Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

  • Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1. 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • 5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

  • 6. Понимающая социология М.Вебера.

  • социология мму. Социология практ.раб.. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1


    Скачать 17.69 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1
    Анкорсоциология мму
    Дата14.12.2021
    Размер17.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология практ.раб..docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #303508

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ



    Группа Го20Ж161

    Студент
    Мендебаева Л.Н.


    МОСКВА 2021

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1.

    2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    Основное учение Герберта Спенсера – учение об эволюции, которую он определяет так: «Эволюция есть интеграция материи и сопутствующее ей рассеяние движения, причем материя переходит от состояния неопределенной, бессвязной однородности к состоянию определенной, связной разнородности, а сохраненное движение претерпевает параллельные изменения». Основная идея Спенсера: аналогия общества и организма. Общество, и соответственно различные типы культур, он понимал в качестве некоего "сверхорганизма", который осуществляет "надорганическое" развитие. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Анализируя процесс развития в истории, Г.Спенсер выделял две основные его части:

    1) Дифференциацию

    2) Интеграцию.

    Развитие начинается с количественного роста - увеличения объема и числа составляющих элементов культуры. Количественный рост ведет к функциональной и структурной дифференциации целого ("сверхорганизма", культуры). Эти структурные части становятся все более непохожими, начинают выполнять специализированные функции и требуют некоего механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Г.Спенсер ввел в научный оборот понятия "структура" (общества, культуры), "функция", "культурный институт". Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.
    5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

    Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Обычно к числу интеллектуальных предшественников Дюркгейма относят трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо. Идейно-теоретическим источником для работ Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права.Его основными сочинениями являются: "О разделении общественного труда", "Самоубийство", "Метод социологии" и другие.

    Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним суще­ствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отно­шению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надындивидуальная реальностьСогласно Дюркгейму развитие человеческого общества про­ходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриаль­ное общество);

    2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламента­ция, подчинение личности требованиям коллектива, минималь­ный уровень разделения труда, отсутствие специализации, еди­нообразие чувств и верований, господство обычаев над формаль­ным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.

    На поздней стадии, при органической солидарности, симво­лизирующей современное общество, сокращается тирания кол­лективного сознания и возрастает суверенитет отдельной лично­сти, появляется понятие частной жизни. На смену клану прихо­дит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой эконо­мической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

    6. Понимающая социология М.Вебера.

    Понимающая социология - один из методов познания общества, выдвинутый Максом Вебером, суть которого заключается в изучении индивида путем объяснения его действий, поиска возможных мотивов его поступков. В более широком смысле - это одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской идеологии. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.


    написать администратору сайта