Главная страница

кур.муз.. Контрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования


Скачать 75.8 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы государственного экзамена по дисциплинам программы музыка теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования
Дата31.05.2022
Размер75.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакур.муз..docx
ТипКонтрольные вопросы
#560698
страница3 из 4
1   2   3   4

24. Для чтения с листа необходимы:

Чтобы начать работу над чтением с листа, ученик должен обладать следующими навыками:

  • Умение петь без поддержки инструмента

  • Чистотой, распевностью пения

  • Умение мысленно представлять себе звуки

  • Знанием нот и пониманием нотной записи.

Главным принципом работы над чтением с листа можно считать постепенное усложнение нотных примеров. Главными признаками определения трудности являются тональность, ритмический рисунок, наличие модуляций и хроматизмов.

Одной из главных трудностей при чтении с листа считается в одновременном сочетании интонационной стороны с соблюдением временных отношений. Необходимо добиваться непрерывного, единого темпа. Дирижирование во время пения должно физически помогать этой непрерывности.

25. Музыкальные способности в современной психологии определяются как специфическая форма познавательных способностей. Эти способности проявляются в особой духовной деятельности человека, рассматриваются в двух направлениях:

  • способность к восприятию интонационно-образной сферы музыки

  • способность к ориентированию в ее «акустической картине».

В трудах Б. М. Теплова разработаны категории музыкальной одаренности и музыкальности. Анализируются исходные свойства психики человека («ядро музыкальности»), имеющие для развития способностей решающее значение. Автор проводит параллель между музыкальной одаренностью человека и общими качествами личности, силой, богатством воображения, сочетания слуховых и зрительных образов, эмоциональным погружением в произведение.

Анализ теоретических подходов к развитию музыкальных способностей окажет огромную пользу в практике подготовки пианистов, поможет определить психолого-педагогические установки, исходные положения, которыми педагоги и ученики будут пользоваться в своей учебной и педагогической деятельности.

26. Необходимо осветить два аспекта музыкального ритма и музыкально-ритмического чувства. Во-первых, ритм – это не только времяизмерительный инструмент, но и средство выразительности, отражающее эмоциональное содержание музыки. Во-вторых, чувство ритма двигательно-моторно, и ритмическому переживанию музыки всегда сопутствуют двигательные реакции, мускульные иннервации.

Разносторонность ритмического воспитания определяется умением исполнителя разобраться в особенностях, специфических чертах музыки, ощутить ее ритмический стиль.

Одной из самых сложных и актуальных проблем в педагогике и психологии является проблема памяти. Исследованиями психологов выявлено, что память –это особый вид отражения окружающего нас мира и действительности.

Общие закономерности развития памяти распространяются на музыкальную память. Именно от количества сочинений, сохраненных в памяти зависит эффективное развитие личности музыканта, его эрудиция и мышление.

Музыкальная память делится на несколько видов:

  • слухообразная

  • двигательно-моторная

  • эмоциональная

  • конструктивно-логическая

  • зрительная.

Процесс освоения новых произведений с целью развития музыкальной памяти должен включать следующие важные моменты:

  1. Анализ формы произведения, его структуры и композиционно-драматургического плана.

  2. Выявление общих интонационных особенностей, вытекающих из стиля музыкального языка композитора.

  3. Поиск конкретных смысловых связей между структурой целого и отдельных частей произведения.

  4. Определение взаимосвязей и особенностей основных средств музыкальной выразительности.

Одним из важных факторов музыкального развития комплекса музыкальных способностей является способность к беглому чтению нотного текста. Чтение с листа является первым и основным способом работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением.

В музыкальной деятельности способности человека проявляются избирательно, неравномерно. Известен факт, что одни проявляют себя лучше в композиции, другие в сольном исполнительстве, третьи в концертмейстерской работе. Это наблюдается и в отношении игры с листа. Любопытен тот факт, что художественно-образное восприятие музыки влияет на способность чтения нотной записи, ускоряя решение многих двигательно-технических и слуховых задач.

Чтение музыки с листа является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности. Здесь мысль исполнителя движется от общего к частному, от целого к детали, от свернутого художественного образа к развернутому.

27. Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX века – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха, т. к. музыкальный слух является основой музыкального воспитания.

Музыкальный слух, как и любая другая способность – довольно сложное образование, в нем взаимодействуют природные качества обучающегося и общественный компонент, знания, выработанные обществом и способы действия.

Эта способность эффективно развивается и проявляется в той деятельности, которая требует ее участия и в которой необходимы соответствующие знания, навыки и умения. Специальные способности, к которым относится музыкальный слух, должны рассматриваться как часть целого, не отрываясь от других качеств личности.

Музыкальный слух обладает сложной структурой, включает в себя множество компонентов, которые направлены на восприятие различных сторон музыки (звуковысотность, ритм, динамика, тембр). Ударная природа фортепиано заставляет использовать избирательные способности слуха и создавать иллюзию пения на рояле, слитности мелодии.

Следует отметить тот факт, что фортепиано – инструмент многоголосный, что создает уникальные условия для воспитания способности слуховой дифференциации и эффективного развития полифонического слуха.

Понятие мелодического слуха часто сводят к чистоте интонирования, точности восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений. Главным условием хороших результатов при работе над музыкальной интонацией как над словами-понятиями в речи является то, что мелодический рисунок и его интервалы должны быть «пережиты» пианистом. Другой стороной работы над мелодическим слухом является развитие «горизонтального слуха» - восприятие и воспроизведение мелодического целого.

Гармонический слух проявляется в отношении к созвучиям, комплексам звуков разной высоты в их одновременном сочетании, к закономерным связям созвучий. Формирование и развитие гармонического слуха должно строиться на восприятии самого характера звучания вертикали и способности слышать ладовые функции аккордов. Для этого необходимо постоянное обогащение слухового опыта, ознакомление с новой музыкой, расширение музыкальных знаний и стимулирование музыкальных интересов.

Природа тембродинамического слуха художественно-эстетического порядка, такой слух является одной из высших форм музыкального слуха. Он связан с работой внутреннеслуховых представлений и дифференцированного слышания музыкальной ткани. Тембродинамический слух требует от музыканта тонкой нюансировки, разного туше, подходящего выбора красок и владения секретами исполнительской «звукописи».

Полифонический слух достаточно редко рассматривается в психолого-педагогических разработках проблем музыкального развития. Полифонический слух необходим не только при исполнении полифонических жанров и форм: глубокое проникновение стилей и большая роль в нем полифонической логики музыкальной речи предопределяет усвоение полифоничности как одного из главных свойств многоголосия.

28. Постижение формы музыкального произведения осуществляется благодаря особой способности, которую музыканты называют «архитектоническим» слухом» (Н. А. Римский-Корсаков), «чутьем формы» (А. К. Глазунов), «чувством формы» (М. Ф. Гнесин). Авторы расшифровывают эти слова как способность охватить композицию произведения, определить роль и место каждого элемента в стройном целом.

В музыке архитектоническое чувство помогает исполнителю в поиске наилучшей формы, которая максимально точно передаст авторский замысел, подсказывает не только пропорции и свойства каждой детали, но и расставляет и упорядочивает их по времени, превращая исполнение в живую содержательную речь.

В способности охвата формы должны сочетаться:

  • интуитивное восприятие формы и эмоциональный охват

  • художественно-содержательный охват с постижением сущности интонационного развития

  • конструктивно-логический охват, с осознанием композиции сочинения как конструкции

  • исполнительский охват, связывающий воедино внутренне-слуховую гипотезу, внутреннеслуховое представление художественного музыкального образа.

В качестве основного направления в работе над формированием и развитием способности внутреннеслухового и исполнительского охвата формы у учащихся выбрано целенаправленное развитие их музыкального мышления.

Формированию архитектонического мышления способствует чтение с листа (a prima vista), что позволяет учащимся усвоить максимум информации за минимум времени, осуществить эмоциональную дешифровку нотного текста.

Другое важное понятие в музыкальном исполнительстве – это музыкальное воображение. Принципы слухового воспитания были заложены в русской фортепианной школе А. Г. Рубинштейном и впоследствии отстаивались и эмпирически воплощались передовыми педагогами.

Представление о различных музыкальных явлениях создается на основе слуховых впечатлений. Вследствие этого слуховые способности музыканта занимают центральное место. Музыкальный слух расслаивается на две области проявлений, взаимно обусловливающих функциональные возможности друг друга – сферу музыкального восприятия и сферу музыкально-слуховых представлений.

Музыкально-слуховые представления являются чувственной формой отражения внешнего мира и зарождаются на основе реальных ощущений. Началом процесса становления внутреннеслуховой сферы можно считать появление образов, следующих непосредственно за реальным звучанием.

29. Музыкальное исполнительство является диалогом двух личностей – композитора и интерпретатора. Чтобы музыка жила, нужна душа исполнителя, в которой она возрождается снова и снова. Музыкальная интуиция часто может подводить молодого исполнителя, пусть даже очень способного, но еще не очень эрудированного.

Некоторое сходство приемов и даже мелодических оборотов может внести стилевую неясность. Педагогу и исполнителю необходимо знать, что представляет собой стиль как эстетическая категория.

Понятие стиля, утвердившись в музыкознании в эпоху барокко, пережило множество трактовок. Вначале его называли «жанровым стилем», или новым, современным, позже сближали с понятием «манеры». Сейчас понимается как содержательная система средств, единство организованных средств музыкального языка.

В стиле должны сплетаться воедино художественные нормы и традиции со свободой творческого самовыражения исполнителя. Педагог обязан знать, какими средствами достигать в ученике чувство и понимание стиля, чтобы мир композитора стал для него своим, а музыкальная речь в любом стиле была так же естественна, как и изъяснение на родном языке.

Традиционно проблемами стиля занимаются такие науки как эстетика, культурология, искусствоведение. Верное стилю исполнение – это знак душевной и духовной культуры. Не разрушая органику внутреннего мира ученика, ее нужно терпеливо и умело создавать.

Стилевой подход начал формироваться еще до того, как в музыкально-педагогическом сознании сложились представления о стиле, верность которым рассматривается как один из основных критериев качества интерпретации.

Интересна идея Целостности интерпретации, реализуемая А. Шнабелем в своей педагогической практике. Основным его утверждением является то, что невозможно понять какое-либо произведение композитора, будучи незнакомым с его творчеством в целом.

К. А. Мартинсен в своей книге пишет о том, что техника пианиста определяется его индивидуальной «звукотворящей волей». Ее характер подчинен одному из трех пианистических типов:

- классическому

- романтическому

- экспрессионистскому.

Классический тип обусловлен тщательной отделкой деталей, внимание направлено на отдельные элементы техники. Ярчайший представитель романтического типа А. Рубинштейн. В этом типе ставится во главу угла выражение поэтической идеи произведения. Спецификой экспрессионистского является стремление к объективизму через преодоление субъективизма. Экспрессионистский тип Мартинсен связывает с именем Ф. Бузони.

Считая «работу над стилем» необходимой и естественной частью педагогического процесса, музыкант должен включать в нее «раскрытие запечатленного в авторском тексте поэтического смысла сочинения, его содержательности и красоты, закономерности структуры, формы и прочих его элементов».
30.
Решение вопросов, что такое хор, что не является хором, кто такое хоровая звучность, а что является только звучанием голосов приводит в область хороведения. Здоровую, хорошую звучность создают три главных элемента. Они устанавливаются путем всестороннего изучения хоровой звучности отлично поющего хора.

Основой первого элемента является уравновешенность в силе и слитность в окраске – частный ансамбль. Ансамбль (французское слово) означает сразу, слитно, вместе и, главное, уравновешенно. Понятие уравновешенности главенствует, так как при несоблюдении в пении слитности, умения петь вместе – частного ансамбля не получится.

Именно поэтому, воспринимая общую хоровую звучность, мы не слышим отдельных певцов. Каждая партия в своем стремлении должна уравновешиваться в силе звука с другими партиями. Это уравновешивание создает равномерное звучание всех хоровых партий.

Вторым элементом хоровой звучности является хоровой строй, строй хора. Этот элемент создает гармоничность и красоту. Легкость в напряжении и звучность в мощном forte обусловлены соединением ансамбля со строем. Только тот аккорд отлично звучит, который уравновешен и выстроен, и чем он больше выстроен, тем больше в нем легкости и звучности.

Третий элемент хоровой звучности – это нюансы или оттенки. Малейшее указание дирижера должно моментально исполняться и восприниматься всеми певцами, всеми партиями, всем хором.

Ансамбль, строй и нюансы являются главнейшими и непременными элементами хоровой звучности как таковой. Данное положение – краеугольный камень в фундаменте хоровой науки – хороведении. Исходя из этих положений можно дать понятие, что хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.

По составу хора наиболее распространенными являются три главных типа:

  1. Хор женских или детских голосов (или тех и других вместе).

  2. Хор мужских голосов.

  3. Хор смешанных голосов.

Наименьшее количество певцов для каждой хоровой партии – три человека. Таким образом, для образования правильно организованного смешанного хора требуется не менее 12 певцов, распределенных по три на каждую партию. Большому смешанному хору доступна вся хоровая литература, но нужно понимать, что есть граница предельной численности коллектива, за которой звучание большого хора перерастает в шумовую звучность.

31. Нередко с понятием строя ошибочно связывают однородность голосовых тембров, красоту или силу звука. К строю относятся: правильное тонирование (горизонтальный строй) и правильное звучание аккорда (вертикальный строй).

К правильному тонированию относится сознательно обоснованное отношение к исполнению интервалов и содержанию, точное исполнение каждого звука аккорда, в результате анализа. Такие элементы интервала и аккорда как горизонтальность и вертикальность лежат в природе строя и его образуют. Правильное тонирование или горизонтальный строй можно назвать мелодическим строем.

Для изучения второго элемента строя (правильное звучание аккорда) нужно обратиться к гармонии. Аккорд, как одновременное звучание трех-четырех и более звуков, есть устремление вертикального порядка.

Правильное применение нюансов – это один из самых глубоких и сложных разделов хороведения. Нюансы должны раскрывать художественное содержание произведения и давать ему должное выражение. Французское слово nuance в переводе на русский язык значит «оттенок». Следовательно, под нюансами нужно понимать различные степени силы звука.

Изучая вопрос о правильном применении нюансов, необходимо упомянуть те средства, которые оттачивают, совершенствуют их, без которых нюансы внешне будут недостаточно точны и определены. Такими средствами являются ритм, темп и дикция. Точный темп, ясная дикция и правильный темп делают естественно-художественный нюанс живым, живые нюансы дают выражение. А выражение, в свою очередь, душа исполнения.

Хор подразделяется на:

  1. Четыре основные партии, которые делятся на девять хоровых партий, необходимых для создания смешанного хора.

  2. Четыре группы родственных голосов.

  3. Три слоя хоровой звучности.

В совокупности три подразделения образуют форму вокальной организации, называемую простой.

Главным материалом сложной формы вокальной организации хора составляют тембры, регистры и динамика. При сложной форме вокальной организации хор подразделяется на:

  • Легкую и тяжелую хоровые группы

  • Группы регистро-тембровой системы.

Регистро-тембровая система требует для своего построения не менее 81 исполнителя, которые должны обладать соответствующими тембрами и регистрами.

1   2   3   4


написать администратору сайта