Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ

  • Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.

  • Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

  • Михайловский (1842-1904)

  • Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

  • Понимающая социология М.Вебера

  • Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.

  • Концепция нелогического действия В.Парето.

  • Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.

  • СОЦИОЛОГИЯ. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1


    Скачать 33.14 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1
    Дата23.12.2021
    Размер33.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #316205





    Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции

    Форма обучения: заочная/очно-заочная


    ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    СОЦИОЛОГИЯ


    Г руппа


    Студент


    Дв19Э171


    Иванов Д.М.


    МОСКВА 2019


    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому

    занятию 1.


    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта

    Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...”

    Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

    Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, “настоящее беременно будущи
    м”

    1. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего.

    Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к





    анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого - военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» - наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

    1. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития

    Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 - начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как переход от простых этапов к сложным, на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека.

    Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913гг.) и Франклин Гиддингс (1855-1931гг.)

    Рассмотрим идеи, которые были предложены Л.Уордом.

    Главными его работами выступают: «Динамическая социология» (1883), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). Л.Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества (1906 - 1908)гг.

    Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная





    эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

    1. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

    Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.

    Лебон (1841-1931)

    Основная идея заключается в том, что большими массами людей руководят бессознательные инстинкты.

    Разделял толпу на типы:

    Толпа разнородная:

    • Анонимная (уличная толпа, например).

    • Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д).

    ■ Толпа однородная:

    • Секты (политические, религиозные и т. д.)

    • Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.)

    • Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.)

    Человек по его теории руководствуется двумя типами мотивации:

    1. Биологическая (врожденная)

    2. Умственная (приобретенная)

    В толпе человек руководствуется больше биологическими мотивами, чем умственными.

    Толпа иррациональна, в отличие от индивидуума, к этому приводит три фактора:

    1. Анонимность -- создаёт ощущение силы, при этом лишает чувства ответственности.

    2. Заражение -- бессознательное усваивание образцов поведения.





    1. Внушаемость -- наиболее важный механизм, потеря критической оценки стимулов и призывов к действию => неуправляемость и спонтанность


    Тард (1843-1904)

    Выдвигает две идеи для объяснения развития общества:

    1. Подражание -- люди копирует поведение друг друга во всём

    2. Изобретение -- адаптация к изменяющимся внешним условиям. Всё новое, что возникает в обществе, создаётся группой одарённых лиц, после чего их достижения распространяются, как круги на воде.

    Борьба изобретений приводит к конфликтам.

    Михайловский (1842-1904)

    Идеи:

    1. О свободном выборе "идеала" -- обоснование возможности изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении.

    2. Теория "героев и толпы" -- объяснение поведения толпы стремлением к подражанию

    1. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

    Последователем Конта был другой видный фр.ученый Э.Дюркгейм.Его главная произведение «Правила социологического метода».В
    отличие от Конта, он считал, что социология изучает не все общество, а лишь собственно социальные факты .Под социальными фактами он понимал коллективные представления, нравы, нормы.Он считал, что в основе общества лежит особая реальность, которая устанавливается между людьми в результате разделения труда - это солидарность.Указанная особая социальная реальность диктует свои установки отдельному человеку в виде требований, ожиданий, принципов морали. Вот это соединение всего, коллективного с

    индивидуальным Дюркгейм называл социальным фактом.Он полагал, что через конкретное социологическое исследование ученый может выйти на новый уровень реальности.Так, на основе большого статистического материала и специальных методов Дюркгеймпроанализировал такой феномен как самоубийство. Он показал, что в основе его лежит анамия - утрата норм,





    ценностей, морали, культуры (состояние безверия).Дюркгейм считал, что в основе развития общества лежит солидарность.
    При этом он различал два ее вида:

    1. механистическая

    2. органическая

    Механистическая вытекает из необходимости координировать усилия людей в ходе производственных процессов. Органическая развивается постепенно как высший моральный принцип.

    Заслуга Дюркгейма состоит и в разработке методологии научного исследования.Он рассмотрел правила _работы с социальными фактами.

    1. рассматривать социальные факты «как вещи». Они должны быть безличны, строгонаблюдаемы.

    2. »систематически отслеживаться от врожденных идей». Социология должна порвать связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями.

    3. примат целого над его составными частями. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию индивида.

    1. Понимающая социология М.Вебера

    В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая доктрина Макса Вебера (1864 - 1920) наполнена скептицизмом по отношению к социологическим обобщениям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в адекватно понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия. С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером: «Социология ... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [9].

    Предмет социологии - это социальное действие. Под социальным действиемпонимается такое поведение и деятельность человека, которое:

    1. осмыслено людьми с точки зрения соотношения целей и средств их достижения;





    1. ориентировано на других людей;

    2. учитывает возможную реакцию других людей.

    Поэтому понимающая социология - это систематическое и точное исследование сущности всей социальной реальности через понимание и объяснение. Социолог должен разбираться не только в содержании и последствиях социальных действий людей, но, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных положений и ориентиров, которыми руководствуется действующий человек. Такое понимание должно быть логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий и четко упорядоченным. В этой связи М. Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип - это искусственное, логически сконструированное понятие, которое позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена в «чистом виде», отвлекаясь от конкретно­исторической специфики. Идеальный тип возникает индуктивно, путем обобщения конкретных явлений из реального мира социальной действительности. В своей взаимосвязи идеальные типы выражают систему социальных ценностей и ориентиров. Они вносят целесообразность в мышление и поведение людей, организованность в общественную жизнь.

    1. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.

    Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века, кто внес значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. Как и многие другие исследователи, он считал, что предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Социология, по его мнению, есть наука о поведении людей, находящихся в процессе

    По его мнению, социальное взаимодействие возможно при определенных условиях: 1) наличности двух и большего числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с целью удовлетворения различных потребностей; 2) наличности актов, посредством которых реализуются те или иные виды взаимодействия; 3) наличности проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Все эти условия, выступая в единстве, образуют структуру социального взаимодействия. в зависимости от количества людей, участвующих во взаимодействии, он выделяет: 1) взаимодействия между двумя индивидами; 2) взаимодействия между одним индивидом и многими индивидами; 3) взаимодействие между многими индивидами или между двумя группами индивидов Рассматривая качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов, он выделяет следующие взаимодействия: а) односторонние и двусторонние; б) длительные и временные; в)





    антагонистические и неантагонистические; г) шаблонные и нешаблонные; д) сознательные и бессознательные; е) интеллектуальные, чувственно­эмоциональные или волевые.

    Дальнейший анализ социального взаимодействия П. Сорокин связывает с причинно- Анализ и положение социальных групп в обществе П. Сорокин связывает с социальной структурой общества. Социогрупповая динамика изучается им в тесной взаимосвязи с теорией стратификацией.

    Стратификация - это способ измерения статуса той или иной социальной группы в социальном пространстве. Изучение и классификация социальных групп позволили П. Сорокину сделать важнейший вывод о том, что как в группе, так и в обществе существует расслоение и неравенство людей. Значительное внимание в социогрупповой динамике автор отводит социальной мобильности, которая, согласно ему, бывает двух видов - горизонтальная и вертикальная. Согласно П. Сорокину, общество существует благодаря организованным типам взаимоотношений между людьми в обществе. Изучая их, он выделяет следующие основные типы интеракции: а) семейный тип; б) договорный тип; в) принудительный тип и г) смешанный. Завершает свою теорию социального взаимодействия П. Сорокин учением о «социокультурной динамике». Он считал, что социальная структура общества должна включать в себя не только социальные группы, но и институты. Социальные институты отличаются от групп тем, что они представляют собой такие образования (организации), которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие их потребности; 2) единым этносом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Таким образом, социокультурное взаимодействие состоит из следующих взаимосвязанных элементов: совокупности нематериальных значений, идей, ценностей, стандартов, содержащих сознание индивида или группы; совокупности материализованных ценностей общественной жизни; совокупности взаимодействующих индивидов и групп.

    Определив элементы социокультурного взаимодействия, П. Сорокин раскрывает его структуру. По его мнению, она состоит их трех аспектов, неотделимых друг от друга: а) личность как субъект взаимодействия; б) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Личность, общество и культура между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

    В заключении следует отметить, что теория социального взаимодействия, разработанная П. Сорокиным, требует дальнейшего развития, поскольку она заложила лишь общий контур здания и наметила пути дальнейшего исследования данной проблемы.





    1. Концепция нелогического действия В.Парето.

    Метод Парето - это логический анализ наблюдаемых поступков. При этом полученные результаты будут относиться только к тем фактам и явлениям, которые действительно наблюдались, и не могут быть распространены на все поведение человека, тем более на все социальные явления, кроме того, результаты всегда имеют не более чем вероятностный характер.

    Парето предлагает делить поступки на два больших класса: логическиеинелогические.

    Логические- это поступки, в которых цели ясно осознаются и для их реализации выбираются такие средства, которые действительно приводят к осуществлению этих целей, причем не по мнению только субъекта действия, но и по мнению внешнего наблюдателя. Например, если вы собрались построить мост, вы распланировали, как построить этот мост, и внешние наблюдатели, изучив вашу программу строительства, утверждают, что так действительно можно построить мост, этих средств хватит и такой проект годится. Такого рода поступки чаще всего встречаются в науке, экономике, промышленности и т.п., но даже в этих областях они не преобладают. Преобладают в человеческой жизни иные поступки, когда люди либо неправильно формулируют цели, либо неверно выбирают средства даже для верно выстроенных целей. Либо и то и другое вместе: и цели не те, и средства не для этих целей. Он ставит себе задачу как социологу сделать очевидной нелогичность человеческого поведения.

    Нелогические поступки состоят из двух элементов, которые непосредственно друг с другом не связаны. Один из этих элементов Парето назвал осадками, или остатками (residues). Остатки выражают биопсихическую природу человека, то есть реальные природные основания человеческого поведения. Они даны человеку от природы как то, что предшествует любому воспитанию. Он строит сложную классификацию остатков, состоящую из шести классов, которые, в свою очередь, включают в себя множество подклассов. Остатки принадлежат к инстинктивной природе человека.

    Парето отделяет их от чувств и инстинктов, определяя как проявления этих чувств и инстинктов, но это отграничение не очень получается. Они мотивируют человека на совершение поступков как часть его чувственной природы, и у них логика чувств, скрытая от человеческого разума, и свою задачу он видел в том, чтобы впервые вскрывать эту логику систематически, благодаря своему логико-экспериментальному методу.





    1. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.

    Ф. Тённис пытался строить свою социологию как аналитическую дисциплину. Задачей социологии он считал исследование наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработку системы общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Исходя из этого, Ф. Тённис предлагал строить структуру социологии следующим образом. Первый уровень (чистая, или теоретическая, социология) предполагает изучение общества в состоянии статики (исследование социальных форм). Второй уровень (прикладная социология) - исследование общества в состоянии динамики. Третий уровень (эмпирическая социология) - исследование фактов жизни современного общества на основе статистических данных.

    В работе «Общность и общество» Ф. Тённис отмечает, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения. Сама воля делится на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, которая предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли различают два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности (душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания), а все внешнее, социальное относится к обществу (обмен, торговля, выбор), где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, абстракция.

    Основными типами общностных (общинных) отношений, по Ф. Тённису, являются родовые отношения, отношения соседства и отношения дружбы. Общность является сильной и стабильной социальной системой, так как кровные и дружеские отношения отличаются высокой устойчивостью и длительностью существования. Наиболее ярким примером общественного типа отношений является государство. Оно создается для достижения определенной цели. Народы, этнические общности вступают в этот союз осознанно, целенаправленно, но разрывают его при потере интереса к цели. Логика исторического процесса, по Ф. Тённису, заключается в постепенном переходе от социальности общинного типа к социальности общественной, от идеализированных патриархально-феодальных отношений к капиталистическим.

    Общность и общество выступают у Ф. Тённиса как основные критерии классификации социальных форм. Тённис подразделяет основные формы социальной жизни на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы, совокупности; 3) корпорации, союзы, объединения.

    Социальные отношения - самая простая социальная форма, имеющая в то же время самые глубокие социальные корни. Социальные отношения





    базируются на взаимной зависимости и взаимной привязанности людей, на глубинных человеческих потребностях. Ф. Тённис подчеркивает, что социальные отношения могут основываться либо на товариществе, либо на господстве и подчинении, либо это смешанный тип.

    Совокупность социальных отношений образует группу. Группа возникает в том случае, если объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Группы также могут базироваться на отношениях товарищества и господства (касты). Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (кровнородственные связи - клан), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Здесь также используется деление по критерию «товарищество - господство».

    В каждой из описанных выше социальных форм действуют три вида норм. Это нормы социального порядка (основаны на общем согласии), правовые нормы (создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев) и моральные нормы (устанавливаются религией или общественным мнением).



    написать администратору сайта