истконтр. всеобщая история_Гаджиахмедов Шамиль. Контрольнокурсовая работа По дисциплине Всеобщая история Вариант 4 Тема 4 Эпоха Александра Македонского. Эллинистический мир Направление подготовки 13. 03. 03 Электроэнергетика и электротехника
Скачать 65.9 Kb.
|
Глава 2. Анализ эллинистической эпохи Александра Македонского 2.1. Эволюция государственного аппарата Македонской державы Многие элементы возникающего нового, эллинистического общества были уже налицо, когда на мировую арену выступил Александр Македонский, деятельность которого оказала влияние на все области политической, экономической и духовной жизни того времени и с которого принято обычно считать начало эллинизма. Об Александре Македонском написано громадное количество литературы; его деяния, его личность, его судьба уже в древности привлекала живейший интерес историков и философов. Особенно привлекала и привлекает внимание деятельность Александра, как полководца; его походы и данные или крупные сражения продолжают тщательно изучаться с точки зрения военного искусства. Александр, сын Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне (по македонскому календарю- конец июля) 356г. до н. э. в Пелле. Древнее предание гласит, что он родился в ту ночь, когда Геростат сжег храм Артемиды Эфесской- одно из "семи чудес света", рождение Александра. по легенде должно возместить эту утрату. Мать его Олимпиада была властной женщиной с деспотическими страстями [19, c. 143]. Первым воспитателем Александра, и воспитателем суровым, был родственник Олимпиады Леонид. С 343г. воспитателем Александра стал Аристотель, который тогда еще был прославленным философом и ученым, но уже пользовался известностью. Аристотель сумел привить своему питомцу любовь к греческой культуре и понимание ее, интерес к науке. Ахилл и Геракл стали для Александра идеальными образцами, которым он стремился следовать. Вернувшись в 340г. ко двору отца, юный Александр стал уже принимать участие в политической жизни. В 337г. Филипп отдалил от себя Олимпиаду и обручился с Клеопатрой. В связи с этим произошел разрыв между ним и Александром. Александру пришлось удалится в Иллирию. Вскоре, однако, Александр помирился с отцом. На следующий год Филипп умер. В Македонии престолонаследия в виде перехода власти от отца к сыну не было установлено здесь была возможна конкуренция между различными претендентами. Чтобы утвердится на троне, Александр перебил своих возможных соперников [18, c. 113]. Укрепив свои позиции в Греции, Александр весной 335г., чтобы обеспечить свой тыл перед походом в Азию, выступил на север, переправился через Балканы и благодаря умелой и смелой тактике разбил трибаллов. Укрепив северную границу царства , Александр повернул в Иллирию, где было начато восстание. Александру удалось одержать победу. Одержав еще ряд побед Александр все же видел свою миссию не столько в осуществлении как эллинских идей, сколько в том прежде всего, чтобы создать большое Македонское царство, расширить свои владения; а по мере того как он одержал все новые победы, идея мировой державы оттеснила и Македонию на второй план. В завоеванных и занятых городах Александр восстанавливал демократию и объявлял греческие города свободными и автономными. Завоевания Александра означали такой переворот во взаимоотношениях между победителями и побежденными , какого мир до этого не знал. Не все греческие города в Малой Азии с энтузиазмом встречали Александра и только Тир, Газа, Геликарнас, но и небольшие города оказали ему сопротивление. В процессе завоевания у Александра все больше укреплялась идея мирового господства, и старые панэллинские лозунги утратили свою актуальность, все меньшую роль играли в политике завоевания [20, c. 198]. Жестокая расправа с Фивами показала, что с самого начала на первом месте у Александра стало укрепление собственной власти для осуществления планов завоеваний на Востоке. Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам Плутарха, построил Александр на Востоке, но Александрия и Ходжент на Востоке, ставший Ленинаканом, Кандагар и Герат существуют и поныне. После победы над Дарием в 330г. Александр уже видел себя владыкой Востока и ни на какие частичные уступки не шел. В течении трех лет, преодолевая большие трудности, Александр подчинил восточные страны, укрепил свою власть теми способами, которые он применял до этого; он привлекал к себе на службу представителей местной знати, к непокорным применял жестокие репрессии, по пути своего прохождения основывал новые города- Александрии, которые должны были не только служить для него опорными пунктами, но и сблизить местное население, его экономику, быт и культуру [17, c. 67]. Больше всего трудностей доставили Александру Бактрия и Согдиана, на покорение которых он потратил два года. Военная демократия в области Средней Азии дорожила своей свободой и боролась за нее. Но в 327г. компания была завершена и Александр начинает готовится к новому грандиозному походу на Индию. Плутарх утверждает, будто Александр привел из Индии меньше четверти своего войска. В начале 324г. Александр соединился с отрядом Неарха. Возвращение было торжественно отпраздновано. Но предстояло много трудов и работ по организации государства, налаживанию администрации, реализации идей, которые толкали Александра на все новые завоевания. Александр по мере расширения своих военных операций привлекал в войско местные войсковые части. В Сузах он провел церемонию, которая должна была служить как бы символом слияния победителей и побежденных в один народ. Еще до индийского похода Александр женился на Роксане, племяннице Дария; хотя это был брак по любви, но он не мог не быть воспринят также как акт политический. В Сузах Александр организовал в один день массовые браки между македонцами и персами. Политика Александра. естественно, усилила оппозицию не только в Греции, реально утратившей свою свободу, но и среди македонцев. Им чужды были мечты Александра, его политика слияния греков, македонцев и варваров означала для них умаление их привилегий и превращение их в таких же подданных царя, какими были покоренные восточные народы. В 323г. Александр переехал в Вавилон, центр созданной им державы. Сюда со всех концов света прибывали послы и делегации с просьбами и с выражением почтения и преданности. Мировая держава, созданная Александром, должна была получить также идеологическое оформление, в тогдашних условиях- религиозное. Правда, тогда еще не было условий для создания единой религии для всех народов, населявших государство Александра; об этом не было и речи. Но культ Александра мог в некоторой степени не только дать религиозную санкцию власти царя, но и объединить всех его подданных. Но Александр не успокоился на достигнутых успехах. Его не останавливала тоска, страстная мечта о новом, неизвестном, неутолимые поиски новых путей расширения государства. Во время подготовки новой экспедиции Александр внезапно заболел в Вавилоне. Он крепился, перемогался , продолжал заниматься делами, но состояние его с каждым днем ухудшалось. На десятый день встревоженные ветераны добились допуска в покой, где лежал их умирающий полководец; они молчаливо прощались с находившемся уже в бессознательном состоянии Александром. На следующий день, 13 июня 323г. Александр умер в расцвете сил, не достигнув еще 33 лет от роду. После своей смерти Александр стал героем исторических и литературных преданий многих народов. Роман " Александр" был переведен на 24 языка. Легенды о нем вплетались в фольклор самых отдаленных друг от друга народов. Это объяснялось не только грандиозностью его державы, но и романтичностью его походов, поразительными победами, молодостью и трагичной судьбой Александра. Держава Александра распалась после его смерти. Александр пытался создать великую мировую державу, но она не устояла. Созданные Александром новые города не все оказались жизнеспособными. Но некоторые из них стали крупными экономическими центрами и сохранились до нашего времени. При этом Александром была введена единая (золотая и серебряная) монета по аттическому стандарту; это не только было выражением высшего суверенитета Александра, но содействовало также оживлению и облегчению торговых операций. Громадное значение для всего последующего времени имели географические открытия и изыскания Александра, улучшение дорог, судоходство, прокладка новых путей сообщения; все это значительно раздвинуло рамки тогдашнего мира и позволила расширить экономические и торговые связи. Греческий язык и греческая культура в результате походов Александра проникли далеко на Восток, даже туда, где власть Александра не утвердилась- в Индию, Армению. С другой стороны, восточная культура, наука, производственный опыт, особенно в отраслях хозяйства, не известных грекам. оказали влияние на греков. Особенно отчетливо влияние Востока сказывается в религиозных представлениях. Расширение географических, этнографических, естественнонаучных познаний эллинов дало мощный толчок развитию греческой науки, расцвет которой относится к периоду после Аристотеля. В результате походов Александра во всех странах, вошедших в состав его державы, создается единство производственной техники, единство военного дела и вооружений и, поскольку речь идет о греках и о народах, усвоивших греческий язык- единство языка. А между тем продолжали действовать и силы, направленные к расторжению этого объединения. Неравномерность социально- экономического развития различных частей государства Александра, пережитки примитивных отношений в самой Македонии. Прочно держалось убеждение в невозможности равенства между господами и рабами, эллинами и варварами, а на Востоке также религиозные предрассудки и теократические учреждения- все это противодействовало развертыванию и реализации тех тенденций, которые проявлялись в деятельности Александра и были обусловлены всем предшествующим историческим развитием. Возможно поэтому, что если бы Александр не умер так рано, ему самому пришлось бы стать свидетелем крушения своих грандиозных планов. Преждевременная смерть Александра лишь ускорила развитие событий, но в более скромных размерах, в соответствии с реальными возможностями, применительно к соответствию, соотношению сил в различных частях бывшей монархии Александра. При этом приемники Александра ставили перед собой нередко узкие, частные задачи; но объективно ими все же восполнялись отчасти те же задачи, какие намечены были уже Александром Македонским, походы которого были важной гранью в развитии античного мира. 2.2. Сравнительная характеристика государств Лагидов и Селевкидов эллинизм македонский средиземноморье Как говорилось ранее наиболее жизнеспособными государственными образованиями на территория державы Александра являлись Птолемейский Египет и Селевкидская держава. Для сравнения данных государств я выделил несколько критериев: структура государственного аппарата, внутренняя политика, развитие вооруженных сил и их влияние в целом на государство. Структура государственного аппарата в этих двух империя имела ряд общих черт и отличий. И у Лагидов так и у Селевкидов важную роль в управлении играли так называемые друзья - категория людей, включающая родственников, македонскую и местную знать. Все эти люди так или иначе учавствовали в управлении государством. Практически все друзья царя стали практически отдельным господствующим сословие со своей внутренней сложной стратификацией. Власть царей у Лагидов фактически оказалась переплетена с традиционной для Египта системой слегка разбавленной греческим элементом. Каждый царь династии Лагидов становился фараоном и у многих из них брали в жены либо собственных сестер, либо дочерей ближайших родственников. В отличии от Лагидов, которые всегда были фараонами Египта, представители династии Селевкидов стали царями Сирии после утраты большей части своих владении в Азии, сохранив небольшую территорию вокруг Антиохии. По Бикерману у Селевкидской державы официального названия не было, царство называли по имени царя, правившего в данные годы. Тем самым Селевкидское государство, в котором проживало множество народов, удерживалось только именем царя и армией. Это доказывается тем фактом, что большинство правителей династии умерли находясь при армии. Так впервые годы правления Антиоха 3 его полководец Ахей, захватив власть в Малой Азии, попытался захватить столицу Антиохию, но был вынужден отказаться от своих планов в связи с бунтом верной царю армии. Внутренняя политика всегда была очень важной для всех народов на протяжении всей истории. С начало рассмотрим развитие державы Лагидов. В царствование первых двух Птолемеев складываются своеобразные формы отношений между завоевателями и местным населением, намечаются основные принципы экономической и социальной политики нового эллинистического государства, оформляются податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов. Некоторые из этих документов дошли до нас, например важное постановление 261 г., касающееся рабовладения, и так называемый «Податной устав» в 257 г.в. до н.э. был временем наивысшей политической мощи царства Птолемеев. В это время Египет являлся могущественной империей, господствовавшей в Эгейском море и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I помимо Египта владел Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией. При его ближайших преемниках господство Птолемеев распространяется на южную и западную части Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, на острова Эгейского моря. Одна из особенностей птолемеевского Египта состояла в том, что полисы играли здесь значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов, которые основали множество греческих полисов. Наиболее привилегированное положение в эллинистическом Египте занимали высшие сановники, владельцы дарственной земли, военачальники наёмных отрядов. К ним примыкали местная египетская знать и жречество. Наряду со светской знатью и жречеством большую роль играли дельцы всякого рода, торговцы, судовладельцы, богатые откупщики, а также именитые граждане Александрии. В период правления Птолемеев основным условием развития и процветания хозяйства, так же являлось орошение. Создание и развитие ирригационной сети было одной из важнейших функций деспотической власти фараонов и эллинистических царей. Первые Птолемеи, заинтересованные в расширении вывоза хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, а также в обеспечении греко-македонских колонистов - клерухов землёй, с большой энергией берутся за расширение и улучшение оросительной системы и увеличение посевной площади. Среди сельскохозяйственных культур всё большее и большее значение приобретала пшеница, составлявшая около 80% зерновых культур. Тщательная прополка посевов, постоянное наблюдение за ирригацией, подбор лучших сортов семян давали возможность в некоторых местностях собирать два раза в год высокие урожаи. Практиковалась также смена культур, правильный севооборот большую роль играли бобовые растения: арак, чечевица, горох, бобы. Энергичные мероприятия были проведены для подъёма культуры масличных растений и виноградников, расширялись посадки плодовых деревьев. Значительное развитие получило в эллинистический период скотоводство. Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась, усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития: ткачество, обработка металлов, керамическое производство, обработка кожи, изготовление папирусов, служивших материалом для письма, выделка стеклянной посуды, начинающей частично вытеснять глиняную. Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, а также шерстяных и шёлковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Панополь, Фивы. Замечательны резные камни эллинистического времени. Александрийская стеклянная посуда, цветная и прозрачная, получила широкую известность за пределами Египта. Хозяйственный подъём в странах Восточного Средиземноморья в конце IV - начале III в. привёл к оживлению обмена и развитию денежного обращения. Египет занял ведущее положение в торговле наряду с царством Селевкидов и островом Родос. В обширных земельных владениях и многочисленных мастерских, принадлежавших царю и знати, производилось огромное количество продуктов, в значительной мере направлявшихся на рынок. Александрия - крупнейший центр городской жизни нуждалась в снабжении продовольствием и, в свою очередь, вывозила изделия своих ремесленников. Ввоз и вывоз товаров строго регламентировались правительством. Каждое из крупных эллинистических государств стремилось завоевать преимущественное положение в международной торговле. Египет нуждался в строевом лесе Финикии, в рабах Сирии, в металлах Малой Азии и в изделиях Эллады. Оттуда в Египет направлялись большие партии рабов, строевой лес, медь, пурпурная краска, мрамор, вино, мебель, скот и многое другое. С другой стороны, на изделия египетских ремесленников стеклянную посуду, прекрасные льняные материи, мази, папирус и зерно был большой спрос во всех средиземноморских странах. Издавна Египет поддерживал обмен с югом: Эфиопией Суданом. Птолемеи систематически посылали в Эфиопию особые экспедиции для охоты за слонами. Оттуда же везли ценные сорта дерева, золото, рабов. Торговля сопровождалась нередко набегами, захватом добычи. Одновременно развивается морская и караванная торговля Египта с Аравией и Индией, в особенности в годы правления Птолемея II, когда канал вновь соединил Средиземное море через Горькие озёра с Красным морем. На побережье Красного моря были основаны новые гавани. Тогда греки ещё не решались пересекать это море и выплывать в открытый океан. Поэтому посредниками в торговле Египта с Индией были южноарабские купцы, доставлявшие оттуда слоновую кость, ароматические вещества, ткани и другие товары. Развитие обмена требовало налаженного монетного дела, Птолемеи чеканили монеты из золота, серебра и меди. Главной единицей в денежной системе Египта была серебряная тетрадрахма. Внутри страны в широком обращении была и медная монета. Хозяйственному обороту способствовала целая сеть государственных трапез в Александрии, в административных центрах номов, даже в комах - деревнях. Развитие товарно-денежных отношений был тесно связан с ростом рабовладения, имевший место в эллинистического Египте. Рабский труд применялся в горном деле и в известной мере в ремесле и в сельском хозяйстве. Особенно тяжела была участь рабов, работавших в рудниках и каменоломнях. В сходном с ними положении находились государственные должники и преступники. Труд рабов применялся также в больших имениях. У чиновников, военных колонистов число рабов также было довольно велико. Крупными рабовладельцами были храмы, которые получали значительные доходы от эксплуатации труда храмовых рабов - гиеродулов. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях. Крупными работорговцами были сами Птолемеи. Для Египта, как и для других эллинистических государств, было характерным сохранение наряду с развитым рабовладением старинных форм рабства: самопродажи свободных людей, долгового рабства и других прелестей жизни Восточного общества. Для Египта на протяжении всей его истории определяющее значение имела верховная собственность государства на основные средства производства, главным образом на землю. Птолемеи в этом отношении являлись преемниками фараонов. В документах эллинистического времени земли делились на несколько разрядов по степени их плодородия и с точки зрения владельческих прав. По характеру владения основной разряд составляла «царская земля», находившаяся в непосредственном ведении царской администрации. Юридически царь являлся единственным собственником всей земли, и, в сущности, вся земля Египта была царской, но из неё выделялись категории земель, отличавшиеся от собственно царской земли. Это были земли «уступленные» - в их состав входили земли храмов, клерухов - «дарственная земля». Земля храмов считалась принадлежащей богу, но государство сохраняло верховные права и на эту землю так же, как и на участки воинов. Дарственными землями владели высшие представители знати. Наконец, по отношению к некоторым земельным участкам устанавливалось более прочное владение, например в тех случаях, когда частные лица на необработанной ранее земле производили посадки плодовых деревьев или виноградной лозы. Процесс развития земельных отношений шёл в направлении роста уступленной земли, её постепенного выделения и расширения за счёт царской земли. Основными работниками в сельском хозяйстве были лаой, или «царские земледельцы», как их называли в Египте. Крупное землевладение сочеталось с мелким землепользованием. На царской земле, в крупных имениях частных владельцев и храмов практиковалась раздача мелких участков земли царским земледельцам. Их отношение к государству и к частным лицам формально представляло собой наследственную аренду, определявшуюся арендным договором. Но эта форма была лишь видимостью свободного договора: за ней скрывалось совершенно зависимое положение царских земледельцев; вместе с тем она открывала широкую возможность усиления эксплуатации лаой далеко за пределы сложившихся испокон веков норм. Все сельскохозяйственные работы контролировала и регулировала царская администрация, которая указывала, чем и когда крестьянин должен засевать свой участок, и следила за выполнением работ. Когда урожай был собран, царские земледельцы должны были прежде всего уплатить государству так называемую арендную плату натурой и все другие причитавшиеся с них сборы. Земледельцы сохраняли ещё общинную организацию, в существовании которой правительство было заинтересовано по фискальным соображениям: община отвечала за исправное несение её членами государственных повинностей. Члены общины не имели права оставить свою работу и переселиться в другую местность: покинувшие свои комы подлежали принудительному возвращению. Занятие земледелием обычно передавалось от отца к сыну. Царские земледельцы в принудительном порядке привлекались к ежегодным работам по ремонту каналов и плотин. За счёт местного населения происходило снабжение царя и его многочисленных чиновников во время их поездок. Царские земледельцы не подлежали обычной юрисдикции: их дела разбирала местная администрация в лице так называемых экономов. На условиях жизни и труда лаой отразились и вековая практика восточной деспотии, и развитие рабовладения в период эллинизма. Население комы не было однородным. Рядом с земледельцами, арендовавшими участки царской земли, жили бедняки, которые не вели никакого самостоятельного хозяйства, работали подёнщиками и использовались на государственных работах. Положение ремесленников, работавших в царских мастерских, во многом напоминало положение царских земледельцев. Они также подлежали административной юрисдикции, были прикреплены к мастерским, в которых работали, их деятельность на каждом шагу тщательно контролировалась администрацией. В египетском ремесле применялся преимущественно свободный труд, но «свобода» эта, как правило, оказывалась призрачной: в тех отраслях, которые составляли царскую монополию, средства производства принадлежали государству, и фактически ремесленники полностью зависели от царской администрации. Наряду с крупными мастерскими, которые находились в руках царской администрации, жрецов и владельцев дарственных земель и в которых иногда использовались рабы, существовало много мелких ремесленников, работавших в небольших мастерских или бравших работу на дом. Ремесленники объединялись в союзы, члены которых сходились на общие обеды, имели своего бога-покровителя, платили взносы в общественную кассу. Унаследованная от фараонов система государственного хозяйства была расширена и усовершенствована эллинистическими царями. Для Птолемеев и их окружения Египет был прежде всего источником обогащения и наживы. Извлечение и присвоение прибавочного продукта - результата труда всего трудового населения страны - такова была цель государственного хозяйства, служившего одновременно формой организации господства рабовладельческого класса. Система государственного хозяйства охватывала различные сферы экономики Египта. Наибольшее значение и в этом отношении имело сельское хозяйство. В казну шли многообразные денежные и натуральные поступления от населения царской земли и от населения других категорий земель. Всем землям и тому, что производилось на них, вёлся строгий учёт с фискальными целями. Ежегодно составлялись обширные земельные описи, в которых отмечались состояние земель, размеры участков, их качество, имена владельцев, доходность, характер культур и так далее. Особенно строго регламентировались зерновое хозяйство и посевы масличных культур. Собранное зерно поступало в царские склады и затем отправлялось по Нилу в Александрию, откуда в громадных количествах вывозилось почти во все средиземноморские страны. Другой доходной статьей была сдача в аренду земледельцам царского скота и пастбищ. В государственном хозяйстве огромное значение имела система откупа - аренды у государства частными лицами. Эта система применялась в сельском хозяйстве и в ремесле, в использовании различных доходных должностей и при организации сбора податей. Предпочтение отдавалось тому, кто предложит большую сумму. Нередко образовывались целые компании откупщиков, соединявших для этой цели свои средства. Царские чиновники следили, чтобы деятельность откупщиков не принесла какого-нибудь ущерба казне. В эллинистическом Египте несравненно большее значение приобрели государственные монополии, позволявшие царю концентрировать в своих руках доходы многих отраслей ремесленного производства. Эксплуатация населения посредством податной системы достигла в государстве Птолемеев громадных размеров. Податная система была очень сложной, существовали различные группы налогоплательщиков, заметно отличавшиеся друг от друга по своему хозяйственному и юридическому положению. Были налоги, общие для всех, и налоги, выплачиваемые сравнительно узкими категориями населения, налоги постоянные и временные, прямые и косвенные. Налоги взимались как в натуральной, так и в денежной форме, причём постепенно увеличивалось значение денежной формы налога. В этой системе резко проявлялась классовая структура эллинистического Египта: главными налогоплательщиками были люди, занятые физическим трудом. От поголовной подати были освобождены лишь привилегированные группы эллинов и жрецы. Главный доход с земли поступал в форме арендной платы с царских земледельцев. Но были и собственно земельные налоги и ряд мелких сборов, связанных с земледельческими работами: особые сборы на поддержание в исправности ирригационных сооружений, за просев муки в царском амбаре, за измерение земли. Ткачи, кожевники, золотых дел мастера, красильщики и другие ремесленники платили за право занятия ремеслом, а также процент с выручки. Был ряд налогов местного и специального характера. Население содержало обширный бюрократический аппарат Птолемеев: существовали особые сборы на оплату расходов канцелярии, на содержание стражников и пр. Все подвластные Птолемеям территории уплачивали в их казну значительные суммы налогов и податей в денежной и натуральной форме. Кроме прямого обложения обильным источником доходов служило косвенное обложение. Податная система тяжёлым бременем ложилась на население государства Птолемеев, а произвол и злоупотребления чиновников ещё более увеличивали это бремя. На эксплуатации рабов и лаой основывались крупные хозяйства аристократии, владельцев обширных дарственных имений. Главную роль в хозяйстве играли зерновые культуры. Часть зерна шла на оплату работникам и на другие расходы, часть - на продажу. Большое значение имела культура масличных растений: сезама, кротона и др. Особое внимание уделялось виноградникам и таким плодовым деревьям, как маслина, айва, смоковница. В имении проводилась очистка участков, поросших кустарником и тростником, приобретались лучшие сорта винограда, пшеницы, а также лучшие породы скота. Скота было много; его держали для полевых работ, для транспорта, для убоя, для получения шерсти, кож. Главной опорой Птолемеев были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты, к ним по своим социальным интересам примыкало и египетское жречество, обладавшее землями и другими видами богатства. Значение жречества в эллинистическом Египте, его социальное и политическое влияние основывались на экономической мощи храмов, на прочной организации жрецов, на их власти над умами населения. Птолемеи в некоторых отношениях урезывали самостоятельность жречества, но поддерживали его, как социальную силу, проявляя по отношению к нему исключительную щедрость. Уже при Птолемее I был установлен культ нового бога Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Почитание Сараписа вскоре широко распространилось среди египетского и греческого населения. Храмы были крупными хозяйственными центрамиКроме «священной земли» храмы использовали и ту землю, которую верующие посвящали богу, и иногда ещё приарендовывали более или менее крупные участки. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. Жречество в эллинистическом Египте составляло многочисленную и стройно организованную корпорацию. Во главе храма стоял архиерей, или эпистат, представлявший местное жречество в сношениях с правительством. Обеспечивая Птолемеям свою поддержку, жрецы требовали определённых уступок от центральной власти. По отношению к выступлениям народных масс жречество занимало резко враждебную позицию. Имело место введение царского культа, начиная с единого царя Александра. В эллинистический период продолжали существовать древние административные и религиозные центры. Многие египетские города были также торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления. В Египте было лишь три полиса - Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Граждане их - привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения - составляли городскую общину и объединялись в филы и демы. В Навкратисе и Птолемаиде они выбирали совет города и ряд должностных лиц. В Александрии - столице государства - городского совета не было. Здесь помимо македонян и греков жили также фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и конечно сами египтяне. Это многочисленное разноплеменное население, за исключением египтян, лишённых каких-либо политических прав, объединялось по этническому признаку в своеобразные общины с некоторыми органами самоуправления, независимые друг от друга и подчинённые царской администрации. Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, резиденцией царского двора, центром ремесла, торговли, культуры. Она была расположена на важных путях сообщения. «Это единственное во всём Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что всё легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок», - писал географ Страбон. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, грузились и выгружались разнообразнейшие товары. На острове Фарос, с которым Александрия была соединена длинной насыпью, был выстроен зодчим Состратом Книдским знаменитый маяк вышиною более 100 м. Этот маяк в древности считался одним из чудес света. По улицам Александрии двигалась разноплемённая толпа, слышался говор на разных языках. Нередко в город прибывали посольства, иногда из отдалённых стран: из Италии, с северного побережья Понта. Город был построен выдающимся архитектором Дейнократом из Родоса по стройному плану. Его длинные прямые улицы не были похожи на улицы старых греческих городов. Александрия делилась на пять кварталов. В царском квартале были расположены дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан. Александрия была величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся учёные, поэты, художники и архитекторы того времени. Селевкидская держава в отличии от более монолитного Египта состояла из областей с различным языковым и культурным составом. Ей безусловно было труднее управлять. Эта многонациональность состава, не позволяет дать Селевкидской державе какое-нибудь официальное название. Сами цари не дали никакого наименование своего государство. Судя по труду Бикермана государство называли владение того или иного царя. Название Сирия было введено когда основные владения Селевкидов были утеряны, и осталась собственно только Сирия. От распада государство удерживало только персона царя. Тем самым царская власть имела персональный характер, и был воплощением закона в живом теле. Царскую власть получали люди не по происхождению, а по способностям управлять государством и армией. Так царскую диадему диадохи на себя одели, только после каких либо удачных действий. Например, Селевк стал царем после возращения Вавилона, а Птолемей после пресечения попытки Антигона вторгнутся в Египет. Доказательством такого характера власти может быть отказ Селевка отчитываться перед Антигоном за управление Вавилоном. Селевк аргументировал свои права тем, что получил Вавилон в благодарность от войска и Антигон не царь, чтобы перед ним отчитываться. Эти факты говорят о сходстве между Лагидами и Селевкидами. Налоговая система Селевкидов имела свои особенности. Наряду с главным общегосударственным налогом - форос, существовали ряд местных налогов. Например, соляной налог в Вавилоне. Кроме того царь мог вводить в случае необходимости дополнительные налоговые поборы: галатские деньги - видимо деньги, предназначенные для уплаты наемникам. Форос являлся коллективным налогом, его выплачивали главы общин от имени этой общины. Так же существовали и подушные налоги. Доказательством этого могут служить письма царей городам, где цари освобождали города от подушных податей. Имело место таможенное налогообложение, которое было особенно важным, если учесть факт о экономически выгодным расположением государства. С сельскохозяйственных земель Селевкиды так же получали доходы. Здесь фиск представлен прежде всего рентой - налогом на продукты сельского хозяйства. Также как у Лагидов финансами ведели особые государственные органы, руководимые начальниками доходов или диойкетами. В этом плане Селевкиды и Птолемеи сходны. Стратификация Селевкидского общества невероятно сложна сама по себе. Царская власть помимо перечисленного было обусловлена еще и наличием царского культа. Выше всех стоял царь - олицетворение закона. Дальше шел царские придворные, которые имели довольно обширную и сложную системы градаций. Во двор царя входили члены семьи, без влияния на родственные связи с царской фамилией. Ими могли стать талантливые администраторы или военноначальники. Следующим звеном были друзья царя - также как и с членами семьи, принадлежность к этой категории больше зависело от личных умений, чем благородное происхождение. Среди обычного народа особыми привилегиями обладали эллины Последнем критерием для сравнения является армия. В целом изменений после завоеваний Александра произошло немного, но все же из - за удаленности от старых военных центров, представители Лагидов и Селевкидов уделяли много внимания на развитие своих вооруженных сил По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении: воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране и пр. Основным средством обеспечения военной службы в Египте была земля. Система наделения воинов земельными участками применялась в Египте и государствах Передней Азии ещё во II тысячелетии до н.э. Участки предоставлялись воинам не в полную собственность, а лишь как временное и условное владение. Основы этой системы сохранились и в эллинистическом Египте, хотя и с некоторыми изменениями. Прежде всего изменился этнический состав воинов: местные воины - махимой - потеряли прежнее значение и очутились в худшем, чем прежде, положении. Наделение воинов различных разрядов землей было тесно связано с социальной и экономической политикой Птолемеев. Одним из центров военной колонизации был Фаюм, далее шла линия военных поселений от Мемфиса к югу. Земля, предоставляемая воинам за их службу, оставалась царской и могла быть отобрана царём. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. |