Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности и общая характеристика философии России XIX -XX вв

  • Определение русской идеи в философии России XIX -Xx вв.

  • Характерные черты российской философии

  • Категория бытия в философии.

  • Основные формы бытия.

  • Кто автор афоризма

  • Список использованной литературы

  • философия. Контрольная работа по философии вариант 8 курсант 221 учебной группы Голубев Н. А. СанктПетербург 2006г


    Скачать 280.88 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по философии вариант 8 курсант 221 учебной группы Голубев Н. А. СанктПетербург 2006г
    Анкорфилософия
    Дата03.05.2023
    Размер280.88 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаFilosofia.rtf
    ТипКонтрольная работа
    #1107056


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИВАНОВСКАЯ ПОЖАРНО — СПАСАТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГПС МЧС РОССИИ


    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ПО ФИЛОСОФИИ

    ВАРИАНТ № 8

    Выполнил:

    курсант 221 учебной группы

    Голубев Н.А.

    Санкт-Петербург

    2006г

    Содержание
    Введение

    1. Общая характеристика философии России XIX-XX вв

    2. Определение русской идеи в философии России XIX-XX вв

    3. Характерные черты российской философии

    4. Категория бытия в философии.

    5. Основные формы бытия.

    6. «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде». Ваше понимание сказанного?Кто автор афоризма?

    7. Список используемой литературы

    Введение
    Русская философская мысль – органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Многие исследователи русской философии отмечали, что философия в России «больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях , о смысле и целях истории» - это во многом соответствует проблематике конца XIX – начала XX века.

    Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

    Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

    ХI в. – первая половина XVIII в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.);

    вторая половина XVIII в. – первая четверть XIX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;

    вторая четверть XIX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;

    после 1922 г. – философия русского зарубежья.
    Особенности и общая характеристика

    философии России XIX-XX вв
    С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

    Тютчев сказал в свое время про Россию:

    «Умом России не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать —

    В Россию можно только верить.»

    Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

    XIX-XX век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.

    Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

    Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

    Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

    К философскому направлению «Западники» принадлежали великие личности:

    П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия - католицизм.

    Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнется пора "сознательного деяния" (это характеристика сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение.

    Белинский ( 1811-1848) Духовная природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы не правы, противопоставляя Россию и Западную Европу.

    Чернышевский(1828-1889) Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы «зла», т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.

    К философскому направлению «Славянофилы» принадлежали:

    И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремились обосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

    В.С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира: существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции, умственной чувственной), человек - акт божественного творения, проявление того, что уже есть.

    Иванов - Разумнин (1868-1912) Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.

    Н. А. Бердяев (1874-1948) Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге), преодоление зла соединение с Богом, возникновение богочеловека.


    Определение русской идеи в философии России XIX-Xx вв.
    Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.

    Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

    Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.

    Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

    И так, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19 начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются

    П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

    В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

    В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

    Характерные черты российской философии
    Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной истории. Однако предпосылки еще не само явление, они лишь подготавливают рождение и развитие. Само же явление начинается с обретения формы, адекватной своему содержанию.

    Если руководствоваться таким критерием, философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу - во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа заявило о себе «на весь мир» - уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную духовную полифонию человеческой цивилизации.

    Как и для Запада, для России XIX век - это век классики. Русская философская классика XIX в., как наша классическая литература, несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

    Русская философия - это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

    Запад России или Россия Западу? Какие ценности возобладают в мире -материально-вещественные или незримые, духовные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы размежевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

    Лидеры славянофильства — А.С. Хомяков, И.В. Киреевский — выступили с обоснованием самобытного пути исторического развитая России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, считали они, в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности человеческой личности, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славянофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития. Однако был ли этот приговор окончательным? 20 век этот приговор, можно сказать, пересмотрел. Российский «эксперимент», основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое, жестокое поражение. И не потому, что это был эксперимент антизападный а, напротив, потому, что экспериментаторы не посчитались с их предостережениями, истребили, уничтожили святая святых народного уклада и народного духа России — общину, артель, назвав это — по страшной иронии истории — «великим переломом», по сравнению с которым «перелом», пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития. Сегодня приходится лишь поражаться прозорливости тех русских мыслителей 19 в. (Достоевский, В. Соловьев), которые отказывались видеть существенное различие между «социализмом», готовившимся русскими «бесами», и той самой буржуазностью, которой «социалисты» объявили перманентную гражданскую войну, стоившей народу десятки миллионов человеческих жизней. Такова была цена победы «научных» идей западничества над ненаучной, утопической идеей их оппонентов! Но в середине прошлого века спор идеологий еще почти не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории. У славянофилов несогласие с западниками не столько осмысливалось, сколько прочувствовалось, переживалось в религиозной форме.

    Антиномию веры и знания, известную и для философии Запада, в российском варианте стремится разрешить философия всеединства, основателем и самым крупным представителем которой выступал В.С. Соловьев. Гносеологическим аспектом идеи всеединства стала соловьевская теория цельного знания, которую философ противопоставлял как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма. «Цельность знания» в философии В. Соловьева - это не «теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. И даже не их единство. Это - другое. «Цельность» у русского философа - эта такая характеристика и свойство человеческой души, которые самым существенным образом отличают человека - высшее и совершеннейшее творение природы — от всех других, даже по-своему смышленных животных. Цельность — это не результат сложения, интеграции разобщенных, разошедшихся далеко друг от друга в широком поле культуры форм и образований духа (науки, философии, искусства и т. п.), хотя и предполагает последнее. Цельность сознанию может придать лишь особое его состояние и вектор, не совпадающие ни с одной из знаменитых кантовских «способностей души» (познания, желания, чувства удовольствия).

    В 80-90 гг. сопротивление российской духовности «обуржуазиванию» общественной жизни было все еще очень сильным. Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом. Знаменательно, что русский марксизм — антипод и критик народничества — сам если не теоретически, то организационно вырос из народнического подполья, хотя привлек к себе поначалу и симпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей в философской и экономической теории Маркса высшее достижение социальной мысли своего времени.

    Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Г.В. Плеханов посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Научный, материалистический взгляд на историю должен исключить, по Плеханову, волюнтаризм, субъективизм как в теории, так и на практике (в политике). Но именно такая позиция выдающегося мыслителя подвергалась долгие годы остракизму со стороны официальной большевистской идеологии, а сам он понижен был ею до ранга лишь «пропагандиста» марксистской теории.

    Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие принципы, па которые опирается революционная партия. Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном но социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счете — политической реакции.

    "Легальные марксисты", выступая в конце 90-х гг. тоже с критикой народничества, разошлись с Плехановым (тем более с Лениным) уже в начале 900-х гг. (т.е. еще до революции 1905 г.) — своим неприятием насильственных средств борьбы, а в теории — неприятием подавления личности обществом, несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

    Подобные разногласия не отменяют, однако, одного важного вывода. Ни романтический (отрицающий капитализм), ни реалистический взгляд на будущее (принимающий капитализм как данность) не был ни тогда, ни после в русской культуре апологетикой новоявленного мира делячества и грубо эгоистического расчета - признанных и почитаемых добродетелей западной цивилизации.

    Антибуржуазный в целом дух русской классической философии и «золотого» и «серебряного» веков не означал и не означает, конечно, ее социалистического характера в марксистском, тем более марксистско-большевистском смысле. «Русский социализм» Герцена и анархизм Бакунина не столько социалистичны, сколько антибуржуазны.
    По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX – начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

    В целом русская философия XIX - начала ХХ века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.

    В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.

    русский философия нар

    Категория бытия в философии.

    Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и целого направления.

    Категория бытия – одна из важнейших в философии. Учение о бытии (онтология) является составной часть любой философской системы.

    В логике анализ различных форм суждения начинается с исследования суждений наличного бытия («солнце есть на небе», «человек есть разумное существо», «тело есть протяженное», «роза есть красная» и т.п.). Связка «есть», выражающая присущность тех или иных признаков какому-либо предмету – необходимая составляющая суждений. Она выражает универсальную характеристику вещи, предмета, явления, процесса – «быть» или «не быть», «быть в том или ином качестве» или «не быть в таком-то качестве».

    В философии категория бытия обозначает, во-первых, существование вообще (как таковое); во-вторых, существование в определенной форме или в определенном качестве.

    В самом общем значении обладать бытием – значит существовать. В этом смысле бытие – все, что существует каким-либо образом. Например, небо существует, цветы существуют, я существую, моя мысль существует, мои чувства существуют – все это есть определенное бытие. Разумеется, здесь мы отвлекаемся от критерия бытия (существования). Понятию «бытие» противоположно понятие «не-бытие». Все, что не существует, не существует здесь и теперь или уже прекратило свое существование имеет значение не-бытия.

    Бытие и небытие не только противоположные, но и взаимосвязанные категории. Бытие отрицает свое иное, т.е. не-бытие, и, вместе с тем, предполагает его как свою противоположность.

    Все вещи существуют и прекращают свое существование, не существуют и обретают бытие. На философском языке эти превращения противоположностей можно выразить довольно просто: бытие переходит в не-бытие, не-бытие становится бытием. Превращение бытия и небытия есть процесс становления, которое выступает в двух формах: возникновения и исчезновения, в котором бытие и не-бытие порождают друг друга.

    Основные формы бытия.

    Классифицируя все многообразие форм бытия, можно подразделить его на следующие формы:

    1) Абсолютное бытие (необусловленное ничем, бесконечное, непреходящее, вечное) и относительное бытие (обусловленное, конечное, преходящее, временное).

    +2) Реальное бытие или реальность (все, что существует в действительности, а не только в представлении субъекта) и нереальное бытие (все, что существует только представлении субъекта, но чего нет в действительности);

    3) Объективное бытие (все, что существует как объект, независимо от сознания воспринимающего субъекта) и субъективное бытие (все, что зависит от субъекта, его сознания);

    4) Материальное бытие (природа, материя) и бытие идеальное (дух, сознание, мышление);


    «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде». Ваше понимание сказанного?Кто автор афоризма?
    Эти слова принадлежат Конфуцию. Конфуций – выдающийся философ Древнего Китая. Он заложил основы целого направления в китайской философии – конфуцианства. Ему приписывают авторство многих произведений («Книги перемен», «Книги песен» и др.), но наиболее верным источником его взглядов может считаться книга «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Она представляет собой запись высказываний Конфуция его учениками, которые сохранили их для будущего. В центре философской системы Конфуция стоят проблемы этики и воспитания. Главными понятиями для Конфуция выступают гуманность, человеколюбие (жэнь). Жэнь – это закон, который определяет социальные и этические взаимоотношения людей. Китайский мудрец сформулировал его таким образом: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Эта максима впоследствии в истории философии выражалась различными способами и была названа золотым правилом нравственности. Огромную роль в философии Конфуция играет понятие «ли», которое обозначает нормы общежития и выражает практическое воплощение этического закона жэнь. Понятие «ли» охватывает всю социальную жизнь общества, хотя действия его различны в зависимости от социального положения людей. Кроме того, в системе Конфуция имеются и другие этические категории: «и» – чувство долга, справедливости; «синь» – верность, искренность и др. Все категории этической концепции Конфуция служат для характеристики личности, которая сочетает в себе высокие моральные качества и занимает высокое социальное положение. Конечно, философ прав и я с ним полностью согласен, что благородный, порядочный человек не ищет выгоды для себя в тех или иных делах. Он честен и всегда выполняет свой долг на совесть. Мелкий же, делает все ради выгоды, не думая ни о чем другом. Люди, которые живут только для себя, я считаю, ничтожными и жалкими.

    Потому что человек должен самореализоваться и самосовершенствоваться не только на физическом уровне, но и духовном. Не стоит забывать о своем долге перед окружающими, стоит быть опорой и поддержкой для других. Заботиться об окружении. А мелкий человек- низкий, с отсутствием морали ищет лишь выгоду, такой человек ненадежен и ему не стоит доверять

    Список использованной литературы
    Основная:

    1. Лавриненко В.Н. Философия. М., Юрайт, 2012. – 561с.

    2. Электронное учебное пособие по философии для обучающихся по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность», направлениям подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (профили «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях»), 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» »/А.А. Обрезков, А.А. Туманов. – Иваново: ИвИ ГПС МЧС России, 2014.

    Дополнительная:

    1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

    2. Философия: учеб. пособие / В. П. Кохановский [и др.] ; отв. ред. В. П. Кохановский. - 16-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 575 с.

    3. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова – М.: РАГС, ИНФРА-М, 2010. – 432 с.

    4. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

    5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.: ил.

    6. Ратугин А.А. Философия: курс лекций – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр,2001. – 272 с.

    7. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд.,перераб и доп. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2016, – 671 с. – (Серия «Золотойфонд российских учебников».).


    Электронные ресурсы:

    1. Образовательный сервер Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. – Режим доступа: http://192.168.32.106/eduserver/

    2. Электронная библиотека академии http://Bibliomchs37.ru

    3. Единая ведомственная электронная библиотека МЧС России сеть Интранет по адресу: 10.46.0.45.

    4. Электронная библиотека «MCHSbooks».

    5. Электронный ресурс по философии. – Режим доступа: http://intencia.ru/

    6. Электронная библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru


    написать администратору сайта