Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура психики человека.

  • Решение проблем.

  • Интеллект и духовность.

  • Конституционные модели характеров.

  • Психологические типы К. Г. Юнга.

  • Типологические модели акцентуаций характера.

  • кур.муз.. Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования


    Скачать 75.8 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования
    Дата31.05.2022
    Размер75.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакур.муз..docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #560698
    страница1 из 4
      1   2   3   4



    Контрольные вопросы государственного экзамена

    по дисциплинам программы

    «МУЗЫКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»



    1. Понятие и структура системы образования в Российской Федерации.

    2. Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

    3. Понятие образовательных отношений.

    4. Правовой статус обучающихся и их законных представителей.

    5. Определение педагогики, ее объект и предмет.

    6. Основные этапы педагогической науки и практики.

    7. Теория обучения.

    8. Теория воспитания.

    9. Психология как наука, ее история, предмет и структура.

    10. Психология познавательных процессов.

    11. Типология характеров.

    12. Звук. Его высота. Понятие ритма, метра, темпа.

    13. Интервалы. Аккорды. Общие понятия о ладе.

    14. Мажор. Минор. Интервалы и главные аккорды мажора и минора.

    15. Диатонизм. Пентатоника.

    16. Транспозиция. Мелодическое движение.

    17. Цели, задачи и методика преподавания сольфеджио.

    18. Системы и методы преподавания сольфеджио.

    19. Организация занятий по сольфеджио.

    20. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

    21. Теория музыкального воспитания.

    22. Виды музыкальной деятельности детей на уроке музыки в школе.

    23. Методика музыкального воспитания.

    24. Чтение с листа.

    25. Специфика развития музыкальных способностей.

    26. Музыкальный ритм. Музыкальная память. Музыкальное мышление.

    27. Развитие музыкальных способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности.

    28. Охват формы музыкального произведения.

    29. Стилевой подход в обучении игре на фортепиано.

    30. Хороведение.

    31. Элементы хоровой звучности.

    32. Система способов и приемов выучивания сочинений с хором.

    33. Хороуправление.

    34. Выразительные средства музыки: мелодия, типы, гармония.

    35. Музыкально-театральные жанры. Опера. Балет.

    36. Русская музыкальная классика второй половины XIX века.

    37. Творческий путь П. И. Чайковского.

    38. Творчество М. И. Глинки.

    39. Классицизм. Венская классическая школа. Й. Гайдн.

    40. Вольфганг Амадей Моцарт. Жизненный путь композитора.


    1. Структура системы образования включает в себя:

    1. ФГОС и ФГТ, образовательные стандарты, образовательные программы.

    2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, пед. работников, обучающихся и родителей.

    3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

    4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

    5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений.

    2. Педагогический работник – лицо, которое находится в трудовых и служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    Педагогический работник обладает академическими правами (свободами) и права на защиту установленного законодательством статуса педагогического работника.

    Педагогические работники имеют следующие академические права и свободы:

    • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность

    • свобода выбора педагогических форм, средств, методов обучения

    • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения в пределах реализуемой образовательной программы

    • право на выбор учебников, пособий, материалов обучения

    • право на участие в разработке образовательных программ, учебных планов

    • право на осуществление научной, научно-технической, творческой деятельности и т.д.

    Профессиональные обязанности педагогических работников соотносятся с академическими правами. Обязанности делятся на 2 части:

    1. Прописанные в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве.

    2. Обязанности, предусмотренные в трудовом договоре, должностной инструкции или нормативных актах.

    Так же педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии. К ним относятся такие права, как право на сокращенную продолжительность трудового времени, на дополнительное профессиональное образование, на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, на досрочное назначение страховой пенсии и т.д.
    3. Правоотношения в сфере образования складываются в сфере образования и урегулируются нормами права. Это отношения двух видов:

    1. Непосредственно образовательные отношения;

    2. Отношения, связанные с образовательными отношениями.

    Объектом данных отношений является получение человеком образования.

    Между субъектами процесса воспитания и обучения устанавливаются образовательные отношения. Воспитание - деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, на развитие личности человека. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности ученика по овладения знаниями, умениями, навыками, развитию способностей.

    Целью образовательных отношений является освоение обучающимся содержания образовательных программ.

    Так же в отношения в сфере образования входят общественные отношения- отношения, связанные с образовательными отношениями, цель которых создание условий для реализации прав граждан на образование.

    Основанием для возникновения правообразовательных отношений являются юридические факты. Распорядительный факт является основанием возникновения образовательных отношений. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, основанием является договор об образовании.

    4. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних.

    Форма семейного образования соответствует понятию образовательного отношения и является реализацией права родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

    Закон об образовании выделяет девять видов обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы:

    1. Воспитанники.

    2. Учащиеся.

    3. Студенты (курсанты).

    4. Аспиранты.

    5. Адъюнкты.

    6. Ординаторы.

    7. Ассистенты-стажеры.

    8. Слушатели.

    9. Экстерны.

    Права обучающихся в образовательных организациях как участников образовательных отношений делятся на 2 типа:

    • Академические права (право на выбор образовательной организации, на предоставление условий для обучения, на обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренное обучение, участие в формировании содержания своего профессионального образования и т.д.)

    • Права на получение мер социальной поддержки и стимулирование ( право на полное государственное обеспечение, обеспечение питанием, жилыми помещениями в общежитии, транспортное обеспечение).

    5. Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека. Предмет педагогической науки – это совокупность размышлений об образовательной деятельности и методах ее совершенствования.

    Современная педагогическая наука направлена на решение следующих вопросов:

    1. Проблема определения целей образовательной деятельности.

    2. Исследование человеческих возможностей, природы человека.

    Состав категорий педагогической науки:

    - социализация;

    - образование;

    - обучение;

    - воспитание.

    6. Одной из главных отраслей педагогической науки является история педагогики. Она занимается исследованием этапов, тенденций развития образовательной практики и педагогических идей.

    С точки зрения структуры историко-педагогический процесс представляет собой совокупность двух составных частей:

    1. Педагогическая практика, история «педагогического бытия», деятельность.

    2. Педагогические знания, теория, история «педагогического сознания».

    По масштабу исследуемых проблем выделяются такие разделы, как:

    • История всемирной педагогики

    • История отдельных регионов (Запад, Восток)

    • История педагогики отельных стран (Россия).

    Первым этапом развития образования была система первобытного общества. Этот этап имеет некоторые особенности:

    • Самый длительный этап по временным параметрам, около 1 млн лет, охватил период до возникновения государств в V тыс. до н. э.

    • Этап отличался медленным развитием, стабильностью, т.к. накопленный опыт был невелик, несложен, к 12-13 годам дети уже вступали во взрослую жизнь.

    • По внутренней структуре система была единой, нерасчлененной. Накопленный опыт не разделялся от его оценки, педагогическая практика от педагогической теории. Здесь образование – не подготовка к жизни, а сама жизнь. Профессии учителя не существовало.

    Цивилизация – это тот или иной историко-культурный тип общества, который существует в рамках определенного времени и пространства. В истории человечества принято выделять три типа цивилизации:

    1. Западная.

    2. Восточная.

    3. Российская.

    В каждом типе цивилизации выделяют базовые традиции обучения и воспитания, которые сохраняются как ведущие, несмотря на изменения на каждом этапе их развития. В содержании этих традиций выражается стремление сделать тот или иной выбор между двум противоположными идеалами воспитания:

    • Идеалом всестороннего развития личности (реализован в древних Афинах)

    • Идеалом личности с жестко заданными характеристиками мышления и поведения (реализован в древней Спарте).

    В разных цивилизациях эти два подхода не только противостоят, но и сочетаются друг с другом.

    7. Стороны процесса обучения нацелены на овладение знаниями, подсистема обучения формирует качества обучаемого, его навыки, поведение. Процесс обучения – есть отношение между обучающим и обучаемым, где приоритет принадлежит преподавателю, но ученик не остается пассивным.

    Содержание обучения – это информация, которая используется в процессе обучения. Включает в себя четыре элемента:

    • Знания

    • Умения

    • Опыт творческой деятельности

    • Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

    Основными документами в образовательных системах являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.

    Цели обучения менялись в зависимости от периодов, эпох, народов и цивилизаций. Но всегда в любой образовательной системе выявлялась главная цель, которой подчинялись все остальные, она определяла характер воспитательной системы.

    8. Воспитание является целенаправленной организацией взаимодействия между преподавателем и учеником при активной деятельности преподавателя и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

    Воспитательный процесс включает в себя следующие элементы:

    • Определение целей и задач

    • Разработка содержания воспитания, основных направлений

    • Применение действенных методов

    • Формулировка принципов, установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

    Целью воспитания является заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах личности, которые необходимо сформировать.

    Существует две основные концепции целей воспитания:

    1. Прагматическая – воспитание прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя. Сформировалась в США с начала XX в.

    2. Гуманистическая – оказание помощи личности в реализации всех заложенных в него талантов, осуществление собственного «Я».

    С точки зрения содержательной стороны воспитательной деятельности воспитание классифицируется по разным основаниям:

    • В зависимости от содержательного аспекта делится на три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. В качестве отдельных направлений рассматриваются политическое, нравственное, правовое, эстетическое и другие направления.

    • По институционному критерию – семейное, дошкольное, внешкольное, воспитание по месту жительства.

    • По стилю взаимоотношений – демократическое или авторитарное воспитание.

    Методы воспитания – это способы деятельности, применяющиеся в воспитательном процессе для достижения его целей. Наиболее приемлемым типом классификации многочисленных методов является их трехчленная классификация:

    1. Методы формирования качеств сознания, мыслей, чувств (к ним относятся методы убеждения, дискуссии)

    2. Методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения в форме разного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций.

    3. Методы стимулирования с помощью таких приемов как поощрение или наказание.

    9. Психология как учение о душе человека обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Учение о человеке формируется на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи.

    Человечество начинало с мифологической картины мира. Как рациональное познание, психология зародилась в античности в недрах философии на основе геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания. Все древние философы рассматривали понятие души как причину жизни и познания.

    Знания в области психологии в Средние века основывались на религиозной антропологии. Христианская антропология основана на теоцентрической картине мира, принципа креационизма. Человек – это центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархии тварного, т. е. сотворенного Богом мира.

    Новую эпоху в развитии европейской психологии обусловила механистическая картина мира. У Декарта организм, ранее рассматривающийся как одушевленный (одаренный и управляемый душой), освобождался от влияния и вмешательства этой души. Понятие рефлекса, введенное Декартом, впоследствии стало фундаментальным для физиологии и психологии.

    В начале XIX в. начали вырабатываться подходы к психике, основанные на физиологии, организм превратили в объект экспериментального изучения.

    Предметом психологии становятся явления сознания, порождающие два опыта:

    • Внешний (исходит от органов чувств)

    • Внутренний (накапливается собственным разумом человека).

    В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентаций:

    • Марксистски ориентированная психология

    • Западнически ориентированная психология

    • Духовно ориентированная психология.

    • Структура психики человека.

    • Психические процессы.

    • Познавательные психические процессы: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

    • Процессы психической регуляции: процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

    • Коммуникативные процессы: речь и невербальное общение.

    • Психические свойства: темперамент, характер, способы личности.

    • Психическое состояние.

    • Бессознательное, подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

    • Индивидуальное бессознательное. Коллективное бессознательное.

    10. Ощущения.

    Сенсорная система. Функции сенсорной системы: обнаружение сигналов, их различие, передача, преобразование и кодирование, создание сенсорного образа и опознание.

    Модальность. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия.

    Восприятие.

    Сознательное восприятие. Подпороговое восприятие. Экстрасенсорное восприятие. Принципы организации восприятия.

    Основные характеристики образов восприятия: предметность, константность, осмысленность.

    Подпороговое восприятие: порог чувствительности, физиологический порог, порог восприятия.

    Экстрасенсорное восприятие: ясновидение, телепатия, предвидение.

    Внимание. Непроизвольное внимание. Произвольное внимание. Послепроизвольное внимание.

    Свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.

    Память.

    Общее представление о памяти, ее виды и особенности.

    Онтогенетическая память и генетическая память.

    Мгновенная или сенсорная память, кратковременная память, оперативная память, промежуточная память, долговременная память, генетическая память, непроизвольная память, произвольная память, процедурная память, декларативная память.

    Индивидуальные различия памяти у людей и ее эффективность.

    Экспериментальное исследование памяти.

    Потеря памяти: ретроградная амнезия, антероградная амнезия, прогрессивная амнезия.

    Расстройства памяти (Т. Рибо).

    Мышление.

    Природа и виды мышления.

    Допонятийное и понятийное мышление.

    Теоретическое мышление.

    Теоретическое понятийное мышление. Теоретическое образное мышления. Практическое мышление.

    Наглядно-образный мыслительный процесс. Наглядно-действенное мышление.

    Логика и эмоции в процессе мышления. Сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

    Понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, аналогия.

    Решение проблем.

    Решение научно-теоретических проблем:

    1 этап – подготовительный;

    2 этап – инкубационный;

    3 этап – этап инсайта;

    4 этап – разработка.

    Решение проблем по теории А. Р. Лурия (изучение условий задачи, создание общего плана, разработка тактики, сопоставление).

    Решение проблем по теории Дж. Брунера и К. Левина (случайный перебор, рациональный перебор, систематический перебор).

    Интеллект и духовность.

    Факторы интеллектуального развития:

    Генетические факторы:

    - хромосомные аномалии;

    - заболевания в период беременности;

    - употребление алкоголя, табака и лекарственных веществ.

    Факторы окружающей среды. Адаптационная обусловленность интеллекта:

    - социальный статус семьи;

    - особенности питания ребенка;

    - психическая стимуляция;

    - число детей в семье.

    Воображение. Пассивное воображение (грезы). Активное воображение (воссоздающее (создание образа предмета по его описанию); творческое (создание новых образов)).

    11. Конституционные типологии (Э.Кречмер, У. Шелдон);

    Типологическая модель К. Г. Юнга.

    Типологические модели психопатий и акцентуации (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко, А. П. Егидес).

    Конституционные модели характеров.

    Три основных варианта человеческой анатомии (Э. Кречмер):

    1. Астенический тип.

    2. Атлетический тип.

    3. Пикнический тип.

    Смешанные типы и типы неправильного телосложения («диспластик»).

    Эндодермы, мезодермы, эктодермы (У. Шелдон). Эндоморф, мезоморф, эктоморф. Висцеротонический темперамент, соматический темперамент, церебротонический темперамент. Шкала темперамента (по У. Шелдону).

    Психологические типы К. Г. Юнга.

    Мыслительный тип. Чувствующий или эмоциональный тип. Ощущающий тип. Интуитивный тип. Восемь психологических типов:

    1) экстравертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип, экстравертный ощущающий тип, экстравертный интуитивный тип;

    2) интровертный мыслительный тип, интровертный чувствующий тип, интровертный ощущающий тип, интровертный интуитивный тип.

    Типологические модели акцентуаций характера.

    Критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова:

    1) Относительная стабильность во времени.

    2) Тотальность проявлений характера.

    3. Социальная дезадаптация.

    Систематика психопатий по П. Б. Ганннушкину:

    I. Группа циклоидов.

    II. Группа астеников.

    III. Группа шизоидов.

    IV. Группа параноиков.

    V. Группа истерических характеров.

    VI. Группа эпилептоидов.

    VII. Группа неустойчивых психопатов.

    VIII. Группа антисоциальных психопатов.

    IX. Группа конституционально глупых.

    Психотип личности: психопатия, акцентуция, рисунок личности.

    Доминирующие характеристики психотипов личности (по А. П. Егидесу):

    - паранойяльный психотип;

    - эпилептоид;

    - истероид;

    - гипертим;

    - шизоид;

    - психастеноид;

    - сензитив;

    - гипотим;

    - конформный;

    - циклоид.

    Энергетизм (работоспособность, доминантность, конфликтность, агрессивность).

    12. Звук как физическое явление представляет собой колебательные движения какого-нибудь тела- источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны) создающего в воздухе периодические сгущения и разрежения, т.е. звуковые волны.

    От объективных причин зависят 4 свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр.

    По высоте звуки делятся на две группы:

    1. Звуки, имеющие ясно выраженную высоту (от 16 до 4000 колебаний в секунду).

    2. Не имеющие ясно выраженную высоту (применяются в музыке ограниченно).

    Продолжительностью колебательного движения определяется длительность звука. Громкостью звука называется сила колебательного движения, выражающаяся в амплитуде колебаний. Тембром или окраской называется состав звука.

    13. Интервал - это расстояние по высоте между звуками, взятыми последовательно или одновременно. Верхний звук называется вершиной интервала, нижний - его основанием.

    Если звуки интервала взяты последовательно, то он называется мелодическим. В зависимости от направления может быть восходящим и нисходящим. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называется гармоническим.

    Названия интервалов:

    Прима (унисон) обозначается цифрой 1

    Секунда…………………………………2

    Терция…………………………………..3

    Кварта…………………………………..4

    Квинта…………………………………..5

    Секста…………………………………...6

    Септима…………………………………7

    Октава…………………………………...8

    Интервалы, не превышающие чистой октавы, называются простыми.

    Аккорд- созвучие, состоящее не менее, чем из трех звуков. Гармонией называется объединение звуков в созвучия и последовательность созвучий.

    Трезвучие-аккорд, состоящий из трех звуков, в основном состоит из больших и малых терций в различных комбинациях.
    Система звуковысотных связей, объединенная тоникой, называется ладом. Число звуков, входящих в лад, ограничено.

    Звук, входящий в ладовую систему, называется ступенью лада. Ступени лада, помимо нотных названий, получают номера. Номера ступеней обозначаются римскими цифрами. В многоголосной музыке роль опорного элемента отводится не только тонике, но и целому аккорду – обычно мажорному или минорному трезвучию.

    14. Лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие называется мажорным ладом или мажором. Такой лад по буквенной системе обозначается dur.

    Минорным ладом или минором называется такой лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют минорное трезвучие. По буквенной системе минор обозначается moll.

    В натуральном мажоре и миноре имеются только диатонические интервалы, чистые, большие, малые и одна пара взаимно-обращающихся тритонов.

    В гармонических ладах есть новые интервалы:

    3 больших и 3 увеличенных (в мажоре от VI н. вверх, в миноре от VII в. вниз)

    3 малых и 3 уменьшенных (в мажоре от VI н. вниз, в минор от VII в. вверх).

    Так же в гармонических ладах есть пары взаимно-обращающихся хроматических интервалов: ув. 2- ув. 5, ум. 7- ум. 4. Они называются характерными интервалами.

    Интервалы могут рассматриваться как устойчивые и неустойчивые с точки зрения ладового значения составляющих их звуков. Интервалы, образующиеся из звуков, входящих в трезвучие, называются устойчивыми.

    Из звуков тонического трезвучия образуются только консонансы (кроме кварты, которая может иметь значение диссонанса).

    Все другие консонансы, состоящие из одного устойчивого и одного неустойчивого или из двух неустойчивых звуков, - неустойчивы. Разрешаются неустойчивые интервалы путем сдвига неустойчивого звука в близлежащий устойчивый.
    15. Диатоникой или диатонизмом называется область натуральных семиступенных ладов (натуральный мажор, натуральный минор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады).

    Существуют общие признаки диатонических семиступенных ладов:

    1. Семь ступеней могут быть расположены по чистым квинтам.

    2. Между соседними ступенями их гамм образуются пять больших секунд и две малые секунды, причем последние отстоят друг от друга на чистую квинту.

    Совокупность основных ступеней звукоряда представляет собой простейший образец диатоники.

    Пентатоника - это звукоряд, состоящий из пяти звуков, который приведен к следующему порядку расстояний между ступенями: две большие секунды, малая терция, одна большая секунда. Из натуральной мажорной гаммы пентатоника может быть получена путем удаления из нее тритоновых звуков (IV и VII ст.).

    В пентатоническом звукоряде любой его звук может быть главной опорой, т.е. тоникой.

    Диатонические тетрахорды бывают трех видов:

    1. Ионийский (с малой секундой вверху)

    2. Дорийский (с малой секундой посередине)

    3. Фригийский (с малой секундой внизу)

    Ионийский лад совпадает с натуральным мажором.

    Дорийский лад отличается от натурального минора повышенной VI ступенью, которая называется дорийской секстой. (Слайд 8).

    Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой. (Слайд 9).

    Так же существуют лидийский лад (мажор с повышенной IV ступенью- лидийской квартой), миксолидийский (мажор с VII пониженной ступенью- миксолидийской септимой) и эолийский лад (совпадает с натуральным минором).

    16. Транспозицией называется перенесение произведения или его части из одной тональности в другую.

    При транспозиции совершаются следующие действия:

    1. Определяется оригинальная тональность произведения, из которой будет производиться транспозиция.

    2. Определятся тональность, в которую нужно транспонировать произведение, и интервал между тониками оригинала и выбранной тональности.

    3. Ставятся ключевые знаки новой тональности, и каждая нота произведения переносится на один и тот же интервал, с точным соблюдением его тоновой величины. Случайные знаки, при соблюдении тоновой величины интервала, будут получаться автоматически.

    Транспозицию применяют для разных случаев:

    1. При сочинении музыки относительно короткие отрезки часто повторяются с транспортировкой вверх или вниз на те или иные интервалы. Так получается модулирующая секвенция, звенья которой находятся в разных тональностях.

    2. При игре на некоторых духовых инструментах (валторна, труба, иногда кларнет).

    3. Некоторые инструменты автоматически транспонируют (валторна и английский рожок на чистую квинту вниз, кларнет на большую секунду вниз).

    4. Вокальные сочинения для голоса с аккомпанементом (романсы, песни), часто приспосабливают для другого голоса (среднего, низкого) посредством транспозиции в тональность, удобную для исполнения.

    Мелодией называется музыкальная мысль, выраженная в одном голосе. Независимо от числа голосов, в мелодии в первую очередь выражается содержание произведения.

    В напряжении мелодии большую роль играет направление ее вверх или вниз, часто независимо от ладового значения звуков. Совокупность движений мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

    Важнейшие виды мелодического рисунка следующие:

    1. Повторность звука, т.е. взятие его несколько раз подряд.

    2. Опевание звука, т. е. возвращение к нему после других звуков (в основном близлежащих)

    3. Восходящее движение, т. е. переход к более высоким звукам. Восходящее движение часто связано с ростом напряжения мелодии.

    4. Нисходящее движение, переход к более низким звукам. Обычно связано со спадом напряжения.

    5. Волнообразное движение, последовательность восходящих и нисходящих переходов.

    Наиболее высокая из вершин мелодии называется кульминацией произведения, если она совпадает с наибольшим напряжением.

    Динамическим оттенком (или нюансом) называется степень громкости (силы) звука при исполнении музыки

    17. Сольфеджио – это практическая дисциплина, которая предполагает выработку ряда практических навыков. В настоящее время в содержание курса сольфеджио входят разные формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, чтение с листа.

    Многочисленные учебные пособия и учебники сольфеджио являются одним из основных средств фиксации практического опыта. Для выявления закономерностей развития музыкального слуха необходимо привлечение данных из области акустики, психологии, физиологии, педагогики и эстетики, которые помогут определить комплекс методов для наиболее полного и всестороннего развития способностей.

    Для успешного развития способностей ученика педагогу необходим умелое и целесообразное планирование учебного процесса, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

    Чрезвычайно велика роль слуха в развитии музыкальных способностей и в музыкально-творческом процессе. Г. Г. Нейгауз писал: «Развивая слух, мы непосредственно действуем на звук, работая на инструменте над звуком, мы влияем на слух и совершенствуем его.»

    Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха.

    В основе многогранных и разнообразных проявлений слуха лежат определенные физиологические задатки, активность и направленность психики музыканта, умение логично мыслить и богатая память музыканта.

    К настоящему времени проанализированы проявления абсолютного, относительного слуха, исследовано строение и функционирование органов слуха, чувство лада, метроритма. В музыкальной деятельности вырабатываются слушательский и певческий (или исполнительский) рефлексы.

    Слушательский рефлекс выражается в восприятии различных компонентов музыкального слуха – высоты, громкости, тембра, длительности. Певческий рефлекс проявляется в координированной системе двигательных реакций голосового аппарата в ответ на разные раздражители. Прежде всего, он выражается в подражании другому исполнителю.

    Существует три основных проявления музыкального слуха:

    1. Восприятие (основано на слушательском рефлексе).

    2. Воспроизведение (возникающие звуки сопоставляются с представляемым звучанием)

    3. Внутренние представления (процесс формирования рождающихся в коре головного мозга внутренних представлений о звуке).

    Музыкальное мышление является высшей ступенью в музыкальной деятельности с точки зрения физиологии и психологии.

    18. Сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям:

    1. Система, в основе которой лежит изучение отдельных элементов музыкального языка – звуков до мажора или интервалов.

    2. Система, изучающая связи звуков – ступеневые, ладовые, гармонические.

    В конце XIX – начале XX века была распространена «интервальная система». Она была основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривала мелодию как сумму интервалов. При этом, ладовое положение и структура мелодии не осознавались и не являлись ориентирами. Интервалы заучивались по начальным мотивам знакомых песен. Другая система того времени – «До-дека метод». За основу берутся семь звуков до мажора, ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые звуки».

    Так же была широко распространена мануальная система, в которой движения руки (условные) в пространстве изображали ту или иную ступень лада. Лад так же отождествляется с гаммой, основа – диатоника, переход к отклонениям или модуляциям очень сложен.

    В основе «Методического курса одноголосного сольфеджио» И. Дубровского лежит изучение гармонических связей, прорабатываются простейшие кадансы, несовершенные, половинные и расширенные каденции. Всеобщим мнением является то, что развитие гармонического слуха приводит к недооценке мелодии как главного выразительного компонента музыкального произведения. Именно мелодия является наиболее доступным и убедительным материалом для воспитания и развития слуха, и именно она должна быть в основе изучения сольфеджио.

    Одним из важнейших компонентов музыкальных способностей является интонационный слух. Его свойством является способность воспринимать и воспроизводить звуки разной высоты. В основе сольфеджио лежит изучение связей звуков, мелодии.

    Психофизиологической основой мелодического слуха является образование рефлексов на отношение, при слушательском восприятии и певческом воспроизведении. В мелодическом слухе огромное значение имеет интонационная сторона. Интонация понимается как мелодический оборот и как правильность, чистота звучания.

    Воспитание чувства лада должно проводиться на любой высоте, причем на первом этапе не должно базироваться на знании нот. Опыт показывает, что важно воспитывать чувство лада до теоретических знаний о тональности.


    19. В сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки, гармонии, то есть теории.

    Учитывая возрастные особенности ученика, педагог должен использовать различные приемы и формы работы. Задачей сольфеджио является развитие и воспитание профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется для данной специальности.

    При работе с пианистами особое внимание следует уделять развитию интонационного слуха, так как они лучше слышат функциональные связи аккордов, их фоническую окраску. Но им труднее различать горизонтальную линию каждого голоса.

    При работе с вокалистами основной задачей становится развитие внутреннего слуха, обучение слышать и представлять себе звуки как перед началом исполнения, так и во время пения, то есть объединение физиологического ощущения со слуховыми представлениями.

    Методика преподавания сольфеджио должна быть гибкой, изменяться в зависимости от задач учебного заведения, от возраста, специальности и подготовленности аудитории. Сочетание группового метода занятий с индивидуальным требует от педагога продуманного подхода к плану и мастерства ведения урока.

    Для полноценного урока, постоянного активного внимания учащихся, требуется чередование форм работы. Хоровое пение, чтение с листа лучше всего чередовать со слушанием, индивидуальным опросом. Диктант следует проводить в начале или в середине урока, когда внимание, активность учеников еще не ослабли.

    Важными условиями усвоения материала являются домашние задания, посильность, конкретность, правильная дозировка.

    В настоящее время используется четыре вида работы:

    1. Интонационные упражнения.

    2. Анализ на слух.

    3. Чтение с листа.

    4. Запись музыки (диктант).

    Работая над чистотой интонации нужно помнить о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учеников.

    В целом атмосфера занятий должна быть творческой, урок должен вызывать яркие эмоциональные впечатления и вызвать интерес, быть насыщенным музыкой, высоким качеством исполнения.

    20.

    В содержании музыкального образования ученые Э. Б. Абдул­лин, Е. В. Николаева выделяют четыре составляющих элемента: опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к миру музыки; знание музыки и знания о музыке; музыкальные умения и навыки; опыт музыкально-творческой деятельности.

    Знания о музыке включают представления о ее видах, направ­лениях, жанрах, а также о закономерностях функционирования и бытования музыкального искусства. Так, в основе всей системы зна­ний, приобретаемых в процессе музыкального образования, лежит знание об интонационной природе музыкального искусства, что помогает наблюдать развитие музыкальной мысли и понять характер музыкального высказывания. Интонация в музыке может выступать в четырех смыслах:

    Технологический аспект — точность вокального или инструментального исполнения (например: фальшивая интонация).

    Интонация как высотная организация тонов: повышение, понижение, вопросительная, утвердительная интонация.

    Интонация как качество произнесения, носитель смысла.

    Терминологический аспект. Важно разделять понятия «мотив» 4. и «интонация». Мотив — это мелодическая структура, интонация — смысл, заложенный в этой структуре, отражение эмоционально-образного содержания произведения. Интонация может быть выра­зительной и изобразительной, иметь общее и различное с интонацией речевой.

    Основополагающими знаниями являются представления учащих­ся о социальном предназначении музыки и формах ее бытования. Изучение основных жанров музыкального искусства: песня, танец, марш, опера, балет, симфония, концерт, сюита и т. д., способству­ет взаимодействию слушателя с композитором, а также осознанию взаимосвязи жизни и образа художественного произведения.

    Круг знаний о музыке также составляют знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах, ведущих музыкальных коллективах, музыкальных инструментах, об истории создания музыкальных произведений и многое другое.

    Первостепенное значение для музыкального воспитания имеет знание самой музыки. Чем разнообразнее запас музыкальных впечатлений ребенка, тем больше у него возможностей для вхождения в мир музыки, для нахождения понятных и интересных ему музыкальных впечатлений. Важно, чтобы школьники знакомились с народной, академической (классической), духовной музыкой. Традиционно в содержание занятий входит вокальная музыка, инструментальная, вокально-инструментальная, программная (имеющая название) и непрограммная (без конкретного названия) музыка.

    Важнейшими критериями отбора педагогического репертуара являются:

    • художественность; ——

    • воспитательная направленность; ——

    • небольшие объемы; ——

    • образные контрасты; ——

    • учет психолого-возрастных особенностей детей. ——

    Умения опираются на знания о музыке и представляют способы выполнения определенных действий. К музыкальным умениям от­носятся анализ музыкальных произведений, игра на элементарных музыкальных инструментах, эмоциональное исполнение музыки. В процессе музыкальных занятий формируются умения, такие как рассказать о своих чувствах, мыслях, переживаниях после прослу­шивания музыкального произведения; передать характер музыки в рисунке, в графической схеме, соответствующим движением тела; находить общее и особенное между разными прослушанными произведениями. В пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в движении под музыку на первый план выступают умения представить звучание конкретного музыкального продукта в определенном характере, а затем исполнить его в своей авторской трактовке. Также выделяются умения импровизировать и сочинять музыку по заданным моделям: ритмическим, словесным, графическим и т. д.

    Музыкальные навыки представляют собой автоматизированные умения, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являясь основой для исполнительских видов музыкальной деятельности детей (пение, игра на элементарных инструментах, движение под музыку). Так, в пении необходимо формировать навык певческой установки (ровное положение корпуса, плечи расправлены и опущены вниз, голова прямо); звукообразования (округленный напевный звук); артикуляции (дикция: многократно усиленный по сравнению с речевым, очень короткий согласный (В. В. Емельянов)). В игре на музыкальных инструментах формируются навыки: звукоизвлечения, звуковедения, навыки контроля за стройным, согласованным звучанием всех инструментов, исполняющих музыкальную композицию.

    Опыт творческой деятельности включает различные виды музы­кальной деятельности детей, в которых проявляется творческая само­реализация ребенка в искусстве. В общем музыкальном образовании ставится задача пробудить творческое начало в ребенке, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу музыкальной деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя. Необходимо «вызвать» творческий дар: способность изобретения и комбинирования материала.

    Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке включает эмоциональное переживание. Вот, что под этим понимал автор оте­чественной музыкально-эстетической концепции Д. Б. Кабалевский: «…«особое чувство» музыки, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное; отличать в ней хорошее от плохого, на слух определять характер музыки, узнавать автора». Также особое значение имеет интерес школьников к музыке, сформированные эстетические вкусы и предпочтения. Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке во многом зависит от того, насколько понятна и близка интонация музыкального произведения. Поэтому необходимо пополнять интонационный фонд ребенка, организуя процесс общения с музыкой. Чем больше ребенок находит в музыке знакомых интонаций, тем более доступной становится для него эта музыка, ибо она приобретает для него определенный смысл.

    Средствами музыки и развивается в человеке заложенное в нем музыкальное начало. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное переживание по своей сути — эмоциональное переживание, способность эмоционально отзываться на музыку, составляет центр музыкальности (Б. М. Теплов).

    У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обостренность чувств. «Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми», — писал американский педагог Бенджамин Спок. Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций — родной.


    21. Теория музыкального воспитания

      1   2   3   4


    написать администратору сайта