кур.муз.. Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования
Скачать 75.8 Kb.
|
32. Выучивание произведения с хором – процесс достаточно сложный, как и любой процесс усвоения нового материала. Дирижер должен помнить, что совершенство не достигается сразу, ему не стоит раздражаться в процессе таких периодов работы, когда хор не может сразу понять и выполнить его указания. Врагами дирижера являются пассивность и механистичность, как в исполнении, так и в процессе выучивания сочинения. Дирижер обязан оживить процесс работы интересными приемами, основанными на детально проработанном плане. Раскрывая хору красоты сочинения, дирижер сам должен неподдельно увлекаться им, чтобы вызвать в себе необходимый творческий подъем. Для создания плана выучивания произведения необходимы: Всесторонняя продуманность намеченной программы. Подробное и глубокое изучение каждого сочинения, включенного в эту программу. Проработка той системы, с помощью которой дирижер будет вести выучивание. Работа по изучению сочинения с хором делится на три периода: технический, художественный, генеральный (заключительный). В первом периоде закладываются основы по выработке главнейших элементов хоровой звучности и по элементам, совершенствуются нюансы, устанавливаются темпы, преодолеваются технические трудности в исполнении сочинения. Во втором этапе дирижер должен заботиться о наполнении внешних нюансов внутренним содержанием, подробно разъясняя хору, что каждый нюанс должен выразить, побуждая хор наполнить произведение содержательностью. Третий период нацелен на то, чтобы придать исполнению художественную цельность и законченность. Генеральный период наступает тогда, когда дирижер полностью убедится, что программа освоена и с технической и с художественной стороны. С окончанием работ генерального периода хор полностью подготовлен для открытого выступления на эстраде. 33. Управлять хором – это значит: Уметь привлечь внимание хора перед исполнением, настроить его, установить с ним связь, которая обеспечивает тонкое взаимное понимание. Уметь правильно сделать прием вступления. Уметь создавать и совершенствовать хоровую звучность. Уметь правильно освещать и толковать исполняемое сочинение. Уметь дирижировать так, чтобы все движения, мимика и жесты выражали внутренние переживания дирижера. Основными моментами правильного хорового вступления являются три момента: Внимание. Дыхание. Вступление. Первый момент заключается в привлечении внимания всех певцов, доведения общей настроенности хора к тому напряжению, которое необходимо для перехода к следующему моменту – «дыханию». Жест первого момента – поднятые в районе грудной клетки и протянутые немного вперед спокойные руки ладонями вниз, застывшие на некоторое время неподвижно. Второй, самый важный момент приема вступления, «дыхание». Его цели – побудить хор взять дыхание, выразить характер вступления и определить темп сочинения. Жест в момент исполнения медленного сочинения должен быть плавным, мягким, длительным, непрерывно ровным. Жест в момент исполнения сочинения быстрого темпа должен быть быстрым, коротким и энергичным. Движение вступления, третий момент приема, достигает успешных результатов тогда, когда жесты внимания и движения дыхания выполнены во всей точности. В отношении строя дирижер воздействует на певцов в двух взаимно противоположных направлениях: в сторону повышения и понижения звука. Отсюда вытекают четыре главных приема управления: прием повышения для певца, повышения для хора, понижения для певца и понижения для хора. В отношении нюансировки на принципе контрастов в приемах управления основаны два противоположных действия дирижера, направленные в сторону усиления, либо стихания. Движения рук дирижера по ширине размаха должны соответствовать силе звучания хора. Усиление звучания идет за увеличением объема движений, и, наоборот, уменьшение амплитуды движения рук обусловливает уменьшение звучности хора. 36. Русская музыкальная культура в 60-70-х годах XIX столетия. А. Н. Серов. Жизненный и творческий путь. Опера «Юдифь». Хор «Наши муки, наши скорби». Монолог Юдифи. Марш Олоферна. Воинственная песнь Олоферна. Хор одалисок. Индийская песнь. Опера «Вражья сила». Песня Даши «Чует, чует ретивое». Песня Груни «Ах, никто меня не любит». Песня Еремки «Широкая масленица». Сцена Петра и Еремки. Сцена масленичного гулянья. А. Г. Рубинштейн. Жизненный и творческий путь. Опера «Демон». Вступление. Монолог «Проклятый мир» из первого действия. Хор «Ходим мы к Арагве светлой». Ариозо «Дитя, в объятиях твоих». Первое ариозо «Не плачь, дитя». Второе ариозо «На воздушном океане». Романс Тамары. Сцена Демона и Тамары. Первое ариозо Демона «Я тот, которому внимала». Второе ариозо Демона «Меня добру и небесам». Шествие каравана. Ариозо Синодала. Лезгинка. Романсы. «Азра», «Персидские песни», «Клубится волною», «Певец», «Ночь». М. А. Балакирев. Жизненный и творческий путь. Детство и юность. Творческая и общественная деятельность конца 50-60х годов. Возвращение к музыке. Последний период жизни и творчества. Симфоническое творчество. Увертюра на темы трех русских песен. Увертюра «Король лир». Симфоническая поэма «Тамара». Фортепианное творчество. Восточная фантазия «Исламей». Романсы. Романсы раннего периода «Песня разбойника», «Обойми, поцелуй», «Взошел на небо месяц ясный», «Приди ко мне», «Песня Селима», «Грузинская песня». Романсы позднего периода. «Пустыня», «Когда волнуется желтеющая нива», «Запевка». Обработки народных песен. Сборник «40 русских народных песен». А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь. Детство и юность. Начало творчества. Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией. Создание Второй симфонии. Начало работы над оперой «Князь Игорь» Последние годы жизни и творчества. Опера «Князь Игорь». Пролог. Хор «Слава». Первое действие. Первая картина. Величальная песня. Песня Галицкого. «Княжная песня». Вторая картина. Ариозо Ярославны. Сцены Ярославны с девушками и с кнзем Галицким. Финал первого действия. Хор бояр. Второе действие. Песня и пляска половецких девушек. Каватина Кончаковны. Каватина Владимира Игоревича и его дуэт с Кончаковной. Половецкие пляски. Третье действие. Половецкий марш. Четвертое действие. Плач Ярославны. Хор поселян и речитатив Ярославны. Сцена Скулы и Ерошки. Финальный хор. Симфоническое творчество. Вторая симфония «Богатырская». Романсы. Сказочные и эпические романсы. «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Море». Лирические романсы. «Отравой полны твои мои песни», «Для берегов отчизны дальной». Юмористические романсы. «Спесь» Камерно-инструментальное творчество. Второй квартет. 38. М. И. Глинка. Жизненный и творческий путь. Детство и юность. Ранний период творчества (1825-1834). Период творческой зрелости (1834-1844). Последний период жизни и творчества (1844-1857). Опера «Иван Сусанин». Первое действие. Интродукция. Ария Антониды. Выход Сусанина. Хор гребцов. Сцена Собинина и народа. Трио «Не томи, родимый». Финал первого действия. Второе действие. Краковяк. Третье действие. Песня Вани. Хор и квартет. Приход поляков. Хор девушек. Романс Антониды. Финал третьего действия Четвертое действие. Сцена Сусанина с поляками в лесу. Ария Сусанина. Монолог Сусанина. Сцена метели. Финал четвертого действия. Эпилог. Трио «Ах, не мне, бедному». Хор «Славься». Симфонические произведения. «Камаринская». «Арагонская хота». «Вальс-фантазия». Романсы. Романсы раннего периода, Элегия «Не искушай», романс «Ночь осенняя». Романсы зрелого периода. Элегия «Сомнение», романсы «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье», «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Венецианская ночь», «Попутная песня», «Ночной смотр», «Жаворонок», «Песнь Маргариты», «Не говори, что сердцу больно». |