Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные формы бытия.

  • Основные понятия онтологии и их соотношение

  • Основные атрибуты материи.

  • Структурные уровни организации материи

  • Пространство и время

  • Лекции по философии 2.1. Краткая характеристика онтологии


    Скачать 68.5 Kb.
    НазваниеКраткая характеристика онтологии
    Дата03.03.2020
    Размер68.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по философии 2.1.doc
    ТипДокументы
    #110734



    Краткая характеристика онтологии.

    Онтология раздел философии, в котором идет речь идет о бытии. Сюда входят такие философские категории как материя, движение, пространство, время, а также существование, сущее, субстанция и т.д. Следует отметить, что онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его можно мыслить. Категория бытия является центральным понятием онтологии и важнейшей проблемой для философии в целом, т.к. именно через нее человек осмысливает мир в целом и свое место в нем. Понятие бытия является предельно широким по объему и бедным по содержанию, поэтому не имеет фиксированного значения и употребляется в самых разных смыслах, например:

    • Бытие – это существование во всех многообразных формах.

    • Бытие – это ничто.

    • Бытие – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

    • Бытие – это то, что прошло через мышление.

    Основные формы бытия.

    Традиционно выделяют следующие основные формы бытия:

    1. Материальное бытие – бытие человека, живой и неживой природы, социальное бытие.

    2. Идеальное бытие (духовное) – сфера мышления, сознания. Его иногда делят на объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (например, мечта о счастье данного человека).

    3. Виртуальное бытие (виртуальная реальность) – сочетание нескольких типов реальности. Оно не имеет собственной сущности, его существование является результатом взаимодействия материального и идеального бытия. Например, постмодернисты описывают бытие современного общества как виртуальное, т.е. нестабильное, существующее лишь как результат взаимодействия людей.

    Все эти формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны так, что образуют единую структуру, которую мы называем миром, т.е. можно сказать, что мир – это единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия.

    Основные понятия онтологии и их соотношение.

    Субстанция (substantia – то, что лежит в основании):

    1. это то, что существует само в себе и не зависит в своем существовании ни от чего другого (по Спинозе – ;

    2. это первооснова, от которой зависит существование других вещей.

    В истории философии проблема субстанции решалась в следующих основных вариантах:

    1. Монизм (в основе мира лежит одна субстанция). Делится на материалистический (Фалес, Анаксимандр) и идеалистический, который, в свою очередь, также раздваивается на субъективно-идеалистический (в основе мира – сознание, ощущения человека, представлен Фихте, Юмом, Беркли) и объективно-идеалистический (в основе – надчеловеческое мышление: Платон, Гегель).

    2. Дуализм – две субстанции, материальная и идеальная (Декарт, Кант).

    3. Плюрализм – множественность субстанций (Лейбниц, Демокрит, различные учения китайской философии).

    Материя (лат. materia – вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В. И. Ленин). В этом определении содержится внутреннее противоречие. Кстати, марксистская традиция определяет бытие тоже как объективную реальность, т.е. отождествляет бытие и материю.

    Сущее – категория, обозначающая все, что есть, т.е. совокупность всех вещей и процессов. Бытие принято отличать от сущего, т.к. бытие – это не конкретная вещь и не совокупность вещей, а то, почему (или в чем) эти вещи есть, т.е. бытие – не-сущее (отсюда традиция отождествления бытия и ничто в европейской философии).

    Существование можно отличить от бытия только по способу употребления в суждении. Бытие может употребляться в высказываниях либо как субъект, либо как предикат. Существование – это и есть бытие, используемое как предикат. При этом очень важное свойство предиката существования заметил Кант: «Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Т.е. приписывая чему-либо существование, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.

    Основные атрибуты материи.

    1. Объективное существование (не зависит от сознания человека).

    2. Отражение – свойство материальной системы воспроизводить в ходе взаимодействия особенности других систем.

    3. Структурность.

    4. Неуничтожимость (законы сохранения).

    5. Движение.

    6. Пространство.

    7. Время.

    Структурные уровни организации материи.

    Все материальные объекты Универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией:

    1. Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии.

    2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики.

    3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Описывается квантовой механикой.

    Выделяют также следующие типы материальных систем:

    • Неорганический (уровни представлены выше);

    • Органический (также имеет уровни от доклеточного до надорганизмического);

    • Социальный – человеческое общество (с подструктурами от индивида до нации).

    Движение.

    Под движением обычно понимается изменение вообще, любое взаимодействие материальных объектов. В истории философской мысли движение трактовалось по-разному, в зависимости от позиции философа. Гераклит устранял из Вселенной покой и неподвижность, приписывая движение всем вещам: «Все течет, все изменяется». Элеаты (Парменид, Зенон), наоборот, отрицали движение полностью: Парменид доказывал это тем, что «бытие есть, а небытия нет», следовательно, нет никаких переходов от одного к другому. Зенон обосновывал отсутствие движения в своих апориях. Аристотель искал связь между движением вообще и видами движения (сколько видов сущего, столько и видов движения). При этом самодвижение, по Аристотелю, невозможно, поэтому материя приводится в движение Перводвигателем, который сам остается неподвижным. В Новое время все виды движения сводились только к механическому. Гегель отходит от такого понимания движения и формулирует следующие законы движения:

    1. переход количественных изменений в качественные;

    2. единство и борьба противоположностей;

    3. двойное отрицание (отрицание отрицания).

    Классификация форм движения.

    1. Движение в неживой природе (механическое);

    2. Биологическая форма движения;

    3. Социальное движение.

    Формы движения переходят одна в другую, но никогда не сменяются абсолютным покоем. Соответственно, материя при возникновении и уничтожении вещей не возникает и не уничтожается, она лишь меняет форму своего движения.

    Пространство и время.

    Пространство – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование. Время – объективная, всеобщая, закономерная форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая длительность и последовательность смены их состояний.

    Однако далеко не все философы согласились бы с этими определениями (физики, например, обычно вообще воздерживаются от определений, считая пространство и время первичными (неопределяемыми) понятиями). Например, Августин и Кант считали пространство и время субъективными: Августин считал, что время находится лишь в нашей душе, и нигде больше, а Кант считал пространство и время априорными формами чувственности самого познающего субъекта. Проблема заключается в том, что в нашем опыте представлены не сами пространство и время, а лишь то, чем они заполнены (материальные объекты, события и т.д.). При этом мыслить мир иначе, чем в категориях пространства и времени, невозможно. Поэтому по сей день окончательного представления о том, что такое пространство и время, ни в философии, ни в науке не сложилось.

    Основные концепции.

    В истории человечества размышления о сущности пространства и времени отразились в двух основных концепциях: субстанциальной и реляционной. Для субстанциальной модели характерно следующее:

    • П. и В. понимаются как абсолютные, самостоятельные сущности;

    • П. и В. не зависят от материи (если попытаться убрать из них все материальные объекты и события, то сами пространство и время останутся и даже не изменятся);

    • П. и В. не зависят друг от друга;

    • П. и В. не зависят от наблюдающего их субъекта;

    • В. равномерно, П. однородно и изотропно.

    Наиболее ярко субстанциальная модель представлена Ньютоном, однако ее черты можно обнаружить уже в античности, у Демокрита, Платона и Эпикура.

    Черты реляционной модели:

    • П. и В. понимаются как системы отношений;

    • П. и В. связаны с материей (при удалении материи П. и В. тоже исчезнут);

    • П. и В. связаны между собой;

    • П. и В. зависят от наблюдателя.

    Несложно догадаться, что реляционная модель наиболее явно высказана Эйнштейном, однако подобные идеи высказывал уже Аристотель, заменявший понятие пространства понятием «место» и, таким образом, считавший пространство системой мест, занимаемых телами. Кроме того, у Аристотеля заметно понимание пространства как неоднородного, т.к. мир у него выглядит как лестница, иерархия. Несложно увидеть черты реляционной модели в представлениях средневековых мыслителей, основанных на неоднородности пространства и относительности времени (например, у Августина). Находят эти черты в учениях Лейбница (пространства не существует, оно является лишь расположением монад относительно наблюдателя) и Гегеля.

    Свойства пространства и времени.

    К характерным свойствам пространства в макромире относятся:

    1. протяженность, проявляющаяся в рядоположенности и сосуществовании различных элементов;

    2. трехмерность, т.е. всякие пространственные отношения могут быть описаны тремя координатами;

    3. непрерывность (отсутствие пустого пространства) и прерывистость (раздельное существование материальных тел, каждое из которых имеет свои границы);

    4. однородность (одинаковые свойства всех точек пространства) и изотропность (равенство всех направлений движения).

    Время в мире макрообъектов характеризуется:

    1. непрерывностью (его течение нельзя остановить);

    2. равномерностью (все моменты времени имеют одинаковые свойства);

    3. одномерностью (предполагает строго определенную упорядоченность, последовательность моментов прошлого, настоящего, будущего);

    4. необратимостью, асимметричностью (время всегда направлено от прошлого через настоящее к будущему, его течение нельзя повернуть вспять).


    написать администратору сайта