Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение Устава

  • Контрольные вопросы по ИОГП. Контрольные вопросы. Перечень вопросов для подготовки к иогп. Предмет истории государства и права


    Скачать 301.31 Kb.
    НазваниеКонтрольные вопросы. Перечень вопросов для подготовки к иогп. Предмет истории государства и права
    АнкорКонтрольные вопросы по ИОГП.docx
    Дата02.05.2017
    Размер301.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольные вопросы по ИОГП.docx
    ТипКонтрольные вопросы
    #6702
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Церковный Устав Владимира


    Церковный Устав Владимира  — источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.

    Происхождение Устава

    В древности никто не сомневался в происхождении «Устава» от князя Владимира. Впервые историк Н. М. Карамзин, ввиду некоторых хронологических несообразностей «Устава» (Владимир по «Уставу» — современник константинопольского патриарха Фотия) первым стал отрицать его подлинность .Профессор А. С. Павлов высказал компромиссную точку зрения на происхождение «Устава»:




    Письменные памятники древности могут быть подлинными в материальном отношении и не подлинными в формальном. То есть они могут содержать в себе юридические нормы, действительно принадлежащие тем законодательным авторитетам, которым приписывает их данный памятник, но само письменное изложение этих норм может быть делом другой руки, современной и позднейшей… Памятник этот (Устав), несомненно, составлялся из частных и, по всей вероятности, разновременных распоряжений Владимира по делам церкви. Некоторые из которых, именно те, в которых исчисляются суды и люди церковные, надобно думать, сделаны были еще при самом Владимире или вскоре после него. Это доказывается их языком.




    В 1926 году С. В. Юшков, изучая «Устав», пришёл к выводу, получившему признание в современной науке:




    В основе Устава… лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в995996 гг., которая была переработана в Устав в началеXI века(до1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться вXIXII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни церковных судов и церковных людей. Архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века.



    Состав Устава


    Содержание «Устава» князя Владимира можно разделить на следующие три части: вступление, установительную часть и заключение.

    Вступление


    Во вступлении говорится о крещении Руси и первой Русской митрополии, о построении князем Владимиром церкви во имя Пресвятой Богородицы и об установлении на её содержаниедесятинного сбора со всех княжеских доходов: почему и сама церковь получила название Десятинной. Во вступлении также говорится о том, что, по Номоканону, в духовные суды светская власть не имеет права вмешиваться, вместе с тем Владимир постановляет, что духовные судьи должны присутствовать в светских судах для надзора за правильною, необидною для церкви уплатой десятинного сбора с судебных доходов.

    Установительная часть


    Установительная часть содержит в себе перечень дел, по которым все граждане подлежат духовному суду, а равно, лиц и учреждений, подсудных церкви по всем делам, и постановление об отдаче торговых мер и весов в церковное ведомство. Дела, подлежащие, по «Уставу», церковному суду:

    • Дела брачные — развод, умычка или умыкание, то есть похищение невесты (языческий брачный обычай) и дела о браках в недозволенных степенях родства или свойства.

    • Дела семейные и о наследстве, а именно: ссоры супругов между собой из-за имущества, дурное обращение детей с родителями или близкими родственниками и тяжбы родственников между собой о наследстве.

    • Дела о преступлениях против веры и церкви: о чародействе и изготовлении ядов, о церковной татьбе (краже), ограблении мертвых, о совершении языческих обрядов и об осквернении храмов.

    • Дела об оскорблениях словом и действием.

    • Дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате.

    Лица и учреждения, подлежащие церковному суду по делам любого рода:

    1. лекари, так как их ремесло находилось в тесной связи со знахарством, считавшимся в те времена одним из видов языческой мудрости, преследуемой церковью, поэтому для очищения врачебного искусства от обрядов и приемов ведовства, лекаря отданы под надзор церковной власти и подчинены церковной юрисдикции;

    2. прощенники — лица, удостоившиеся чудесного исцеления от недугов;

    3. задушные люди — рабы, отпущенные на волю ради смертного часа их владельца);

    4. странники, увеченные, вдовы, получающие от церкви содержание;

    5. лица находящиеся под епитимьей;

    6. лица добровольно вышедшие из иночества.

    • учреждения церковного ведомства: монастыри, больницы и странноприимные дома.

    Заключение


    Заключение, или послесловие, «Устава» состоит из заклятия, обращенного Владимиром к нарушителям прав церкви, определяемых в Уставе:

    Аще кто преступить сиа правила, якоже есмь управил по святых отець правилом и первых царь управлению, кто иметь преступати правила си: или дети мои князи, или правнуци, или в котором городе наместник, или судья, или тивун — а имуть обидети суды церковныа или отьимати, да будуть прокъляти в сии век и в будущий о седми Събор святых отець Вселеньскых [4].
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта