Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ МАСС-МЕДИА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  2011 г. С.Л. Уразова

  • Какие же факторы позволяют разным типам медиа конвергироваться и интегрироваться

  • CONVERGENCE AS A FACTOR IN THE VIABILITY OF MASS MEDIA IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: A THEORETICAL ASPECT S.L. Urazova

  • Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде


    Скачать 265.39 Kb.
    НазваниеКонвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде
    Анкорmedia
    Дата12.05.2021
    Размер265.39 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkonvergentsiya-kak-faktor-zhiznesposobnosti-mass-media-v-tsifrov.pdf
    ТипДокументы
    #203855

    Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде
    287
    Научно-технический прогресс, новая ин- формационно-коммуникационная среда оказы- вают воздействие на все области человеческой деятельности, но особенно это влияние прояв- ляется в сфере медиа, подвергая средства мас- совой информации кардинальным изменениям.
    Внедрение цифровых технологий (компьютер- ных, вещательных, телекоммуникационных) повлекло за собой масштабные преобразования как медийных структур, так и медиарынка в целом, где ведущими становятся процессы кон- вергенции и интеграции. Для уточнения опре- делимся с понятиями. Конвергенция (от лат. convergere – приближаться, сходиться) означает
    «схождение», «сближение», что в контексте медийных реформ обеспечивает разным типам
    СМИ новое взаимодействие с учетом их орга- низационно-структурного сближения или пол- ного слияния, формирование новых управлен- ческих методик для оперативного создания ори- гинального информационного продукта с целью его размещения в разных медийных средах, за- хвата внимания потенциальной аудитории. В теории масс-медиа «конвергенция» обозначает появление нового качества в результате разви- тия и интеграции технологий распространения
    СМИ, диагонального объединения медиакомпа- ний [1, с. 356]. Интеграция (от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный) обозначает процесс или действие, результатом которого является целостность состоявшегося объедине- ния [2, c. 181], что при преобразовании медий- ных структур свидетельствует об их углублен- но-целостном взаимопроникновении на всех направлениях деятельности, включая отлажен- ность функционирования новой сложившейся системы, достижение оптимальных результатов.
    Процессы конвергенции и интеграции, тесно связанные между собой, не тождественны и различаются, так как характеризуются не толь- ко каузальной детерминированностью по отно- шению к условиям протекания каждого из них, но и качествами развивающихся форм, отобра- жается в них и синергетический характер этого явления. Уточним, однако, лишь направлен- ность этих процессов и то, что сущность кон- вергентно-интеграционной тенденции в начале
    XXI века определяет реформы медиа, обеспечи- вая выживание и функционирование журнали- стики как социального института. В этой связи возникает необходимость пересмотра ряда тео- ретических основ, практических методов жур- налистской деятельности. В контекст вписыва- ется и образовательный процесс: подготовка кадров новой формации строится на освоении универсальных профессиональных навыков для работы в разных медийных средах. Отметим также, что проблема конвергенции и интегра- ции СМИ недостаточно исследована, хотя на эмпирическом уровне эти процессы получили практическое применение как за рубежом, так и в России.
    УДК 070
    КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ МАСС-МЕДИА
    В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
     2011 г.
    С.Л. Уразова
    Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Москва svetlana.urazova@ipk.ru
    Поступила в редакцию 23.08.2010
    Анализируются процессы конвергенции и интеграции, развивающиеся под воздействием цифровых технологий, становления цифровой медиасреды. Реструктуризация медиарынка стимулирует медий- ные структуры кардинально перестраиваться, диктуя изменения в организационно-управленческих процессах, способствуя освоению журналистами новых профессиональных навыков в связи с модер- низацией языка СМИ.
    Ключевые слова: конвергентная редакция, интеграция СМИ, средства массовой коммуникации, мультимедийная цифровая среда, цифровые технологии, модернизация языка СМИ.
    Единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширять- ся…– это эфир, иными словами – медиа. …Непрерывно расширяющиеся ме- диа стали настоящей средой обитания… Это новое пространство называется инфосферой.
    Д. Рашкофф
    Филология
    Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), с. 287–293

    С.Л.Уразова
    288
    Идущие в медийной сфере преобразования закономерны, они обусловлены построением информационного общества, в условиях кото- рого информация, массовые контент- и сервис- услуги превращаются в товарный продукт, что предопределяет стратегическую и тактическую направленность функционирования не только масс-медиа, но и мирового общественного раз- вития на новом цивилизационном витке. По- этому еще на стадии диверсификации (от средн. лат. diversificatio – изменение, разнообразие) – этапе, предваряющем появление цифровой сре- ды, – медийный рынок апробирует противопо- ложные процессы, в частности, возможности конвергенции и интеграции. С учетом законов диалектики традиционные СМИ также эволю- ционируют, их развитие следует понимать как процесс смены этапов – от низшего к высшему, т.е. как движение от устаревших форм к новым в рамках закономерных трансформаций во вре- мени. Таким образом, СМИ постепенно совер- шенствуются, что следует рассматривать как их переход из количества в качество, а в иных слу- чаях и в обратном направлении. Опираясь на эти теоретические положения, можно выявить ряд характеристик, обусловливающих измене- ния на медиарынке, иллюстрирующие причин- но-следственную связь возникновения конвер- гентных и интеграционных процессов:

    Мономедийная среда традиционных
    СМИ (печатные, телевидение, радио, информ- агентства) заменяется средой цифровой, муль- тимедийной, где «соседствуют»/конкурируют традиционные СМИ и новые медиа (интернет- издания, IPTV, интернет-вещание, мобильное
    ТВ), включая блоги (народная журналистика), иные мультимедийные средства передачи ин- формации, в том числе экранной площадной культуры (площадные экранные панно, малые экраны в помещениях), представляющие собой новый вид распространения информационного продукта [3];

    Изменяется название медиа: средства массовой информации (СМИ), чей базисный признак фокусировался на сборе информации, ее обработке, распространении, утверждаются как средства массовой коммуникации (СМК), что точнее отражает природу медиа, конкретизи- руя их основную функцию – обеспечение ком- муникации с обществом для его развития;

    Цифровые технологии (их замена проис- ходит каждые 2–3 года) способствуют ускоре- нию ритма жизни, стимулируя медийные орга- низации, медиарынок к изменениям: медийный и телекоммуникационный секторы начинают интегрироваться, вовлекая в процесс сектор бы- товой техники, информационные технологии; в результате рождается новый тип интегрирован- ного рынка, где мультимедийные услуги и сете- вое обслуживание доминируют;

    Нарастает процесс массовизации общест- ва: проявившийся в период возникновения пе- риодической печати, он постепенно усиливает- ся в связи с появлением радио, кино, телевиде- ния, а теперь и Интернета, мобильной связи, способствуя сегментации аудитории, усилению конкуренции медийного бизнеса;

    Возникновение «народной журналисти- ки» (цифровая техника стимулирует массы к созданию, распространению информационного продукта – текстов, фото, видео, блогов, сайтов) снижает профессиональные требования к стан- дартам в журналистике, нивелируя статус жур- налистской профессии в целом;

    Интерактивность (новая форма коммуни- кации), один из признаков цифровой среды, из- меняет взаимодействие СМИ с аудиторией: из безликой массы она превращается в конгломе- рат индивидов, что заставляет СМИ выстраи- вать персонализированные связи с целью при- влечения внимания к своей структуре;

    Власть потребителя медийной продукции многократно возрастает: он активный участник информационного процесса; ускорение ритма производства, конвейерность при выпуске про- дукта медиа (на ТВ это телесериалы, реалити- шоу и т. д.) перемещает главного стейкхолдера в центр медийных процессов, и он начинает предъявлять свои требования к производителям продукции СМИ;

    Процессы глобализации (в них включены национальные индустрии СМИ, медиаструкту- ры) изменяют под воздействием цифровых тех- нологий параболу распространения информа- ционного продукта, размещающегося отныне как в региональном (локальном) и националь- ном поле, так и в глобальном информационном пространстве;

    Рекламный рынок диверсифицируется, стремясь завладеть наиболее массовой аудито- рией, появляются новые формы рекламы; при- оритет отдается экранной рекламе.
    Основываясь на этих характеристиках, опи- раясь также на методологический принцип
    Ф. Уэбстера для анализа степени вхождения цивилизации в информационное общество (ме- тод основывается на оценке ситуации по сово- купности пяти основополагающих векторов развития – технологического, экономического, пространственного, профессионального и куль- турного) [4, c. 15], можно сформулировать ха- рактерные признаки цифровой медиасреды. Это ускорение и обновление (технологический век- тор); конвергенция и интеграция СМИ на фоне

    Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде
    289
    сегментации аудитории, роста конкуренции ме- диа (экономический вектор); информатизация и массовизация общества на основе расширяю- щихся возможностей информационного про- странства (пространственный вектор); универ- сализация профессиональных навыков журна- листов в связи с модернизацией языка СМИ при создании разного вида коммуникаций с учетом роста визуализации, приоритета персонализа- ции связей с аудиторией (профессиональный вектор); формирование коллективного сознания с учетом национальной идентичности и соци- альной стратификации (культурный вектор).
    Следует подчеркнуть: процессы конвергенции и интеграции затрагивают все направления разви- тия СМИ, но технологический вектор домини- рует, способствуя качественным преобразова- ниям медийных организаций.
    Хотя процессы конвергенции и интеграции впервые обусловливают развитие СМИ, в науч- ном обороте термин «конвергенция» не нов, он используется в биологии, этнографии, языко- знании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимного уподобления. В 1960–
    1970-е годы его характеристики стали осново- полагающими при формировании теории кон- вергенции, согласно которой политически и социально дивергентные системы – капитализм и социализм – получают возможность сближе- ния [5, c. 258–259]. Предполагалось, что это должно привести их к созданию социальной системы смешанного типа, выстраивающейся на интернационализации экономической, поли- тической и социальной деятельности. Видные представители теории Дж. Голбрейт, П. Соро- кин (США), Я. Тинберген (Нидерланды),
    Р. Арон (Франция), Дж. Стрейчи (Великобрита- ния). Важная роль в теории конвергенции отво- дилась научно-техническому прогрессу, стиму- лирующему процессы сближения (У. Ростоу,
    США; Я. Тинберген, Нидерланды). Теория кон- вергенции нашла отражение в теории постинду- стриального общества (Д. Белл «Конец идеоло- гии», 1962), основывающегося на технологиях знаний и информационной индустрии как двух составляющих будущей экономики. С 1970-х годов термин «конвергенция» используется для интеграции информационных и коммуникаци- онных технологических устройств (компьюте- ров, телефонов, телевизоров). В конце 1990-х, когда мировым сообществом была признана глобальная модель многопрограммной цифро- вой интерактивной ТВ-системы (ныне её осваи- вают национальные индустрии вещания), на- чался «захват» Интернетом потребительского рынка, процессы конвергенции перемещаются в сферу медиа, характеризуя изменения на техно- логическом и других направлениях: экономиче- ском, пространственном, профессиональном, культурном.
    За рубежом подходы к конвергенции в ме- дийной сфере появились в 1980-е годы: падение тиражей, наступление новых технологий выну- дило «бумажную» прессу вести поиск опти- мальной бизнес-модели, но мешал, с одной сто- роны, скептический настрой по отношению к переменам в журналистской среде, с другой – несовершенство технико-технологического ос- нащения редакций объединенного типа. Первый этап поиска обречен на провал, что закономер- но, так как предпосылки для создания конвер- гентной редакции еще не сложились. В 1980-е годы на медиарынке функционируют еще СМИ традиционного типа, а сам медиарынок разви- вается в русле диверсификации. Но в 1990-е годы медийная среда совершенствуется: появ- ление цифровой матрицы технико-технологи- ческой платформы, прежде всего в сфере ТВ как наиболее технологически сложного СМИ, быстрое развитие компьютерных, телекомму- никационных технологий способствуют дина- мике изменений в области печатных и аудиови- зуальных СМИ, а в профессиональном сообще- стве возникает потребность в осознании назре- вающих тенденций. Немногие компании всерь- ез воспринимают инновационные процессы, хотя некоторые пытаются в них встроиться: например, Reuter в те годы репозиционируется как провайдер мультимедийного цифрового контента. Таким образом, речь идет уже не только об организационно-структурном сбли- жении медиакомпаний, но и о слиянии различ- ных форм медийного продукта, где «мультива- риативность» становится ведущим свойством.
    Именно в 1990-е годы зарубежные медийные компании (печатные, вещательные и онлайн-
    СМИ) начинают осознавать потребность в сближении с целью выживания, хотя модели управления такой объединенной структурой пока не существует. На этом этапе ведется по- иск усовершенствования традиционных моде- лей, позволяющий, однако, выявить схожие признаки деятельности и производства разных типов СМИ, что придает процессу сближения медиа б
    о
    льшую интенсивность. Это тематика медийного продукта, сбор информации (форми- рование объединенного тематического банка данных); потребность в мультивариативных формах информационного продукта с учетом разнообразия языка СМИ (его расширение и распространение в рамках сетевой платформы); принципы привлечения внимания аудитории
    (PR- и маркетинговые структуры); методы рас- пространения рекламы с учетом увеличения ее

    С.Л.Уразова
    290 площади, объемов (кросс-медийная реклама); стремление к росту капитализации медийной структуры при сокращении издержек (кросс- промоушн медийной организации конвергент- ного типа).
    Осознание этих параметров, присущих всем типам СМИ, активизирует процесс сближения, позволяя смоделировать более или менее опти- мальную систему взаимодействия медийных структур, где ведущим условием функциониро- вания становится мотивация журналистов к ос- воению универсальных профессиональных на- выков. Этот второй этап сближения медиа клас- сифицируется как «конвергенция». (Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) в ап- реле 2007 г. презентовала, в частности, на своей конференции по данной теме доклад Х.А. Гине- ра Innovation International Media Consulting
    Group, «От медиакомпании к информационно- му центру/«двигателю информации») [6]. Про- блемы этого периода: недостаток финансовых средств, индивидуализм журналистов, отсутст- вие современных мультимедийных редакцион- ных систем, законодательные ограничения (за рубежом, к примеру, разрешалось владеть не более чем одним типом медиа), конфликт ин- формационной и развлекательной культур.
    В 2000-е годы за рубежом начинается этап интеграции СМИ, основанный на синергии их взаимодействия. В эпицентре реформ – быстро развивающийся Интернет, интернет-СМИ, на- чавшие завоевывать потребительский рынок, требующие обновления контента в виртуальном пространстве при разнообразии форм его пред- ставления, активной информационной страте- гии в целом. На повестке дня медиа – основной вопрос: как управлять объединенной, конвер- гентной редакцией? Несмотря на неудачи, сближение СМИ с целью интеграции продол- жается: более 100 газетных компаний мира (в их числе The Financial Times (1999 г.), Gardian
    (2000 г.), испанская, аргентинская, доминикан- ская, колумбийская, панамская пресса и т.д.) избирают этот путь развития. Инертность в профессиональном сознании еще превалирует, отсутствие универсальных навыков у журнали- стов для работы в разных средах (интернет-
    СМИ, печатные издания, газета, журнал, теле- видение, радио) тормозит инновационные про- цессы. Но конвергентно-интеграционное разви- тие продолжается, формулируются первые под- ходы к созданию мультимедийного продукта, содействие процессу оказывают цифровые тех- нологии. Ньюсрумы – журналистский инстру- ментарий – модернизируются, стимулируя сближение и взаимопроникновение разных ти- пов СМИ; их разновидности предстают в не- скольких вариациях. Это 90-градусный ньюс- рум, когда традиционные журналисты (из пе- чатных или электронных СМИ) готовят мате- риалы для интернет-сайтов (это конвергенция со- держания при недостатке средств); 180-градусный ньюсрум, объединяющий несколько типов ме- диа, часть содержания которых интегрируется, а новостные пакеты включают информацион- ный продукт разных форм. Большая часть сете- вого содержания состоит из текста и фото со ссылкой на другие статьи, базы данных, видео- клипов, опросов (на этом этапе проявляются признаки организационной культуры конвер- гентной редакции); 270-градусный ньюсрум, когда происходит интеграция разных типов
    СМИ: ТВ, радио, интернет-СМИ, печати, – осуществляется ежедневное сотрудничество, проводятся совместные заседания, реализуется общий доступ к базе данных, архиву, а интегра- ционный процесс развивается двусторонне: сверху вниз и снизу вверх; 360-градусный ньюсрум – органично работающая медийная структура, предстающая в виде целостной сис- темы, ориентированная на оперативное созда- ние мультимедийного продукта, его распро- странение, имеющая свою философию, концеп- цию развития, оригинальную бизнес-модель, где учтены все векторы основных процессов; обладает признанной репутацией, постоянной аудиторией.
    Как полагают зарубежные аналитики, 360-гра- дусного ньюсрума пока не существует, и сужде- ние это обоснованно. Процессы конвергенции и интеграции в сфере медиа находятся в стадии становления, тогда как гармонизация медийных структур, достижение ими наивысшей точки взаимопроникновения возможны при следую- щих условиях. Во-первых, при разработке ори- гинального концепта с учетом стратегии и так- тики развития, где базисом являются общие принципы и правила функционирования масс- медиа. Во-вторых, при наличии сознательной мотивации топ-менеджмента, журналистов ком- пании к обучению, приобретению универсаль- ных профессиональных навыков, что предпола- гает корректировку устоявшегося, во многом стереотипного профессионального мышления в сторону прогрессивного мировоззрения, позво- ляющего осознать как инновационный характер медийных преобразований, так и изменений в обществе на современном этапе.
    Необходимость выживания предопределила и реформирование российских СМИ, которые, ступив на путь конвергенции и интеграции в
    1990-е годы, не осознавали на тот момент сущ- ность этих процессов, что вполне объяснимо.
    Начало 1990-х годов в России – этап разгосу-

    Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде
    291
    дарствления российской экономики, ее переход к концепции рынка, где существование бизнес- стуктур, в том числе российских СМИ, опреде- ляют рыночные механизмы. На медиарынке в те годы наблюдается интуитивно-хаотичное соз- дание традиционных СМИ коммерческого типа
    (периодическая печать, телеканалы, радиостан- ции, ИА); многие коммерческие медиакомпа- нии, сформировав один тип структуры и начи- ная ее развивать, создают иные информацион- ные подразделения, затем преобразующиеся в медийный холдинг. Такое интуитивное укруп- нение медиабизнеса в России определялось фактором жизнеспособности неокрепших ком- мерческих медиаобразований, которые, по сути, олицетворяли собой прототип медийной струк- туры конвергентного типа. Развитие Интернета в России, а также активное создание в конце
    1990-х годов интернет-СМИ заставляют рос- сийские традиционные масс-медиа обратиться к виртуальному пространству. В те годы сайты медиакомпаний классифицируются как визит- ные карточки, и только в начале 2000-х годов эти виртуальные представительства трансфор- мируются в полноценный информационный ресурс. А спустя несколько лет модернизирую- щийся медиарынок приводит российский ме- диабизнес к осознанию преимуществ конвер- гентной редакции; среди первых – РИА «Ново- сти», создавшее в течение одного месяца (ян- варь 2008 г.) мультимедийную ленту новостей в разнообразных формах (текст, фото, иконогра- фика, карикатура, видеоролик), где события освещаются не последовательно, а параллельно; и интегрированный ньюсрум – модель конвер- гентной редакции, ориентированная на гло- бальную сеть. Эта конвергентная структура производит самую разнообразную информацию на основе вербальных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, а производство мультиме- дийного продукта строится на принципе взаи- модополняемости. Таким образом, время начи- ная с 2008 года следует считать началом акти- визации процессов конвергенции и интеграции медиа в России, хотя сам принцип сближения не являлся новым для российского медиабизне- са. Один из примеров – компания «Томская Ме- диа группа», возникшая поначалу как телеком- пания (ТВ-2), а затем вобравшая в свою струк- туру все медийные направления.

    Какие же факторы позволяют разным типам медиа конвергироваться и интегрироваться?
    Как известно, специфика производства медий- ного продукта традиционных СМИ a priori раз- личается. В печатных СМИ доминируют текст, иллюстрации, на телевидении – экранное изо- бражение со звуковым сопровождением, на ра- дио – аудиальное воспроизведение различных форм текста. В зависимости от категории мо- номедийной структуры различаются и методы производства ее продукта, включая конструк- цию, концепцию построения форм, жанровые характеристики, стилистическую направлен- ность, процентное соотношение вербального, графического, аудиального, аудиовизуального наполнения и т. д. Казалось бы, принципиаль- ные отличия в подходах, в специфике создания материалов для разных типов СМИ не позволя- ют найти точки соприкосновения при производ- стве мультивариативного медийного продукта.
    Тем не менее они есть и фокусируются на при- роде журналистской деятельности, единой для всех типов медиа, основным свойством которой является креативность, понимаемая как харак- терная черта творческой личности, выражаю- щаяся в способности изменять социум, культу- ру или индивидуальный опыт [2, c. 269]. С точ- ки зрения экзистенциализма ценным качеством креативности является то, что «человек посто- янно принужден создавать себя из ничто»
    [2, c. 269], следовательно, его сознание ориен- тировано на обновленное восприятие и конст- руирование мира, придание ему смысла в зави- симости от имеющегося опыта, от целевой и эмоциональной установок. Данная парадигма проецируется на творческую потенцию журна- листа, его стремление к самосовершенствова- нию. Базисом эволюционных преобразований медийных структур, таким образом, является журналист как создатель мультимедийного продукта, и прежде всего его личность, чьи ин- дивидуально-интеллектуальные особенности вкупе с дивергентным мышлением (от лат. divergere – расходиться; относится к методу творческого мышления) и в сочетании с про- фессиональными навыками изначально ориен- тированы на рост креативного потенциала. Эти две составляющие (личность журналиста и его стремление к возрастанию креативности) явля- ются ведущим критерием при создании конвер- гентной редакции. Именно журналист как пер- вичная ячейка медийной структуры и незыбле- мая ее основа способен, используя в качестве инструментария свой креативный потенциал, искать и находить новые решения при создании оригинального образа мультивариативного ме- дийного продукта. Интернет уже опробует все без исключения методы воспроизведения собы- тия – от описательного, с учетом мультимедий- ной репрезентации, до показа и рассказа, свиде- тельствуя об идущей модернизации форм и языка СМИ. Это подтверждает правильность выводов немецкого исследователя В. Фауль- штиха о наступлении «четвертичного периода

    С.Л.Уразова
    292 субституционной коммуникации», когда проис- ходит замена традиционных функций «печат- ной коммуникации» новыми с помощью муль- тимедийных интерактивных буквенно-цифро- вых технических средств массовой информации
    (interaktive multimediale Digitalmedien) [7]. Не- достаток же универсальных профессиональных навыков компенсируется современной техни- кой, технологиями, компьютерным ПО и т. д., чьи свойства настолько функциональны и гиб- ки, что позволяют быстро создавать внешне качественный мультимедийный продукт в раз- ных вариациях. Вооружившись ноутбуком, цифровыми фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, журналист в состоянии оператив- но создать в течение небольшого отрезка вре- мени несколько версий тематического сюжета для разных информресурсов (интернет-СМИ, газеты, радио, ТВ, журнала и т. д.) и запустить их в социальное пространство.
    Очевидно, что формирование мультимедий- ного продукта принадлежит к конвейерному типу производства, которое, с одной стороны, ускоряет его создание и постоянное обновление содержания информационного пространства, с другой – способствует горизонтальному расши- рению продукта, т. е. его мультивариативности.
    При этом ценность универсального журналиста многократно возрастает, позволяя конвергент- ной редакции успешно маневрировать в уже- сточающейся конкурентной среде. Медийная структура конвергентного типа в состоянии за- нять лидирующее положение на медиарынке при наличии команды универсальных журнали- стов. Поэтому точкой отсчета жизнеспособно- сти масс-медиа в цифровую эпоху является привлечение квалифицированных и взаимоза- меняемых кадров, обладающих универсальны- ми навыками работы, мотивированных на по- стоянное обучение и рост личностного креатив- ного потенциала, основанного на инновацион- ных возможностях современных техники и тех- нологий. Тесты на определение критериев креа- тивности (беглости, оригинальности, гиб-кости, восприимчивости, метафоричности, удов- летворенности) существуют. Таким образом, основными факторами конвергенции и интегра- ции медиа являются креативный потенциал журналиста и формируемый мультимедийный продукт, основанный на мультивариативности.
    Существенным фактором для процветания такой редакции являются новые, эффективные методики управления. Руководителя, лидера современного образца отличают не только ком- петентность, профессионализм, доскональное знание текущих процессов, но и хорошо разви- тая интуиция, позволяющая вовремя распозна- вать как инновационность тенденций, так и та- ланты коллег, к тому же он хранитель корпора- тивно-личностного креативного потенциала.
    Поскольку основной капитал журналиста – профессиональные знания (хотя «сегодняшнее знание абсолютно «мобильно» и работник ум- ственного труда больше не является «активом» в традиционном понимании, его нельзя продать или купить» – П. Дракер [8, c.43]), задача топ- менеджмента состоит в создании такой корпо- ративной психологической атмосферы, от кото- рой профессионал вряд ли откажется. Поэтому суть концепции конвергентной редакции не в том, ЧТО делает ее коллектив, а в том, КАК это делается. Следовательно, деятельность конвер- гентной редакции должна быть организована так, чтобы произошла гармонизация ее внут- ренних и внешних сторон. На практике главные редакторы такой структуры – участники произ- водственного процесса, на чью долю выпадает оперативное планирование, организация произ- водственного процесса, включая ответствен- ность за размещение материалов, создаваемых универсальными журналистами.
    Не следует забывать о характеристиках каж- дого из пяти векторов развития медийных структур в условиях конвергенции и интегра- ции, обеспечивающих в совокупности жизне- способность СМИ. Технологический вектор способствует ускорению производства, а ис- пользование цифровой техники обеспечивает креативный подход к созданию оригинального информационного продукта. Экономический вектор с учетом сокращения производственных издержек (штатный персонал, кросс-медийная реклама с «длинным шагом», нетрадиционные ее формы, расширение возможностей маркетин- га с помощью кросс-промоушна, продвижение бренда, товаров, услуг, прямое и косвенное продвижение бизнеса, увеличение аудитории, создание мультимедийных пакетов) способст- вует экономической устойчивости компании при росте конкуренции. Пространственный век- тор обеспечивает более глубокое проникнове- ние на национальный рынок, освоение глобаль- ного информационного пространства. Профес- сиональный вектор предусматривает формиро- вание оригинальной концепции стратегического и тактического развития конвергентной редак- ции, включая создание команды профессиона- лов, владеющих принципами модернизации форм и языка СМИ, мотивированных на интег- рированное обучение с учетом взаимозаменяе- мости каждого из ее членов, которым производ- ство творчески оригинального контента прино- сит эмоциональное удовлетворение. Культур- ный вектор нацелен на создание такого качест-

    Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде
    293
    венного мультимедийного продукта, чей смысл, содержание текстов, образов отвечает запросам информационного общества, его духовным ценностям и нормам межкультурной коммуни- кации, способствует также формированию кол- лективного сознания, нацеленного на устойчи- вое цивилизационное развитие.
    Подводя итоги, необходимо подчеркнуть: цифровая среда не оказывает воздействия на сущность журналистики как социального ин- ститута, не изменяются и ее основные функции, креативная природа журналистской деятельно- сти. Однако при этом реформируются подходы к созданию мультимедийного продукта, осно- ванного на «мультивариативности», многообра- зии свойств языка СМИ, что превращает твор- чество в конвейерный тип производства, где на первое место выходят нелинейные процессы ускорения и обновления информационных по- токов, также подверженных конвергенции, ин- теграции, синергетическому воздействию. На исходе первого десятилетия XXI века медийные структуры проходят первые этапы конверген- ции и интеграции; в дальнейшем эти процессы, вероятнее всего, получат еще большее ускоре- ние. В итоге возникает прецедент углубленного организационно-структурного и креативного взаимопроникновения медиакомпаний, ведуще- го к их укрупнению, чтобы противостоять гло- бальной конкуренции [9] за счет совершенство- вания профессиональных навыков и знаний, приводящих к саморегулированию и утвержде- нию качественных стандартов мультимедийно- го и мультивариативного медиапродукта в циф- ровой среде.
    Список литературы
    1. Основы медиабизнеса. Учеб. пособие. /Под ред. Е.Л. Вартановой. М.:Аспект Пресс, 2009. 360 с.
    2. Философский энциклопедический словарь.
    М.:ИНФРА-М, 2007. 576 с.
    3. Кривошеев М.И. Экран в новом време- ни//Вестник ВГИК. 2010. № 2. С. 4–10.
    4. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран.: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
    5. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2007. 731 с.
    6. Уразова С. Конвергенция и медиа, или Тренинг с необычным маршрутом // ТелеЦентр. 2007. № 1 (21).
    С. 18–20.
    7. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средст- во воздействия на массовое сознание//МГУ, Филоло- гический ф-т// [Электронный ресурс]. Режим досту- па: http://genhis.philol.msu.ru/article_262.shtml (дата обращения 07.08.2010)
    8. Беседы с гуру. Встречи с крупнейшими идео- логами менеджмента. М.: Деловая культура – Ме- диамир, 2006. 224 с.
    9. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры цело- стного мира: монография, 2-е изд., перераб. и доп.,
    М.: Проспект, 2009. 432 с.
    CONVERGENCE AS A FACTOR IN THE VIABILITY OF MASS MEDIA
    IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: A THEORETICAL ASPECT
    S.L. Urazova
    The paper analyzes the processes of convergence and integration developing under the influence of digital tech- nologies and the formation of the digital media environment. The restructuring of the media market stimulates the media structure to be radically restructured, dictating some changes in the organizational and managerial processes.
    This contributes to the development of new skills by journalists in connection with the modernization of the media language.
    Keywords: converged version, integration of the media, mass communication, multimedia digital environment, digital technologies, modernization of the media language.


    написать администратору сайта