Главная страница

инновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольно. Инновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста


Скачать 84.45 Kb.
НазваниеИнновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Дата15.09.2021
Размер84.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаинновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольно.docx
ТипДокументы
#232573
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7


Инновационные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Оглавление


Новые подходы к музыкальному образованию 3

Влияние музыки на формирование музыкальной культуры дошкольников 5

Основы формирования музыкальной культуры дошкольников 16

Направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры дошкольников 22

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 29

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 39

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) 43

Пальчиковые игры (музыкальные и 43

«Хор рук» 44

Игры звуками 45

Элементарное музицирование 46

Итоговая аттестация 50

Новые подходы к музыкальному образованию


Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное, связанное с неповторимым самоопределением личности.

В своей работе я использую некоторые современные технологии:

·       Здоровьесберегающая технология;

·       Элементарные формы музыкальной импровизации;

·       Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика;

·       Анимационные танцы и флешмобы;

·       Квесты;

·       Игры с инструментами;

·       Применение ИКТ.

Задачи использования здоровьесберегающей технологии:

·       Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

·       Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье

·       Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

·       Формировать положительное отношение ребенка  к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.

Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:

- песенки-распевки. Используются для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;

-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).

- пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающие воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.

-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.

- пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

-речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).

-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.

-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.

Влияние музыки на формирование музыкальной культуры дошкольников


Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.

Рассмотрим понятие музыкальной культуры детей.

Д.Б. Кабалевский [32, С. 22]музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

  • способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

  • особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

  • умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются [2, С. 8]:

  • музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах

художественной музыки, музыкальная наблюдательность);

  • музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радыновамузыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе

  • систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

  • музыкально-образного мышления и воображения;

  • накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

  • развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, т.е. эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально- оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности[41, С. 6].

В работах этих авторов велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что музыкальное развитие оказывает глубокое воздействие на общее развитие маленького ребенка. Благодаря этому формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству.

Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Таким образом, основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально- творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр [55], позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни.

Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке, а именно, что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё.

Музыкальная грамотность - это индивидуальная способность личности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки» [55, С. 48], позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она

характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

Музыка способна воздействовать на развитие творческой личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению. Так же как художественная литература, театр, изобразительное искусство – музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.Например, воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, необходимо побуждать их к сопереживанию. Так песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к обычаям и традициям народов мира, воспитывают интернациональные чувства.

Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, которые возникают при восприятии музыки, обогащают переживания детей, обогащают их духовный мир.

Воспитательные задачи во многом решаются в коллективном пении, танцах, играх, когда дети охвачены общими переживаниями, так как от участников требуются единые усилия. Они же создают благотворную почву

для индивидуального развития. Пример товарищей,общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для детей избалованных вниманием, изменение самоуверенности успешнымвыступлением других детей, служит тормозом отрицательных проявлений.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Например, исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить её. В танцах, играх уметь действовать, подчиняясь ритму музыки. Всё это совершенствует волевые качества ребенка. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями. Дети постарше осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.У шести семилетних детей наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса: способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой, большинство шестилетних детей поет без инструментального

сопровождения.

Знаменитый психолог-педагог Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего условия гармоничного развития личности называл единство

формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов [10, С. 25].

Музыка какодно из ярких средств эстетического воспитания ребенканаправлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.

Музыка как средство формирования морального облика ребенканепосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик.По мнению Выготского Л.С.генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования[10, С. 48].

Исследования феномена музыки показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки путем слушанияявляется одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение,

ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.

Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.

Современные психологи утверждают, что музыка воздействует на

общефункциональную деятельность ребенка, вызывает в нем двигательные реакции.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.

Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации.

Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей.То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих

регулирует и углубляет дыхание. «Живая» музыка сопровождала человека от рождения до конца жизни. Поразителен терапевтический эффект от музицирования. Музыкальный инструмент в руках человека – это личный психотерапевт. Психологи утверждают, что игра на музыкальных инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме).

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Все чаще педагоги используют музыкотерапию не только на музыкальных занятиях, но и на физкультурных, в часы досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельных играх.

Используя правильно подобранную музыку, можно за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Особая роль отведена классической музыке. Важно включать классическую музыку с самого раннего возраста, а ещё лучше, когда малыш находится в утробе матери. В ходе экспериментов [29, С. 15] выявлено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. Очень полезно беременным пение. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. В результате на свет появляются более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.

Особое влияние на развитие личности могут оказать серьёзные и углублённые занятия музыкой при обучении игре на музыкальных инструментах в музыкальной школе. Обучение игре на музыкальных инструментах улучшает лингвистические навыки. Ведь даже если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальном инструменте, то его занятия могут помочь ему справиться с потерей памяти после перенесённой травмы головного мозга. Музыка способна улучшать язык и память детей.

В случае серьёзного обучения музыке стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память. В ходе исследований выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т.е. обучающиеся игре на музыкальном инструменте обладают большим словарным запасом по сравнению с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. При увеличении периода музыкального обучения словарный запас становится более объёмным.

Занятия музыкой также задействуют и правое полушарие головного мозга (эмоции). Таким образом, ребёнок, занимающийся музыкой, имеет гармонично развитые оба полушария и эмоциональное, и логическое.

Человек, у которого эти полушария одинаково развиты, сильнее и успешнее других, он способен принимать творческие, обоснованные решения.

  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта