термины. Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации
Скачать 365.5 Kb.
|
ММакет (фр. - модель) - модель, предварительный образец чего - либо в уменьшенных размерах. Например, макет декораций театральной постановки. Манера (фр. - способ, образ действия) - творческая; прием, привычка, внешняя форма поведения. Совокупность индивидуальных черт актера, режиссера, определяющие его стиль, образность мышления и методы воплощения замысла режиссера или актерской игры. Марионетка (фр.) - театральная кукла, приводимая в движение посредствам нитей актером-кукловодом. Также лицо или группа людей(марионетки) всецело подчиненных кому - либо и исполняющих любую команду. Маска (араб. - личина) - элемент традиционного театра разных народов. Персонаж народного представления, выражающий определение черты человеческого характера. Чаще всего используются сюжеты итальянского театра масок дель-арте (Арлекин, Коломбино, Пьеро, Панталоне и т. д.) Маска, как способ выражения актерской игры, присутствует и на современной эстраде. Маскарад (ит. - маскированный, ряженый) - увеселительный бал или шествие в масках и часто в костюмах. Массовые зрелища - разновидность праздников в разных странах. Массовые зрелища - это театрализованные представления, в которых принимают участие большие массы людей, в том числе и зрители. Обычно представления такого рода проводятся под открытым небом - в парках, на стадионах, на крупных площадях. Массовые зрелища в основном связаны с исторической тематикой, календарными праздниками. Материал актерского искусства – материалом актерского искусства является - действие. Материал актерского искусства -это сам актер, его психофизика, связанная с 5 органами чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание; не последнее место занимает и интуиция. Мелодекламация (гр. – мелодия, лат. – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения; а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки. Мелодрама (гр. - песня, мелодия и драма - действие) - драматургический жанр; пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью, морально-поучительной тенденцией. Мельпомена (гр.) - в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии, мать сирен, родившаяся от бога Ахелоя. Изображалась в венке из плюща, с трагической маской и палицей в руке. В театрах “жрецами Мельпомены” называют актеров. Метафора (гр. - перенос) - слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии. Образ мышления. Метафора как бы обновляет предмет, показывает его в неожиданном ракурсе, создает чувственно-конкретный, рельефный образ, усиливает впечатление. Метод действенного анализа пьесы и роли ( К.С. Станиславский) - “Штурм” пьесы и роли. Выявление фактов и событий. Поиск действенного начала - “святая святых” режиссера в работе над пьесой. Имеет строго целенаправленный характер. Теория - область аналитической мысли, практика -область психотехники актера. Процесс познания материала пьесы. Метод делится на три принципиально связанных между собой этапа: 1.Разведка умом. 2.Разведка телом(действием). 3.Отбор выразительных средств. Мотивировка выбора пьесы. Эпоха и время, сведения об авторе, исторические данные, история постановок, расшифровка названия пьесы. Анализ включает в себя понятия, определения, работу над спектаклем, представлением, методом действенного анализа. В действенном анализе необходимо выявить: тему, проблему, конфликт, сверхзадачу и сквозное действия, событийный ряд, предлагаемые обстоятельства, жанр, т.е. все то, что необходимо для работы режиссера и актера над спектаклем и ролью. Процесс внутреннего осмысления, анализа и обобщения. Актер, работающий методом действенного анализа, доказывает свою правоту в действии. Режиссер - в решении конфликтных фактов, событий существующих в самой пьесе. Здесь, сегодня, сейчас. Метод (гр. - путь, способ) - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Совокупность принципов, формирование приемов посредством которых осуществляется художественный процесс. Метод физического действия (К.С. Станиславский) - процесс психофизического познания роли этюдным способом, исключая застольный период или минимально сократив его. Через движение, с текстом, без текста, своими словами, близкими по смыслу роли, “размять”, “протоптать ногами” по действию ту или иную сцену. То есть понять логику персонажа через психофизику. Разведка умом и разведка действием, отбор выразительных средств всем физическим аппаратом одновременно. Существо метода в нерасторжимой связи себя и целого. Методика (гр. - исследование) - совокупность методов, приемов практического исполнения чего - либо. Учение о методах преподавания той или иной науки (методика воспитания актера). Методика - область прежде всего практическая. Меценат (лат) - богатый покровитель наук и искусства. Название происходит от имени римского богача Мецената (1в. до н. э.). Оказывал покровительство и материальную поддержку кружку поэтов (Вергилию, Горацию и др.) Мизансцена (фр. - постановка на сцене) - размещение актеров на сцене. Мизансцена - пластический язык режиссерского искусства. Мизансцена зависит от жанра, действия и задач, поставленных перед актерами. Это пластический рисунок тела или группы актеров, по отношению друг к другу и к зрителю. Мим (гр. - подражание) - комедийный жанр в античном народном театре; короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания. Актер, играющий без слов, только средствами мимики. В современном театре - актер пантомимы (театр без слов). Мимика (гр. - подражательный) - подвижные части лица, движение мышц, отражающие переживания, чувства и настроения. Мимическое действие - особый вид сценического сосуществования бессловесного свойства. Миниатюра (лат. - киноварь, сурик) - произведение искусства малых форм. Небольшое сценическое произведение, в котором участвует минимальное число актеров. Миниатюре свойственна яркая, лаконичная форма выражения. При этом сохраняются все компоненты композиции, причем в обостренной эстрадной форме. Сюда относятся рассказ, пьеса, водевиль, интермедия, скетч. Как правило, миниатюры составляют репертуар театров миниатюр. Многоплановость - размещение сценического действия таким образом, чтобы ритмически работали передний, средний и задний планы. При этом возникает перспектива сцены и ее глубина. Мобилизация ( лат. - подвижный) – степень концентрации внимания на объекте. Она может быть длительной и короткой. Повышенный интерес субъекта к объекту внимания. Для мобилизации необходимо время, чтобы оправдать внимание к объекту. Мобильность (лат. - подвижный) - способность к быстрому передвижению, ориентировке в обстановке и принятия нужных решений. Мобильность позволяет сохранять рабочую обстановку и непрерывно решать творческие задачи с минимальной потерей времени. Модернизм (фр. - современный) - непрекращающийся процесс обновления современных творческих методов. Монолог (гр. - один и слово) - развернутое высказывание одного лица; речь действующего лица, обращенная к самому себе или к зрителям. Речь наедине с самим собой. Монотонность (гр. - однообразный) - однотонность; однозвучность, лишенная перемен. Показатель отсутствия конфликта и психологического действия. Однообразие тона, интонации. Монтаж (фр. - сборка) - подбор отдельных сцен и эпизодов постановки с целью достижения художественного смыслового целого. Художественный метод формирования композиции произведения, важнейшим принципом которого является отбор звукового и видеоряда, для формирования темпо-ритма действия. Система смысловых соотношений между сценами и эпизодами, а также формы и содержания. Условность времени, пространства действия и условность конфликта - это ряд монтажного мышления. Мотив (фр. - причина) - побудительная причина, повод к какому - либо действию. Мотивация (фр. - приводить доводы) - обоснованность поступков и действий (театр). Муза (гр.) - в греческой мифологии одна из девяти богинь, покровительница различных искусств, вдохновляющих поэтов (актеров и т.д.) в их творчестве. Источник творческого вдохновения. Мутация (лат. - изменение, перемена) – переход детского голоса в голос взрослого. Возрастные границы мутации - от 10 до 18 лет. Мюзикл (англ. - музыкальная комедия) - музыкально-сценический жанр, сочетающий в себе различные средства эстрадной или бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие музыкальных песенных форм. Жанр сформировался в США в 1920-1930-х гг. “Звуки музыки” Р.Роджера, “Вестсайдская история” Л.Бернстайна и т.д. Мастерство Мастер Мировоззрение Модель Мышление Мышечная память ННаблюдения - один из способов формирования сценического образа. Данный способ основан на копировании и подражательности реально существующей действительности, вызывающей неподдельный интерес, с перспективой художественного осмысления образа. Это наблюдения за людьми, животными, вещами, ситуациями, и т.д. Наблюдательность - важная черта художника. Накладка(театр.) - техническая или творческая ошибка при проведении репетиции ,спектакля, концерта. Погрешность в работе технических служб (при смене декораций, перемене света, включении музыки). Актерская накладка (опоздал на выход, забыл текст, не успел переодеть костюм и т.п.). Наступление – проявление инициативы со стороны партнера. Основное условие – это борьба. Наличие противоположных интересов. Требование действующего лица внимания со стороны партнера к своим целям, делам, нуждам. Новаторство (лат. - обновитель) - обновление, создание новых форм художественного творчества. Методы в творчестве. Прогрессивные принципы, идеи, приемы и их осуществление. Номер (лат. - число ) - в эстрадном концерте и цирковом представлении отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Термин “номер” возник в конце 18 века при зарождении стационарного цирка и первоначально означал порядок актерских выходов. Нюанс (фр. – оттенок) - едва заметный переход в звуках, цвете, суждениях, актерской игре и т. п. Навыки Настроение Непосредственность Наивность Нивелировка ООбобщение - выводы и заключения, сделанные в результате просмотра спектакля, концерта, фильма и т.д. Обозрение - эстрадное представление, где выступления артистов различных жанров объединены общим сюжетом (то же, что и ревю). Оборона – это ряд действий, направленных на объект с целью освободится от его воздействия. Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются, обретают новые краски и новые признаки, незамеченные другими. Образ возникает в результате олицетворения и одушевления неживых предметов или явлений и придания им человеческих свойств характера, поведения, поступков. Образная структура полностью зависит от индивидуальности исполнителя, его жизненного опыта, наблюдательности, образования, воображения и фантазии. Образ рождается в результате возникновения ассоциаций по поводу увиденных в жизни картин, прочитанной литературы и в процессе работы над пьесой. Работа над образом -основная задача актера и режиссера в процессе постановки спектакля и в работе над ролью. Образное мышление - свойство воспринимать и осмысливать картины жизни, искусства в их художественном значении, необходимое в процессе возникновения замысла постановки спектакля, представления. Общение - проявление нашего отношения к объекту. Общение - это действие двухстороннее. Общение может быть: 1. Словесное. 2. Физическое. 3.Энергетическое (“разговор глаз”). Общение может быть с партнером, без него, с самим собой, с предметом, и т.д. Общение - это активное взаимодействие партнеров, в котором участвует как физическая, так и духовная природа актера. Объект (лат. - предмет) - факт, предмет, явление, подвергающееся изучению. Составляющий часть внешнего материального мира, предмет познания деятельности человека и сам человек. Объективность (лат. - предмет) - Беспристрастность, непредвзятость, соответствие действительности. Отражение событий и фактов без искажения их содержания и на реально существующей основе. Овация (лат. - ликование) - восторженные продолжительные знаки одобрения и приветствия, выраженные через аплодисменты и крики “браво”. Устроить овацию кому-либо. Ограниченность сценического пространства - реальные факторы, влияющие на развитие сценического, художественного образа и ограничивающие его пространственное и временное существование наличием рамок сцены, размера сцены, за пределами которых действие прекращается. Ограниченность выбора сценического пространства создает условную стилистику в работе над спектаклем, представлением. Одежда сцены - оформление сцены для проведения концерта, спектакля, представления и т.д. Занавес, кулисы, падуги, задник. Озвучение - подбор звукового ряда, усиливающего атмосферу представления, эмоциональное напряжение конфликта, подчеркивающего значение события, или эпизода. В это понятие входит: шумы и музыка, передающие состояние атмосферы действия, в котором живут и актеры и зрители. Опера (ит. - труд, дело, сочинение) – род музыкально-драматического произведения, в котором объединяются слово, музыка, сценическое действие, живопись(декорации).В основе оперы лежит стихотворное или прозаическое либретто, которое пишется драматургом-либреттистом или самим композитором. Оперетта (фр. - маленькая опера.) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания, в котором музыкально-вокальные и танцевальные номера чередуются с разговорными эпизодами. И.Кальман “Марица”, А.Александров “Свадьба в Малиновке”. Род комического, веселого музыкально- драматического представления с диалогом, пением и танцами. Организационный период - включает в себя в первую очередь процесс “собирания” материала спектакля (роли) в единое целое. Все компоненты (музыка, свет, декорация, костюмы и т.п.), необходимые для завершения работы над спектаклем. Организация творческого процесса - управление творчеством, связанное с планированием и воплощением постановки спектакля, представления. Обязательно присутствуют негласные законы организации труда под руководством режиссера, в подчинении которого группа лиц, которые осуществляют реализацию проекта, замысла и постановки. Органичность (гр. - организм) - показатель мастерства актера, который основывается на умении существовать в предлагаемых обстоятельствах; естественность и полная свобода как физическая так и внутренняя (5 органов чувств). Оригинальность (лат. - первоначальный) - самобытность, неповторимость художественного произведения и его создателя. Не имеющая аналогов театральная постановка, в которой образное решение, новизна ситуаций, идейность и средства их воплощения находятся на профессиональном уровне и во многом опережают время. Оркестровая яма (гр. - место пляски) - в театре специальное помещение для музыкантов, которое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера и огорожено барьером от зрительного зала. Ортодоксальность (гр. - правоверный) - приверженность устоявшимся традициям, пережиткам времени. Освещение - технологический процесс формирования световой партитуры с целью достижения наибольшей выразительности художественных образов (актеров, декорации и т.д.) Освобождение мышц (снятие физического зажима) - тренинг, упражнения для выработки умения двигаться выразительно и правдиво. Снятие зажимов и напряжения. Подчинение внешней и внутренней техники воли актера. Природа человеческого мастерства актера, основанная на раскрепощенности физического аппарата тела, как выразительного средства, создающего пластику сценического сосуществования актера посредством работы определенной группы мышц. Свобода физическая. (Помогают в этом - тренинг и упражнения, танец, сценическое движение, пластика и пантомима.) Осмысление - умственно-чувствительный процесс выявления законов и закономерностей в жизни и в искусстве. Отражение явлений жизни художественным методом. Поиск образных решений и логики развития событий и их композиционной завершенности. Основной конфликт - взаимоотношения между главными персонажами постановки, отличающиеся особым напряжением и драматизмом от зарождения противоборства до его логического завершения и обобщения. Остранение (Б.Брехт) - прием установления дистанции по отношению к изображаемой действительности, приводящий к тому, что знакомое явление предстает как впервые увиденное, странное, необычное. Остро и преувеличенно подчеркнутая театральность. Новизна восприятия. Образ больше критикуется, чем имитируется. Художественные приемы разрушают иллюзию. Откровенная демонстрация театральных приемов и условностей, подчеркивающая их искусственность. Необычность будничности достигается у Брехта политизированным восприятием реальности, а у Вахтангова - утонченным эстетическим чувством. Остросюжетность - ярко выраженная драма, действие, создающее динамику происходящего посредствам быстро развивающихся взаимоотношений противоборствующих сторон, нагнетание психологии конфликта, решаемого неожиданными приемами и способами. Отбор выразительных средств – этап в методе физических действий. Движение артиста от события к событию. Импровизационное самочувствие артиста на репетициях. Отбор приемов, актерских приспособлений в контексте событийного ряда роли, пьесы, учитывая при этом “разведку умом” и “разведку телом” ( действием). Отличительная особенность - совокупность устойчивых понятий и признаков, соответствующих представлениям о форме, содержании, виде и жанре художественного произведения. Ориентируясь по признакам и понятиям, мы имеем возможность дать определение чему - либо. Пример: драма как вид литературного творчества отличается от других видов литературы конфликтом, сформированным посредством диалогов и монологов и исполненные актерами. Оценка (актерская) - психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию. Это реакция (видеть и слышать) на психологическое состояние партнера, новые предлагаемые обстоятельства, события и факты. Как правило, оценка возникает в период паузы действий одного из актеров. Пауза является показателем не только оценки происходящего, но и мастерства актера. Природа оценки родственна тому состоянию души, которое называют “удивляться”. Но этим словом называют лишь сильные степени оценки то есть длительные, затрудненные в восприятии того или иного события. Очуждение (Б.Брехт)-прием выражения художественного и гражданственного отношения к своей роли; способ актерской игры как интеллектуальный и нравственный поединок со своим персонажем. Зритель при этом подсознательно сопереживает не персонажу пьесы, а актеру, создающему и играющему роль в спектакле. Исполнитель в данном случае не сливается с образом и не входит в предлагаемые обстоятельства, т.е. очуждается от них. Обоняние Одаренность Опосредованный Осязание Ощущение ППадуга - одежда сцены. Горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены. Своеобразный потолок. Падуга подвижна, она отпускается на сцены и поднимается вверх на определенную высоту, необходимую для спектакля, концерта, представления. Память эмоциональная - один из методов освоения элементов актерского мастерства, основанным на острых переживаниях, воспоминаниях, сильных впечатлениях в жизни, т.е. на ощущениях. Это материал, который питает творчество актера в сочетании с фантазией и воображением. Эмоциональная память дает мощный толчок творчеству. Панацея (гр. - мнимое) - мнимое спасительное средство, избавляющее от всех зол. Пандус (фр. - легкий спуск) - пологая площадка, склон. Наклонная плоскость на сцене, служащая для формирования горизонта сцены на уровне, превышающим его начальное значение. Строится пандус из станков (дерево, железо) и накрывается деревянными щитами. Может быть покрыт тканью. Панегирик (гр. - речь) - ораторская речь хвалебного содержания, похвальное слово, чрезмерное восхваление чего - либо. Пантомима (гр. - воспроизводящий подражанием) - древнейший вид сценического искусства, включающий в себя беззвучные средства создания художественного образа через пластику, жесты, мимику. Папье-маше (фр. - жеваная бумага) - декоративное изделие (бутафория), выполненное по объему чего - либо путем наклеивания обрывков бумаги на форму, например - ваза, облако и т.д. Затем эти предметы просушиваются до полного затвердения и расписываются красками для достижения сходства с настоящими предметами. Парадоксальность (гр. - наоборот) - неожиданный поворот мысли (от заданного к противоположному). мнение, суждение, резко расходящиеся с обычным, общепринятым понятием. Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлением. Парик (фр.) - искусственный головной покров из чужих волос или волокон. Пародия (гр. - песнь наизнанку) - особый жанр в литературе, театре и на эстраде, являющий собой имитацию манер, стиля, жанра или стереотипа речи, направлений игры и поведения, основным методом которого является подражание известным людям искусства, политики, общественной жизни. Партер (фр. - на земле) - места в зрительном зале, расположенные ниже сцены или на уровне ее. Партнер (лат - часть, доля) - участник совместной игры на сцене. Партнерство - непременное условие создания спектакля и роли. Чаще всего «качество хорошего партнера» проявляется в диалоге. Пасквиль (нем. - сатирические стихи) - произведение оскорбительного, клеветнического характера. Пассивный (лат. - страдательный, недеятельный) - бездеятельный, безучастный к окружающему, вялый. Играть пассивную роль. Патетический (гр. - страстный) - взволнованный, полный чувств, пафоса. Патетика является составной частью патриотических сцен, конфликтных ситуации. Пауза (лат. - прекращаю) - временная остановка, перерыв в речи или сценическом действии. С паузой связаны оценка происходящего действия, события, фактов. Существует такое понятие как режиссерская пауза, актерская пауза. Пафос (гр. чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем. Паяц (ит. - солома) - старинное название клоуна. Изначально так называли комический персонаж итальянского народного театра. В широком смысле слова - шут, клоун. Выражение часто используется в переносном значении, обозначая человека который паясничает. Перевоплощение актера – полное единство внутренней и внешней техники актера в процессе перевоплощения в образ. Сценический образ, созданный актером и наполненный его личным отношением к роли. Единство физического и психического начала. Исполнение, воплощение художественного образа в новой форме. Творческое состояние актера, способствующее его органическому вживанию в образ или характер для достижения яркого, зрелищного его показа на сцене. Переживание - творческий процесс актерского сосуществования в действии и событии. Психофизическое состояние актера в момент волнения и его взаимодействия с партнерами в предлагаемых обстоятельствах. Персонаж (фр. - лицо, личность) - действующее лицо драматического или литературного произведения. Художественный образ, который обладает определенным характером, играет ту или иную роль в развитии сюжета произведения. Перспектива роли - расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли. От первого появления на сцене до финальной сцены, от завязки до развязки. Движение роли по событиям пьесы , не зная, что с ним случится в дальнейшем. Действуя на сцене, актер живет мгновениями, составляющими нить роли, ее кривую, перспективу роли, характер ее, чувства и мысли. Все это подчиненно найденному сквозному действию пьесы и спектакля. Путь развития, по которому актер поведет роль через сквозное действие к сверхзадаче. Плагиат (лат. - похищаю) - присвоение, самовольное обнародование чужого произведения под своим именем. Пластика (гр. - движение) - искусство изящных, ритмических движений тела; согласованность движений и жестов. В искусстве зрелищ пластика является первоосновой действия и его выразительности. Подготовительный период - он длится с первого прочтения пьесы, встречи с актерами (режиссером) и коллективом единомышленников (художник, композитор, балетмейстер и т.д.). Подготовительный период включает в себя действенный анализ пьесы и роли. Поделка - (цех) - так обычно в театре называют столярные работы по изготовлению декораций в специальном помещении. Подиум (лат. - высокая платформа) - возвышение на эстраде, на котором происходит действие. Предназначается для демонстрации показа мод. В основном используется в массовых мероприятиях и представлениях. Подмостки - вид компактной сценической площадки, устанавливаемой под открытым небом. Изначально выполнялись в виде настила из досок на возвышении. То же, что сцена, эстрада. В переносном значении получила распространение фраза: “пьеса не сходит с театральных подмостков ”, то есть идет с постоянным успехом. Подтекст - элемент словесного действия. Понятие подтекста зависит от физического состояния данного человека в данную минуту и от его отношения к партнеру. От всей совокупности предлагаемых обстоятельств в которых произносится текст. Подтекст охватывает не только смысловое звучание фразы, но и ее эмоциональную насыщенность. Подтекст - чувство мысли. Поза (фр. - положение тела) - притворство, рисовка, неискреннее поведение. В искусстве зрелищ поза характеризует состояние актера и является пластической выразительностью его действия. Показ - итоговое представление учебных работ студентов по специальным предметам обучения ( актерского, режиссуры, сцен. речи, пластики, вокала, танца и т.д. ) перед зрителями. Прием ,которым пользуется режиссер в работе с актером. Помощник режиссера (помреж.) - должность в театре. В обязанности помрежа входит поддержание творческой дисциплины в процессе репетиций над спектаклем и эксплуатации его. Играющий спектакль находится в полном подчинении помощника режиссера. Помпезность (фр. – пышность) - рассчитанная на внешний эффект. Явления, которым подчас подменяются представления автора о сути происходящего (торжественный концерт, юбилей, народное празднование или гуляние и т.д.) Портал (лат. - ворота) - в театре портал - сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее ширину сцены слева и справа от авансцены. Понятие “портал сцены” означает “архитектурное обрамление сцены, отделяющее её от зрительного зала”, в результате чего образуется портальное отверстие, называемое “зеркало сцены”. Последовательность развития действия - фабульность действия, закономерная смена обстоятельств конфликта. Одно событие, вытекающее из другого, вплоть до логического завершения противоречий конфликта и сюжета произведения. Посредственность - человек средних способностей, заурядный. Отсутствие у актера “тренировки и муштры” для тела и голоса, а также отсутствие свежести и восприимчивости в области психотехники актера. Постановка - творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления. Осуществляется режиссёром-постановщиком совместно с художником, балетмейстером; в музыкальном театре - совместно с дирижёром, художником; в кино - совместно с оператором, художником. Работа режиссера-постановщика над драматическим, документальным материалом для достижения определенной цели, сверхзадачи, которую ставит перед собой постановщик спектакля или представления. Постановочное искусство – готовность отказываться от знакомых навыков и приемов ради поисков новых решений, используемых для того, чтобы в лучшем виде выразить содержание и ни на что не похожую форму пьесы. Потенция (лат. – возможность) – способность, обладание достаточной силой для проявления психофизического действия в творчестве актера. Потеха - праздничные игры, основанные на традициях русского народа, в которых в основном принимают участие ряженые, богатыри. Поэтика (гр. - теория литературы) – жанр художественного произведения. Совокупность и система художественных принципов и особенностей в театральном искусстве или поэзии. Праздник - род торжества, по какому- либо случаю, выраженный особым эмоциональным, приподнятым настроением. В основе праздника - массовое чувство сопричастности к особым событиям; массовые шествия, демонстрации, ритуалы, обряды. Различаются следующие виды праздников: семейные, календарные, религиозные, исторические, производственные, отраслевые. Предлагаемые обстоятельства - (К.С. Станиславский) - это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка, взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки - все то, что предлагается актеру и режиссеру принять во внимание при их творчестве. Чем больше предлагаемых обстоятельств, тем ярче выражены тема, проблема, конфликт спектакля. К предлагаемым обстоятельствам приковано внимание зрителей, иначе само понятие “зрелище” теряет свое назначение. Представление - наглядная демонстрация художественно-образного моделирования межчеловеческих отношений. Представление может быть театральным (утренник, спектакль), официальным (выставка, презентация ) и т.д. Прелюдия (лат. - введение, начало, предвестие) - пролог; действие еще не примененное в движение, но готовое начать борьбу с предлагаемыми обстоятельствами. Премьера (фр. - первый) - первый показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления. Примитивизм (лат. - первоначальный) - крайне низкий уровень сознания и творческого мышления. Принцип (лат. - начало, основание) - основное исходное значение какой-либо теории, учения, точки зрения; убеждение человека в чем-либо. Приоритет (нем. - первый) - первенство в открытии, изобретении, создании художественного произведения, преобладающее значение чего-либо.(Например: приоритет традиций, направлений в искусстве). Приспособление (актер.) - как внутренние, так и внешние приёмы, способы актерской игры. Внутренние и внешние ухищрения в достижении цели; психологические ходы, изобретательность в воздействии одного человека на другого. Пристройка (актер.) - пристройка начинается немедленно после оценки в тот самый момент, когда в сознании возникла конкретная предметная цель, а также преодоление физических преград, препятствий на пути субъекта к его цели; соотношение своих сил и партнера. Бывают пристройки “снизу”, “сверху”, “наравне”. Притча - форма художественного творчества, один из жанров эпического рода, рассказ о каких-либо событиях приемами народного сказания; иносказание. Проблема (гр. - задача) - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Совокупность задач, идей, которые требуют разрешений и доказательств. Провокация (лат. - подстрекательство) - побуждение к определенным действия, элемент воздействия на эмоциональное состояние зрителя. Провокация может быть способом репетирования режиссера в работе актера над ролью. Прогноз (гр. - предвидение) - предсказание, основанное на определенных данных; моделирование будущих отношений зрителя к проблеме, к теме спектакля, представления. Прогон - вид репетиции, целью которой является выстраивание последовательности сцен и эпизодов, заранее отрепетированных, в единое целое посредством подключения музыки, шумов, элементов декорации, костюмов, света и т. д. Пролог (гр. - впереди и слово) - необходимое предисловие к пьесе или действие к спектаклю, в котором автор (через актера) обращается к публике, чтобы ввести зрителя в круг тем, объяснить условия игры и расставить акценты, важные для понимания пьесы; предыстория отраженного в искусстве события. Вступительная часть драматического произведения. Простак - актерское амплуа, к которому относятся роли наивных, простодушных или недалеких людей в комедиях, водевилях, опереттах. Просцениум (лат.) - передняя часть сцены расположенная непосредственно перед занавесом. Прототип (гр. - прообраз) - реально существовавший человек, чей характер, судьба, внешний облик дали писателю, художнику, актеру импульс и материал для создания художественного образа. Процесс познания – интерес, любопытство ко всему, что происходит вокруг, элемент актерской техники. Этапы познания: 1) восприятие объекта 2) запоминание воспринятого 3) умение воссоздать воспринятое. Процесс творческий - постоянно изменяемая система мировоззрения, психики и действия, методов и способов реализации замысла постановки, в результате которого возникает представление о том, что мы делаем, ради чего, к чему стремимся, чего добиваемся. Псевдоним (гр. - носящий ложное имя) - вымышленное имя, которыми художники, артисты пользуются в публичных выступлениях. Публика (лат. - общественный) - лица, выступающие в качестве зрителей, слушателей. Публичное одиночество (выражение К.С. Станиславского) - произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене, не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое внимание на выполняемом действии или на партнере. Память Подражание Подсознание Понятие Поступок Потребность Предмет Привычка Практика Продуктивный Психика Психология искусства Психология творчества Психология способностей Психофизика РРадиотеатр - представления, спектакли различного жанра, предназначенные для передачи по радио. Разведка телом (действием) – взаимосвязана с разведкой умом, они неотделимы друг от друга. Попытка актера “побывать телом” в событии, сблизить себя с материалом пьесы, сделать его своим. Стороны одного процесса познания. Основным процессом познания на этом этапе является этюд – рабочий прием в работе над ролью. Этот процесс у К.С. Станиславского имеет название: “ я – в роль,” он приводит к этапу “роль во мне” и к перевоплощению. Разведка умом – анализ действия, основанном на конфликтном факте или событии; познание последовательности событий, их органического движения, взаимосвязи. Развитие действия - цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели. Развязка - компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления. Ракурс (фр. - сокращение) – активный прием режиссерского искусства для построения изобразительной, монтажной композиции; режиссерский акцент, оценка происходящего. Рампа (фр. - склон, покатое место) - низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену. Тем же словом в театре называют осветительную аппаратуру на полу сцены, служащая для освящения передней части сцены снизу. Широко применяется в переносном значении как сцена, театр. (“Огни рампы”). В современном театре в последние годы рампа не используется для постановки спектаклей и представлений. Рапид (фр. - быстрый) - вид сценического действия, выраженный замедленными движениями актеров. Выражение “двигаться в рапиде”. Рапира (фр. - оружие) - колющее холодное оружие с длинным четырехгранным клинком, употребляемое в учебном и спортивных мероприятиях.(Спектакли плаща и шпаги.) Раскрепощение - творческий и учебный процесс выработки профессиональных навыков органического сосуществования на игровой площадке в рамках творческих задач режиссера, педагога. Снятие физического зажима. Сценическая свобода. Растушевка - скрученный из плотной бумаги тонкий стерженек с острыми концами. Растушевкой актер наносит на лицо грим. Реакция (лат. - против) - психофизический отклик на событие. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие, ответ организма на внешние или внутренние раздражители, резкая перемена в самочувствии. Проявление своего отношения на действие другого. Реализация замысла (лат. - вещественный) - осуществление на практике кого-либо плана, проекта, идеи и темы, выраженного в художественных образах. Реверберация (лат. – отражать) – остаточное звучание, возникающее в закрытом помещении в результате многократного отражения звуковых волн от различных поверхностей (стен, потолка, пола). Этот эффект используется на эстраде и в театре как выразительное средство звучания голоса и музыки. Ревю (фр. - обозрение) - эстрадное представление, состоящее из ряда отдельных сцен, эпизодов и номеров, объединенных общим сюжетом. То же, что обозрение. Режиссер (фр. - управитель) - постановщик, организатор спектакля, представления, концерта, праздника; художественный руководитель постановки. На основе собственного творческого замысла режиссер создает новую сценическую реальность, объединяя в работе над спектаклем всех участников: актеров, художника, композитора, балетмейстера и т.д. Режиссерская пауза – пауза возникает из сверхзадачи спектакля, из его атмосферы. Пауза родится из текста и в текст уходит. Так называемая немая сцена. Концентрат образности, смысла, способ работы над спектаклем. Режиссерская техника – знание законов актерского творчества, его природы; умение сопереживать вместе с актером. Непосредственность и живость восприятия. Способность мгновенного переключения, умение в каждом отдельном элементе видеть частицу целого. Ощущение, охват целого является основой режиссерской профессии. Единство “льда и пламени”. Пламя – от горячего сопереживания актеру, лед – от острого анализа пьесы, спектакля. Режиссерское мастерство – особый слух, обоняние, осязание, зрение, вкус к драматургическому произведению. Умение сохранить до конца работы над спектаклем свое первое, непосредственное впечатление от пьесы. Не растерять его при встрече с актерами, художником, при столкновении с собственными штампами, общепринятыми решениями. Способность видеть, способность мыслить, способность воплощать. Материалом режиссерского искусства является - борьба. Режиссура - это превращение литературного материала в сиюминутный, жизненный процесс, образно выраженный через игру актеров, а также через выразительные средства театра. Резонер (фр. - любитель порассуждать, моралист) - актерское амплуа. Человек, любящий вести пространные рассуждения, преимущественно нравоучительного характера. Действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения, наставления. Результат (лат. - отраженный) - конечный итог, следствие, явление, развитие чего-либо. Реквизит (лат. - потребность) - все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене (картины, часы, вазы, книги, посуда, карандаш, ружье, шпага и т.п.), то есть предметы быта (бутафория), используемые в спектакле (представлении) актерами. Реклама (лат. - кричу, восклицаю) - распространение сведений о ком или о чем - либо с целью создания известности, популярности. Объявление, видео и аудиролик, афиша, плакат- содержание сведений о предстоящих гастролях, концертах и т.д. Ремарка (фр. - пометка, замечание) - уточняющее или дополняющее замечание автора пьесы, сценария, которые помещаются обычно в скобки. В драматургии, театре - пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, предлагаемых обстоятельств, поведения действующих лиц, их внешнего вида и т.д. Репертуар (лат. - перечень, список) - запас, наличие чего-либо. Совокупность произведений в драматическом или музыкальном театре, на эстраде, ряд ролей, номеров, исполняемых актером. Определенное количество спектаклей в театре, внесенных в репертуар.. Репетиционный период - это, в первую очередь, “застольный период”, включающий в себя “разведку умом” с переходом на “разведку действием”. Этот период включает в себя тщательную работу над спектаклем (ролью) методом действенного анализа с выходом на сцену; т.е. мизанценирование по законам сценического действия в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли. Репетиция (лат. - повторение) - подготовка и пробное исполнение будущего спектакля при помощи актеров и вспомогательных служб. Подготовка номера и исполнение на сцене. Учебно-воспитательный процесс, направленный на выработку профессиональных навыков работы на сцене под руководством режиссера. Сценическое действие - многократное повторение текста, движений и жестов. Реплика (лат. - опять, еще прикладываю) - краткое замечание, возражение, ответ. Текст, заключающий в себе слова одного из персонажей. Краткое высказывание актера, обычно произносимое в ответ на слова партнера. Последние слова актера, вслед за которыми другой актер произносит свои, следующие по ходу пьесы. Выражение - “подавать реплику”. Реприза (фр. - возобновление) - короткий шуточный номер в исполнении клоунов цирка или артистов эстрады. Словесный или пантомимический. Рецензия (лат. - осмотр) - критический отзыв; оценка художественного, научного произведения. Критическая статья о премьерном спектакле, концерте. Речитатив (лат. - читать вслух) - напевная (или лишенная напевности) речь, входящая составной частью в музыкально-вокальное произведение. Ритм (гр. - время) - соразмерность чередования каких-либо элементов (звуковых, речевых, изобразительных), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Ритм - поведение, интенсивность действий и переживаний актера; внутренний, эмоциональный накал; организация во времени и пространстве. Динамический характер действия, его внешний и внутренний рисунок. Ритуал (лат. - обрядовый) - совокупность действий, сопровождающих обряд; обычаи народов. Установленный порядок совершения каких-либо действий (свадьба, принятие присяги, посвящение в студенты и т. д.) Роль (фр. - свиток, список) - художественный, литературный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актером. Совокупность текста, произносимого актером в пьесе. Раздражитель Разум Режиссерский акцент Рассудок Рефлекс Рецептор Речь |