Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Основы журналистской деятельности: радиовещание» На тему: «Жанровая структура радиожурналистики» Выполнил

  • Мамбетов Селим Сейранович 2014г СОДЕРЖАНИЕ

  • Жанровая структура радиожурналистики-. Контрольная работа по дисциплине Основы журналистской деятельности радиовещание


    Скачать 139 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Основы журналистской деятельности радиовещание
    Дата12.09.2022
    Размер139 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖанровая структура радиожурналистики-.doc
    ТипКонтрольная работа
    #673808




    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    По дисциплине «Основы журналистской деятельности: радиовещание»

    На тему: «Жанровая структура радиожурналистики»


    Выполнил:
    Мамбетов Селим Сейранович

    2014г

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1 ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ 5

    . 9

    2 СИСТЕМА ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ 10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22



    ВВЕДЕНИЕ


    Каждый день радио приносит новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом.Радио – временная коммуникация, поэтому программы – естественная форма фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое. Программа одновременно выражает концепцию вещательного канала, отношение радиоорганизации к событиям, а также ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа – своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров. Жанр является той структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение.

    Когда мы говорим о структуре программы, целесообразно различать «формы радиовещания» и «жанры радиожурналистики». По мнению известного исследователя радиожурналистики В.Н. Ружникова, форма радиопередачи лежит в сфере программной деятельности, а жанр относится к творческому процессу создания конкретного произведения [4, с.5]. По сравнению с жанрами формы радиовещания более подвижны, так как чаще изменяются их функции. Жанр – более консервативен, особенно в своей структуре, жанровых признаках и способах использования выразительных средств. Жанры в этом отношении – первичны, программа – вторична; она состоит из жанровых образований. Ее можно сравнить с газетной полосой, вмещающей различные произведения.

    Изучение жанров, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. Жанр – своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свое выступление в эфире по законам публицистического творчества.

    Жанр – это «мостик», с помощью которого журналист вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.

    Некоторые профессиональные журналисты иногда пренебрегают теорией, игнорируя знание специфики жанров, они сосредотачивают свои усилия на том, чтобы то или иное выступление было интересным. Но сделать передачу интересной возможно лишь благодаря осмыслению лучшего опыта, его обобщению, знанию основ, на которых строятся жанры. Важно овладение методикой журналистской работы, а метод всегда связан с жанром, обусловлен им, подчинен той творческой задаче, которую решает журналист в данный момент.

    Жанр – категория историческая. Он видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного канала, а также общественно-политическими задачами.

    Жанр – категория и политическая. Жанры публицистики, а именно ими оперирует журналистика, опираются в первую очередь на опыт, традиции, поэтику литературы, как родственного вида творчества. Еще Дамон, учитель Софокла и Перикла, говоря о тесной связи словесного творчества с жизнью общества, утверждал, что «изменения в литературе всегда вызываются изменениями в государственной системе» [4, с.6]. Такая связь не только явственно просматривается в литературе и публицистике, она доминирует в их развитии, определяет их общественно-политическое значение и формы воплощения – жанры.

    Жанр, коль скоро он является продуктом творческой деятельности, – категория творческая. Его обновление, самосовершенствование зависят от творческих установок журналиста, его нацеленности на поиск новых возможностей, на творческое самораскрытие через исследуемый и воплощенный в текст материал.


    1ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ


     

    В переводе с французского слово «жанр» обозначает «вид», «род». В каждом виде искусств существуют свои подходы к определению этого понятия, но они базируются на общей основе – практике функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Специфика же различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров.

    Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями [1, с.75].

    Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров – речевая, и поэтому их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

    В литературе «жанр – это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще».

    Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Это довольно общее определение. Но надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

    Музыкальный жанр описывается как «многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формы». Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых обратим внимание на «назначение» произведения.

    В определении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

    В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и вызывает к жизни журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями. Потребность рождает задачу, цель, которые осуществляются, материализуются с помощью функции, предмета и метода.

    Главное в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

    А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

    Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.

    Задача – это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

    Цель – рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

    Функция, в переводе с латинского «исполнение» – это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это – задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.

    Предмет – конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека [1, с.78].

    Метод – набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

    Содержание и форма – творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.). Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

    Жанр обладает набором признаков, которые опять-таки определяются его задачей и характером материала. Каждый жанр имеет внутренний вектор для воплощения материала. Он также обусловливается вектором функции, ее колебаниями в каждом конкретном случае. И эти функциональные колебания зависят от задач, стоящих перед журналистом, от традиции редакции, от места произведения в программе.

    Любая задача требует для своего решения определенных средств, формообразующих, композиционных, лексических, акустических. Каждый жанр призван отражать действительность с необходимой глубиной, охватом документального материала, поэтому жанры отличаются между собой и масштабом отражения и обобщения. Решая разные по сложности задачи, журналист оперирует разным временем и пространством. Объем материала – тоже одно из существенных качеств жанра. Чем больше объем произведения, тем сложнее его композиция, внутренние связи всех его компонентов.

    В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. Поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

    Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество – художественные средства организации текста.

    Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

    В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности могут быть существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, «объемного» исполнения информационного сообщения, касающегося всех слушателей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

    Время всегда определяло общую тональность вещания, и это сказывалось в информационной журналистике. О том, как это ощущение времени переплавлялось в работу у микрофона в 30-е годы, вспоминает Ю. Левитан: «Сама атмосфера тех лет – напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды – накладывали отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистической, но и торжественной: казалось, что лишь так и можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализма». Это чисто историческая цитата. Она любопытна тем, что показывает нам, как понималась и использовалась роль диктора в чтении информационных материалов.

    Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

    Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

    Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

    Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объемнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

    Итак, эта несколько упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

    Весь творческий процесс, который был описан выше, един. Деление его на этапы произведено нами было условно, чтобы теоретически осмыслить работу журналиста.

    Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

    Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность – систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи [1, с.82].

     

    .




    2СИСТЕМА ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ


     

    Система по самому общему определению – есть целостность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению общей функции.

    Радиожурналистика входит в систему средств массовой коммуникации, поэтому для более панорамного представления особенностей жанров на радио рассмотрим некоторые системные взаимосвязи на более широком и в то же время сравнительном уровне.

    Генезис и эволюция жанров – сложный процесс, он зависит не только от исторических условий, закономерностей внутреннего развития жанра, но обусловливается и жанровым окружением в своем канале коммуникации, а также воздействием других, соседних каналов. Ибо любое взаимодействие в публицистике осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали, а пространство этих горизонталей может быть довольно широким.

    Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики – отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определенными природой и спецификой коммуникационного канала.

    Так, в печати это – написанное слово и запечатленное изображение (фотография, рисунок, репродукция живописной картины), на радио – звучащая действительность (речь, музыка, шумы), на телевидении – звукозрительное отражение действительности. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.

    Система жанров в каждом коммуникационном канале складывалась исторически. Их эволюция была тесно связана с политической жизнью общества, т.е. теми задачами, которые решали журналисты в различные периоды жизни страны. В электронных средствах они во многом зависели от развития техники. Так, появление звукозаписи в начале 30-х годов было настоящей революцией в радиовещании. Возможность записи передачи на пленку, консервирование ее, монтирование оказало благотворное воздействие на жизнь жанров, появление среди них новых жанров и их разновидностей. Именно в это время стал в полной мере применятся монтаж в самых разных его проявлениях, в первую очередь в художественной организации текста. Изобретение и использование видеозаписи имело не меньшее значение для телевидения [4, с.12].

    Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20–30-е годы оказала газета. В.Н. Ружников характеризует эволюцию радиожанров, как процесс движения «от газетных жанров, через радиогазетные – к жанрам современной радиожурналистики».

    К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже – внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички).

    Развитие внестудийных передач, как отмечал Ю.А. Летунов, объяснялось не только поиском наиболее действенных форм и жанров вещания, поиском, который определялся внутренним законом развития радиожурналистики: «Внестудийные передачи были вызваны к жизни и общественно-политическими причинами, надо было добиться высокой оперативности и главное – максимальной убедительности передач».

    Предметом нашего рассмотрения не является художественное вещание, но оно также оказывало заметное влияние на документальную радиопублицистику.

    Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуникации, работавшего на одну и ту же аудиторию – со своими средствами, способами отражения действительности, способствовало более активному использованию радиовещанием своих возможностей.

    Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров, динамические связи которых (как внутренние, так и внешние) определяются:   потребностями отражения социальной жизни с целью информирования, воздействия на общественное мнение;     функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;      единым типом творчества – публицистическим;   функциями жанров, внутренними закономерностями их развития, их взаимодействием.

     Система жанров – подвижная, гибкая, меняющаяся структура. Для нее характерно взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение жанров, их модификация, сообразно постоянно меняющимся задачам отражения жизни общества.

    Журналистика решает триединую задачу, выражающуюся:

          в сообщении фактов;

          в оценке, анализе, интерпретации фактов, событий, явлений;

          в изображении фактов, событий, явлений.

     Эти три основные задачи формируют и три группы жанров:

          информационные;

           аналитические;

           документально-художественные.

     По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:

     Информационные жанры:

              радиосообщение;

             радиообзор печати;

             радиоотчет;

             информационная корреспонденция;

             информационное радиоинтервью;

             информационный радиорепортаж.

     Аналитические жанры:

              аналитическое радиоинтервью;

             аналитическая радиокорреспонденция;

             аналитический радиорепортаж;

             радиорецензия;

             письмо;

             радиобеседа;

             радиокомментарий;

             радиообозрение;

             дискуссия на радио;

             радиоречь;

             журналистское расследование на радио.

     Документально-художественные жанры:

              радиоочерк;

             радиозарисовка;

             радиорассказ;

             радиофельетон;

             радиокомпозиция [4, с.18].

     Жанры в своей совокупности представляют собой некую условную «цепочку», свернутую в «спираль». Расположение жанров в каждой из названных групп определяется движением от более простых форм к более сложным в структурном отношении, постепенным обогащением своего фактического материала и приобретением в связи с этим иного функционально-предметного качества. Особенно ярко эти свойства проявляются в группе информационных жанров. Так, например, радиокорреспонденция, радиоинтервью, радиорепортаж, жанры в своей основе информационные, тяготеют к аналитической группе и при определенном насыщении элементами оценок переходят в соседнюю группу.

    По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие, группы.

     Монологические жанры:

              информационное радиосообщение;

             радиообзор печати;

             радиоотчет;

             радиокорреспонденция;

             письмо;

             радиорецензия;

             радиокомментарий;

             радиобеседа;

             радиоречь;

             радиозарисовка.

     Диалогические жанры:

              радиоинтервью;

             радиобеседа;

             радиодискуссия.

     Синтетические жанры:

    (в них используются все звуковые средства вещания)

              радиоотчет;

             радиокорреспонденция;

             радиорепортаж;

             радиорецензия;

             радиообозрение;

             радиоочерк;

             радиозарисовка;

             радиорассказ;

             радиофельетон;

             радиокомпозиция [4, с.20].

     Как мы видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих групповых «гнездах». Эта подвижность определяется, как уже подчеркивалось, изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение фактов или их анализ, или их изображение.

    Форма звучания тоже варьируется: некоторые жанры бытуют в монологическом варианте, а с включением звучащих элементов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение – переходят в группу синтетических жанров.

    Вообще между жанрами нет жестких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении жанры. Это связано с тем, что при решении конкретной задачи журналист сталкивается с необходимостью обращения к разным методам, которые чаще используются в других жанрах – так «распоряжается» творческая задача жанра. Видоизменение задачи трансформирует методы, их практическое применение. Вообще взаимоотношения функции, предмета и метода подвижны, многообразны и взаимообусловлены.

    И, тем не менее, каждый жанр в системе суверенен. Вступая вопределенные отношения с другими жанрами, он дифференцирует среду отражения и проявляет динамику отношений между жанрами по своим законам. М.М. Бахтин, говоря о взаимодействии жанров, подчеркивал характер влияния одних жанров на другие: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет уже существующих жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг уже существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу, по отношению к которой он незаменим.

    Но в то же время каждый существенный и значительный жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознать свои возможности и границы». Кроме того, появление нового жанра влияет на связи между старыми жанрами.

    Однако «живая» жизнь жанров настолько подвижна, что требует рассмотрения второго, внутреннего плана их взаимодействия. Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, которое подчинено динамике решения определенной задачи, воплощению замысла всеми необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.

    Рассмотрев теорию жанра и его категории (функция – предмет – метод – содержание – форма) в общем плане, теперь подробнее остановимся на трансформации жанров, происходящей во время создания произведения, т.е. межжанровом взаимодействии.

    Предмет, который предопределяет функция, являет собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления, творческого освоения. Содержание и форма – готовый продукт творческой деятельности. Метод – центральная категория, воплощающая в себя процесс творчества и превращение «сырого» материала в произведение. Поэтому взаимоотношения метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. «Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь вариации методов познания, исследования действительности не остаются бесследными для эволюции жанров», – пишет В.В. Ученова. Естественно, выбор жанра и характер собранного различными методами материала влияют и на использование в литературной работе разнообразных методов.

    Функция и предмет носят объективный характер. Использование же и воплощение творческих методов более индивидуально, субъективно.

    Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы.

    Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче – сообщение фактов, лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры «насыщаются» фактическими сведениями в зависимости от конкретного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса), факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляются в ином движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.

    Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор фактов, их характеристика, акценты) и элементы описания (места действия, времени ситуаций), портретные характеристики.

    В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации. Оценка выходит на передний план, она – сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования. Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.

    Документально-художественные жанры также включают в себя факты, анализ, но уже на ином уровне. Их главная функция – показать факты, события, явления, исследовать их документально-художественными средствами – определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдение, интервью, описание, повествование, размышления подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера, проблемы, изучению явлений, представляющих значительный социальный интерес для аудитории.

    Таким образом, жанры, объединяясь в систему, соотносят свои задачи и возможности их решения с задачами и возможностями жанров самых различных групп.

    Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым – использовании различных методов для их решения. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложного в структурном отношении жанра подчинена его основной функции, его назначению. Поэтому органичное сцепление элементов – непременное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре соподчинен общей задаче. Если этого не происходит, жанр «рассыпается», теряет свое «лицо», не производит ожидаемого воздействия на слушателя, так как слушатель психологически приготовился к восприятию заявленного жанра, и эти ощущения у него сложились на основе предыдущего опыта общения с радиопередачами. Начинающему радиожурналисту нужно обратить на это особое внимание и не увлекаться, скажем, элементами интервью в репортаже, описанием в интервью и т.д.

    Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных – в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.

    Особенно разнообразна структурная палитра документально-художественных жанров. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров (даже элементы жанров художественного вещания). Но это вовсе не значит, что их использование является непременным условием. Они присутствуют только в том случае, когда в них возникает творческая необходимость.

    Обратим внимание на важную деталь: к использованию других методов и элементов смежных жанров прибегают жанры, решающие более сложные задачи. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария – оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст.

    Мастерство радиожурналиста состоит в том, чтобы овладеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшие возможности звучащего слова и всю палитру акустических красок для эффективного воздействия на слушателей.

    Таким образом, функционально-предметная основа служит надежным теоретическим инструментом и для уяснения специфики отдельных жанров и их разновидностей.

    Каждый жанр имеет свой диапазон, в котором действует журналист, решая творческую задачу. Эти диапазоны могут быть более узкими или более широкими в зависимости от задач и особенностей конкретного жанра. Они и предполагают использование всего, что может пригодиться тому или иному жанру, дают творческий простор на всех стадиях работы: от сбора материала до его воплощения. В этих диапазонах и проявляются разновидности жанров [4, с.25].

    Их появление вызвано «колебаниями» основной задачи жанра. Жанр всегда сохраняет свою функционально-предметную основу, остается самим собой, но исследование материала, его осмысление, использование жанрового потенциала смещаются в зависимости от того, что выходит на первый план: факты, события, человек, проблема, время, социальные ситуации. Функциональные колебания могут зависеть и от угла зрения на предмет, степени журналистского изучения, масштаба обобщения, глубины анализа. Жанровые разновидности определяются также качеством применения творческих методов, их направленностью на предмет изучения.

    Границы между разновидностями того или иного жанра также бывают размытыми. Разновидности делают систему жанров еще более подвижной, гибкой.

    Тональность, характерная для каждого жанра, как уже говорилось, понятие не постоянное, а колеблющееся, зависящее от объективных обстоятельств, творческих предпочтений журналиста, его голосовых данных.

    Каждый из жанров по-своему отражает время и пространство. Причем, следует различать время самого события, время звучания материала в эфире и время, сфокусированное в тексте произведения. Поэтому важным фактором является объем произведения. В жанрах, обладающих значительным объемом, а он обусловлен функциями жанра и его предметом, а также местом в радиопрограмме, автор получает возможность по-иному использовать все элементы, наполняющие его произведение: документальные записи, собственный текст, музыку, шумы.

    Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.

    Жанры функционируют в контексте вещательной программы, и это также накладывает свой отпечаток на их взаимодействие.

    В конкретной программе происходит, как правило, внешнее сцепление жанров. И это взаимодействие зависит от типа передачи, от ее обращенности к своей аудитории, от ролевого поведения ведущего, от того, что наполняет программу.

    Простейшие примеры. В выпусках новостей часто звучат актуальные сообщения, требующие детализации, оценки. Самый распространенный прием монтажа, обусловленный необходимостью развития фактического материала: информационное сообщение дополняется радиокорреспонденцией, небольшим комментарием, радиоинтервью с экспертом, кратко, но компетентно анализирующим происшедшее событие. В сложных в структурном отношении передачах сборного типа эти взаимосвязи разнообразнее и сложнее.

    Публицистика как вид творчества соседствует с наукой и художественной литературой. Их сферы не только соприкасаются, но в определенной степени проникают друг в друга на своем «пограничье». Объективность, точность, документальность, к которой стремится журналистика в сообщении новостей, смыкается с научным изложением фактов. Жанры документально-художественные соприкасаются с художественной литературой. Поэтому очерк, фельетон – жанры пограничные. И степень их художественности, которая органично соединяется с документальной основой (образность выражения, показ типических, ярких фигур) зависит от степени таланта и мастерства автора.

    Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов. Композиция не только жанрообразующий элемент формы, структурирующий материал, но и способ отношения к материалу. В документально-художественных жанрах элементы художественности проявляются открыто – в использовании всего арсенала выразительных средств.

    Уже отмечалось, какие изменения происходят с жанрами в современном эфире. Испытывает воздействие времени и вся система жанров. Среди главных особенностей ее модификации – преодоление письменных текстов и обращение к естественной разговорной речи. Еще в начале 30-х годов В. Шкловский, призывая к использованию живой речи, имеющей важные преимущества для слухового восприятия, писал: «...преодоление письменной речи – это одна из задач радио. Радио только восстанавливает настоящую речь. Нужно освободить слово от графики! Ведь та грамматика, тот синтаксис, которые созданы в речи – это условность. В живой речи ее не существует. В живой речи существует диалог и диалог с несуществующей фразой, которая держится на интонации. А мы пользуемся вот этими мертвыми, графическими, литературными фразами. Мне кажется, что на радио основной задачей является – бросить читать».

    Естественно, этот призыв не был услышан и не мог быть услышан в то время. И только в 90-е годы радио стало обретать естественность общения со слушателями с помощью живой импровизированной речи.

    Да, радиожурналистика долгие годы была в основном «письменной», и это проявлялось в обращенности не к конкретному слушателю, а ко всей аудитории сразу или к ее значительным группам. Но дело не только в письменной основе жанров нашего прошлого радиовещания. Эти письменные тексты строились к тому же на жестко организованной политической основе. С переходом на свободный бесцензурный эфир во главу угла стало ставиться непосредственное общение со слушателями, иные задачи воздействия стали менять формы высказываний и содержание жанров.

    Отход от прямого решения идеологических задач, пропагандистски-агитационно-организаторских функций вешания сказался на принципах внутренней организации текста, проявляющейся не только в содержании, что само собой разумеется, но и на иных лексических, грамматических, стилистических, тональных связях между его внутренними компонентами.

    Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий – когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.

    Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Наша современная жизнь очень динамична. Это своего рода реакция на годы застоя, топтания на месте. Многое в ней, в ее животрепещущих проблемах, волнующих каждого из нас, рождено прежней жизнью. Такова диалектика проявления внутренних взаимосвязей, влияющих на ход общественных процессов, тенденции их дальнейшего развития.

    Особенности нашей нынешней социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе, естественно, и радиожурналистики. Радиовещание в России, как и другие средства массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией.

    Меняется и сама аудитория и ее отношение к радиовещанию, телевидению, печати. Эти изменения обусловлены многими факторами: в первую очередь глубокими общественно-политическими реформами, происходящими в стране. Но далеко не в последнюю очередь – и воздействием самих средств массовой коммуникации, кардинально изменивших содержание и форму своей работы.

    Идет активное расслоение аудитории, которое, естественно, отражается на предпочтениях, интересах, ожиданиях, оценках журналистской продукции.

    Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.

    Меняются информационные программы. Идет постоянная конкурентная борьба в эфире за слушателя, а значит, и за рекламодателя, иными стали отношения между разными каналами массовой коммуникации. От «взаимодействия» под партийным руководством они перешли к соперничеству, к более полному и глубокому использованию своих потенциальных возможностей.

    Информация как живое «дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода к ее изучению, литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным теоретическим «ключом».

    С появлением в эфире коммерческих радиостанций, рассчитанных на интересы молодежи, эта борьба обострилась. Одновременно она высветила главные проблемы вешания, его направления и тенденции. К сожалению, сотрудники некоторых каналов поняли свободу слова как свободу «дурного» самовыражения. Им не хватает профессионализма, культуры, вкуса, уважения к аудитории. Порой они занимают эфирное время дешевой неофициальной информацией, вульгарным общением со слушателями, спекулируя на нетребовательности, невзыскательности, низком культурном уровне некоторых молодых слушателей. Не случайно в учебнике этические нормы в добывании, обработке и выдаче информации, ее оценках рассмотрены наряду с профессиональными, творческими.

    В целостной системе вещания заметно усиливается роль и аналитической журналистики. Она все заметнее влияет на общественное мнение, социальное поведение различных групп населения.

    Значительные изменения происходят и в жанрах. Их функционирование отмечено большой динамикой, раскрытием их новых внутренних возможностей, связанных с решением задач, видоизменением некоторых методов работы журналиста, особенно в прямом эфире. Развитие жанров тесно связано с политической жизнью общества, использованием условий бесцензурного вещания. Это требует учета в профессиональной учебе и практике молодых журналистов. Поэтому все большее значение приобретают вопросы психологической, правовой, этической подготовки.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





    1. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика / Под ред. Г.А.Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 205 с.

    2. Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1: Основы мастерства / Под ред. Г.А.Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 250 с.

    3. Радиожурналистика: учебник/ Под ред. А.А. Шереля. М., 2005. 480 с.

    4. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2002. – 285 с.

    5. Тулупов, В.В., Колосов, А.А., Цуканова, М.И. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: Уч./ Под ред. В.В. Тулупова. Спб., 2008.





    написать администратору сайта