Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ СОЦИОЛОГИЯ

  • Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1 2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

  • 5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

  • 6. Понимающая социология М.Вебера

  • социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1


    Скачать 23.63 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1
    Анкорсоциология
    Дата20.11.2021
    Размер23.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #276995

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра экономики

    Форма обучения: заочная

    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    СОЦИОЛОГИЯ

    Группа Го19Э291


    Студент




    Ю.Э. Рожко







    МОСКВА 2020

    Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1

    2. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

    Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в трудах Герберта Спенсера (1820–1903), положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции общества и природы. В 1850 г. вышел в свет первый научный труд Спенсера – «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем современного Спенсеру общества в их взаимосвязи. Главное социологическое произведение Г. Спенсера – «Основания социологии» в трех томах (1876–1896). В отличие от О. Конта, утверждавшего, что позитивная наука может влиять на политику, Г. Спенсер отстаивал идею естественной социально-экономической эволюции, не допуская вмешательства государства в общественные процессы. Суть органической теории Г. Спенсера заключается в том, что он проводит аналогию между социальными и биологическими организмами, а отдельные части общества (семью, государство, торговлю и т.д.) сопоставляет с частями организма (сердцем, кровообращением, мозгом, нервной системой), каждая из которых влияет на функционирование организма в целом. Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего. Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого – военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» – наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство – как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

    5. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Э. Дюркгейм полагал, что существует реальность особого рода, которая не изучается ни одной наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социология должна заниматься исследованием и объяснением социальных фактов. Социальные факты характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Социальные факты – «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой». «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь по Э. Дюркгейму,- это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного толкования недостаточно только мыслительного анализа. Методом социологии должен быть сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». Э. Дюркгейм рассматривал историю человечества как естественный эксперимент, который представляет социологу огромное количество эмпирических данных в виде статистических, этнографических, архивных и т.п. материалов. Согласно Дюркгейму «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами». Свой подход к пониманию предмета и метода социологии он сформулировал в виде «правил» («Правила социологического метода»). Концепция социологизма Дюркгейма основывалась на идее о том, что социальная реальность не просто существует независимо, но и доминирует над индивидуальной реальностью. В социологии Э.Дюркгейма можно выделить три раздела: – социальную морфологию; – социальную физиологию; – общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует структуру общества, его материальную форму. Изучает географическую основу жизни народов; объем народонаселения, плотность, распределение по территории. Социальная физиология исследует жизненные проявления общества и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую, эстетическую науки. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. По существу солидарность для него – синоним общественного состояния. Силой, создающей общественное целое, Э. Дюркгейм считал разделение труда, т.е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены общества, или одной группы. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться – значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим – форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже степень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капиталистического общества Дюркгейм считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами общества. Важную роль в социологии Дюркгейма играла трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Социальный вопрос для него был не столько экономикополитическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Эмиль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. Эмиль Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностнонормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Э. Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие социальной аномии (буквально – беззакония). Эмиль Дюркгейм заложил основы функционального подхода к изучению общества. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение причин отклоняющегося (девиантного) поведения.

    6. Понимающая социология М.Вебера

    Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, является основоположником «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в трудах «протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др. В отличие от предшественников, М. Вебер выше всего ставит не «целое» (общество), а отдельного, осмысленно действующего индивида. «Коллектив», «государство», «общество» – собирательные понятия. Но нет предпринимателя или рабочего вообще. Это – абстракция для удобства обозначения целых совокупных фактов, людей, явлений. М. Вебер называет их «идеальными типами». Базовым элементом для социологического анализа должно выступить социальное действие (поведение индивида, или группы индивидов). Социальное поведение по Веберу – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Оно представляет интерес, поскольку индивид вкладывает в свои действия определенный смысл, понимание и объяснение которого в рамках социальных факторов составляет предмет социологии. Понимание смысла социального действия достигается через изучение системы социальных мотивов, лежащих в его основе. Именно поэтому социологическая концепция Вебера получила название понимающей социологии. Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Макс Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: – целерациональное – действие, предполагающее четкое осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения; – ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, эстетические, религиозные), принятые индивидом. Иначе – это действие в соответствии с убеждениями; – традиционное – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения. Значимость этого действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки; – аффективное – действие, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, стремлением к немедленному удовлетворению страсти, мести и т.д. Такие действие находится на «границе» осмысленного человеческого поведения. По степени распространения того или иного типа социального действия, по мнению М. Вебера можно судить об уровне развития общества. Например, в архаичном обществе распространены два последних типа социального действия. В индустриальных – два первых. Макс Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается усилением социальной роли науки, представляющей наиболее чистое воплощение принципа рациональности. М. Вебер является основоположником социологии религии, изучению феномена которой он посвятил рад работ.


    написать администратору сайта