термины. Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации
Скачать 365.5 Kb.
|
ССамобытность - характерные, не присущие никому другому черты национального характера или образа мышления. Уникальность культуры народов. Сарказм (гр. - терзание) - язвительная, жестокая, ироническая насмешка; едкая ирония. Сатира (лат. - мешанина) - одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры - актуальность и злободневность. Сверхзадача - (выражение К.С. Станиславского) - основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера. Световая аппаратура - электрические приборы, предназначенные для освещения сцены, декораций, актера; световые эффекты и т.д. Один из важных компонентов в работе режиссера над спектаклем. Свобода (творческая) – сценическая свобода, достигнутая посредством работы актера над собой, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знания, психофизическое самочувствие и опыт. Сезон (фр.) – период, в течении которого осуществляется театральная деятельность, удобное, пригодное время для творческой работы. Театральный сезон длится с сентября по май. Сенсация (лат. - чувство ) - Сильное, волнующее всех впечатление от яркого события, известия. Шумиха. Символ художественный (гр. - опознавательная примета) - образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначенным объектом. В символе всегда присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему буквально, требующий внимания, интерпретации. Художественный символ тем содержательней, чем более он многозначен. Синтез (гр. - соединение, сочетание) - процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей. Органическое соединение различных сторон объекта в единое целое. Синхронный (гр. - вместе + время) - происходящий одновременно. Синхронность действия на сцене. Система К. С. Станиславского - “система должна быть не в голове, а в памяти ваших мышц.” Компоненты системы: 1.Работа актера над собой : а) работа над собой в творческом процессе переживания (развитие внутренних элементов психики, необходимых для творчества); б) работа над собой в творческом процессе воплощения (работа над физическим аппаратом).
Система не рецептура и не отмычка, нельзя обращать систему в справочник, где содержатся точные данные о том, как применить тот или иной прием, чтобы получить эффект. Умение слить в неразрывное целое самые высокие задачи искусства с простейшими и конкретными актерскими задачами - одно из важнейших свойств системы К.С. Станиславского. Ситуация (фр. - положение) - жизненная обстановка, которая складывается в различных эпизодах и сценах спектакля, в результате взаимоотношений и борьбы действующих лиц. Ситуация всегда требует выхода из сложившихся обстоятельств. Сквозное действие (К.С. Станиславский) - это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие - это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача - хотение. Сквозное действие - стремление. Выполнение его - действие. Скетч (англ. - набросок) - короткая сцена, в которой разыгрывается, как правило, комическая ситуация с участием двух-трех актеров без глубоких характеристик персонажей и сложной интриги. Театральное представление шутливого или сатирического характера, построенное на неожиданных забавных ситуаций. Скоморохи - странствующие актеры, играющие роли в театральных сценах (обычно комических ), так и танцоры, певцы, музыканты, дрессировщики, исполнители акробатических номеров. Словесное воздействие – способ воздействия на сознание партнера с целью перестроить его, «приспособить» в интересах действующего лица. Шесть “адресов” воздействия на сознание: внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля. Событие – это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Система взаимоотношений персонажей в определенный отрезок времени. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения. Сопереживание - нравственный принцип, связанный с общечеловеческими представлениями о правде и лжи, о справедливости. Эмоциональный настрой зрителей во время просмотра спектакля, концерта и т. д. Софиты - специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами. Спектакль (лат. - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища. Спектакль, как художественная ценность (М.Чехов) – спектакль - есть живое, самостоятельное существо, подобное человеку. Как человек имеет дух, душу и тело, так имеет их и живой, действенный спектакль. Дух спектакля - это идея заложенная в нем. Идея, ради которой автор, режиссер и актеры сообща создают спектакль. Душа спектакля - это та атмосфера, в которой протекает и которую излучает спектакль. Тело спектакля - это все, что мы видим и слышим в нем. Специфика (лат. - особенный) - отличительные особенности какого - либо рода деятельности. Способности - индивидуально-психологические особенности личности. Особые природные задатки от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности, приобретения знаний, умения, навыков. Способности формируются и развиваются по мере становления и совершенствования личности. Художественные способности - особая одаренность, выражающаяся в потребности и возможности художественного творчества. Станок - помост на деревянном или металлическом каркасе, крытый щитами из досок. Статист (гр. - стоящий) - актер, участник массовых сцен; роль без слов. В Древней Греции так называли стоящего человека. Актер, исполняющий на сцене второстепенную роль. Стереотип (гр. - твердый, отпечаток) - образец художественного творчества, лишенный оригинальности, с элементами заимствования. Противоположность индивидуальности. Копирующий, сделанный по шаблону. Стилизация - (фр. - стиль, палочка для письма) - использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм, приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Студия театральная - творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебный эксперимент и показ спектаклей. (“Школа на ходу” - так называл студию К.С.Станиславский) Субретка (фр.) - актерское амплуа. Представляет собой служанку с находчивым и лукавым характером и бойким нравом. Как правило, она помогает своим хозяевам в их любовных похождениях. Сценарий (лат. - сцена) - литературно - драматургическое произведение, предназначенное для постановки театрализованного представления. Включает детальное описание действия с текстом речей персонажей. План, сюжетная схема пьесы, оперы, балета. Композиционное построение театрализованного представления. Сценическая задача - своеобразное определение понятий цели и направления сценического действия. Результат выполнения правильного, осмысленного, продуктивного действия. Сценическая задача отвечает на три вопроса:
3.Как делаю? (форму выполнения задачи принято называть актерским приспособлением). Сценическая наивность - вера актера в предлагаемые обстоятельства, свойство детской непосредственности актера. Наивность «уживается» с умом, а не с рассудочностью. Сценическая условность - совокупность знаков, символов, элементов игры, создающие не правду реальной жизни, а ее правдоподобие, однако узнаваемое и реально переживаемое. Условность места действия. Условность сценического действия и т. д. Сценическое внимание - восприятие объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Процесс познания, творческое состояние любой профессии. Сосредоточенность на объекте. Степень готовности к действию, выработанная и воспитанная в процессе тренинга и упражнений. Внимание - ворота ко всякому творчеству. Сценография (гр. - сцена и пишу) - организация театрального пространства, среды, в которой существует спектакль. Искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники и т.п. Художественное оформление спектакля. Его образ, объединяющий драматургию, воплощающий замысел режиссера и художника, игру актеров. Оформление зрительного зала, фойе в зависимости от решения и замысла спектакля или представления. Сюжет (фр. - предмет) - ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий, взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений. Основное содержание художественного произведения. Самообщение Сенсорика Слух Сознание Сопереживание Средства общения Стимул Страсть Стресс Сублимация Субъект Содержание Сознание Т“Тренинг и муштра” (К. С. Станиславский) - учебно-воспитательная работа по выработке профессиональных навыков актера и режиссера, в основе которой лежат законы актерского мастерства и методика обучения по системе К. С. Станиславского (“освобождение мышц”, “сценическое внимание”, “воображение и фантазия”, “эмоциональная память”, “общение”, “действие”, “предлагаемые обстоятельства”, “чувство правды, логика и последовательность,” другие элементы актерского мастерства). Тавтология (гр. - тоже самое, слово) - повторение одного и того же определения, (суждения) иными близкими по смыслу словами, повтор. Если в литературе тавтология создает образный язык, то в искусстве - она становится навязчивым, невыразительным элементом. Талант (гр. - вес, весы) - высокая степень художественно-творческой одаренности, выдающиеся природные способности. Актерские , режиссерские способности. Творческий процесс - сменяющие друг друга стадии работы художника, писателя, режиссера, актера над произведением. Единство интеллектуальных, волевых и художественных качеств, направленных на реализацию замысла роли, спектакля, представления. Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового, общественно значимого. Творческое мышление определяется своеобразием личности художника, его способности оригинально, самостоятельно мыслить. Предполагает диалектическое соединение традиции и новаторства. Театр (гр. - место для зрелищ, зрелище) - искусство, состоящее в изображении, представлении пьесы в лицах, осуществляемое в виде публичного зрелища. Помещение, здание, в котором устраиваются представления, спектакли. Театральная музыка – 1.Музыка в любых театральных спектаклях (опера, балет, оперетта, музыкальная драма, музыкальная комедия). 2.Музыка в спектаклях драматического театра (трагедия, драма, комедия). Классификация “театральной” музыки: увертюра, музыкальные антракты (вступление к действию или картине). Музыкальный финал акта или спектакля. Музыкальные номера по ходу сценического действия, вставные музыкальные номера. Различают “сюжетную” музыку – по ходу действия, и “условную” музыку - “от режиссера”. Тезаурус (М.И.Кнебель) - (лат. – сокровище) - запас сведений, жизненный опыт, эмоциональный багаж человека. Интеллектуальное и эмоциональное богатство человека, включающее его способность к сотворчеству и сопереживанию. Богатство тезауруса способствует умению актера проникнуть силой своего воображения в возникшие перед ним обстоятельства. Тело актера (М.Чехов) - это его инструмент. Это язык пластики, жеста. Актер, не владеющий своим телом обречен на скудность выразительных средств. Нельзя выходить на сцену без разминки “туалета актера” (речь, психофизика, готовность). Если внутренняя жизнь актера скована непроработанным, негибким телом, то это является проблемой, мучительной борьбой со своим же собственным телом. Тема (гр. - положенное в основу) - круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем. Темп (лат. - скорость) - степень быстроты исполнения, скорость (или медленность) с которой протекает какое-либо действие. Темперамент (лат. - соразмерность) – совокупность психических черт личности в определенном типе высшей нервной деятельности. Жизненная энергия человека. Один из важных элементов актерской возбудимости, способности к творческому процессу. Проявление силы чувств, их глубины, смены. Тенденция (лат. - стремиться) - направленность во взглядах или действиях. Стремление, склонность к чему-либо. Направление, в котором совершается развитие какого-либо явления. Типаж (гр. - особенность) - обобщенный образ, отражающий поведенческую манеру определенной группы людей. Внешнее и внутреннее представление о чем-либо. Например: типаж маньяка, развратника и т. д. Типизация (гр. - отпечаток, форма, образец) - способ художественного обобщения, выявление характерного, существенного в изображении жизненных явлений и предметов осуществляемых с помощью специфических ( для каждого вида искусств и жанра) выразительных средств. Синтез общего, типического и индивидуального в воссоздании действительности. Обеспечивает правдивость и достоверность изображения. Тирада (фр.) - длинная фраза, произнесенная в приподнятом настроении, необычном тоне. Травести (фр. - переодетая) - актерское амплуа: актриса, исполняющая роли подростков, мальчиков, девочек, а также роли, по ходу действия требующие переодевания в мужской костюм. Трагедия (гр. - песнь козлов) - драматическое сочинение, изображающее крайне острые жизненные ситуации, конфликты, чаще всего кончающиеся гибелью героя (трагедия В. Шекспира “Ромео и Джульетта”). Трагик - сценическое амплуа актера, исполняющего трагические роли. Традиция (лат. - передача) - Преемственная связь между старыми и новыми явлениями общественной жизни, искусства, литературы, ремесел, языка, поведения и т. п. Трансформация (лат. - преобразование, превращение) - в театре, цирке и на эстраде оригинальный сценический прием, основанный на умении артиста быстро изменять внешность при помощи грима, парика, костюма. В праздниках смена игровых площадок и их светового, декоративного оформления с целью достижения нового образного решения постановки театрализованного представления. Труппа (фр. - толпа, компания, ватага) - актерский состав театра. Коллектив актеров, задействованных в театральных постановках и работающих в стационарном, передвижном театрах под руководством главного режиссера. Слово появилось в конце 18 века. Данное понятие выражалось словосочетанием - артель комедиантов. Театр может считаться существующим не тогда когда построено здание но, главным образом, когда в нем имеется труппа артистов. Трюк (фр. - прием, проделка) - ловкий, эффектный прием, ловкая проделка, ухищрение, искусный сложный маневр, рассчитанный на поражение эмоционального внимания зрителей. Турбулентность (лат. - беспорядочный) - бурная реакция на что-либо, отличающаяся стремительным неупорядоченным переживанием. Наивысшее, эмоциональное напряжение. Творчество Теория Тест Торможение тренинг У Условность Условность художественная Умение Установка Ф. Фабула (лат. - повествование, история) - последовательность показа событий, фактов, поступков героев в художественном произведении. Это цепь событий, которые формируют конфликт произведения, как некий сквозной стержень на котором держится событийный ряд. Сюжетная схема. Факт(лат. - сделанное, совершившееся) - действительное, реальное событие, истинное происшествие; истина. Обстоятельства, с которыми связана актерская оценка факта. Для актера факт - смена отношения к объекту. Фальшь (нем. - не настоящий) - отсутствие естественности, соответствия художественной правде, неискренность, лицемерие в игре актеров, пении, игре музыкальных инструментов. Фантазия (гр. - воображение) - способность к творческому воображению. Мечта, выдумка, нечто неправдоподобное. Один из элементов актерского мастерства системы К.С. Станиславского “воображение и фантазия”. Фантасмагория (гр. - призрак и говорю) - призрачное, фантастическое представление, получаемое от картин нереального свойства, причудливое, удивительное превращение. Фарс (лат. - начинаю) - легкая комедия бытового характера, комедия или водевиль грубоватого содержания. Шутовская выходка, грубая шутка. Преобладание внешних комических приемов. По стилю фарс близок в итальянской комедии дель- арте. Нечто грубое и лицемерное. Фат (лат. - глупый ) - самодовольный, пошлый франт, щеголь. Амплуа актера, играющего роли эффектных, самовлюбленных и ограниченных (преимущественно молодых) людей. Феерия (фр. - волшебница) - театральное или цирковое представление, большей частью с фантастическим сюжетом, эффектной постановкой, роскошными декорациями и костюмами, множеством сценических эффектов. Волшебное, сказочное зрелище. Фестиваль (лат. - празднество) - общественный праздник, смотр, показ лучших произведений искусства (музыкального, театрального, а также кино). Фиаско (ит. - провал) - неуспех, полная неудача. Фиксировать (лат. - твердый, нерушимый, крепкий) - устанавливать, определять, отмечать в сознании, запоминать или записывать, зарисовывать, сосредоточить, устремлять (внимание). Филармония (гр. - люблю + гармония) - концертная организация, ставящая своей целью пропаганду музыкальных и театральных искусств, разных видов эстрадных искусств и исполнительского мастерства. Финал (лат. - конец) - завершение. Заключительная часть спектакля, концерта, представления, праздника и т.д. Как правило, содержит основную мысль постановки. В финале завершается развязка конфликта. Фольклор - произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни и т. д.). Фонограмма (гр.) - запись звука (музыки, голоса, шума и т.д.), сделанная на магнитофонной пленке, диске для работы над спектаклем, представлением, выступлением на эстраде. Фонограмма бывает - плюс или минус (с голосом или без него). Фонотека (гр. - хранилище) - собрание, архив фонограмм, звукозаписей. Фронтальный (фр. - лобовой) - обращенный лицом к зрителю. Понятие “фронтальная мизансцена”. Функции музыки в театрализованном представлении – социальная, воспитательная, эстетическая, драматургическая, конструктивная, монтажная, организационная, коммуникативная, развлекательная, отражательная и др. Музыка в театрализованном представлении делится на 4 вида: условную-режиссерскую, сюжетно-номерную (внутри номера, эпизода), монтажную и фоновую. Функции режиссера (В.И.Немирович - Данченко) - режиссер должен умереть в актерском творчестве. “1.Режиссер - толкователь; он же показывающий как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом. 2.Режиссер - зеркало, отражающее индивидуальные качества актера. 3.Режиссер - организатор всего спектакля”. Таким образом: Режиссер - педагог. Режиссер - творец. Режиссер – организатор. Фура (нем. - площадка на роликах) - на которую устанавливают детали декораций. Служит для быстрой смены картин. Фурор (лат. - неистовство) - шумный, блестящий успех. Сильное, вызывающее восторг, впечатление. Функция Форма Форма художественная ХХарактер (гр. – отличительная черта, признак) – своеобразная особенность человека, вещи, явления. Индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности. Характерность - роль персонажа с ярко выраженными характерными внешними и психологическими чертами. Индивидуальные черты персонажа. Характерный актер (гр. - черта, особенность) - актер с резко выраженным амплуа, исполняющий роли, отмеченные социальным, историческим или бытовым своеобразием. Хеппенинг (англ. - случающееся, происходящее) - направление в авангардистском искусстве. Искусство своеобразных микроспектаклей, сочетающих элементы театра абсурда, музыки, живописи и вовлекающих в импровизационное действо зрителей. Шок, используемый для реанимации природы, подсознания и души. При этом основные средства воздействия - световые вспышки, звуковые удары, непристойности, эпатаж. Стремление любым путем вовлечь зрителя в действие, сделать зрителя соучастником, разбудить скрытые силы подсознания, пусть даже самые примитивные и низменные. С публикой может произойти все, что угодно, она находится под воздействием постоянной агрессии. Художественный образ ЦЦезура (лат. - пауза) - особый вид длительной паузы в стихотворении. Ритмические паузы в тексте роли актера. Целостность восприятия - совокупность зрительных, чувственных и эмоциональных ощущений, развивающихся согласно композиционному построению зрелищного искусства. Цель – идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Направляет и регулирует человеческую деятельность в зависимости от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Цензура (лат. - надзор) - просмотр спектакля, концерта (предварительный и последующий) государственным учреждением. Цензура ведет надзор за литературными произведениями, предназначенными к печати, а также за постановкой пьес в театрах и других учреждениях культуры и искусства. Ценность – определение норм нравственности. Положительная или отрицательная значимость объекта окружающего мира, сфера человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей. Цвет Целеустремленность ЧЧетыре “В” М.Чехова - (при работе над спектаклем, ролью) 1.Время влюбленности 2.Воображение 3.Воплощение 4.Вдохновение Чувство целого - завершенность, результат способности художественно пережить свое произведение как единое целое. Развитие в себе способности видеть роль(спектакль) в целом, во всех его деталях и развитии. Умение творить во времени и пространстве. Чувства Черта личности Черта характера ШШаблон (нем. - образец) - по которому изготавливаются однородные изделия, однообразие. В искусстве зрелищ существует понятие “шаблон мысли”. Означает банальность, стереотипность, штамп, похожесть. Шарж (фр. - тяжесть) - шуточное или сатирическое изображение, в котором соблюдается внешнее сходства с объектом, но умышленно изменены и подчеркнуты наиболее характерные черты изображаемого .Изображение чего-либо в подчеркнуто искаженном, карикатурном виде. Ширма (нем. - защищать, заслонять) - то, что загораживает. Используется в театре как система специальных ширм для организации на сцене композиции любой формы и любого размера. Шок (фр. – толчок, удар) – психологическое потрясение, испытываемое человеком от увиденного в жизни, на сцене, кино и т.д. Сильное эмоциональное воздействие. Приводить в смущение кого-либо своим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия. Штамп (нем. - печать) - распространенное явление в искусстве, показатель нетворческое подхода к созданию художественного образа, заимствование. Раз и навсегда зафиксированная маска чувств, превращающаяся в механический актерский штамп. Штанкет - металлическая труба на тросах. К штанкетам подвешиваются кулисы, падуги, светоаппаратура и необходимые детали декораций. |