кур.муз.. Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования
Скачать 75.8 Kb.
|
Тема 1. Цель и задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе Целью музыкального воспитания школьников является формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Данная цель была сформулирована в середине XX в. Д. Б. Кабалевским, создателем программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыкальная культура школьника включает эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, развитые восприятие и интерес к музыке, сформированные знания, умения и навыки осуществления музыкально-творческой деятельности. Необходимо подготовить ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивать у него адекватное музыкальное восприятие, содействовать накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности. Процесс музыкального воспитания является комплексным и предполагает решение ряда задач: увлечь музыкой, вызвать интерес и любовь к музыке, способность видеть и ценить ее красоту, развить чувство сопереживания музыкальным образам, т. е. развить эмоциональную отзывчивость на музыку; развить музыкально-образное мышление, творческое воображение, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами; развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания, сочинения и импровизации; организации музыкального движения; развивать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкой; формировать опыт применения музыки в быту, досуговой деятельности. В примерных программах по музыке, разработанных в русле требований Федерального государственного образовательного стандарта указывается на реализацию цели музыкального образования через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития школьников. Личностное развитие школьников предполагает освоение мира в различных видах музыкально-творческой деятельности, воспитание самосознания и ценностных ориентаций, формирование эмпатии и эстетической восприимчивости. Задачи познавательного характера включают развитие художественного мышления, умения наблюдать, размышлять, анализировать свои действия и явления жизни, искусства, музыкальные картины мира. Задачи коммуникативного характера ориентированы на формирование у учащихся умений коллективного творческого сотрудничества, умений «слышать другого», умений поиска нетрадиционных решений творческих задач (Н. Г. Тагильцева). К задачам социального характера относят освоение культурных и музыкальных традиций Отечества, малой родины, семьи, приобщение к художественным ценностям разных народов мира, зарубежному опыту. Каждая конкретно поставленная задача состоит в создании условий для развития качеств личности учащихся, имеющих приоритетное значение в музыкальном воспитании. Из многогранного спектра личностных качеств, проявляющихся в разнообразном опыте музыкально-творческой деятельности, необходимо рассмотреть музыкальность, креативность и эмпатийность. Музыкальность понимается как качество личности, находящее свое выражение в ее предрасположенности к общению с музыкой (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева). Главным показателем музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является эмоциональная отзывчивость на музыку. В исследованиях К. В. Тарасовой конкретизируется, что музыкальность — это комплексное многоуровневое образование, состоящее из двух подструктур: эмоциональной отзывчивости на музыку и собственно музыкальных способностей. К музыкальным способностям относятся сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма), музыкальное мышление (репродуктивный и продуктивный его компонент), музыкальную память. Музыкальность как система взаимодействия компонентов формируется и развивается в музыкальной деятельности. Креативность — качество личности, развивающееся в процессе общения с музыкой. Под креативностью ребенка понимают его творческий ресурс, предуготовленность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности. В процессе творческой деятельности дети способны создать образцы творчества, которые могут носить как субъективно-творческий (или учебно-творческий — «новое для себя»), так и объективно-творческий характер («новое само по себе»), что характерно для наиболее одаренных детей. В процессе общения с музыкой интенсивно развивается эмпатийность. Под эмпатийностью понимают способность к сопереживанию, к сочувствию, к установлению духовного контакта с людьми. При восприятии музыкального произведения происходит либо принятие личностью его содержания, а вместе с ним сочувствие, сопереживание лирическому герою либо его неприятие. Тема 2. Принципы и методы музыкального воспитания В современной музыкальной практике принципы являются исходными положениями организации и реализации музыкально-педагогического процесса. Среди общепедагогических принципов реализуются принципы развивающего и воспитывающего обучения, научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи обучения с жизнью, сознательности и творческой активности. В музыкальном образовании сформулированы специфические принципы, такие как тематическое построение программ по музыке, освоение учащимися музыкального наследия, направленность на духовное развитие детей, интонационно-стилевого постижения музыки. Базовыми считаются: принцип контраста; принцип опоры на живое классическое музыкальное наследие; принцип историзма; принцип целостности урока музыки. Также важны принципы импровизационности, художественности. Особенно важен принцип необыденности. Он помогает снять усталость, дает детям радость от общения с искусством. В музыкальном образовании применяются как общепедагогические, так и специфические методы. Широко применим метод сравнения во всех его разновидностях, который предполагает наблюдение за музыкой, а также выразительными средствами музыки, как, например, сильные и слабые доли, акценты, динамика (громко, тихо), темп, тембр, ритм и т. д. Словесные методы — беседа о произведении, рассказ о жизни и творчестве композиторов, объяснение основных функций музыки. Содержателен по своей природе наглядный метод, который включает: наглядно-слуховой метод, наблюдение за развитием музыкального содержания; работу с литературными источниками (исследовательская работа, работа в учебниках и музыкальных тетрадях, с энциклопедиями); видеоинформация (просмотр фрагментов из опер, балетов, репродукций, фотографий и т. д.). Познавательную деятельность в процессе организации музыкального воспитания можно организовать при помощи объяснительно- иллюстративного, репродуктивного методов, а также методов проблемной ситуации, метода проектной деятельности. К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относятся: метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод сопереживания; метод музыкального обобщения, «забегания вперед и возвращения к пройденному», метод размышления о музыке; метод эмоциональной драматургии; метод моделирования художественно-творческого процесса; метод создания композиции. Перечисленные методы, направленные на развитие музыкального мышления школьников, адекватны эстетической сущности искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания детей. Так, метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» материалу направлен на формирование целостного представления о музыке. Забег вперед создает ситуацию «разведки», а именно узнавания, насколько учащиеся подготовлены к восприятию нового материала, и, наоборот, «возвращение» позволяет увидеть новое, ранее не замеченное и еще раз насладиться музыкой. Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, способствуя развитию интереса и увлеченности музыкальным искусством. Данный метод является основой при режиссуре урока музыки, а именно в определении его кульминационной вершины, эмоциональных контрастов и эмоционального пространства. При организации музыкальных занятий, как правило, различные методы применяются в зависимости от вида музыкальной деятельности детей, типа урока, а также задач развития музыкальных способностей 22. В настоящее время в теории и практике музыкального образования наиболее востребованы следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки; хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; движение под музыку; детское музыкальное творчество. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Главной задачей слушательской музыкальной деятельности является формирование слушательской музыкальной культуры школьников. Данная деятельность по своему содержанию является познавательной и способствует объемному получению знаний об интонационно-образной природе музыки, жанровом, стилевом разнообразии музыки, о композиторах, исполнителях, многое другое, в своей совокупности раскрывает учащимся многообразие и богатство музыкального искусства. В начальной школе учитель начальных классов учит детей внимательно слушать музыку от начала до конца (в полной тишине, свободное положение корпуса, опора на спинку стула); чувствовать ее эмоциональное содержание, делать посильный разбор музыкального произведения, узнавать по звучанию известные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов. Для младших школьников наиболее близка музыка с несложным ритмическим рисунком, с яркими музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, все это активизирует внимание слушателя. Слушание музыки в начальной школе содействует развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального восприятия, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения. Способствует воспитанию музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, освоению музыкальных произведений и знаний о музыке, формированию эмоциональной отзывчивости. При организации восприятия музыкального произведения учитель начальных классов может придерживаться следующих этапов: вступительное слово учителя; прослушивание произведения; беседа о прослушанном произведении; анализ музыкального произведения; повторное прослушивание. Большое значение имеет вступительное слово учителя, которое должно увлечь, заинтересовать и настроить детей на последующий процесс прослушивания музыки. Настраивая учащихся на музыкально-слушательскую деятельность, учитель должен излагать свои мысли ясно и просто, речь должна быть яркой, образной и выразительной. М. С. Осеннева предлагает использовать общепедагогические приемы, которые активизируют слушательское внимание: прием новизны и удивления, или способность заинтриговать учеников; моделирование ситуации, когда и дети и педагог становятся соучастниками какого-либо события (представьте, если…). Анализируя с детьми особенности музыкального произведения, уместно задать им ряд вопросов и заданий. К таковым можно отнести вопросы: какой характер у этой музыки; какие ассоциации возникли; какое настроение у музыки. После слушания можно обсудить название произведения, характер движения мелодии, состав инструментов, особенности исполнителей, регистры, тембральную звучность, особенности ритма, мелодии, темп, динамические оттенки (тихо — p, громко — f). Также активизирует восприятие музыки использование репродукций картин, рисунки, стихи, портреты, показ музыкальных инструментов, видеосюжетов, презентаций и привлечение детей к исполнению музыки в форме игры на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений. По-мнению А. Ф. Яфальян, слушание музыки является одним из важных, но и наиболее сложных видов музыкальной деятельности. Младшие школьники имеют незначительный багаж слушательской культуры. Поэтому нередко серьезная классическая музыка для них как «иностранная речь», которая красива и непонятна одновременно. Принимая во внимание психологические особенности возраста младших школьников, их интерес ко всему новому, можно утверждать, что классическая музыка в данном случае просто необходима, т. к. способна выполнять функции: коммуникативную, эстетическую, этическую, познавательно-просветительскую, личностно и общественно-преобразующую, творческую. Слушание музыки помогает детям внимательно относиться к окружающему звуковому миру, активизирует произвольное слуховое внимание детей, развивает их слушательский опыт, что является основой музыкальной культуры каждой личности. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Организация певческой деятельности младших школьников требует от педагога конкретных специализированных знаний и наличия специальных вокальных навыков. Как показывает практика, учителя начальных классов активно используют такой вид музыкальной деятельности, как пение, но не имеют практической подготовки в этой сфере. По утверждению А. Ф. Яфальян, учитель начальной школы может не иметь специальной вокальной подготовки, но должен обладать знаниями об экономичном использовании голоса и уметь их грамотно применить. Культура пения и речи учеников зависит от певческой и речевой культуры учителя. Вне зависимости от проведения уроков музыки, постановка голоса должна стать необходимым компонентом развития общей профессиональной подготовки учителя начальной школы. Красота голоса — показатель здоровья и внутреннего состояния человека (А. Ф. Яфальян). Голос — как личность (В. В. Емельянов). Пение в начальных классах, прежде всего, является коллективным видом деятельности. В процессе хорового пения формируется чувство человеческой общности, духовного единения, сопереживания. В каждом из детей заложено стремление к активным формам освоения музыкального искусства. Правильное пение способствует развитию голосовых связок, дыханию, артикуляции. Хоровое пение повышает речевую культуру детей; улучшает красоту голоса; активизирует деятельность детей, повышает их жизненный тонус, тем самым увеличивает защитные свойства организма, является профилактикой простудных заболеваний. Учитель должен обладать элементарными знаниями о том, что детский голос развивается неравномерно, голосовые связки находятся в постоянном развитии; пение — процесс физиологический, требует большой затраты энергии, а также мобилизации внимания. Не следует во время пения допускать переутомления детей, нужно исключить громкое, крикливое пение, обязательно соблюдать режим труда и отдыха, проветривать помещение. При обучении пению важным является певческая установка. Под данным термином понимают соблюдение необходимых правил: стоять или сидеть подтянуто, но ненапряженно, развернуть плечи, голову держать прямо. Нужно добиваться того, чтобы процесс пения был естественным и органичным, научить детей издавать напевное, протяжное звучание, тянуть звук, округлять гласные и быстро, четко произносить согласные. К методическим рекомендациям по разучиванию песен учителем начальных классов можно отнести: Пение простых, легко запоминающихся, небольших по диапазону песен. Полезно использовать пение без сопровождения (a capella). Частое использование инструмента, а тем более фонограмм ограничивает голосовое развитие детей, т. к. позволяет исполнять в основном полутона, что, в свою очередь, трудно фиксируется детьми. Человеческий голос во многом богаче, он может воспроизводить четвертную и восьмую тона. Кроме того, использование электронных фонограмм во много раз превышает звучность детских голосов и провоцирует их на форсированное, крикливое исполнение, выражающееся в скандировании под музыку и неточное (фальшивое) интонирование. Не навредить! (не стремиться разучивать современную популярную музыку; обращать внимание на тексты песен, помнить о формировании эстетического вкуса детей). Использовать приемы: пение про себя, активное беззвучное произнесение текста в ритме; пение вслух через фразу; чередование исполнения по рядам; поочередное пение мальчиков-девочек; разучивание по фразам. Недопустимо при разучивании проговаривать слова песни вслух без мелодии. Это приводит к нечистому интонированию. Необходимо помнить, что текст и мелодия едины! Петь нужно радостно, звонко, эмоционально, с чувством! ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Игра на музыкальных инструментах развивает творческие способности младших школьников посредством музицирования в ансамбле и оркестре. В организации детского оркестра используют элементарные музыкальные инструменты — ударные (бубен, барабан, ложки, колокольчики, коробочка, треугольник), духовые (свистульки, свирели, блокфлейты), струнные (гусли). Элементарные музыкальные инструменты широко применимы в музыкальном воспитании детей как в России, так и за рубежом. Роль элементарного инструментария подчеркивается отечественными (Н. А. Ветлугина, Л. В. Виноградов, Н. В. Голубева, Л. Г. Дмитриева, В. А. Жилин, Т. Э. Тютюнникова) и зарубежными (К. Орф, Пьер Ван Хауве, Ш. Сузуки, Г. Кетман, Н. Берцхайм и др.) авторами. Особый интерес вызывает специальный комплект инструментов, называемый в практике музыкального образования «Орф-инструменты», разработанный немецким композитором, педагогом Карлом Орфом именно для музыкального воспитания детей. Этот инструментарий состоит из ксилофонов, металлофонов и глокеншпилей-колокольчиков. Почти все инструменты Орфа по способу игры называют ударными. В отечественной литературе их подразделяют на мелодические и немелодические (ударные, ритмические) инструменты (Приложение 1). Еще одно название элементарных инструментов, предложенных Орфом, — штабшпили (от нем. Stab — палочка, т. е. игра палочками). Они разделяются на звуковысотные (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили) и различные виды ударных (треугольники, тарелки, барабан, бубны, коробочки, клавесы, блоки, маракасы, пандейра, рубель, трещотка, ложки, бубенцы) (см. Приложение 1). Инструменты состоят из съемных пластин и сделаны из хороших пород дерева и особых сплавов. Они располагаются над резонаторной коробкой и крепятся на специальные штифты. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки. Комплект орфовских инструментов позволяет играть и импровизировать в ансамбле любым составом детей или взрослых, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Такой инструментарий легко сочетается с музыкальным движением, что также позволяет музицировать всем. Это главное педагогическое достоинство инструментария. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости. Элементарные музыкальные инструменты располагают как к репродуктивному (воспроизводящему), так и к продуктивному (творческому, импровизационному) музицированию. Полученные навыки игры на элементарных музыкальных инструментах позволяют: импровизировать; находить собственные мелодии и ритмы; сочинять коллективно; подбирать аккомпанемент к песням; играть несложные мелодии. ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать различные средства музыкальной выразительности (ускорение и замедление (темп), усиление и ослабление (динамика), характер мелодии, контрастность частей произведения. Основная цель организованных музыкально-ритмических движений — формирование у детей восприятия музыкальных образов в движении и способности выражать их соответствующими музыкально-двигательными формами. При выполнении музыкальных движений необходимо добиваться слитности характера движения и звучавшей музыки. В работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие виды музыкально-ритмических движений: упражнения. Их цель — формирование основных навыков и умений выразительного движения (музыкальный шаг, бег, поскоки, кружение); также упражнения могут иметь образное название («кружится вьюга», «после дождя»; «осенний листопад» и т. д.); музыкальные игры (сюжетные и несюжетные: «Кот и мыши», «Медведь и пчелы»); детские пляски, хороводы и танцы, основанные на элементах народных и классических танцевальных движений (с зафиксированными движениями, комбинированными, спонтанными, бессознательными). По-мнению выдающегося психолога Б. М. Теплова, восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Очень часто взрослые, и дети, слушая музыку, ощущают желание двигаться в ритме. Начинают делать движения руками, притопывать ногами, покачивать головой. Это бессознательный танец. В исследовании А. Ф. Яфальян, музыкальная деятельность детей рассматривается как позитивная, усиливающая возможности ребенка. Пластические движения в кругу поразительно энергизируют детей. Дети вдохновенны и наполнены энергией. Ученый отмечает, что наиболее ярко это проявляется в хороводах. Исторически известна магическая сила хороводов, т. к. проявляются особенность и сила коллектива. Во время кругового (хороводного) действа каждый получал часть общей, усиленной друг другом энергии. Десять участников удесятеряют силу одного. ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В последнее время в практике музыкального воспитания творчество рассматривается как основа любого вида музыкальной деятельности детей. При этом критерием творчества, по мнению исследователей, выступает «предуготовленность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом» (Л. В. Школяр). Традиционно детское музыкальное творчество включает импровизацию и сочинение музыки. Импровизация представляет собой процесс спонтанного сочинения детьми нового музыкального материала. Сочинение же музыки предполагает организованный учителем творческий процесс по созданию музыкальной композиции, отвечающий поставленным перед детьми задачам. Значение импровизации и сочинения музыки чрезвычайно важно, т. к. способствует раскрытию «зоны ближайшего развития» ребенка (термин Л. С. Выготского). Кроме того, это настраивает взаимосвязь между воображением и реальностью. Выделяют две формы творчества детей: воспроизводящее и изобретательное. Современная музыкальная педагогика предлагает методы, которые дают возможность для сочинения элементарных (доступных) музыкальных композиций. Процесс сочинительства сопровождается радостью и удовольствием. А дети, как известно, творчески прогрессируют там, где испытывают успех и радость. Важно, чтобы творческая музыкальная деятельность осуществлялась в процессе взаимного общения школьников друг с другом, что обеспечивает процесс взаимного обогащения путем творческой музыкальной деятельности. |