Главная страница

1. готово педагогика досуга. Контрольная работа


Скачать 43.02 Kb.
НазваниеКонтрольная работа
Дата14.01.2019
Размер43.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла 1. готово педагогика досуга.docx
ТипКонтрольная работа
#63702

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Рязанский филиал
Факультет искусств и социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ПЕДАГОГИКА ДОСУГА

Выполнил: студент 4 курса, гр. 1517

Иванов Андрей Сергеевич

Преподаватель: Квасова Наталья Семеновна

(зав. каф. социально-культурной деятельности,

кандидат педагогических наук, доцент)

Рязань 2018 г.

Содержание

  1. Социально-психологическая характеристика людей среднего возраста

  2. План работы с людьми среднего возраста на 2018 - 2019 гг.

  3. Сценарий мероприятия для людей среднего возраста




  1. Социально-психологические особенности людей среднего возраста

Наиболее активное время жизни взрослого человека, как считают ученые, приходится именно на период 30-50 лет. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида, его личностных особенностей: устанавливаются относительно устойчивые и постоянные социальные связи и семейные отношения, профессиональные роли, ценности, кардинальное изменение которых после 35 лет маловероятно. С другой стороны, в этом возрасте начинается очередной период социализации личности, этот возрастной промежуток является фазой не только сохранения всего приобретенного на предшествующей стадии, но и дальнейшего развития личности.

В то же время, именно средний возраст является временем наибольшей тревоги, депрессии, страха смерти, стресса и кризисов. Например, существует так называемый «кризис середины жизни» или «десятилетие роковой черты» (35-45 лет), «когда человек ясно видит расхождение между мечтами, целями и действительностью, оказываясь перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Субъект полностью осознает, что будущее не несет безграничных возможностей.

В 30-50 лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психически переносят крайне тяжело. У многих начинают появляться проблемы со здоровьем1.

Отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие определенных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста.

Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.

Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.

Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то, что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информации остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека.

Развитие аффективной сферы человека в этом возрасте протекает неравномерно.

Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен и что его время уходит.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия. Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.

Ведущим видом деятельности средней взрослости можно назвать труд, успешную профессиональную деятельность, обеспечивающую самоактуализацию личности.

Как считал К. Юнг, чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципы поведения2. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счет потери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной ее стороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости через порог зрелости. Поэтому в 35-40 лет учащаются депрессии, те или иные невротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того, чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство - к концентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния.

Близкие взгляды на сущность кризиса "середины жизни" высказывал Б. Ливехуд3. Он называл возраст 30-45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей - это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой - продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится "к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом".

Большое значение кризису среднего возраста придавал Э. Эриксон. Возраст 30-40 лет он называл "десятилетием роковой черты", главными проблемами которого является убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то сорок лет-это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдержать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис.

Эмоциональные процессы, сопровождающие кризис среднего возраста. Прежде всего, для кризиса характерны депрессивные переживания: достаточно стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации. При этом человека не радует даже то объективно хорошее, что реально имеется.

Основное чувство - это усталость, усталость от всего - семьи, работы и даже детей. Причем чаще всего реальная жизненная ситуация не вызывает усталости. Поэтому можно сказать, что это эмоциональная усталость, хотя нередко сам человек считает ее физической.

Кроме того, люди ощущают снижение интереса или удовольствия ко всем событиям, апатию. Иногда человек может чувствовать систематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлять себя ходить на работу или выполнять домашние дела. Нередко встречаются горькие сожаления по поводу собственной никчемности, беспомощности.

Особое место занимают переживания, связанные с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Появляется устремленность в прошлое. Молодость кажется наполненной радостью и удовольствием в отличие от настоящего. Иногда наблюдается желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок. У некоторых людей можно заметить перекос между восприятием прошлого и будущего. Будущее ими воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое. Возникает субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца.

Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей. Иногда тревога становится настолько сильной, что люди совсем перестают строить планы на будущее, думают только о настоящем.

Меняются взаимоотношения в семье. Повышается раздражительность, конфликтность. Частыми становятся размышления о собственной востребованности, которые могут сопровождаться укорами в адрес близких и вызыванием у них чувства вины. Иногда возникает страх взросления собственных детей, поскольку в связи с этим теряется ощущение собственной нужности.

Примерно в этом возрасте происходит подсчет жизненных итогов и сличение его с собственными мечтами и планами, с одной стороны, и общепринятыми стереотипами достижений - с другой. Женщина торопится родить ребенка, если не сделала это ранее. Мужчина пытается успеть совершить желаемый профессиональный рост. По-иному начинает ощущаться время, темп его субъективно ускоряется, поэтому и достаточно распространен страх не успеть. Могут появиться первые сожаления, что надо было строить свою жизнь совсем по-другому.

Убывание физических сил и привлекательности одно из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Но многие люди находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере тoгo, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров тoгo, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола как потенциального сексуального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении "притяжения отталкивания", а людей одного с ними пола рассматривают как "соперников". В более удачных случаях достижения зрелости, другие люди, принимаются как личности, как потенциальные друзья. "Социализация" замещает в отношениях с людьми "сексуализацию", И эти отношения нередко обретают "ту глубину в понимании, которую прежняя, более эгоцентричная сексуальная установка до известной степени блокировала"4.

Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает "способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку, и от деятельности к деятельности". Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям и ведет к тому застою, о котором писал Эриксон.

Другой вид гибкости, который также необходим для удачнoгo достижения зрелости, это "духовная гибкость". Среди людей зрелого возраста существует тенденция к растущей ригидности во всех взглядах и действиях, к тому, чтобы делать свои умы закрытыми для новых идей. Это умственная жесткость должна быть преодолена или она перерастет в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и к неспособности воспринимать творческие решения проблем.

Стабилизация. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека, супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, а собственное Я все более лишается cвoeгo исключительнoгo положения. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть и меньше думать о вещах, которых никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период "новой стабильности".

Для многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они сказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

Фактор, облегчающий благополучное разрешение кризиса, - это умение быть счастливым, т.е. находить радость и получать удовольствие от имеющейся ситуации. Как правило, основными источниками счастья являются отношения близости, а также возможность творчества. При этом творчество может проявляться как в семейной, так и в профессиональной сфере.

Важным фактором, способствующим успешному разрешению кризиса, является также способность поддерживать баланс между устремленностью в будущее и жизнью в настоящем. Эта способность формируется в юности при решении конфликта между необходимостью думать о будущем и желанием получать удовольствия от настоящего. Хотя, безусловно, в течение последующей жизни под влиянием тех или иных обстоятельств он может нарушаться или, наоборот, формироваться.

По мнению Д. Левинсона, решение кризиса обычно происходит через признание жизненных ограничений и необходимостей, как в профессиональной, так и в семейной сфере. Это ведет обычно к возрастанию самодисциплины, организованности, концентрации усилий вокруг желаемых изменений. Многие обращаются к повышению уровня своего образования. Сейчас становится распространенным получение второго высшего образования. Таким образом, развитие профессиональной карьеры остается основной задачей при переходе 30-летия. Однако существует мнение, что это характерно только для мужчин. У женщин же часто происходит переключение интереса с достижения профессионального успеха на получение удовлетворения от личных, в том числе внутрисемейных, взаимоотношений.

Для современной России характерен такой вариант ухода от разрешения кризиса, как обращение к религии. Многие люди обращаются к религии, реализуя отнюдь не религиозную потребность, а желание восполнить одиночество, получить поддержку, утешение, уйти от ответственности или решить какие-либо другие нерелигиозные проблемы.

  1. План работы с людьми среднего возраста на 2018 - 2019 гг.

    Форма и наименование мероприятия

    Социально-психологические особенности людей среднего возраста

    Сроки проведения

    База проведения

    Ответствен

    ный

    1. Праздничные концертные программы, посвященные Дню микрорайона




    Люди среднего возраста

    -психологическая «стабилизация» личности;

    -осознание своих главных интересов в жизни;

    - уход от родительской опеки, самостоятельность дальнейшего жизненного выбора;

    -устремление в будущее;

    -попытка подвести первые итоги жизни;

    -переосмысление прожитого опыта;

    -осознание ограниченности своих возможностей, в т.ч. - по времени и по здоровью;

    -корректировка жизненных планов



    сентябрь

    Площадки микрорайонов г. Касимова

    Директор МБУК «Дворец культуры,

    зам. директора

    1. Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека




    Люди среднего возраста


    октябрь

    Большой зал ДК

    Заместитель директора, методист

    1. Праздничный концерт, освященный Дню матери




    Люди среднего возраста


    ноябрь

    Большой зал ДК

    Заместитель директора,

    методист

    1. Праздничная концертная программа, посвященная Дню народного единства




    Люди среднего возраста


    декабрь

    Большой зал ДК

    Заместитель директора, методист

    1. Рождественский концерт «Свет Рождественской звезды»




    Люди среднего возраста


    январь

    Большой зал ДК

    Заместитель директора,

    Методист

    1. Прием главы города, посвященный Международному женскому дню 8 марта




    Люди среднего возраста


    март

    Большой зал ДК

    Заместитель директора,

    методист

    1. Праздничный концерт, посвященный Дню Победы в ВОВ




    Люди среднего возраста


    май

    Парк «Лидер»

    Директор МБУК ДК,

    зам. директора

    1. Концертная программа, посвященная Дню России

    Люди среднего возраста


    июнь

    Пл. Ленина

    Директор МБУК ДК,

    зам. директора

    1. Фестиваль народного творчества «Золотая Ладья»

    Люди среднего возраста


    август

    Пл. Соборная

    Директор,

    зам. директора

  2. Сценарий фестиваля народного творчества «Золотая ладья».


Дата проведения: 16 июня 2018г.

Место проведения: пл. Соборная

Время проведения: 12.00 ч.

Действующие лица:

Хозяин мещерского края - дед Улан (театр «Аспект»)

Ярмарка (Е. Панова)

Скоморох 1 – Митя (ТЮЗ)

Скоморох 2 – Тимоша (ТЮЗ)

Помощники - ДШИ
Звучит музыка, выбегают на сцену скоморохи
Скоморох 1. У, сколько народу-то! Видимо-невидимо! И еще валит! А как разодеты все! А как разнаряжены! Аж глаза слепит!
Скоморох 2 . А уж шуму, гомону! В ушах гудит!

Скоморох 1.  Доброго здоровья, народ честной! Праздник на нашей земле касимовской!
Скоморох 2. Люди добрые, вниманье! Начинается гулянье!
Скоморох 1 .  Тут забавы! Там веселье! Песни, пляски чередой!
Скоморох 2 .  А на ярмарке богатой, погляди, товар горой!

Скоморох 1.  Корзиночки плетеные! Огурцы соленые!  Орешки миндальные! Воды минеральные
Скоморох 2.  Фрукты африканские! Штаны американские! Караси живые! Плошки расписные!
Меняется музыка

Выбегает на сцену ярмарка праздника, запыхавшись

Ярмарка: Тише, тише, скоморохи! Гость к нам едет! Да ни абы какой! Сам хозяин Мещерского края к нам пожаловал!

Скоморох 1: Да что ты такое говоришь? Сам дед Улан?

Скоморох 2: Как его зовут? Дед Улан?? Что за имя интересное…

Ярмарка: Тимоша, стыдно тебе должно быть! Не знаешь самого уважаемого человека нашего города!

Скоморох 1: Он на касимовской земле испокон веков проживает, над водами да над берегами властвует.

Скоморох 2: Властвует? Как это?
Ярмарка: Охраняет от напастей всяких. Порядок тут блюдет. Бережет землю мещерскую.
Скоморох 1: Ох…
Ярмарка: Что «ох»? Хватит ахать-то да охать (оглядывается, видит, приближающегося деда Улана) Идет, идет!

Меняется музыка, на сцену поднимается дед Улан

Дед Улан: Приветствую вас, люди добрые! И землякам поклон мой низкий, и гостям дорогим, что издалече к нам прибыли! С праздником вас великим — нашим, касимовским! И вам поклон, артисты-потешники! Ладно, да складно праздник начали! И ярмарка праздничная у вас ох, какая богатая! Да вот увидел я, что не все, что надобно людям, нынче есть на вашей ярмарке!
Скоморох 2: Как не все? Огурцы соленые! Семечки каленые! Плошки расписные! Караси живые!
Дед Улан: Да ведь это все для того, чтоб животы свои ублажать. А праздник-то — он ведь для души придуман! Чтоб душа проснулась! Да распахнулась и развернулась — во всей красе своей русской! А что у вас на празднике есть такое, чтоб для души?
Ярмарка: Ой, не знаю…
Скоморох 1: Да… в общем-то… ничего нету!
Дед Улан: А нет — так будет!
Скоморох 2: Откуда?
Дед Улан: Помогу я вам праздник для души устроить! Несите, скоморохи, товары, что с собой привез я. Те самые, что сотни лет душу русскую радовали и еще сто веков радовать будут!
Ярмарка: А откуда товары?
Дед Улан: Из кладовых наших, из касимовских! Из кладовых заветных, на семь замков запечатанных! Это и «Гусли-самогуды и Лапти-самоплясы, Дудка-самогудка, да Балалаечка-самоиграечка! Гармонь-огонь — все запляшут, только тронь! И напоследок — туесок с водою, но не с простою, а с живою!» Пришло времечко распечатать кладовые тайные ради большого праздника!

Ярмарка: Здорово! Развернись, душа!

Скоморох 2: Давайте я попробую!

Отчаянно дует в дудку / теребит струны гуслей /

пытается топнуть ногой, засунутой в лапоть. Дед Улан с усмешкой сморит.

Ярмарка: Нет музыки!
Скоморох 2: Мить, нас надули!
Скоморох 1: Вещички ненастоящие!
Дед Улан: Настоящие, настоящие! Просто… Позалежались малость. Ты вот, милок, на машине своей годок не поездишь — она и чихает, и заводиться не торопится. А это добро без употребления, чай, лет сто, а то и больше лежит-полеживает.
Ярмарка: Раскочегарить его надо! Расшевелить ему память-то! Душу-то встряхнуть!
Скоморох 2: Да, да, я читал, что вещи несут заложенную в них прошлыми поколениями информацию. И люди тоже!
Скоморох 1: Верно! И сохраняют ее в себе на долгие-долгие годы.

Дед Улан: А ну-ка, где водица моя?

Скоморохи приносят деду Улану Туесок с водой

Дед Улан: Испейте на доброе здоровьице!
Ярмарка: Спасибо вам!
Скоморох 2: Это же туесок, из кладовых ваших! Но он же, вы сами сказали, не для всякой воды предназначен, а только для живой, для волшебной…
Дед Улан: Для какой предназначен, такая в нем и плещется. Взгляни-ка, милок, туда. Видишь озера, да реки? Много лет им, ой много… И все, чем ни жили люди на этих берегах — все в водице их отражалось. И хранит эта водица память о веках далеких…
Ярмарка: И о предках наших?
Дед Улан: Да, и об их душах — щедрых да красивых! Ты испей водицы-то, испей, голубушка! Ой, непростая водица! (Наливает воду в старинный ковшик, подает и «исчезает» вместе с ярмаркой)

Звучит волшебная музыка, дед Улан и Ярмарка немного крутятся вокруг себя,

«попадают в старинные годы»

Скоморохи,, передавая ковшик друг другу, отпивают из него.

Скоморох 1: Ох, Тимоша! Что-то… Что-то происходит… (Прикладывает руку к груди.) Какое-то чувство неведомое…. На луг бы широкий сейчас, вон туда! Да чтоб народа по-больше, да чтоб песни, хороводы веселые… И на всю ночь, до утра!
Скоморох 2: И я — с гармошкой голосистой, да в картузе, да с цветком у козырька!
Ярмарка: Смотрите! Все сбывается наяву, как нам привиделось! Идут к нам гости нарядные с песнями да плясками!
Дед Улан: Эх, гуляй, как в стары годы, наш Касимов!

МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ПОЙДУ ОДНАЖДЫ ПО РУСИ» Г. МОРШАНСК

Скоморох 1: Как здорово, гости – то наши поют!
Дед Улан: Это все водица живая! Это она память в нас будит! Это от нее русское, родное в душе так и оживает!
Ярмарка: а давайте водицей живой со всеми поделимся! Смотрите, народу сколько! Затеем гулянье русское!

Дед Улан отдает Ярмарке второй туесок с водой.

Ярмарка уходит


Скоморох 1: А вот еще балалаечка- самоиграечка, гляди! Вот это верно товар для души!
Скоморох 2: А ну, тронь!
Скоморох 1: Нет, ты тронь! (Трогает планки гармони.)
Скоморох 2: Гм, молчит. Может, водицей на нее побрызгать?
Дед Улан: А ничего не получится. Водица-то — наша, тутошняя, касимовская. Она и оживить может только то, что на этой земле родилось.
Скоморох 1: Да, товары-то эти все из дальних мест привезенные, из всех уголков земли нашей. Тут ведь ярмарки-то прежде игрались на всю округу!

Скоморох 2: Ну, времени много утекло, какой из этих товаров откудова — уж и нам неведомо. Скоморох 1: Вот и молчит балалаечка с чужедальней стороны, не оживит ее наша живая водичка! Что же делать?
Дед Улан: Нужно место найти — город ли, деревню ли — откудова эта самая балалаечка к нам сюды попала!
Скоморох 1: Да! Где она играла-заливалася… Где народ балалаечке этой дивился да радовался…
Скоморох 2: А зачем нам это место?
Дед Улан:  Да ведь душу-то ей певучую тамошние балалаечники вдохнули! А душа — она всегда к родному тянется, родное в мире ищет. А как найдет — тут уж сразу и оживет, и заиграет…
Скоморох 1: Вы же знаете это место, дед Улан! Скажите его нам скорее!
Дед Улан:  Знаю, знаю… это ….  (называют населенный пункт области).
Скоморох 2: Ой, далеко-то как! Туда и не доберешься.
Дед Улан:  А и не надо добираться. Гости у нас нонче отовсюду, чай, есть и оттудова! (Зрителям.) А есть ли среди народа гости из… (называет населенный пункт области) — те, что душою от корней своих русских не оторвалися?..

Скоморох 1: Смотрите, есть!
Скоморох 2: Да вот они уже и сами к нам идут — с песнями своими да плясками! Доброго здоровьица вам!
Дед Улан:  Ох и веселая артель у вас! Со всем почтением и посмотрим на вас, и послушаем!

«РЕБЯТУШКИ». Г. СКОПИН 20 мин

Скоморох 2: (после выступления). Какие молодцы! Спели, сплясали, откланялись — а наигрыши их веселые все в душе звучат, не умолкают!
Скоморох 1: И у меня тоже! Такая музыка в душе! Какие голоса, какие инструменты!

Скоморох 1: А интересно, какие музыкальные инструменты знают наши зрители!?

зрители называют музыкальные инструменты,

те, кто правильно отвечал, приглашаются на сцену (выборочно)
Скоморох 1: Молодцы! Поднимайтесь к нам на сцену!

На сцену поднимаются участники конкурса

Ярмарка объясняет задание

Скоморохи выносят реквизит

КОНКУРС С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Скоморохи раздают призы

Ярмарка: Молодцы!

Скоморох 1: Слушайте, а давайте другой инструмент посмотрим?
Скоморох 2: Да, гармошку, например.

Ярмарка: И правда! Она ведь столько лет молчком пролежала, а теперь наладилась песню свою заветную сыграть!
Дед Улан:  Заиграет-то она тогда, когда родные напевы память ей разбудят. Ай забыли?
Скоморох 1: Откудова?
Ярмарка: Над какою рекою песни веселые наигрывала?
Дед Улан:  А ну-ка, явитесь сюда нашей гармошки земляки! Те, которые удаль русскую да задор в душах своих сохранили и людям несут.

Скоморох 2: Вот и они! С песнями-плясками да с гармошками сами к нам в гости пожаловали!
Ярмарка: Добро пожаловать, дорогие!

«РУССКАЯ ПЕСНЯ». Г. КАСИМОВ 20 мин

Скоморох 1: Здорово! Здорово поют-пляшут на касимовской земле!
Ярмарка: А как играют!
Скоморох 1: дедушка Улан, Гусли на очереди!
Дед Улан:  Это как — на очереди?
Скоморох 2: Это значит, что надо вернуть в рабочее состояние вот эти гусли-самогуды.
Дед Улан:  Как ты сказал? В рабочее состояние? Это тебе что — хлам какой?
Ярмарка: Постойте, можно я скажу? Дедушка Улан! Душу гусельную разбудить надо! Чтоб заиграли гусли звонко, по-старинному, чтоб людям всем сердца зажгли и память разбередили!
Дед Улан:  Вот то-то! А все равно — не буду! Устал... Попробуйте-ка сами, коль такие прыткие!

Дед Улан уходит

Скоморох 1: Да, тяжело деду Улану, помощник ему нужен, смекалистый, да мастеровитый.

Скоморох 2: Где же такого взять, Митя?

Ярмарка: А что, мало таких, разве, на нашей земле касимовской?

Скоморох 1: А сейчас мы и узнаем! Тимоша, пришло время загадок твоих. Начинай, а мы подхватим!

ИНТЕРАКТИВ «ЗАГАДКИ»

Скоморох 1 спускается к зрителям

Тем, кто ответил правильно, дает приз

Скоморох 2 и Ярмарка загадывают загадки

Ярмарка: Молодцы! Те, кто получил призы, поднимайтесь к нам на сцену! Посмотрим, кто надежной подмогой нашему хозяину будет?

На сцену поднимаются участники конкурса

Скоморох 1 поднимается на сцену, готовит реквизит

КОНКУРС «МОЛОДОЙ ПОМОЩНИК»

Скоморохи раздают призы
Ярмарка: Вот мы и нашли дедушке Улану помощника молодого!

Скоморох 2: Может, уставать так не будет.

Скоморох 1: А что же мы с гуслями-то делать будем? Неужели не заиграют они больше?

Скоморох 1: Не знаем мы откуда они…
Скоморох 2: А может, из наших краев? С земли касимовской?
Ярмарка: Правда, а вдруг нам повезет? Знаю я девицу одну, и умом и красотой богата. Поет, будто соловей в саду заливается, а как на гуслях заиграет, так душа от радости замрет.

Скоморох 1: Так пойдем скорее искать ее!

Скоморох 2: А зачем же искать? Вот она красавица, сама к нам на праздник идет! Милости просим!

ВЫСТУПЛЕНИЕ «ИГРА НА ГУСЛЯХ»

Скоморох 1: Вы слышите? Что за звон такой волшебный — и справа, и слева, и отовсюду?
Ярмарка: Это гусли наши заиграли. Душу им голоса родные разбудили. Да и народу всему окрестному тоже!

Скоморох 2: Аж, петь хочется.

Ярмарка: А что, давайте споем!

Скоморох 1: Да я и не умею…

Скоморох 2: Что, даже ноты не знаешь?

Скоморох 1: нет…

Ярмарка: А ну ка, зрители, давайте поможем Мите. Скажите, какие ноты вы знаете?
Зрители называют ноты

те, кто правильно отвечал, приглашаются на сцену (выборочно)
Ярмарка: Молодцы! Ноты вы знаете, а сейчас мы проверим какие сообразительные.
КОНКУРС «СТИХИ БАРТО»

КОНКУРС «ЧАСТУШКИ»
Скоморохи раздают призы
Ярмарка: Молодцы!

Появляется удрученный дед Улан, садится в сторонке, плачет.

Дед Улан:  Ох, горюшко мое горькое! Эх, и вещицы все волшебные в чужие руки отдал. Все теперь без меня своим чередом идет. А я, вроде как, и ни при чем уж…
Скоморох 2: Не горюй, батюшка!
Ярмарка: Вот вы где! А мы вас повсюду ищем, ищем!
Дед Улан:  А зачем?
Ярмарка: А как же без вас? Вы ведь дело такое великое сотворили! Ну, кто мы были без вас?
Скоморох 1: А теперь в нас столько русского проснулось!
Дед Улан:  А как же, коли не так бы было? Вы ведь, ребятки, от наших, от русских корней выросли. И привязаны вы к земле родной этими корнями, как нитями незримыми. А тянутся они к нашим русским сердцам.
Ярмарка: Да, только вот растревожить эти струны у каждого надобно! Чтоб заиграли они…
Скоморох 2: И ведь есть на земле нашей люди, которым под силу чудо такое сотворить!
Скоморох 1: Это вы нам всем праздник для русской души устроили! Спасибо вам!
Дед Улан:   Ой! Гляньте - ка у меня лапоточки еще завалялись! Не простые лапти-то, а лапти-самоплясы!
Скоморох 2: Так чего же мы стоим? Разве что делать не знаем?

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Дед Улан:   Какие же все молодцы! Хороший праздник удался!

Ярмарка: И это все благодаря вам! Спасибо, дедушка Улан, что память души русской в своих кладовых бережете! Для будущих поколений! Поклон вам низкий!
Дед Улан:  (расчувствовавшись). Так я это… Да я… Да разве я один смог бы что? Спасибо вам, дорогие земляки наши! Поклон великий тем, в ком душа наша русская и живет, и поет, и играет!

Скоморох 1: И память в народе будит!
Скоморох 2: Повсюду! По всей земле нашей касимовской! И за ее пределами!
Дед Улан:    Ну что ж, пора отправляться мне в путь дорогу!

Ярмарка: Да и мы будем праздник заканчивать!

Дед Улан:    Дом - земля наша, любовью богата и трудом. А песнями, играми счастье копится и полнится.

Скоморох 1: Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Скоморох 2: Русская старина пронизана добром, так давайте помнить об этом!

Ярмарка: До скорой встречи земляки, да гости наши приветливые!


1 Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 651 с.

2 Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной психологии / под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.

3 Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной психологии / под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.

4 Психология зрелости. Учебное пособие по возрастной психологии / под ред.Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. - 768 с.


написать администратору сайта