Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

  • Кафедра адаптивной физической культуры и физической реабилитации ДОКЛАД

  • 5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. АФК 1 курс Сорокатый. Креативные (художественномузыкальные) виды двигательной активности


    Скачать 42.66 Kb.
    НазваниеКреативные (художественномузыкальные) виды двигательной активности
    Дата16.03.2021
    Размер42.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. АФК 1 курс Сорокатый.docx
    ТипДоклад
    #185423


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Структурное подразделение Институт физического воспитания и спорта

    Кафедра адаптивной физической культуры и физической реабилитации


    ДОКЛАД
    на тему: Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной активности

    Выполнил:

    студент 1 курса АФК

    группы 1-В

    Сорокатый Дмитрий Геннадиевич
    Проверил:

    ассистент кафедры АФК и ФР

    Коваленко Ю.М.
    Луганск, 2020

    Организация креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности
    Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной актив­ности,ориентированные на удовлетворение потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуа­лизации, творческом развитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ, другие средства искусства, были выделены в качестве отдельного вида адаптивной физической культуры лишь в 2002 году (Евсеев СП., 2002). Поэтому его организационная структура нахо­дится в стадии становления. Однако элементы креативных (художествен­но-музыкальных) видов двигательной деятельности используются в целом ряде учреждений и организаций.

    Прежде всего необходимо выделить образовательные учреждения специального (коррекционного) образования I—VIII видов, где во вто­рой половине учебного дня проводятся секционные занятия по «сказ-котерапии», «игротерапии», «танцевальной терапии» и т.п. Во многих учреждениях в форме секционной работы реализуются программы, сти­мулирующие творческую активность, интегрирующую движения, му­зыку, другие средства искусства.

    В качестве примера такого рода программ можно привести положи­тельный опыт специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений VII—VIII видов Санкт-Петербурга, в которых интегрируются за­нятия по «Спешиал Олимпикс» и «Спешиал Арт».

    Креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной ак­тивности представлены в ряде физкультурно-спортивных клубов инва­лидов, в которых эти виды двигательной активности тесно переплета­ются с занятиями рекреативной направленности, ориентированными на получение занимающимися удовольствия от активности.

    Последние годы креативные виды двигательной активности посте­пенно проникают в реабилитационные центры (особенно в те, кото­рые работают с подростками и молодежью, оказавшимися зависимыми от психоактивных веществ), лечебно-профилактические, санаторные учреждения, где все большую популярность приобретают занятия по танцевальной терапии, психогимнастике, двигательной пластике, ак-вааэробике и др.

    Необходимо учитывать, что указанные лица обязаны иметь лицен­зию на образовательную деятельность в областях, которые они исполь­зуют в своих авторских методиках (например, в области адаптивной физической культуры).

    [ https://studfile.net/preview/4113293/page:44/ ]

    Отличительные черты креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности

    Отличительными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются следующие.

    Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного являются главной отличительной чертой креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности. Именно здесь творчество становится ведущей целью, самой сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности, без которого она превращается во что-то другое.

    Другой отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности является обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры – вот главный признак этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры. Этот признак находит свое отображение и в названии, где для специалистов физической культуры акцент делается на креативность, образность, духовность, а для психологов – на телесность, физические компоненты личности.

    Важнейшей отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры является ин-теграция двигательной деятельности со средствами и методами искус-ства. Это подчеркивается в полном названии данного вида адаптивной физической культуры, которое включает в себя определение – художе-ственно-музыкальное. Опыт практической работы показывает, что здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.д. и т.п.

    Принципиально важной отличительной особенностью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов двига-тельной активности является вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатле-ниями, образами, активностью. Здесь происходит не просто смена вида деятельности, например, умственной на физическую, а полное пере-ключение сознания, погружение его в новую, необычную для повсед-невности деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий, всех сфер человеческого восприятия. Это достигается использованием образов, музыки, выполнением новых ро-лей, сложных действий и т.п., что невозможно достичь при выполнении хорошо известных, автоматизированных действий (ходьбы, бега, езды

    на велосипеде, плавания, лыжных прогулок и др.), применяемых, например, в рекреации именно для смены вида деятельности.

    Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентиро-ванные виды адаптивной физической культуры дают возможность зани-мающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, депрессию, тревожность, отчужденность), проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно пере-живать ситуации с другими людьми (детьми и взрослыми); эксперимен-тировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собствен-ного тела (Н.Ю. Оганесян, 2003).

    В качестве примера организаций, где основное внимание уделяется креативным (художественно-музыкальным) видам двигательной актив­ности, можно привести школу джаз-модерн танца и танцевальную ком­панию «Каннон-данс», работающую с 1997 года в Санкт-Петербурге. Руководителем этой компании является заведующий кафедрой совре­менной хореографии и танцевальной терапии Санкт-Петербургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, основной задачей которой и является научное обоснование и создание методическо­го обеспечения креативных (художественно-музыкальных) видов дви­гательной активности.

    Очень часто данный вид адаптивной физической культуры реализу­ется в виде курсов, семинаров, мастер-классов по нетрадиционным авторским методикам саморазвития и самосовершенствования челове­ка. Эти курсы, семинары, мастер-классы проводятся как юридически­ми (государственными и коммерческими), так и физическими лицами.

    [Книга: Теория и организация адаптивной физической культуры - С. Евсеев]

    Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение. Кроме этюдов и игр М.И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей» (1996).

    В занятиях по методу М.И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональной состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той, и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.

    Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографий с изоб-ражением различных эмоциональных состояний и состояния напряже-ния и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимики и пантомимике.

    [https://studfile.net/preview/4496491/page:75/]

    Кандидат психологических наук, психотехник Г. Бардиер, психологдиагност И. Ромазан и практический психолог, психотерапевт Т. Чередникова из Санкт-Петербурга разработали другое направление психогимнастики. В своей книге «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» они представили методику организации занятий психогимнастикой, которую можно использовать в работе с детьми начиная с трехлетнего возраста.

    Практика показала, что содержание и методика конспектов по Чистяковой более эффективны для детей с неврозами, неврозоподобными состояниями, задержками психического развития, интеллектуальной недостаточностью.

    Занятия по второму направлению эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятию психоэмоцио-нального напряжения, так как сильная экспрессия этих занятий с ми-нимальными мозговыми дисфункциями противопоказана (это может привести к сильному перевозбуждению или заторможенности).

    По методике санкт-петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

    1) сохранить естественные механизмы развития ребенка, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение;

    2) составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий;

    3) сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

    Специфика организации занятий:

    1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

    2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.

    Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

    В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

    Разминка

    Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напря-жения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и инте-рес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную ра-боту и контакт друг с другом.

    Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

    Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по фор-ме и характеру. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «Ка-кой предмет самый большой, теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?» и др.

    Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт.

    Время разминки примерно 5–6 минут.

    Гимнастика

    Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышеч-ные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении внимания на своих ощу-щениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в оп-ределении характера физических движений, сопровождаемых различ-ными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощуще-ний и работу воображения и чувств.

    Любое физическое движение в психогимнастике выражает какойлибо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

    Таким образом, психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся, как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит... А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

    Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

    Педагог помогает уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув – «Расслаблена ли?», погладив спинку – «Где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость, и т.п.

    Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

    Дозировка упражнений от пяти-шести раз по 1–2 минуте в зависимости от упражнения и возраста детей.

    В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнения противоположных по ха-рактеру движений: напряженных – расслабленных; резких – плавных; частых – медленных; дробных – цельных; едва заметных шевелений и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного пере-движения в пространстве и столкновения с предметами.

    Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

    Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармониза-цию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исче-зает инертность. В этом принципиальное отличие физических упражне-ний в психогимнастике от традиционной и адаптивной физической культуры.

    Учитель или психолог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблаз-няющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

    На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут.

    Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.

    Эмоции

    В сюжет каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

    Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сфе-рой – развитие у детей способности понимать, осознавать свои или чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

    Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих про-явлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фик-сируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражне-ниях, контролируя ощущение.

    Формы ощущений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

    Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес – внимательность, радость – удовольствие, удивление–восхи-щение–изумление, горе–отчаяние–страдание–сострадание, гнев– злость-зависть, обида–досада, презрение–брезгливость–отвращение, страх–испуг, стыд–вина, тревога–беспокойство, сочувствие–жалость– нежность, грусть–печаль.

    Этюды повторяются два-три раза.

    Общение

    Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

    В упражнения включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

    В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

    Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

    В тренинге обязательно участвуют все дети.

    [https://studfile.net/preview/4496491/page:75/]

    Цели и задачи креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности

    Главная цель креативных (художественно-музыкальных) телесно-ори-ентированных видов адаптивной физической культуры заключается в обеспечении возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции ком-понентов физической культуры и искусства, объединения духовно-те-лесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида.

    Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию на-селения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удов-летворение от активности; снятие психологических напряжений, уст-ранение «мышечных зажимов», коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и, в перспективе, – в профессионально-трудо-вую деятельность.

    Основными задачами креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры являются:

    1) развитие креативных (творческих) и эстетических способностей у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

    2) обеспечение возможностей для развития сферы чувств, соучастия, сопереживания, самовыражения своего состояния, настроения, духовной сущности человека в сфере двигательной практики;

    3) преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т.д. и т.п.;

    4) активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности;

    5) приобщение к искусству и другим видам творческой деятельности, к видам адаптивного спорта, связанным с искусством (танцы в колясках, фигурное катание и др.);

    6) приобщение к другим видам адаптивной физической культуры и доступным областям профессионально-трудовой деятельности.

    Функции и принципы креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности

    Самыми главными функциями креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются творческая (что прямо указывается в названии видов), развивающая, воспитательная (самовос-питания) и личностно-ориентационная.

    Что касается развивающей функции, то необходимо иметь в виду, что в креативных видах двигательной активности акцент в процессе занятий делается не на развитие моторики занимающихся, а на формирование и развитие их личностных качеств – интеллекта, воображения, эмпатии и др.

    Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно-музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.

    Значительные резервы креативных телесно-ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

    Следует отметить, что именно в этом виде адаптивной физической культуры имеются наибольшие возможности для формирования акси-ологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающи-ми влияниями интегрированных средств физической культуры и искус-ства, художественного осмысления и трактовки действительности.

    Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в креативных телесно-ориентированных практиках, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно-оздоровительной функции в этом виде адаптивной физической культуры.

    Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно-ориентирован-ными практиками позволяют выделить еще ряд функций адаптивной физической культуры в число ведущих. Здесь имеются в виду эстетичес-кая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.

    Что касается принципов адаптивной физической культуры, то среди них в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.

    Велика роль и специально-методических принципов, таких, как дифференциация и индивидуализация, учет возрастных особеннос-тей, оптимальность и вариативность, профилактическая направлен-ность.

    Следует учесть плюсы танцевальной терапии и не отождествлять терапию с обычной танцевальной педагогикой.

    Цель, которую преследует танцевальная терапия – достичь изменений внутри личности, а не изучение хореографии, танцевальных направлений и форм, специальных техник. Главное – освободиться от сопротивления, внутренних и внешних напряжений. Очень важно для пациента – развить телесные возможности для осознания своего тела и интеграции тела и души. По мнению Оганесян, развитие понимания самого себя, исцеляющего процесса, ведущего к катарсису, чувственному развитию и толкованию и понимание собственных проблем – это и есть главная ценность танцевальной терапии.

    Если в танцевальной педагогике акцентируют внимание на эстетической форме выражения в танце, то в терапии развитие эстетической формы не имеет большого значения. Совсем не важно, как выглядит человек в танце, главным является раскрытие чувств посредством танцевальных движений [1].

    Задание, которое дается на занятии, является общим для всех пациентов, но сверхзадача для каждого в группе должна быть уникальна, при её постановке требуется учитывать психологические особенности и проблемы каждого. Важно мотивировать пациента на творчество, одновременно не мотивируя его на создание продукта этого творчества. Важно воспитывать коллективный дух и развивать социализацию каждого участника группы. Танцевальный терапевт ставит перед собой и пациентами иные цели и задачи, чем танцевальный педагог. Цель танцевальной терапии связана не с обучением хореографическим техникам, а с открытием собственных движенческих выражений. Танцевальный терапевт не обучает тем или иным двигательным навыкам, а только сопровождает пациента, который, выполняя танцевальные движения, намечает пути для разрешения собственных проблем [1].

    Пациент нуждается в помощи, чтобы разрешить свои личные проблемы: как внутренние, так и внешние. Терапевт диагностирует психические напряжения через движения пациента. При этом пациенту стоит объяснить, что не следует ожидать быстрых результатов от занятий.

    Чувственные отношения между терапевтом и пациентом обязательны, поскольку процесс терапии основан на понимании и выражении собственных эмоций и ощущений пациента.

    Танцевальная терапия может быть, как групповой, так и индивидуальной.

    В нашей работе мы предлагаем обратиться именно к групповой терапии, так как она позволяет решить большее количество задач.

    По мнению танцевальных терапевтов Грёнлюнд и Оганесян, именно проблемы пациента по сути должны формировать танцевальную программу, которая определяет структуру терапии. Внимательные, вежливые и бережные вербальные инструкции часто сопровождаются свободным диалогом и являются важной частью терапевтического процесса [1]. Терапевту следует помочь пациенту научиться жить в гармонии и с миром, и самим собой.

    Чрезвычайно важна роль ритма и музыки, которые являются не просто помощниками танцевального терапевта – они являются инструментами для развития и раскрытия чувств пациента и его собственного ритма.

    Музыка стимулирует фантазию и создает настроение, она помогает отыграть свои собственные эмоции через эмоции. Музыка придает движениям темп, силу и динамику. В терапии могут быть использованы любые типы музыки – классическая, народная, африканская, джаз, поп-музыка и др. Сам пациент может определить, какую музыку он хотел бы слышать во время занятий. Музыка должна подходить пациенту и быть именно той, в которой пациент нуждается [1]. По мнению танцевального терапевта Эспенак, только чувственная музыка открывает радость, меланхолию, страх, грусть. Однако Эспенак считает, что каждый танцевальный терапевт должен подбирать сам музыкальное сопровождение, которое он считает необходимым для структуры его сессии [7]. Именно для решения этой задачи терапевты используют разнообразные композиции во время танцевальной сессии. Благодаря этому ведущий сессии может проследить за реакцией на музыку каждого участника, а после использовать эту информацию для формирования музыкального фона последующих занятий – фона, который будет способствовать раскрытию внутреннего «Я» пациентов и создавать более комфортную обстановку на занятии.

    [https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=859]
    Плюсы и минусы спонтанных и структурированных форм танцевальной терапии
    Танцевальная терапия – вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное вмешательство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений членов группы с целью его усовершенствования и расширения.

    Наиболее известную диагностику движений дает Рудольф Лабан, танцор и архитектор, придумавший систему анализа и описания двигательного поведения. В системе Лабана, известной как система усилий или форм усилий (Laban, 1960), используются символы для изображения динамических и пространственных аспектов движения, диагностики потребностей клиента и помощи терапевту в выборе последовательности движений для достижения лечебных целей. Система форм усилий Лабана описывает динамику движения с помощью четырех его факторов: пространства, силы, времени и течения. Каждый фактор имеет два измерения: пространство может быть прямым или многофокусным, сила (вес) может быть мощной или легкой, время может быть медленным или быстрым, а течение (энергия) может быть ограниченным или свободным. Любой тип движения поддается измерению по этим шкалам, а комбинации этих элементов составляют восемь основных усилий. Например, усилие надавливания является медленным, мощным и прямым, а усилие удара – быстрым, мощным и прямым. Показанная на рис. 8 система форм усилий, созданная Лабаном, облегчает анализ движений.



    Методы танцевального терапевта не ограничены поощрением структурированных или спонтанных движений. Терапевт может использовать игру и воображение для стимуляции сознавания собственного тела, которое часто ограничено у индивидуумов, лишенных в детстве возможности играть. Например, Лабан (Wethered, 1973) иногда просит членов группы вообразить себя новорожденными и экспериментировать с начальными физическими движениями, другие руководители групп поощряют "второе рождение" участников. Специфические темы и символическое использование пространства и предметов могут быть включены в танец. Человек, который хочет позвать мать, может, например, для выражения этого желания стаскивать с себя одежду. Используемые в группах телесной терапии движения, имитирующие лягание и удары, также могут помочь участникам разрешить душевное напряжение и высвободить подавленные аффекты. [http://psylib.org.ua/books/rudes01/txt07.htm]
    В танцевальной терапии выделяется несколько различных форм танцевальных упражнений:

    – структурированный танец;

    – спонтанные выразительные движения;

    – свободные движения с заданным ритмом и др.

    Рассмотрим особенности проведения занятий с использованием выделенных форм танцевальных упражнений

    Спонтанные выразительные движения

    Занятие спонтанными выразительными движениями состоит из вводной, основной и заключительной частей.

    Вводная часть

    Задачи – обеспечение процесса группового взаимодействия, налаживание контакта с каждым больным; подготовка к повышению уровня физической нагрузки.

    Используются элементарные двигательные движения, состоящие из плавных медленных двигательных форм, подчеркивается возможность произвольного изменения предложенных движений. Спонтанные дви-жения с постепенным включением различных частей тела (руки, верх-няя половина тела, голова, тазовый пояс, нижняя часть тела, ноги). Таким образом осуществляется постепенный переход к основной час-ти занятия.

    Основная часть

    Задачи – расширение сферы осознания членами группы собствен-ного тела, его использования и возможностей; повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, развитие способно-сти невербального взаимодействия с партнером, групповое движение как средство социализации, творческий танец для самовыражения, ре-агирования эмоций.

    Используется двигательная активность в форме спонтанного творческого танца.

    Упражнение «Отображение»

    Цель – поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии, дает опыт и руководства, и следования за кемлибо.

    Необходимое время – 15 минут.

    Процедура: все члены группы делятся на пары в произвольном порядке. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым.

    Инструкция: «Встать лицом друг к другу и постараться настроиться на своего партнера.

    Если вы лидер, то начинайте какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. Не старайтесь делать очень сложные движения, которые ваш партнер не сможет повторить.

    В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас “ведет” ваше тело. Примерно через 5 минут поменяйтесь ролями. По окончании упражнения поделитесь своими чувствами с партнером».

    В конце выполнения задания проходит групповое обсуждение возникавших чувств, проблем, мыслей. Обсуждается – в какой роли кто чувствовал себя комфортней и почему.

    Упражнение «Общий танец»

    Цель – упражнение похоже по своим задачам на «отображение», является его вторым этапом, способствует большему развитию эмпатии и навыков взаимодействия с партнером.

    Необходимое время – 10 минут.

    Процедура: все члены группы остаются в прежних парах.

    Инструкция: «Теперь мы не будем определять лидера и ведомого. Ваша задача не повторять движения партнера, а создать с ним общий танец. Конечно, в паре может кто-то лидировать, но мы не будем об этом договариваться при помощи слов. Постарайтесь договориться со своим партнером в танце». В занятиях танцевальной терапией рекомендуется сочетать элементы спонтанных и структурированных танцев и гимнастики. Занятия спонтанными танцами можно использовать для высвобождения и реагирования внутренних переживаний, пробуждения творческого потенциала, расширения осознания собственного тела, развития способностей невербального взаимодействия, а занятия структурированными танцами – для развития двигательных навыков и совершенствования социальных умений.

    При использовании только одного вида воздействия возникают оп-ределенные трудности. На спонтанных танцах больные могут чрезмер-но погрузиться в фантазийный мир, уйти от реальности, за счет чего усиливаются их замкнутость и социальная отгороженность. Также нуж-но отметить, что уход в собственные переживания приводит к дезорга-низации и снижению общего уровня активности в группе. Использова-ние только структурированных танцев подавляет творческое начало и, как показывают исследования, нередко вызывает негативные реакции.

    При выполнении спонтанных упражнений рекомендуется больше времени отводить работе в паре или группе. Тщательно подбирать музыкальное сопровождение, учитывая, что чрезмерно эмоциональная музыка, музыка минорных тональностей может вызвать достаточно сильные внутренние реакции.

    Музыка является мощным эмоциональным стимулом, и важно правильно оценить, смогут ли пациенты самостоятельно справиться с возникающими под влиянием музыки эмоциональными переживаниями.

    Определенное время следует отводить для вербализации и обсуждения возникающих переживаний.

    При использовании структурированных танцев рекомендуется более тщательно производить отбор пациентов в группы, учитывая их возрастные особенности, имеющуюся у них возможность освоения сложных двигательных форм. Лучше, если в группе будут пациенты с одинаковыми возможностями и танцевальными предпочтениями. Целесообразно проводить цикл занятий, начиная его с более простых двигательных форм и завершая более сложными. Благоприятно действует на больных, когда в разучиваемый танец включаются ранее освоенные фигуры. Это вызывает ощущение успешности и способствует повышению самооценки.

    Отмечается также, что работа в парах в большей степени повышает уровень тревоги, чем работа в кругу. Рекомендуется подбирать виды танцев, учитывая фазу занятия и ориентируясь на необходимость акти-визации или стабилизации эмоционального состояния больных. Соот-ветственно этому подбираются тип музыкального сопровождения и вид танца.

    Использование подвижных танцев с характерным для них быстрым темпом движений у большинства больных вызывает значительные трудности. Все танцы необходимо упрощать и танцевать под более медленную музыку. Рекомендуемое время занятий – 1 час. При увеличении продолжительности занятия уровень активности у больных падает, нередко возникает истощение.

    В настоящее время имеется достаточно большое количество литературы по креативным (художественно-музыкальным) телесно-ориентированным видам адаптивной физической культуры, где подробно рассматриваются средства и отличительные черты методики тех или иных ее видов.

    [https://studfile.net/preview/4496491/page:75/]



    написать администратору сайта