную и заключительную части. Силовая часть отсутствует [17].

    Первая часть  продолжительностью 5-10 мин, посвящена общей разминке, разогреванию, подготовке к напряженной и интенсивной работе. Как правило, здесь используются упражнения с изолированной работой различных звеньев тела, одновременные (одно- и разнонаправленные, поочередные) движения конечностями, движения туловищем, умеренное растягивание мышц и связок.

    Вторая часть - продолжительностью 30-45 мин, включает несколько комплексов упражнений:

    ) комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140-160 акцентов в минуту;

    ) короткий комплекс движений - «заминка» 3-5 минут - направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

    ) комплекс силовых упражнений, продолжительностью 10-15 мин, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, амортизаторами и т.п.).

    Третья часть - 5-10 мин - направлена на восстановление и подготовку к последующей деятельности. Движения выполняются в спокойном темпе с максимальным (но легким) растягиванием мышц и связок и последующим по возможности полным расслаблением.

    Контрольным показателем нормальной реакции организма на аэробную нагрузку является 5-минутный период восстановления, когда пульс приблизится к исходному уровню. Частота сердечных сокращений - простой и достаточно информативный показатель реакции организма на нагрузку, поэтому динамика ее - достаточно показательная характеристика динамики состояния занимающегося в стандартном занятии [17].
    4. Средства, методы и методика проведения аэробики


    Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

    .Метод музыкальной интерпретации.

    . Метод усложнений.

    . Метод сходства.

    . Метод блоков.

    . Метод "Калифорнийский стиль".

    Рассмотрим особенности реализации этих методов.

    Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и слабые доли такта могут сопровождаться определенными движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли такта).Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные, но с небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений [18].

    Метод усложнений  так в аэробике называется определенная логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью тела (например, один из вариантов аэробного шагов - скрестный шаг), то целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1-е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на месте, приставить левую в исходное положение. 2-е упражнение: приставные шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные упражнения, а потом соединяются.

    Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет разных приемов:

    изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета, а затем на каждый);

    изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" - шаг левой, "3-4" - шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили этот ритм движения можно применить подсказку - "быстро - быстро - медленно");

    добавление новых движений в ранее изученные комбинации (например, скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);- изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена сочетать с прыжком);

    изменение направления движения (какой то одной части тела или перемещения в пространстве);

    изменение амплитуды движения;

    сначала разучить упражнение по частям, а затем объединить в одно целое, что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному разучиванию.

    В результате применения этих приемов переход от элементарных к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы усложнений упражнений.

    Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.

    Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом")[18].

    Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок подбирают четное количество упражнений. Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения (варьировать порядок упражнений: 1,. 3, 2, 4 или 3 ,1 ,4 ,2 и др.; изменять ритм или способ выполнения, как отдельных упражнений, так и всего блока; можно использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, прыжках, беге; менять темп). Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.

    Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками, а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться с музыкой [18].

    Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер, тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор (тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

    Методика проведения аэробики:

    1) безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности:

    при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;

    необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;

    изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и уменьшения;

    ) новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;

    ) для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием - показом;

    ) технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;

    ) на начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия;

    ) подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента. Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее нагрузочность. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение выполняет роль лидера, задающего ритм, темп - в целом нагрузку [18].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    "А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших", - говорится в послании к колоссянам святого апостола Павла. К слову, напомним мудрую мысль древнекитайского философа даосизма Лао-Цзы: "Истинно просвещенный человек никогда не воюет".

    В этих словах заложена суть философии боевых искусств Востока, которая при возникновении конфликта на первое место ставит не применение силы, а умение предотвратить его. Философия эта проверена опытом и многовековой историей Японии и Китая - этих двух загадочных и сложных цивилизаций. В искусстве ведения боя никто не смог превзойти древних самураев, потому что в его основе лежит владение истиной.

    Возникшие в Древнем Китае и пришедшие в Японию через остров Окинава восточные единоборства создали целую философию физической культуры как стремления к совершенству не только тела, но Духа. Разделившись на многие подвиды и формы «Путь Кулака» стал жизненным путем, как для бедняков и крестьян, так и для выдающихся самураев и воинов. Ушу, зародившееся в культовом танце, из единоборства превратилось в познание и управление внутренней энергией и энергией космоса.

    Однако, не смотря на непривычность для европейца, восточные единоборства вполне постигаемы. И хотя на достижение настоящего мастерства необходимо потратить всю жизнь, научиться базовым техникам не так и трудно.

    К сожалению, в России восточные единоборства еще не достигли уровня оригинала, но даже того, что имеется вполне хватит для поддержания хорошей физической формы, постижения азов боевой философии восточный боевых искусств и развития силы духа. Спокойствие, спонтанность, восприимчивость — вот «три кита» восточных единоборств.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. И.В. Котов, Г.К. Снустиков. Каратэ-до Дошинкан. М., 1992.

    2. А.А. Долин, А.А. Маслов. Истоки УШУ. М., 1990.

    3. К.Д. Биакаев. Кун-Фу.

    4. Хассел Р.Дж., Отис Э. Полный курс каратэ. — М., 2003.

    5. Карате // Большая российская энциклопедия. — 2009. — Т. 13.

    6. Г. Н. Музруков «Основы ушу» — М., «Городец», 2006

    7. Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К 2000. - 242 с.


    написать администратору сайта