соц.институты. Контрольная работа по дисциплине Социальные и политические институты и процессы
Скачать 150.5 Kb.
|
Глава 1. Общие сведения о государственной власти1.1. Понятие и свойства государственной властиВ современных научных исследованиях существуют самые разные подходы к пониманию термина «власть», причем, прежде всего, речь идет об общественной, социальной власти. Особенно привлекает внимание исследователей публичная власть. Большинство обобщающих понятий, относящихся к термину «власть», делается, в первую очередь, на основе изучения публичной (политической и государственной) и муниципальной власти1. В настоящее время еще используется подход к власти как к субстанции (принадлежности, предмету обладания какого-либо действующего субъекта – лица, объединения, государственного органа и др.). Такой подход, в частности, присущ юридическим исследованиям, и он продуктивен при анализе полномочий тех или иных органов государства. Однако более распространены другие подходы. Власть рассматривается как отношение между субъектами, как явление, имеющее свои истоки (в т. ч. – социальные). Есть конфликтная концепция власти, связанная с асимметричным положением субъектов отношений, дистрибутивная концепция, функциональная концепция, когда понятие власти объясняют как функцию, вытекающую из сложного комплекса актов выбора в системных взаимодействиях. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал, что «власть означает господство мнения и взглядов, то есть духа». Французский автор М. Фуко считает, что власть – это множество отношений силы, но она не имеет субъекта: у всех находится какая-то доля власти. Исследования, специально посвященные общественной власти, также написаны с неодинаковых позиций. В политологии общественная социальная власть рассматривается с позиций телеологической, психологической, бихевиористской, субъектно-объектной, системно-кибернетической, дистрибутивной, структурно-функциональной, юридической и др. Поскольку речь идет об общественной власти, то есть власти между людьми (их разными группировками), наделенными сознанием и волей, то одним из решающих признаков такой власти является психически волевой характер. Поэтому в науку с теми или иными уточнениями вошло определение, что власть – это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению. Отношения власти всегда асимметричны, они предполагают доминирование одной стороны. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), – характерная черта власти среди людей. Всякая власть в человеческом коллективе, любое отношение господства – это присвоение чужой воли. Однако констатации потенциала и волевого отношения еще недостаточно для выделения социальной, общественной власти. Такие отношения присутствуют в родительской власти, в простой, но осознаваемой зависимости одного лица от другого. В основе социальной власти лежит существование социальных общностей, особого рода коллективов. Их социальный аспект выражен в разной степени. Связи внутри таких общностей опираются не на личностные (родственные или иные) отношения, а на иные факторы. В коллективах всегда возникает необходимость в регуляционной деятельности, установлении порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой, в управлении, что приводит к общественной власти. Власть – существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе. Среди разновидностей общественной власти обычно называют демократию, плутократию (власть богатства), меритократию (власть старейшин, заслуженных людей) и др. Общественная, социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей властипо самым различным основаниям деления (экономическая, военная, идеологическая, корпоративная, публичная и личная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и др.). Религиозная власть может иметь социальный характер, да и в некоторых других странах религия сильно влияет на общественное сознание. В России деятельность религиозных объединений регулируется отдельно от деятельности других общественных объединений, и, следовательно, нельзя в полной мере говорить о религиозной общественной власти, хотя религия имеет власть над душами, убеждениями верующих1. В соответствии со сложившимся в научной литературе представлением власть в общеупотребительном смысле понимается как способность лица, группы лиц, отдельных объединений, институтов или государства осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью определенных средств, включая насилие и принуждение. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластным. Отсюда проистекает негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов. Существует множество форм проявления и видов общественной власти. В зависимости от различных критериев классификации различают, например: а) власть родительскую, семейную; б) власть одного лица или группы лиц, слоя, класса; в) власть демократическую, либерально-демократическую, диктаторскую; г) власть государственную, партийную и власть различных общественно-политических объединений; д) власть экономическую, идеологическую, социально-психологическую и политическую; и др. Одним из наиболее важных по своему объему и влиянию видов общественной власти является политическая власть. Она понимается как возможность и реальная способность отдельного лица (абсолютизм, фашизм) или группы лиц, социального слоя или класса (аристократическая республика, конституционная монархия, демократическая республика) проводить свою волю и отстаивать свои интересы в политике. В реальной действительности политическая власть осуществляется всеми составными частями – структурными элементами политической системы общества, включая государство, политические партии, различные общественные объединения. Каждый из субъектов политической системы в соответствии со своими статутными задачами участвует в организации политически значимых общественных отношений, вырабатывает необходимые для этого политические нормы, обеспечивает их при помощи небезразличных с политической точки зрения средств, оказывая тем самым политическое воздействие на соответствующие социальные процессы. В борьбе за политическую власть, в ее осуществлении огромную роль играют политические партии, политические элиты, политическое лидерство. Однако главенствующую роль в политике всегда играла и продолжает играть особая разновидность власти политической – власть государственная. Проблемы соотношения публичной политической власти и государственной власти решаются исследователями по-разному. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» часто отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, однако возможно. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. В частности, В.Е. Чиркин пишет, что публичная политическая власть неразрывно связана с государственной властью, хотя и не идентична ей. Она может сочетаться с ней, может предшествовать государственной власти. С другой стороны, государственная власть является главным, типичным способом реализации политической власти народа, класса, блока классов в государственных формах, специфическими государственными средствами и методами. Если исходить из концепции нетождественности государственной и политической власти, то понятие политической власти – шире по объему содержания и включает в себя понятие государственной власти. Главное различие между ними применительно к современному демократическому обществу состоит в том, что они имеют разный состав субъектов, обладающих соответствующими властными полномочиями. Реально государственная власть принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с законами государства (в этом выражается ее легализация). Субъектами, осуществляющими остальные разновидности политической власти, выступают политические партии, общественные движения, субъекты избирательного процесса. Соответственно они имеют разную сферу реализации своих полномочий. Полем действия политической власти является, в основном, гражданское общество. Полем реализации государственной власти является государство и его органы. Поэтому существует глубокое единство государства и государственной власти. В ряде случае оба понятия употребляются как тождественные, взаимозаменяемые. Например, раньше, когда употреблялось выражение «Советская власть», имелось в виду именно государство, существовавшее на территории СССР. Такое единство заложено в их генезисе, социальной природе, функциональных взаимосвязях, исторических судьбах и некоторых других факторах. Характеризуясь одинаковыми закономерностями развития и функционирования, они не могут существовать в отрыве друг от друга. С одной стороны, государственная власть является неотъемлемым свойством (и соответствующим признаком понятия) государства. С другой стороны, само государство – своеобразная форма организации государственной власти, непосредственный институционализированный ее носитель, ее «физическое», материально-предметное и организационное воплощение. Поэтому к вопросу о соотношении государства и государственной власти предлагается подходить с разных точек зрения1. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Для обозначения единства государства и государственной власти в юридической литературе предлагается использовать термин «государственность». С. С. Алексеев считает, что государственность – это наиболее широкое государствоведческое понятие, которое охватывает любые проявления, признаки государства и государственной власти независимо от того, сложилось или нет государство, в каком оно находится состоянии (именно такой смысл имеет этот термин, когда речь идет о «возникновении государственности» на начальных стадиях цивилизации или же о «восстановлении государственности»). Однако это единство не исключает того, что государство и государственная власть хотя и близкие, но не совсем совпадающие явления. Под государственной властью следует понимать концентрированные и реально воплощенные во всем механизме соответствующего государства организованная воля и организованная сила правящих социальных групп, распространяющиеся через властеотношения на всю территорию и все население данной страны. В этом понятии аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: обусловленная всеми социальными условиями жизни воля правящих кругов, претендующая на признание обязательной для всех членов данного общества, и специфическая универсальная организация тех же социальных групп, способная официально формировать и властно выразить вовне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране. Большинство исследователей (Ф. М. Бурлацкий, А. М. Барнашов, А. М. Витченко, И. Н. Гомеров, Л. И. Загайнов, Д. А. Керимов, А. И. Королев, А. И. Лепешкин, Ю. А. Тихомиров В. Е. Чиркин и др.) исходят из того, что государственная власть исторически возникает как особая разновидность характеризующейся принудительностью социальной власти. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в социально асимметричном обществе существует и функционирует наряду с остальными ее разновидностями, однако принципиально отличается от последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по назначению, и по методам осуществления. Если социальная власть вообще может расцениваться как функциональное свойство любого человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности и руководства ею, то в государственной власти аналогичное свойство переведено особое состояние, где оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение целостности и устойчивости ее политической системы. Она официально действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она вовсе не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других. Это связано с тем, что всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп в асимметричном обществе. В этом смысле государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе. Она регулирует отношения социальных, национальных, иных групп населения, не допуская их противоборства до стадий, причиняющих ущерб «общим делам», грозящих анархией и распадом общества. Иная политическая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария. Да и цели у политической власти класса, социального слоя совсем другие. Они преследуют свои, а не общие интересы. |