Главная страница

Социология. Контрольная работа по социологии Вариант 1 Розов В. С. Группа зэу182 Шифр 18371 Проверил


Скачать 39.93 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по социологии Вариант 1 Розов В. С. Группа зэу182 Шифр 18371 Проверил
АнкорСоциология
Дата25.01.2022
Размер39.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSotsiologia_Rozov_V.docx
ТипКонтрольная работа
#342170

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа

по социологии

Вариант №1

Выполнил:

Розов В.С.

Группа ЗЭу-182

Шифр 18371

Проверил:

к.с.н., доц. Терскова С.Г.

Новокузнецк

2021 г

Контрольная работа № 1. Социология как наука. Проблемы формирования личности

а) Определите следующие понятия темы:

Социология Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

социальное- относящийся к обществу (социуму); обозначение всех явлений, которые связаны с общественной жизнью людей, которые исходят из общества, определяются связями с обществом. Социальное, прежде всего, является характеристикой природы и сущности человека. Все высшие функции человека: сознание, труд, общение, язык (как система понятий), нравственность, культура в целом стали возможны только благодаря групповому, общественному бытию человека. Пребывание в социуме – необходимая и сущностная форма его жизнедеятельности, без этого человек не может состояться в качестве человека и личности.

объект социологии Объект социологии (в широком смысле) – сфера субъективной реальности, подлежащая изучению и проведению научно-исследовательский изысканий.

Объект социологии (в узком смысле) – социальная жизнь общества, т.е. комплекс явлений социального характера, вытекающий из взаимодействия общностей и индивидов, включая связи и социальные отношения, удовлетворение основных потребностей.

предмет социологии — (в широком понимании) – ключевое социальное явление.

(в широком понимании) – ключевое социальное явление

Предмет (в узком понимании) – создание и отношение к общественным трансформациям определенного человека, его поведенческие мотивы, внутренняя сущность, потребности и ориентации.

теоретическая социология – совокупность социологических исследований, ориентированных на объяснение социальной действительности, установление общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирования общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни

макросоциология это часть научного знания, в рамках которого исследователями делается акцент на типичных образцах поведения человека или отдельных групп социума. Эти образцы поведения дают возможность в целом лучше понимать общество, тенденции его развития и наиболее актуальные направления жизнедеятельности, которые в той или иной степени привлекают людей.

С точки зрения макросоциологии, основными структурными элементами, выделяемыми в обществе, являются:

Семья;

Экономические институты;

Политические институты;

Институт образования;

Религия.

микросоциология – уровень социологического анализа, основанный на интеракциях лицом к лицу в повседневной жизни, на поведении в группах и т.д.

прикладная социология– область социологических наук, направленная на использование полученных социологических законов и знаний для решения жизненно важных задач общества, таких как: определение действительного состояния и законов жизни социальной системы.

академическая социология - прикладная социология представляет собой совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США ее называют «проблемно ориентированной», «ориентированной на клиента (в лице государственного учреждения, правительственной организации, частной фирмы, федеральных органов власти и т.д.)», «прикладной социальной наукой», отличающейся от академической социологии — фундаментальной, базовой дисциплины.

эмпирическая социология комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов. В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями.

отраслевая социология- отрасль социологии, изучающая: - закономерности развития и функционирования науки как социального института; - механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и социальных групп, участвующих в производстве научного знания; - формирование научных сообществ.

позитивизм в социологии — В социологии в 19 веке сложилось новое, а главное первое научное направление, названное учеными-социологами позитивизмом. Он возник в следствии того, что произошел отказ от простого рассуждения о социуме, и что не менее важно, была создана социальная теория. Основоположником нового направления общественных наук стал Огюст Конт, который пропагандировал науку при изучении общества. Но при таком раскладе Конт ставил в противостоянии социологию и лжеучения, к которым он относил астрологию и подобные ей науки.

органицизм — методологическая ориентация, получившая распространение во второй половине XIX в. В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы. Наиболее известны биосоциальные теории (А. Шеффле, Р. Вормс, П. Лилиенфельд), в которых проводились прямые аналогии между обществом и организмом: торговля уподоблялась кровообращению, деятельность правительства — функционированию головного мозга и т. д.

психологизм - тенденция в философии и гуманитарном знании к объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Наиболее известны психологистические системы в логике и математике.

индивид это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.

социальный статус — это положение, которое человек занимает в иерархической структуре общества, и показатель его способности влиять на окружение.

достигаемый статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост). предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

приписанный статус — это термин, используемый в социологии, который относится к социальному статусу, который человеку присваивается при рождении или который невольно принимается в более позднем возрасте.

социальная роль это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей (например, в обществен­ном сознании укоренилось представление о том, что родители долж­ны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зави­симости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

ролевой конфликт — это противоречивая ситуация, при которой индивиды сталкиваются с различными требованиями, обусловленными одновременным исполнением двух или более ролей.

ролевое напряжение - это результат несоответствия между личностными характеристиками и установками личности, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями по отношению к нему со стороны групп (группы), в которые он входит, с другой.

социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

вторичная социализация- это процесс усвоения ценностей взрослым человеком, в котором на первый план выходит воздействие социальных учреждений, коллективов, институтов.

агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

ресоциализация- — это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.
б) Выполните следующие контрольные задания: 1. Перечислите круг вопросов и проблем, которые бы укладывались в рамки предмета социологии.

Социологию принято разделять на два вида: общую и специальную. В поле деятельности общей социологии попадают универсальные проблемы социального характера. Такие проблемы могут возникнуть в любой социальной среде, и в любое время. Специальная социология занимается изучением особенностей социальных воздействий в различных сферах жизни общества.
Развитие социологии как науки зависит от политической и экономической ситуации в стране, и в мире. Социология еще не прошла до конца период своего становления. В связи с чем, специальная социология еще долгое время будет представлять собою частичное поле интересов других гуманитарных и обществоведческих наук. Специальная социология делится на множество отраслей.
В качестве основных выделяют следующие отрасли специальной социологии: Экономическая; Этническая; Политическая; Социология труда; Социология управления; Социология философии и другие.
Затем, на базе разработанных подходов, создаются теоретические модели. С помощью собранных моделей различные отраслевые социологии собирают, анализируют, обобщают и объясняют факты, наблюдаемые в соответствующих предметных областях. Прикладная и теоретическая социология эффективно применяют для своего развития некрупные и немасштабные методические исследования, которые должны проводиться на надлежащем уровне их проведения, и научной организации.

К основной проблематике современной социологии можно отнести поиск новых знаний в самых различных областях жизни общества. Фундаментальные и прикладные исследования помогают разрешить эту проблему, раскрывая закономерности и перспективы развития общественной социальной структуры. Для проведения исследования социального характера выделяются два уровня действия: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне, в рамках обоих видов социологии, разрабатываются методики. Затем они проверяются данными, полученными в ходе эмпирических исследований. На основе эмпирических исследований социология может выявить устойчивые структуры, являющиеся стереотипами сознания и поведения людей. Для того, чтобы найти тенденции и законы социального поведения, необходимо выполнить теоретический анализ этих структур.

Современные социологи дают различные рекомендации для разрешения проблем социологии. Одни стремятся к полному определению и ограничению социологии в качестве обособленной обществознательной науки, другие стремятся признать предметом социологии общество, не предлагая при этом проблематики предмета и объекта социологии. В будущем эти рекомендации образуют научную базу, с помощью которой создаются и совершенствуются технологии социального воздействия.

2. Сравните представления о предмете социологии и ее месте в системе наук признанных ее классиков – М. Вебера и Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер известны каждому студенту-социоло- гу. Редкий курс обходится без упоминания этих имен, книги ученых рекомендуют при подготовке к семинарским занятиям, вопросы, связанные с изучением их трудов, включают в экзаменационные билеты. На этих авторов ссылаются в курсовых и дипломных работах, более того — их идеи и концепции становятся теоретической основой для эмпирических исследований. И все это происходит несмотря на то, что оба они жили более века назад. Прошли две мировые войны, холодная война, множество революций. Мир узнал массу изобретений — от атомной бомбы до планшетного компьютера. Население планеты увеличилось в несколько раз. Реальность, о которой они писали и в которой жили, изменилась. Тем не менее, М. Вебера и Э. Дюркгейма продолжают цитировать, интерпретировать, критиковать и преподавать, в отличие, например, от их современников — Л. Гумпловича или Л. Уорда. Они, наряду с Карлом Марксом, являются классиками социологии.

Вместе с тем эти же ученые являются классиками сравнительной социологии. Именно на их теоретико-методологические размышления и эмпирические исследования постоянно ссылаются, к их способам сравнения восходит современная дискуссия. Понимание их наследия менялось наряду с изменением практик сравнения в социологии и его методологической рефлексии. Рассмотрение классических оснований сравнительной социологии следует начать с интерпретации наследия этих двух классиков. Можно выделить два этапа интерпретации их наследия, соответствующие двум этапам развития практик сравнительного анализа и осмысления его проблем.

Логика, характерная для первого этапа, представлена в уже упомянутой работе Н. Смелзера «Сравнительные методы в социальных науках» 1976 г. Автор рассматривает Э. Дюркгейма и М. Вебера как классиков социологии и как классиков сравнительной социологии. Исходя из этого, он характеризует их программы социологии и показывает, какие следствия данное обстоятельство имеет для сравнительной социологии, и обращает внимание на различия, доходящие порой до противоположности. Тем не менее, когда Смелзер обращается к эмпирической реализации программ, он указывает на значительное (но не полное) сближение, причем, скорее, в направлении веберовской программы. Важно также отметить, что по отношению к его собственной схеме сравнительного исследования программы Э. Дюркгейма и М. Вебера выглядят лишь вариантами ее реализации. Таким образом, для Смелзера существует один способ проводить сравнительные исследования, несмотря на различия в решении конкретных проблем.

На втором, современном, этапе сравнительные социологи, напротив, подчеркивают различия в исследовательской практике. Обычно выделяют две принципиально разные стратегии сравнения — ориентированную на кейсы (case-oriented) и ориентированную на переменные (variable-oriented), или качественную и количественную стратегии, вокруг сильных и слабых сторон которых разворачивается дискуссия (более подробно об этих стратегиях пойдет речь в гл. 4). Первую возводят к М. Веберу, вторую — к Э. Дюркгейму. Среди исследователей нет единого мнения относительно логики и возможностей сравнительного исследования, а позиции оппонентов отсылают к фундаментальным положениям социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера. Классики предстают как создатели сравнительной социологии (и здесь преемственность с первым этапом), но в двух вариантах — качественной и количественной стратегии сравнения (в чем и заключается разница между этапами). Именно поэтому Вебер и Дюркгейм продолжают оставаться классиками сравнительной социологии.

Рассмотрение следует начать с программы сравнительной социологии Эмиля Дюркгейма. Сперва необходимо исследовать общеметодологические рассуждения классика о социологии, затем — какие следствия для теории и практики сравнительных исследований имели эти положения, и завершить анализ оценкой наследия классика в современной сравнительной социологии. Приведенная характеристика основана на работах самого автора, а также на их интерпретациях в сравнительной макросоциологии.

Методологическая позиция Э. Дюркгейма была выражена ясно и открыто (прежде всего, в его работе «Метод социологии» . Он полагал, что предметом социологии должны стать социальные факты, которые следует отличать от фактов биологических (еда, сон) и психологических (рассуждение). Социальные факты включают те аспекты общества (например религиозную систему, язык, систему денежного обращения), которые имеют существование, независимое от индивидуальных сознаний членов общества, и ограничивают их поведение. Необходимо подчеркнуть, что существование социальных фактов, во-первых, следует определять независимо от индивидуального сознания; во-вторых, предположительно, оно будет демонстрировать свойственные этим фактам регулярности, не выразимые в терминах психологии; в-третьих, следует ожидать, что оно будет влиять на поведение индивида через внешнее принуждение.

Классик настаивал на том, что предмет социологии отличается от предметов других наук, однако, по его мнению, социолог должен подходить к своему предмету так же, как физик или химик. Сравнивая современные ему социальные науки с алхимией, он порицал их за то, что они имеют дело с идеями, а не с вещами: социологи подходят к своему предмету с некоторой абстрактной идеей в уме — например, идеей эволюции — и пытаются понять, насколько разнообразные социальные установления соответствуют этим идеям. Согласно Э. Дюркгейму, следует поступать наоборот: рассматривать социальные факты как вещи и в первую очередь освободиться от предпонятий — понятий и представлений обыденного языка, исследовать явления в терминах их внутренних свойств и общих внешних признаков. Начинать следует с последних, так как именно они лежат на поверхности.

Дюркгейм приводит следующий пример. Ученый, исследующий преступления, может попытаться определить идею преступления, а потом «подгонять» реально существующие факты под нее. При этом неизбежны бесплодные дискуссии о сущности преступления и преступного. Но правильным было бы определить внешний признак явлений, который обычно называются преступлениями. Им будет свойство вызывать со стороны общества особую реакцию, называемую наказанием. Таким образом, все действия, за которыми следует наказание, должны быть выделены в группу «преступление» и стать предметом особой отрасли социологии — криминологии.

Э. Дюркгейм (как и М. Вебер) полагал, что социология должна быть генерализирующей наукой, в отличие, например, от истории. Поэтому перед ним стояла проблема языка описания: как прийти к суждениям, которые могли бы описывать множество случаев (много индивидов, много обществ)? Для таких суждений необходимо предварительно сформулировать понятия, которые можно использовать более чем для одного случая. Для Э. Дюркгейма решение этой проблемы связано с освобождением от предпонятий и рассмотрения фактов через «внешние признаки» и «внутренние свойства». К чему приводит эта логика?

Необходимо остановиться на работе автора с языком описания на примере понятий «нормальное» или «патологическое» — ключевых для его социологии. Прежде всего, норму и патологию Э. Дюркгейм определял в статистических терминах («внешнее признаки»): нормальное явление имеет всеобщее распространение, патологическое — нет (так, преступность — норма, а необычно высокая или низкая преступность — патология). По отношению к чему определяется распространенность? Согласно ученому, факты не могут быть признаны нормальными или патологическими вообще; они должны получать определение только по отношению к данному виду на данной фазе его развития. Что нормально для простого, дописьменного общества, то определенно ненормально для развитого, сложного общества.

Важно, однако, что классик желал объяснить нормальность и по-иному — не только через «нормальность факта», но и через «нормальность логической необходимости» (т. е. внутренние свойства). Он предполагал, что внешние признаки неизбежно связаны с внутренними свойствами фактов. Дюркгейм связывал нормальность (распространенность) факта с условиями существования исследуемого вида — как автоматически необходимое следствие этих условий, или как средство, позволяющее организмам приспосабливаться (сейчас это можно было бы назвать «функциональной значимостью» социального факта для вида). Так, если явление сохраняется в течение длительного периода социальных изменений, когда условия для его существования отсутствуют, его можно рассматривать как патологическое.

Вернемся к примеру с преступлением. Внешним признаком здесь служит последующее наказание, признаком нормальности — распространенность. Каковы же внутренние свойства преступности? Преступность — это оскорбление коллективных моральных чувств (именно поэтому за ним следует наказание). Автор пишет, что из-за индивидуальных отклонений эти чувства не могут быть одинаково сильны у всех. Следовательно, отклонения от них неизбежны, и именно подобные действия называются преступлениями. Более того, преступность функциональна для общества, так как именно через отклонения от коллективных чувств происходят изменения внутри обществ и от одного общества к другому. Он приводит в качестве примера жизнь Сократа, действия которого по меркам его общества были преступны, а по меркам нашего, напротив, заслуживают одобрения.

Попытка Дюркгейма оценить функциональную значимость социальных фактов — являются они нормальными или патологическими — через понятия нормы и патологии привела его к сравнительному анализу социальных систем. Значимость социального факта подлежит оценке не через присущие факту особенности, а через его макросоциальный контекст факта, а именно — распространенность как свидетельство связи с условиями существования вида. Такая формулировка требует классификации видов и уровней развития обществ.

Рассмотренное выше касается описания социальных фактов. Каким должно быть социологическое объяснение в версии Дюркгейма? Отчасти данный вопрос уже был затронут. Причинный анализ предполагает поиск соответствия между социальным фактом и общими потребностями (условиями существования) социального организма. При этом ученый указывал, что знание вторичных функций (не связанных с порождающей причиной) необходимо для полного объяснения явления, ибо для продолжения существования социального факта необходимо, чтобы он был полезным. Кроме того, при поиске причин исследователь должен руководствоваться известным принципом: объяснять социальные факты через социальные факты, а не через состояния индивидуального сознания. Дюркгейм в своих работах стремился анализировать общественное разделение труда, ссылаясь на социальные факты, такие как размер общества и его динамическая плотность, и объяснять вариации в социальном уровне самоубийств со ссылкой на характер интеграции и регуляции групп.

Таковы логические принципы объяснения. Они требуют соответствующих эмпирических методов исследования. Общий «рецепт» Дюркгейма прост: когда эксперимент недоступен (а это бывает почти всегда), единственным выходом является косвенное сравнение, или сравнительный метод. Конкретные рекомендации рассмотрены далее, здесь же важно характеризовать полемику автора с Д. С. Миллем. Последний утверждал, что событие может иметь разные причины в разных обстоятельствах, а Дюркгейм провозгласил принцип: «Данное следствие всегда имеет единственную причину». Например, если самоубийство зависит более чем от одной причины, то это значит, что в действительности существует несколько видов самоубийства.

3. Из нижеперечисленных тем выберите те, которые соответствуют сфере интересов макросоциологии, и те, которые относятся к микросоциологии: ‒ межличностные отношения в малых группах; ‒ этапы развития общества как целого; ‒ мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи; ‒ классовая структура общества; ‒ характер взаимосвязи политики и экономики; ‒ процесс становления личности.

Микросоциология - межличностные отношения в малых группах, процесс становления личности, мотивация экономического поведения человека в различные исторические эпохи

Макросоциология - этапы развития общества как целого, классовая структура общества, характер взаимосвязи политики и экономики
4. Назовите отрасли социологического знания, связанные с основными сферами Вашей жизнедеятельности.

Круг интересов социологии как науки широк и разнообразен, что в немалой степени определяет структуру социологического знания. Это обусловило существование в социологии различных отраслей: социология знания, социология культуры, социология политических процессов, социология семьи, социология труда, социология спорта, социология языка, социология города и т.д.

В моей жизни присутствуют все перечисленные отрасли.

5. В XIX в. О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики и биологии. Обоснуйте его позицию. А на какое место поставили бы Вы современную социологию?

В рамках соц. динамики О. Конт обосновал 2 закона:

1) Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв. для которых характерна смена общественных порядков, породили анархию, революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки.

2) Закон "двойной эволюции". Все факторы общественного развития подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные (климат, раса) при безусловном приоритете первых.

Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений.

На вторую половину XIX - начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Данный период - это своего рода социологическое “осевое время”. Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.

В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен, прежде всего, как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии.

Основные его труды:

- «Курс позитивной философии» (6 томов),

- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества» (4 тома).

Огюст Конт (1798-1857), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, «политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется "социология". Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от не решаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид — почти ничто, а точнее — абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием).

Значение социологии Конта определяется, прежде всего, тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые:

- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития,

- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь беспристрастным),

- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке,

- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.

6. Какие функции социологии являются наиболее важными в условиях трансформации российского общества?

Социология представляет собой науку, которая исследует отношения, процессы, события, традиционно происходящие в современном обществе. При этом она изучает как общественные взаимодействия, которые протекают в определенный период времени, так и те, которые имели место быть десятки, сотни и тысячи лет назад.

Социология, как и подавляющее большинство прочих наук, исполняет самые различные функции в обществе: познавательную; функцию социального контроля; прогностическую; идеологическую; планирования; практическую. Познавательная функция состоит в изучении явлений общественного характера, а также в приобретении научных данных о специфике и содержании социальных явлений. Такого рода изучение происходит вместе с другими явлениями. В рамках данной функции происходит концентрация знаний относительно социальной жизни, ее законах и тенденциях формирования. На данной основе происходит разработка научных прогнозов развития иных областей жизни общества. Суть функции социального контроля состоит в том, что данные, полученные социологией применяются иных областях общества, к примеру, в политике, демографии. Прогностическая функция основывается на выявлении диапазона возможностей и вероятностей будущих сценариев, о возможных потерях каждого варианта, в выявлении роста общественной напряженности, на основе чего происходит разработка рекомендаций. Функция планирования состоит в выявлении процессов жизнедеятельности государства, регионов, а также трудовых коллективов и самой семьи. Идеологическая функция базируется на том, что итоги полученных исследований необходимо активно применять в интересах групп людей. Это связано с тем, что они предоставляют возможность осуществлять процессы манипуляции поведения людей, выявляют совершенно иные общественное ценности и предпочтения. При этом они предоставляют возможность защищать собственные интересы. Практическая функция состоит в том, что на основании анализа эмпирической и теоретической направленности, происходит разработка практических рекомендаций. Они имеют своей целью совершенствование механизма общественного управления, увеличения уровня его эффективности на каждому уровне. Таким образом, функции социологии имеют свои особенности, относительной своей самостоятельности. Все они взаимно дополняют друг друга.

7. Каков потенциал социологической науки в изучении современного общества?

Диагностика состояния общества, изучение проблем, возникающих по мере его развития - это одна из важнейших задач социологии. Социологическая составляющая присутствует не только в работе специалистов-социологов, но и во многих других современных профессиях. Например, маркетинг. Прежде чем начать большую рекламную компанию, крупные фирмы проводят маркетинговые исследования рынка спроса и предложения товара, который они хотят продвинуть. Для этого они, используя прикладные социологические технологии, проводят опросы, выявляя потенциальных потребителей, круг их предпочтений. Полученные результаты используют в целях продвижения товара. Современная политическая борьба немыслима без изучения мнения, установок, предпочтений электората, поэтому политология широко использует приемы и методы социологического анализа.

Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется возрастанием роли социологии в обществе. Она занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это диктуется рядом факторов.

Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.

Во-вторых, представляет им технику и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных уровней; методы социального измерения, разрабатываемые социологией, активно используются другими общественными науками.

В-третьих, социология проводит так называемые “социальные” исследования, то есть междисциплинарные исследования: социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социально-психологические и т.д.

8. В чем, на Ваш взгляд, различие между понятиями «человек», «индивид», «личность»?

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь» , единичный представитель вида «гомо сапиенс» ;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

К примеру, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается, что человечества как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид".

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт

человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Различие между человеком как индивидом и человеком как личностью определяется мерой реализации ими их человеческой сущности.

Личность - это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество

человеческой личности - свобода. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями. Вместе с тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе.

9. Какой из агентов социализации оказал на Вас наибольшее влияние?

Я считаю, на меня подействовали все социальные институты, которые присутствуют в жизни любого современного человека, детский сад, школа, теперь институт.

10.Перечислите социальные статусы, которые Вы имеете в настоящее время.

В настоящее время я имею следующие статусы в обществе: работник, студент.

11. Как Вы понимаете следующие выражения: Н.Г. Чернышевского «Развивать человека в человеке»; Ф.М. Достоевского «Найти в человеке человека». Обоснуйте свой ответ.

Это выражение означает развивать человеческие качества в человеке, которые изначально не заложены в нем. Увы, изначально они не развиты, находятся в зачаточном состоянии. Без воспитания и развития в человеке формируется больше звериных свойств; над человеческими приходится работать.

12. Весь мир – театр, В нём женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. У. Шекспир. Действительно, каждый играет роль, причём много социальных ролей. Подумайте, какие социальные роли играете Вы в жизненном театре? Подумайте, какие роли Вы сыграли в течение сегодняшнего дня?

У каждого человека своя судьба и жизнь происходит по своему, ее можно сравнить с игрой в театре. А "взлеты и падения"- это наши удачи и не удачи. Так же, мы обычно играем несколько ролей в жизни, например :

Моя сестра, отличная мама, жена и сотрудник. И ведь правда, на работе у нас одна роль, а в семье другая. Но главное всегда слушать и слышать свое сердце и здравый смысл, тогда " роль играть, будет легче". Вот как я понимаю это высказывание.

13.Охарактеризуйте социальную роль, которую Вы выполняете в соответствии со статусом, который Вы считаете для себя основным (главным) в настоящее время.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. На сегодняшний день я гражданин России, студент заочного отделения, сын, брат.
14.Опишите реальную или гипотетическую жизненную ситуацию, которую можно было определить как ролевой конфликт.

Мама ребенка, являясь его воспитателем, учителем в детском саду, школе или университете выбирает между двумя ролями мамы и учителя. Соответственно возникает ролевой конфликт

Работающая жена находит, что требования к работе во внеурочное время могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, присмотром за детьми.

Женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту.

15.Покажите элементы ресоциализации, которые, как Вы считаете, существовали на протяжении Вашей жизни.

социальная среда с её многообразными сферами;  круги общения человека; структура сознания человека.


16. Дайте аргументированный ответ. «Социализация – это лозунг, который социология использует в борьбе с биологией и генетикой». Так считают некоторые социологи. По вашему мнению, какие факторы социализации, генетические (наследственность) или социальные (влияние среды и воспитания), являются преобладающими?

Взаимосвязь наследственного и приобретенного в развитии человека с наибольшей достоверностью обнаруживается на материале однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковой наследственностью. Это единственный случай, когда удается полностью или почти полностью уравнять внутренние, наследственные условия развития двух индивидов в его исходном пункте. Варьирование внешних воздействий, на фоне вначале неизменных наследственных факторов, создает возможность в итоге выяснить их роль в развитии человека. Обратимся к данным исследований по генетике.

Одним из проявлений деятельности мозга являются электрические колебания, которые можно зафиксировать на электроэнцефалограммы. Заметим, что по мнению специалистов, электроэнцефалограмма столь же индивидуальна и неповторима, как и кожный узор на пальцах рук. С целью выявления влияния генетических факторов на работу мозга Грей Уолтер обследовал две группы моно- и дизиготных близнецов. В результате выяснилось, что у монозиготных близнецов в 85% случаев имелись почти идентичные электроэнцефалограммы, в то время как у дизиготных они составляли лишь 5%, а в 95% случаев они были различными. Приведенные данные являются убедительным доказательством того, что деятельность мозга, пусть в разной степени, но все же наследуема от родителей.

Наиболее показательным в плане наследственности функций мозга является исследование интеллектуальных способностей человека. До недавнего времени вопрос о наследовании интеллекта оставался открытым, если не сказать, что был положительно решен в пользу исключительно социальной обусловленности его развития. Однако, в настоящее время, представление о наследственности умственных способностей кардинально изменилось. На основе результатов 52 независимых исследований Эрленмейер-Кимлинг и Ярвик (370, с. 406-407) вычислили среднее значение коэффициентов корреляции по результатам тестов на интеллектуальность у родственников и не состоящих в родстве лиц. У усыновителей и усыновленных этот коэффициент равен 0,20, у родителей и детей, живущих совместно, он равен 0,50, a y монозиготных близнецов он составляет 0,75 относительно воспитывающихся порознь и 0,87 для воспитывающихся вместе.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности.

У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.


написать администратору сайта