критическое мышление. Контрольная работа Тема 24. Сомнение в критическом мышлении
Скачать 28.48 Kb.
|
Контрольная работа Тема №24. Сомнение в критическом мышлении. Понятие «критическое мышление» имеет две составляющие – мышление и критика. Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза. В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова критикой называют определение достоинств и недостатков, оценку, разбор исследуемого объекта. Г. Фоллмер говорит о критическом мышлении с точки зрения знания: оно развивается с помощью неоправданных ожиданий, догадок, пробных решений. Предположения, возникающие при рассуждении о сущности исследуемого вопроса, контролируются попытками опровергнуть информацию с помощью серьезных критических проверок, сделать изменения, преобразования в своей деятельности для успешного результата. Выявляя ошибки, критика помогает нам понять сложность проблемы, которую мы пытаемся решить. У Л.С. Выготского критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия и понимания, объективности подхода к информационному полю. И. Загашев и С. Заир-Бек утверждают, что ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информации, способен выделять в тексте противоречия, приводить аргументы в защиту своей точки зрения, опираясь не только на логику, но и на мнение собеседника. Сомнение определяют как неуверенность, колебание в том, следует ли принимать в качестве истинного или правильного какое-то утверждение или систему утверждений. Сомнение — это не столько процесс принятия решения, сколько размышление, интеллектуализация ситуации. И в этом смысле сомнение выступает как процесс познания себя и социального познания. Его считают основой критического мышления, так как сомнение порождает вопрос и интерес, желание разобраться, докопаться до истины. Сомнение есть неопределенность в последствиях своих действий, отношениях, истинности мысли. Оно выражается в разных формах и характеризуется различным содержанием: отсутствием уверенности в чем-либо; отсутствием веры во что-либо; неуверенностью в истинности чего-либо; подозрительностью, опасением субъекта; колебаниями в отношении того, что тебе верят; отсутствием уверенности в своей правоте, в пользе совершенного действия. Рассматривая сомнение как результат неполного знания, интересно обратиться к пониманию «живого знания». Недостаток сведений, необходимых для разрешения сомнения, человек осознает как «знание о незнании». В данном случае незнание — это не пустое понятие. Человек знает, что он чего-то, что ему необходимо, не знает и пробует это незнание перевести в знание, что не всегда удается. Критическое размышление, имеющее в своей основе сомнение, было присуще Сократу. Сократовский стиль размышлений не просто доказывал значимость критики, системы вопросно-ответных процедур для рационального обоснования выдвинутых позиций, но заключал в себе стратегию вопрошания для любых сфер рассуждения, чем заложил практические основы современного критического мышления. Сократовский метод вопрошающего сомнения в диалоге состоит в следующем: философ задавал собеседнику вопросы, при ответе на которые собеседник приходил к противоречию, осознавая неполноту и неистинность своих взглядов, в которых он был уверен. Именно это сомнение и пробуждало собеседника Сократа к размышлениям и поиску истины. И. Кант признавал сомнение необходимыми условиями познания. По его мнению, сомнение само по себе не способно дать нового знания, однако оно может помочь в борьбе с предрассудками и заблуждениями. «Я сомневаюсь, значит - мыслю (осознаю), поскольку акт сомнения есть акт сознания (мышления): во всём можно усомниться, кроме того, что, когда сомнение есть (существует) - есть и мысль, и я мыслю, значит – существую, - говорил Р. Декарт. Он считал, что сомнение является основой критического мышления, она является мотивацией к процессу познания. Сомнение рассматривают и как компонент критического мышления. Керимов Ф.О. в основу классификации показателей критического мышления положил такое его свойств, как критичность, что позволило ему выделить когнитивный, аффективно-чувственный и поведенческий компоненты. Аффективно-чувственный компонент выражается в эмоционально-чувственном проживании, проявлении и выражении возникающего противоречия и его разрешения. Частым проявлением в данном контексте является сомнение. В структуре критического мышления Сергеева Б. В. И Оганесян В. А сомнение находится в личностном компоненте и относится к признаку скептицизма, то есть недоверчивому отношению к чему-либо, сомнению в истинности и правильности. В науке сомнения служат источником познания, а в отношениях людей сомнения, составляя основу мира внутренней жизни, носят амбивалентный характер. Умение продуктивно сомневаться означает не только критическое усвоение интеллектуальной истории человечества, но и критическое отношение к собственным идеям, мыслям и способностям. Как состояние сомнение всегда связано с переживанием, питается им. И это переживание может стать доминирующим, захватывающим всю личность, довести ее до болезненного состояния. Критическое мышление – это важная способность человека, позволяющая ему развиваться, повышать качество своей жизни. Фундаментальным элементом критического мышления является сомнение, без него критика невозможна, сомнение её порождает. Сомнение заставляет человека думать, искать ответ, аргументировать – это некая отправная точка. Но и здесь важно придерживаться правила баланса, излишнее сомнение ко всему может навредить человеческой психике, его межличностным отношениям. К тому же интересен и тот факт, что сомнению можно подвергнуть и результат своего критического мышления. Поэтому в какой-то мере свои сомнения на какие-либо малозначимые вещи полезно ограничивать. Умение сомневаться является полезным, так картина мира становится более осознанной, ведь все знания ты пропускаешь через себя. Критическое мышление есть анализ информации, который невозможен без элемента неверия, неуверенности в правдивости, а принимая все на веру можно стать жертвой обмана. Список использованных источников: Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Философские основания становления метода критического мышления // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. №3 (39). Титова, Н. К. Компоненты психологической структуры критического мышления студентов / Н. К. Титова // Человеческий капитал. – 2020. – № 10(142). – С. 122-131. Федорова, Н.В. Протест как форма созидания новой нормы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. №3 (36). Шадриков, В.Д. Системогенез ментальных качеств человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. С. 213–228. Шакиров, И. А. Некритическое мышление и гносеология сомнения // Вестник Башкирск. ун-та. 2008. №1. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с. Якунина, Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Гаудеамус. 2019. №4 (42). Тема №26. Понятие и функции рефлексии. Слово «рефлексия» произошло от латинского reflexio – обращение назад. Префикс re- означает повторность или обратность действия, и flexio - сгибание, искривление, изменение при переходе в иное или в отношении с другим. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. По мнению Сократа, рефлексия служит способом возвращения в глубины памяти к идеям как творящим первообразам вещей. В средние века рефлексия рассматривалась исходя из господствующего религиозного мировоззрения как способ существования божественного разума, как отраженная в логосе миротворческая активность божества и форма его реализации: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. В новое время трактовка рефлексии связана с проблемами философского обоснования научного знания. У Декарта рефлексия выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных основоположений сознания. Согласно Дж. Локку, рефлексия - наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Кант различал логическую рефлексию, при которой представления просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравниваемые представления связываются с той или иной познавательной способностью - с чувственностью или рассудком. В философской энциклопедии дается определение рефлексии как способности человеческого мышления к критическому самоанализу. В другом источнике её трактуют как понятие, применяемое для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». В психологии понятие рефлексии раскрываются через разные аспекты: Рефлексия как личностный компонент мышления. С помощью данного компонента субъект способен проследить движение собственных мыслей в процессе поиска решения, а также составить его в определенный план. Осознавая свои действия, индивид способен их совершенствовать, изменять, регулировать. Рефлексия выступает базовым психологическим механизмом, позволяющим реализовать мыслительные процессы. Индивидуальная рефлексия в социально-психологическом контексте предполагает своим объектом сознание окружающих индивида людей. Это способность поставить себя на место другого и усвоить отношение окружающих к себе, а также на основании этого развивать свои действия. Так приобретается внутренний опыт и обращенность на себя, осуществляется адаптация к внешнему миру. В контексте саморегуляции самосознания рефлексия - психологический механизм, благодаря которому изменяется индивидуальное сознание. Воздействуя на самого себя посредством рефлексии, человек становится способен к внутренним изменениям координации своей деятельности, контролю эмоций и мыслей, а также учитывает в данной системе и других, взаимодействующих с ним. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Этот термин появился в педагогике недавно, и на сегодняшний день рефлексия стала обязательным заключительным этапом при проведении урока. К функциям рефлексии относят: Развивающая функция. Понимая себя и познавая других людей, человек все больше освобождается от влияния окружающих, от случайных поступков. Чем глубже развита у человека рефлексия, тем больше он способен быть субъектом своей жизни и тем большую ответственность он испытывает не только перед собой, но и перед другими. Самопознавательная и самоорганизующая функция. Эта функция позволяет задуматься о себе и своих возможностях и способностях. Сравнивая себя со значимыми людьми, человек лучше оценивает свои положительные и отрицательные стороны, индивидуальные особенности своей личности. Опыт самопознания расширяет представление человека о самом себе. Это позволяет ему строить цели и задачи на будущее. Человек, анализируя свои поступки, демонстрирует более рациональное поведение и скорее достигает намеченной цели. В случае неудачи человек, как говорят, знающий себе цену, не станет винить в случившемся окружающих. Он примет самого себя таким, каков он есть, сделает выводы и поставит новые цели и задачи. Консолидирующая функция. Рефлексия закрепляет связи самосознания человека с собственным прошлым. Обращение, например, к своему детству, помогает родителям лучше понять своего ребенка, а учителю своего ученика. Регулятивная функция. Эта функция способствует раскрытию целостности и динамизма внутренней жизни человека, помогает ему стабилизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать свой волевой потенциал. Социальная функция. Эта функция проявляется в общении. Она позволяет выстраивать успешные взаимоотношения с людьми. Даже острый конфликт можно разрешить, если подойти к нему рефлексивно. Человек не только делает что-то, но и сознает, что он делает, анализирует критически. Не менее важная сфера рефлексии – мыслительные процессы: человек не только понимает что-то, но и понимает, что он понимает. Или понимает, что он не понимает. Или не понимает, что именно он не понимает. Тогда человек прибегает к рефлексии. Интегрирующая функция. Она способствует системности в деятельности высших психических функций человека. Обеспечение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятельности и собственным мыслям. Рефлексия многогранное понятие и используется во многих дисциплинах – философия, педагогика, психология. Со времен древней философии рефлексия стала неотъемлемой частью жизни, в том числе и обучения. Интересно то, что на сегодняшний день оно используется не только применимо к людям, но и к компьютерам. Феномен рефлексии включает в себя работу со своим знанием, и работу с незнанием, тем самым становясь элементом критического мышления, одним из его этапов. Рефлексивные способности можно развивать уже с детства, эти умения позволяют сделать жизнь и деятельность осознанной, чего и добивались люди разных времен, так это действительно важно. Рефлексия выполняет множество функций, имеет множество видов и форм, но цель всегда одна – понять себя, прислушаться к себе. Список использованных источников: Архипова, Г. В. Роль рефлексии в жизни человека / Г. В. Архипова // Инновации в образовательном процессе : Материалы научно-практической конференции, Саранск, 15 ноября 2017 года / Редколлегия: Б.Ф. Кевбрин (отв. ред.) и [др.]. – Саранск: Принт-Издат, 2017. – С. 13-15. Катречко, С. Л. Роль (функции) рефлексии в познании. Рефлексивное переключение и генезис априорных форм чувственности / С. Л. Катречко // Трансцендентальный поворот в современной философии - 7. Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект : Сборник тезисов международной научной конференции, Москва, 21–23 апреля 2022 года. – Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2022. – С. 73-76. Козырева, Т. В. Понятие рефлексии в истории философии // Вестник угроведения. 2013. №2 (12). Расковалова, О.С. Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие // Kant. 2018. №1 (26). Толстая С.В., Бондаренко О.В. Анализ понятия рефлексия в психологической литературе // Проблемы Науки. 2017. №33 (115). Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с. |