философия КР. Контрольная работа по Философия наименования дисциплины 1,14,27,40,53. варианты Преподаватель А. Ю. Коловская подпись, дата инициалы, фамилия
Скачать 33.74 Kb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Инженерно - строительный институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По Философия наименования дисциплины 1,14,27,40,53. варианты Преподаватель ________ А.Ю.Коловская подпись, дата инициалы, фамилия Студент №271729715, ЗСБ21-11Б _________ Ш.Р.Абдуллоев номер зачетки, номер группы подпись, дата инициалы, фамилия Красноярск 2023 г ТЕМА. Проблема предмета философии. План А. Что такое философия? Б. Философия и наука; философия и мировоззрения. В. Специфика философского знания. А. История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. Термин история философии также применяется, как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определенными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» — любовь, «София» — мудрость. Б. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении. Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом. Философия выполняет следующие основные функции: мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром; Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи: • объективность; • рациональность; • доказательность; • эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта); • системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами. В. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; основным средством познания является человеческий разум – Логос; эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества). Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чевовека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни. ТЕМА. Человек и картина мира в средневековой философии. ПЛАН А. В чем заключается философская картина мира? Б. Средневековая политическая философия Запада. В. Лекции по средневековой философии. А. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития. Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Научная картина мира - система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Б. В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский. Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225–1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. В своих сочинениях «О правлении властителей» и «Сумма теологии» он развивает теократическую концепцию власти. В. Основные направления средневековой философии кратко Ее основные направления: • апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму); • патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией); • схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Идея о сотворении мира богом. Основная онтологическая идея средневековой философии - идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии - идея божественного откровения как непререкаемого источника знания. Христианство зародилось в I в. н.э. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики. Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Тертуллиан, Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Иоанн Богослов, Григорий Нисский, Джовани Фиданца, Фома Аквинский. (от др.-греч. ἀπολογία - оправдание) - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. ТЕМА. Проблема человека и социальные-политические взгляды философов Просвещения. ПЛАН А. Определении основной проблемы человека в философии. Б. Сущность человека в философии. В. Русское Просвещения. А. Главная проблема человека в философии – самопознание. Разные трактовки приписывают человеку диаметрально противоположные стремления и задачи. Для одних он – конечная цель эволюции, предмет создания Творца, для других – самостоятельное существо. Необходимость раскрыть феномен стала ключевой проблемой почти всех философских систем. Сутью проблемы в философии является невозможность дать точное определение понятию «человек», «смысл жизни» и другим фундаментальным определениям. Природа двойственна, поэтому человеческую особь невозможно причислить к определенной группе. Человеческая особь – творение Бога и творец. Результат развития и источник развития общества. Главная задача философии – поиск точных ответов на вопросы о сущности и природе людей, их происхождении и назначении. Б. Сущность человека в философииПроцесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности: Биологический – имеет природное начало. Социологический – продукт социальных отношений. Теологический – отражение духовного начала. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов. Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения. В философии существует два основных проявления: индивид и личность. Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека. Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств. Особенности личности определяют: психологическая сущность, мировоззрение; целостность убеждений, отсутствие в них противоречий; характер интересов и потребностей; осознание своего места в обществе; соотношение различных личностных качеств. Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в: индивидуальности. духовности. социальном статусе. коммуникации. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании. В. Философия эпохи Просвещения в России носила ярко выраженный гуманный характер и имела ряд национальных особенностей, таких как: начала развиваться позже, чем западная философия; тесно связана с художественной литературой; историософичность; космизм; обращена к судьбе человека и его внутреннему миру; увлечена идеалом христианской любви. Скрыть Яркими русскими философами данной эпохи можно назвать М.В. Ломоносова, Н.А. Радищева, Г.С. Сковороду. Особенности философии эпохи Просвещения В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. ТЕМА: Проблема истины и ее решение в философии. План А. Проблема истины. Объективная истина. б. Характеристики истины: абсолютность, относительность, конкретность. в. О критериях истинности знания. Проблема истины в философии заключается в выборе более убедительного объяснения. Поэтому для мобилизации своих духовных сил при отсутствии точных доказательств или недостатке информации требуется вера в собственные возможности. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Знание – это своеобразная социальная и индивидуальная память – способ сохранения и использования наследуемого и вновь создаваемого объема информации. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Б. Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях. Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку: «Истина – это соответствие знания объективной реальности». Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Конкретная истина – это знание, полученное на основе изучения ограниченной области бесконечного мира, это знание конкретного предмета в конкретных условиях. Истина всегда конкретна, т.к. это знание конкретного предмета и она всегда ограничена конкретной исторической эпохой. В. Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия принимается: авторитетность источника знания соответствие законам логики соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки договорённость (конвенция) специалистов в данной области простота, ясность мысли парадоксальность идеи и другие. ТЕМА: Исторические судьбы и роль русской интеллигенции. План А. Возникновения интеллигенции. Б. Суть русской интеллигенции. В. Феномен русской интеллигенции. А. Уже в середине XIX века современники стали замечать, что в русском обществе, которое многие века оставалось структурированным по сословиям, стала появляться категория людей, которые не вписывались в прежние параметры. Формально говоря, в России считалось, что существует четыре типа населения: Городское сословие. Мещане. Духовенство. Дворянство. Первые два платили подати, вторые два типа считались привилегированными. По законам, индивиду нужно было вписываться в одну из социальных категорий, и по-другому русское общество не структурировалось до середины XIX века. Но, как было замечено выше, в связи с развитием системы просвещения и усложнения государственной, общественной и культурной жизни страны стали появляться люди, которые не являлись ни дворянами, ни представителями духовенства. Но вместе с тем они и не были крестьянами и городскими работниками. Вот так и произошло формирование русской интеллигенции. Если говорить вкратце, что это была за категория? Это были люди, которые обладали образованием и получали какой-либо доход в жизни не от государства, а, например, от эксплуатации своего интеллектуального труда. Б. Суть русской интеллигенции. Данное явление появилось в пореформенную пору, после отмены крепостного права и перехода самодержавия к форсированной политике модернизации страны, то есть политики ускоренного развития экономики, транспортной сети, новых структур управления, проведение реформ военных, финансовых, образовательных учреждений. Именно вот это самодержавие и ускорило формирование слоя людей просвещенного труда, представителей интеллектуальных профессий. Почему именно такой труд? Ответ достаточно прост. Потому что страна перешла к ускорению, развитию новых структур экономики в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве. А это все означало, что потребности людей возрастали в умственном плане. И даже само правительство понимало, что оставлять народ в состоянии темноты и невежества — очень опасное дело, которое может обернуться новым витком застойного отставание России. Значит, нужно было ускорить процесс формирования людей интеллектуальных профессий. Как считало правительство, суть русской интеллигенции именно в том, чтобы вывести страну на один уровень с Западом и Европой. В. Феномен русской интеллигенции. Представители сословия являются бескомпромиссными борцами за социальные идеи и представления, за обновление человечества. Интеллигенты хотели принести сразу и немедленно счастья своему только что освобожденному от крепостной зависимости народу. В этом смысле, конечно, представители сословия всегда противостояли власти самодержавия, государственному строю. Традиционные институты, религиозные и государственные политические учреждения рассматривались интеллигенцией как несправедливо и неправильно устроенные, негуманные, которые противоречат интересам широких масс народа и вообще разнятся с идеалом социального освобождения. Отсюда получилось такое состояние, что интеллигенция сразу же оказалась в оппозиции. Для выполнение контрольной работы использовались литературные книги: Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Наука, 1991. - С. 70–95. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. Ч.1. - М.: Политиздат, 1991. - С. 97- 116; 76–82. История философии: Запад—Россия—Восток. Учебник для студентов высших учебных заведений. Книга первая: Философия древности и средневековья. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 480 с. (3-е изд.) Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. – 430 с. Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 2. Средневековая политическая философия Запада – М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. – 320 с. Реале, Дж. Антисери Д. . Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От романтизма до наших дней. - ТОО ТК "Петрополис", СПб, .1997. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма /Н. А. Бердяев. - М.: Наука, 1990. – 221 с. |