Контрольная. гриднев. Кораблестроение
Скачать 169.86 Kb.
|
1.Норманисты - приверженцы норманнской теории, исходя из рассказа Несторовой летописи о призвании варяго-руссов из-за моря, находят подтверждение этого рассказа в свидетельствах греческих, арабских, скандинавских и западно-европейских и в фактах лингвистических, все согласны в том, что русское государство, как таковое, действительно основано скандинавами, т. е. шведами. Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”. И хотя норманская теория не получила абсолютного исторического подтверждения, с приходом скандинавов на Руси появилось: Кораблестроение; Обращение с парусом, мореходство; Навигация по звездам; Расширение торговых отношений; Военное дело; Юриспруденция, законы. Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, именно скандинавы(т.е. "варяги"), будучи призваны править Русью, заложили на ней первые основы государственности. Согласно с норманской теорией, некоторые западные и российские ученые ставят вопрос не о влиянии варягов на уже сформировавшиеся племена славян, а о влиянии варягов на само происхождение Руси как развитого, сильного и независимого государства. 2.Государственный строй Древнерусского государства Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия. Признаки раннефеодальной монархии: 1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну; 2) отсутствие юридической ответственности главы государства; 3) несформированные институты власти; 4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе; 5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган. Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов. В функции великого князя входили: 1) организация и командование вооруженными силами; 2) сбор дани; 3) налаживание внешней торговли; 4) назначение местного управления, княжеских агентов; 5) законодательная и судебная деятельность; 6) руководство внешними отношениями. В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны). Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи. Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя). Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства. В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения. Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами. К ним относятся: * феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри); * свободные общинники (сельские и городские "люди" и "Людины"); * смерды (крестьяне-общинники); * закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"); * изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом); * челядь и холопы (придворные рабы); * городское население (городская аристократия и городские низы) Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие. Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству. К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами. Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу. Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу. Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами. Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". "Изгои" бывали свободные и зависимые. Это были: * бывшие закупы; * выкупившиеся на волю холопы; * выходцы из свободных слоев общества. Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Государственный строй Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью. * наличие системы кормления на местах. Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать: * экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть; * большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; * наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре; * наличие системы кормления на местах. Военная организация киевских князей состояла из дружины, народного ополчения и наемников, как правило, из варягов. Князь не расставался с дружиной ни в военное, ни в мирное время. Верхушка дружины получила название бояре. Боярин - это заслуженный член дружины, получивший определенную самостоятельность. К Х столетию племенные земли русских славян объединяются под властью киевских князей в Русскую землю. Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече. Функции Князь * организации дружины и военных ополчений и командования ими; * охраны границ государства; * осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани; * поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока. Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу): * заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог; * налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ; * осуществляет судопроизводство; * осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство. Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Функции съезда составляли: * принятие новых законов; * распределение земель (ленов); * решение вопросов войны и мира; * охрана границ и торговых путей. Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались. На вече решались вопросы: - созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя; - выражался протест против политик князя. Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. 4.Обязательственное право Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде ещё не существовало отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы между ними будут определены позднее в процессе формирования отраслей гражданского и уголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Кр. Пр.). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12–13 Кр. Пр.). Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя ещё не существует ни самого термина «договор», на определения его понятия. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц (контрагентов), в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны (субъекты) должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы. Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены – один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было не достаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь. Заем – следующий вид договора, он оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видов займа: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резо.м (с занятых денег), наставим (с меда), присопом (с жита). Проценты были велики и делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся 20 (1 к 5), третные и тем более месячные были ещё выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеобразной формой займа было закупничество или так называемый самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора. Поклажа – передача вещей на хранение. Русская Правда предполагала, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги (клятвы). Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита, что, в конечном счете, приводило к холопству. Это разновидность самозакладного займа, в котором имеет место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойном размере в случае, если наймит захочет оставить своего хозяина до срока («Правосудие Митрополичье»). 3. Гораздо более развита в ПСГ и система договоров (обязательственное право). Мы находим в ней, во-первых, богатое видовое разнообразие договоров. Кроме известных нам мены, купли-продажи, личного найма, займа, появляются дарение, наем помещений, изорничесгво (приходит на смену закупничеству). Во-вторых, меняется форма заключения договора, на смену устной форме приходит письменная. 5.Преступление и наказание по Русской Правде Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право. Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо. Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить. Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью. Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами. Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой. 1. Против личности: 1) убийство. Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен. Его виды: а) убийство в ссоре или на пиру; б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества); 2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего). 2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен. 3. Против собственности. Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление. Государственных преступлений в те годы не было. Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд. Виды наказаний по Русской Правде: 1) месть; 2) поток и разграбление; 3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью). |