Красна ли роза, когда мы на нее не смотрим Шумит ли лес, когда мы его не слышим
Скачать 54.9 Kb.
|
Эссе на тему «Красна ли роза, когда мы на нее не смотрим? Шумит ли лес, когда мы его не слышим?» Проблема реального существования явлений, не воспринимаемых человеком, - одна из центральных тем философии. Человек стремится к объективной истине – такому знанию, которое соответствует положению дел в мире независимо от факта осведомленности, уверенности да и самого существования человека. Цель естественных наук – исследовать, каковы предметы на самом деле, а не как они нам кажутся в обыденном опыте. Свойства предметов, воспринимаемые органами чувств, например, цвет, вкус, звук, запах, выступают результатами воздействия предметов на нас и в некотором аспекте субъективны. В отсутствии наблюдателя с человеческим зрением и слухом роза не обладает краснотой, а лес не обладает шумом, потому что это на самом деле это отношение объекта к субъекту. Согласно Дж. Локку, это вторичные качества вещей, возникающие в нашем восприятии, в отличие от первичных качеств, какими вещи обладают объективно: размер, масса и другие физические величины. Локк считал вторичные качества превыше первичных. Для нервной системы наблюдателя такая высота звука означает такую частоту колебания воздуха. Аналогично, цветам сопоставляются длины волн света, запахам и вкусам – химические формулы. Поскольку знак – это предмет, наделенный смыслом людьми, постольку он не будет понятен без объяснений. Поэтому вне зрения и слуха нет цвета и звука. Современная наука и философия диалектического материализма устанавливает причинную зависимость между реальными свойствами поверхности и видимым цветом. В самом предмете есть такие качества и структуры, которые в ситуации наблюдения закономерно проявляют себя как красный цвет или глухой звук. Поэтому нельзя держаться наивного реализма, верящего в красноту невидимой розы и придающего красноте и аромату такой же объективный смысл, как длине и массе розы. Но нельзя впадать и в иную крайность агностицизма, объявляя чувственные качества либо делом вкуса, как полагали софисты, либо явлением для трансцендентального субъекта, как учил И. Кант. Диалектика заключается в постепенности познавательного процесса. На чувственной ступени воспринимают «вторичные» (по Локку) качества, а на рациональной ступени открывают их первичные корреляты с помощью естественнонаучных теорий. По моему мнению, розе и лесу справедливо приписывать диспозиционные качества красноты, аромата, шума, которые обязательно проявятся в контакте с воспринимающим субъектом. Характер таких качеств требует его чувственных способностей, а дальше обнаруживаются и качества при условии усовершенствования человеческих средств познания. |