Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа Тема 8 «Персональный имидж в системе деловых коммуникаций »Фамилия : Попова Имя : Елена

  • Содержание

  • Понятие имиджа, его типы, методы построения и корректировки

  • Роль имиджа в системе деловых коммуникаций

  • Персональный имидж учителя в системе деловых коммуникаций

  • Персональный имидж в системе деловых коммуникаций. Персональный имидж в системе деловых коммуникаций.. Контрольная работа Тема 8 Персональный имидж в системе деловых коммуникаций Фамилия Попова Имя Елена


    Скачать 249.16 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа Тема 8 Персональный имидж в системе деловых коммуникаций Фамилия Попова Имя Елена
    АнкорПерсональный имидж в системе деловых коммуникаций
    Дата17.11.2019
    Размер249.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПерсональный имидж в системе деловых коммуникаций..docx
    ТипКонтрольная работа
    #95632
    страница1 из 3
      1   2   3

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

    Институт непрерывного образования

    Контрольная работа

    Тема 8

    «Персональный имидж в системе деловых коммуникаций»

    Фамилия : Попова

    Имя : Елена

    Отчество : Георгиевна

    Группа : Аб-62с

    Зач.:1610280

    Дата сдачи работы :13.05.2019

    Санкт-Петербург 2019

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………………3

    1. Понятие имиджа, его типы, методы построения и корректировки……5

    2. Роль имиджа в системе деловых коммуникаций ……………………….9

    3. Персональный имидж учителя в системе деловых коммуникаций……………………………………………………………18

    Заключение………………………………………………………………………31

    Список использованных литературных источников………………………….33

    Введение
    Актуальность темы контрольной работы. Имидж человека формируется, реализуется и развивается в процессе деятельности. Рассматривая имидж как внутренние качества личности, можно сделать вывод, что имидж, формируясь в процессе коммуникативной деятельности, существенно на нее влияет.

    Имиджелогия и имидж - что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия - наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и учащихся складывается в современной школе. Однако, мы еще не готовы принять данный тип отношений.

    Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение каждого учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

    Соответственно, удачно сформированный и реализованный индивидуальный имидж участвующих в общении людей может сделать этот процесс не только продуктивным, но и комфортным, счастливым.

    У каждого человека существуют категории, по которым он оценивает другого, такие как:

    - «симпатичные мне люди»,

    - «люди, которых следует уважать»,

    - «люди, которые мне не нравятся» и многие другие.

    Таким образом, цель данной контрольной работы – определить роль персонального имиджа в системе деловых коммуникаций на примере персонального имиджа современного учителя.

    Соответственно, объект исследования – персональный имидж, предмет – определение роли персонального имиджа учителя в системе деловых коммуникаций.

    Для достижения поставленной цели нам необходимо решить задачи следующего порядка:

    - изучить понятие имиджа, его типы, методы построения и корректировки;

    - определить роль имиджа в системе деловых коммуникаций;

    - провести анализ персонального имиджа учителя;

    - сделать основные выводы и дат заключение по теме контрольной работы.


    1. Понятие имиджа, его типы, методы построения и корректировки

    Тенденцией последних дести лет в мировом пространстве становится повышенный интерес к разработке имиджевой концепции бренда в целом. Данную тенденцию подчеркивает большое количество вышедших в свет книг и научных публикаций, посвященных данной теме. Несмотря на общность тем, подходы к данному понятию сильно отличаются.

    Соответственно, мы должны выделить следующие определения имиджа:

    1. Мнение об объекте, явлении, сложившееся на основе образа. Имидж всегда возникает на основе образа, сформированного в психике у определенной или неопределенной группы людей

    2. Набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью;

    3. Рекламный образ;

    4. Портрет, который вы показываете окружающему миру;

    5. Искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия1.

    Так, имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. В каждой социальной ситуации предпринимаются усилия, направленные на создание о себе «правильных» впечатлений.

    В научной среде часто используются такие понятия, как «достигнутый» и «приписываемый» имидж, «идеальный» и «реальный» образ.

    Л. Вайткунене следующим образом определяет понятие имиджа: «Имидж - это специальным способом изготовленный образ, в котором главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно. Этот образ является результатом искажения отдельных явлений природы, общественной жизни». К примеру, Элери Сэмпсон, исследователь имиджа из Англии, говорит о личностном имидже как о сочетании ряда внешних и внутренний факторов и разделяет его на самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж2.

    Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реального положения дел и со стороны желаний самой личности.

    Охарактеризуем каждый из приведенных выше типов:

    1. Самоимидж, являющийся результатом прошлых действий и отражает нынешнее состояние самоуважения. Этот тип является прямым доказательством того, что источником уважительного отношения в обществе является зачастую внутреннее уважение личности к самой себе.

    2. Воспринимаемый имидж, который служит показателем того, как видят и оценивают личность окружающие люди.

    3. Требуемый имидж, является своего рода образом, который мы должны создать, чтобы соответствовать ожиданиям и требованиям людей.

    Часто профессия требует определенных имиджевых характеристик. Так, например, полицейский должен быть в форме, строг и справедлив. Это наши ожидания от его имиджа.

    Кроме этого, личностный имидж можно классифицировать по механизму его формирования и распространения:

    1. Стихийное формирование имиджа. Такое явление является распространенным и устойчивым, так как такие имиджи обычно опираются на существующие стереотипы общества.

    2. Искусственное формирование имиджа, когда происходит внедрение имиджа в массовое подсознание с помощью различных технологий.

    Существует разделение имиджей по особенностям восприятия:

    1. Зеркальный - это тот имидж, который существует в нашем сознании о самих себе.

    Обычно он положительный, так как люди склонны на первое место ставить положительные моменты. Это подобно тому, если бы мы смотрели в зеркало и описывали то, что мы в нем видим. Основным минусом такого образа является его субъективность и отсутствие взгляда со стороны.

    1. Текущий - взгляд на объект. Здесь важно получить не столько позитивный образ, сколько адекватный и реально отображающий текущее отношение к объекту.

    2. Желаемый - отражает тот идеальный имидж, к которому стремится объект. Его формализация и разработка особенно важна для вновь созданных организаций, товаров или услуг3.

    Соответственно, именно он может послужить основанием для выбора конкретных технологий формирования текущего имиджа. Данный тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

    Существует также условное деление на позитивный и негативный имидж. Эти оценочные характеристики напрямую зависят от субъективного отношения тех, среди кого данный имидж замеряется. Кроме того, мнение о человеке, стране или товаре может быть настолько «прочным», что изменить его практически невозможно.

    Исследователь А.Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи.

    Структуру ядра первичного имиджа составляет:

    - внешняя (поведенческая) направленность личности;

    - направленность на конкретные результаты предметной деятельности;

    - направленность на общение;

    - направленность на завоевание авторитета (власти);

    - внутренняя ориентация личности;

    - ориентация на доминирующие способности, реализация которых приводит к достижению конкретных целей4.

    Исследователи выделяют следующие характеристики, которые необходимо учитывать, прогнозируя реакцию общественности на тот или иной имидж:

    1. Бессознательные характеристики, связанные с индивидуальными особенностями;

    2. Характеристики, связанные с массовыми стереотипами;

    3. Характеристики, порожденные глубинными представлениями, общими для людей данной культуры

    В каждом обществе или его группе существует набор мифов, под который можно подвести тот или иной имидж Личности, организации или товара.

    Принимая во внимание все вышеперечисленные аспекты имиджа можно с уверенностью утверждать, что имидж является отражением требований массового сознания.

    Массовое сознание носит консервативный характер, поэтому оно может опираться только на те модели, которые уже были апробированы человечеством. С этой точки зрения, имидж, основанный на архетипах, стереотипах и мифах общества, является наиболее эффективным методом сообщения.

    1. Роль имиджа в системе деловых коммуникаций


    Когда человек встречается с партнером по общению, то актуализируются некоторые из этих категорий и происходит бессознательное принятие человека, отторжение или равнодушие - все что угодно, потому что в нашей имплицитной теории личности существует множество категорий, о которых даже иногда и не подозревает сам человек.

    Следующим фактором является эффект первичности, который влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Этот феномен В.М. Шепель назвал «самодвижущей силой имидж-эффекта»5. Если, например, первое впечатление о другом человеке, в силу сложившихся обстоятельств, оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека. Это впечатление становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первой. В этом случае срабатывают законы когнитивного диссонанса: противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания побуждает его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Если, напротив, первое впечатление оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

    Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека люди главное внимание обращают на такие особенности его имиджевых характеристик, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого.

    На процесс восприятия человека человеком влияет как объект познания, так и воспринимающий субъект. Во-первых, воспринимающий обращает внимание на внешний физический облик человека. Во-вторых, отмечает особенности выразительного поведения. Можно выделить вербальные и невербальные компоненты имиджа человека. Невербальный язык имиджа, хотя и создает базу для чувственного восприятия другого человека, но при первом впечатлении не может быть понят в отрыве от вербального языка.

    Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место»6.

    На восприятие человека человеком определенное влияние оказывает групповой или социальный статус, положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, а также эмоциональное отношение, которое складывается в процессе развертывания взаимодействия, основанного на чувственном восприятии.

    На основе первого впечатления о человеке и дальнейшего его осмысления происходит построение логической модели личности человека, которая может оказаться неполной или неадекватной, что зависит от многих причин. Следовательно, человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах, но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

    В зависимости от конкретных условий, в которых человек формируется и живет, он приучается считать одни вещи, явления, качества более значимыми, чем другие. Отсюда различия в восприятии и оценке других людей.

    Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют различные типы восприятия и понимания человека человеком.

    Аналитический тип. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы, и далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойственен художникам и врачам, которым по роду своей профессии приходится заниматься изучением внешнего облика человека.

    Эмоциональный тип. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется механизмами эффектов первичности и новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, подростков и женщин, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления7.

    Перцептивно-ассоциативный тип. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Имиджевые характеристики человека вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, похожего на воспринимаемого, ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности (представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение). Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у пожилых людей, у тех, кто располагает достаточно богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми.

    Социально-ассоциативный тип. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т. е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге, воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Этот тип восприятия свойственен руководителям и политикам, философам и социологам.

    Для того, чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более разносторонне раскрывает себя как личность. Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное явление казуальной атрибуции.

    Казуальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Основными областями ее изучения является межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого спектра других социальных объектов.

    Казуальная атрибуция исходит из следующих положений8:

    - люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

    - поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

    - причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя9.

    Первое впечатление - не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. В любом случае главным регулятором в построении общения будет являться тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого, так как именно с этим образом и будет выстраиваться общение.

    Одним из важных результатов психологических исследований формирования первого впечатления было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может дать очень много для понимания того, как формируется первое впечатление о человеке.

    Наиболее часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере - социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенства позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-либо параметру, существенному для них. Но эта схема начинает работать только при действительно важном, значимом неравенстве.

    При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

    Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью человека», т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики. Этот тип ошибок очень напоминает предыдущий: здесь также под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора «привлекательности» - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются10.

    Следующая схема тоже хорошо известна. Те люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас не любит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения. Традиционно в исследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанных выше, охватываются «эффектом ореола». Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного человека.

    Первое впечатление - это не самоцель. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно, эффективно в данной ситуации построить общение.

    Выбор «техники» общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера - это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории или группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно11. В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. В дальнейшем достроенные части представления о данном человеке начинают тоже включаться в общение.

    Таковы, в общих чертах, типичные схемы формирования первого впечатления. Однако важно знать не только саму схему восприятия, но также и те знаки во внешности другого человека, которые запускают восприятие по этой схеме, то есть факторы «превосходства», «привлекательности» или «отношения к нам».

    Для того, чтобы подействовал фактор «превосходства» и мы применили соответствующую схему восприятия - переоценили какие-то характеристики человека, превосходящего нас (например, по социальному статусу) нам необходимо вначале это превосходство оценить. Исследования показывают, что для определения этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации:

    1. Одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия (награды, звания), очки, оформление волос, в определенных случаях рассматривается даже такая «одежда», как машина, дом, дача т.д..

    2. Манера поведения человека. В одежде человека и в манере поведения всегда есть элементы, свидетельствующие о его месте в системе общественных отношений, что делает возможным определение принадлежности человека к той или иной социальной группе. Исследования А.А. Бодалева показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека. Как оказалось, и дети могут определить социальный статус, указать примерный род деятельности человека по его одежде. Десятилетним девочкам были предъявлены фотографии наборов женской одежды, по которым они определяли не только социальный статус той или иной девушки, носящей «такую» одежду, но и ее личностные характеристики, продемонстрировав при этом большую согласованность оценок. Можно с уверенностью сказать, что и в наше время существует некоторая знаковая система внешних атрибутов человека, его одежды, кодирующая превосходство в той или иной сфере. Наиболее существенный знак - это стоимость одежды, ее цена, которая тесно связана с качеством, дефицитностью (частотой встречаемости данной модели) и модностью, по этим параметрам, как правило, и «вычисляется» цена одежды. Фактор превосходства здесь работает по схеме - чем выше цена одежды, тем выше социальный статус человека, ее носящего12.

    Исследования показывают, что кроме цены, на статус указывает выбор силуэта одежды. На высокий статус указывает строгая, официальная одежда, силуэт которой приближается к вытянутому прямоугольнику, на низкий - силуэт, приближающийся к шару.

    Еще одним знаком, указывающим на статус человека, является цвет одежды. В России признаком высокого статуса является одежда ахроматических тонов, а чем ярче и насыщеннее цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус. Безусловно, что все эти признаки взаимосвязаны и, как правило, не рассматриваются обособленно. Замечено, что яркая, многоцветная, но дорогая одежда соотносится с финансовым превосходством, а дорогостоящая одежда неподходящего силуэта указывает на то, что ее владелец, вероятно, деятель искусства. Известно, что владельцы очков, как правило, переоцениваются по интеллектуальному уровню. Исследования, проведенные в Кембридже, показали, что мужчин с длинными волосами, если исключается версия социального протеста, считают более духовными, умными, интеллигентными, с более широким кругом интересов.

    «Превосходство» в манере поведения проявляется в случаях, когда человек показывает, что собеседник ему неинтересен, подчеркивая свою независимость от партнера, которая выглядит как высокомерие, излишняя самоуверенность, или когда человек освобождает себя от норм общения, демонстрируя свое превосходство в ситуации и власть над партнером, или когда он не затрудняет себя анализом ситуации и как бы не замечает неудачно выбранного для общения момента или нежелательных свидетелей. В опытах, описанных А.А. Бодалевым, группам взрослых людей предлагали описать человека по фотографии. Предъявляя один и тот же фотопортрет, в одной группе сказали, что это портрет героя, а в другой - преступника. Описания кардинально отличались друг от друга в зависимости от предложенного статуса человека13.

    Не менее важными являются ошибки, связанные с «общей эстетической выразительностью», то есть с тем, насколько нам нравится или не нравится внешность партнера. А.А.Леонтьев описал эксперимент: учителям предложили одинаковые личные дела учащихся, но приложили к ним разные фотографии детей. К одним копиям приложили фотографии детей имеющих привлекательную внешность к другим - непривлекательную. Педагогам было необходимо определить интеллектуальные способностей учащихся, опираясь на данные личных дел.

    Привлекательным детям учителя приписали более высокий интеллектуальный показатель, намерения поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием. Ошибка оценивания заключается в том, что если нам нравится внешность партнера по общению, то мы невольно приписываем ему многие позитивные качества, считаем его более умным, интересным, искренним, любезным, утонченным и т.п.

    1. Персональный имидж учителя в системе деловых коммуникаций


    Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе - в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение каждого учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

    Имидж учителя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими14.

    Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

    Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем.

    Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться.

    В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха.

    Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности15.

    Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа - что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.

    Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

    Внутренний образ - это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

    Внешний образ - это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока16.

    В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно представить в виде схем (см. схемы 1, 2, 3).


    Схема 1

      1   2   3


    написать администратору сайта