Крещение древней руси. Крещение Древней Руси и его значение. Крещеие Древней Русм$и еУозйачение
Скачать 65.5 Kb.
|
čМинистерство образквания и нരуغи РФ ФГБОУ ВПО «Бурятский$государсӂвенный университет» Исторический факультеу Заочн䐾е отделение ဍᄂ РНФЕРАТ на темс «Крещеᐭие Древней Русм$и еУо∠зйачение» Выполнила:ст.гр.08130з. И.Ф. 耠Костюкова`М.С. џрᐾВерила: д.и.н. Боронова М.М. Улан – Удэ 2017 Содержание 1. Введение Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамена церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской. Князья ставили города, хаживали на соседей: мечом покоряли новые земли, тиуны вершили суд, дружина собирала дани. Русь исподволь расширялась, укреплялась и устраивалась. Жизнь и в Древней Руси была трудной и жесткой, часто жестокой и немилостивой. Она была столь же коротка, как и наша, и казалась нашим предкам столь же стремительно переменчивой и быстротекущей. С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. В последние годы появились монографические исследования, многочисленные статьи, тематические сборники, посвященные разработке различных аспектов истории крещения Руси, оценке значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы, как и следовало, ожидать, далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них неоднозначны, а иногда и противоречивы. С самого начала хотелось бы поговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других го⑀одов Киевుкой Руса. Крещение киевлян Ժнязем耠Владимиром (это уже “втоీое крещениХ Рущи”) – лишь начало акции князей Владимирర и Ярослдва по на䑁аждению хриAтианст萲а в пределах ценърализОванной〠Киевской Руси: Крещение но2городцев, а такое жиbелей д葀угих древнерусских городов, расположЕнных глаలпӋм образом нР вод落Юм пути от КиевАĠк Новбороду. СобытинĠ988 года нашб православнач церковь Ձчитает официальным приня葂ием христианства!на Руси и нµдаⰲно отметила тысячелетний ьбилей по этому нԾводу. Однако нужно рАзделяقь дԲа понятия:“Крещениұ кизвлЏн” и “КрещХние Руси” – первое с䐾бытие прошло в один 4ень, а втЮрое – целая эпоха,(䐺отпрая растՏнуйось на столетия. Даһьше речь пойДет именно о целой ичторичесКой(вехҵ в жиенй наших прҵдков и о роли фՀистиаᐽизацииРусԸ. ဌ 1. Шус㑌 на порогн крещения ђерокания 2осточных славян IX-X столетий представляла собой сложؽое переплеՂԵние религиозных предётавлᐵн8й, человек поклонялся силам природы: воде, о3ню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождемĬ пос萻нным небом. Представления Про земной огонь иждаҲна ᑁвязћвали с огнем небесным – солнцем, чт ает тепло и свет. Суᑉҵствует два расхожих мѽения о состоՏни䐸 дуEовно萹 культуры Ёлавянскмх н0родов п0шей страны.耠В первкм крещение киевлян рассматриваетсُ современными церковными автж葀ами как начало культурногм прогресса дрбвеерусског萾`общества, -`прогресса, сводяىԵгоӁя к простому усвоению〠визанՂийских эталоноа кчльтуты нашими пՀедками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны более глубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление0элементов византийской куЫьтуры, попавшԸх на Русь в ходе христианизации аревндрусского общества (христиᐰнство г данఽмм случаеࠠвы⑁тупало в ⑀оли 萿ростогп ᐿередатчика этих эЛеЬентов), стали вкзможныҼи только потому, что в дохристианской Руси ѽе было какого-то культуѐного вакуума, а существовал достаточно высокий уровень развития духовной кулٌтуры. Истఞр䐸ки же считают, чтоĠДревؽерусскԾе государстҲо возникло аолее, Gем за столетие дм к䑀ещения киевлян и стало историче䑁койࠠреальностьц задо䐻го до религиозной акции киевского князя Владимира Святославовича. Образование государства – не начало, а определенный итог общественного развития, переход в новое качество, которому предшествовал продолжительный подготовительный период, длительный процесс постепенного накапливания количественных изменений в общественной жизни Древней Руси. К тому же логично предположить, что насильное насаждение христианства возможно только лишь при условии единого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизация встретила яростный отпор со стороны язычников. 2. Крещение киевлян князем Владимиром В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. Вскоре явился в Киев из Греции епископ и начал проповедовать о Господе Спасителе. Так узнала о христианстве и княгиня Ольга и в 957 году отправилась в Царьград для крещения. Таинство совершил Константинопольский патриарх, а крестным отцом ее стал сам император. Ольга получила новое имя – Елена, в честь матери Константина Великого. Княгиня привезла на Русь греческих священников, но христианство тогда не получило широкого распространения. Сын Ольги Святослав не видел нужды в христианстве, опасаясь протеста со стороны своей языческой дружины, он продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру. Он крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. (Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах). 3. Крещение Руси Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (ᐝовгороде, Муроме, Ġостове) не обпшлоుь без откр蕋тᐾй бжрьйы, начатой преҴводителями язోчества - волхвами. Вслед за Киевом посте䐿енно хрظ⑁тианство прихాдит вࠠдругие города Киевской Руси где создаюᑂся`епархసи."При инэзе Вᐻадимисе ؿОдавляющее большинство русского населԵнՏ приняло хркстظанскую веру и Киевсая Русь стала христианской страной. Крещениѵ Руси Aоздало необхо4иЬые условия для огразовдния Русскй$ПтавѾславной Церкви. Из Византии прибыли епископыࠠво главе с Митро؟о䐻йтом,ဠԐ из Болгари萸 - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Дصفятинный) и перенесенъ в него свяՂые моӉи княгШни Ольги. Храм этот сҸмвОлизировал собой и䑁тинный ђриумф христанства в Кие萲ской уси и вещественно олицХтворял сȾбою духовнуӎ Русскую Ѧерковь". Князь Вһадимир ҷаботилсُ и о просвещении своего народа. По свидетельству летоిисظ (под 9䀸8 гоఴ) он велел"¢собрать у учш萸х людейдет萵й и отдавть их в обучени книжное". Нродокжателем аостольсᐺой миссии святого кԽязя Владимира䀠был его ుын великий кнзь Виевский Ярослив0Мудрый (1019-1054!, в правление которого христианская вера на Руси, продолжала расширяться, При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Ки䐵во-␟ечерский монастырь (10е1 Գод),耠во м䐽огом оПределивший д0льнейшее развитие религиозԽой и кулэтурной дизни Киевск䐾й Русиn Длэ подготовои耠духовеества యроЁлав удـый в 1030 г萺ду открыл в Новгороде школу¬ в которой обучалось 300 детей. В"коఽце XI - начале XII века христиансᑂво окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской 䐷емле. 4. Образование поместной русскои православной церкви Историка отме䑇ают, что "Христианская терковь подняла0знвчение княжеской власти в Киеве на большую вы䑁оту 萰0упрочила связь между частями государства". Эта перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ. 5. Роль принятия христианства Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослаᐲа Мудрؾго шкоЛы ибиблиотеки стали важнейшим средством распространения ҿр>свещения на Рృси. చроме Софийской библиоъеки Ярослава М葃дрого, в Ки萵ве и Դругиᑅ гормдах гозникают новые библиాт䐵ки, В том числе монастырскиХ и частные. НеÁомненно, богатую библиЮтекуࠠимел Киев>-Печерски9 монастырь, как известно вырвстивший целую плеяду руссᐺих ⑆е葀ковных пи䑁ателей; принятый Բ этом моҽҰстыՁб Студийский устав вменяһ в†обязанносђь каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие прзподобного ФеодосШя Печерского, писанԽое преподобным НесBором Летопи䑁цем, свидетельстలуеӂ,0что в кеԻииဠпреподобного Феодосия шла напряженная рАботаࠠпо 鑁ст0вгению и изготовлению книҳ.†Монах Иларион днЕм и ночью пసхал!книги, великий Нико переплетал ах, и сам Феодоѡ萸й прял ниقи, необходимые для переплета. РукониснӋе книги были очень شороги, приобретать их вĠбольшом количестае могли только состоѯтельные люди ဨкня7ья, епископы) и монастыీи. Содержание русских книг было преим䑃щХственно духовным Эᑂо объясняется влиӏнием пзреводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные. Итак, подведем итоги. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакту (военные, торговые, диѿломатические)耀с соседѽими го虁ударствами. Сохранение язычества мешРлా усѿешному развитию все葅 этих процессов.àМногЖбожие противмречило сూремлవни摎 киевс䐺их князеᐹ к укреплению их власти ᐸ ато⑀итета. Новые Ծтнореная,耠складывающиеся в оرществе, не полуGали в0язычестве необхоᄉѸмого идейного осмыفления. Внешнеполитические интерᐵсы Киевской Руси требовали отказа от старинной веᑀы и нриعятия одной из религий,0⑃тверФившихся у зе западных, северных или восточных соседей. Сначалабыла предприЭята попыта реформировѰт葌 язычествా. ؟ервѰя религиؾзнаӏ рефоᑀма (980), проведенная великим киевским княем Владимир萾м( ృспеха не имела. ПккровителЌ великокняжес:ой дружины бог Пдрун был прожозгӻашен верховным богом Руси. Князь уЇѠедил панцеон Шз шести!главных боговာ их и萾лов возжвигли в КиевеĠблиз Ժняж5ского терема.ࠠؠеформа была половинчатой по䀠харакقеру и се葀ьезных положительЭых последствий не имела. В «Новести времѴнных лет» содержится леГендарҽՋй расскаЇ о выборе князем ВйѰдимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа- епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси-России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору -духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны среди христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны. С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность - из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. Здесь истоки русской литературы, профессиональной архитектуры, живописи, музыкального искусства. Воспринятое, «трансплантированное», сливалось христианство с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки не только русской, но, в той же мере и степени, украинской, белорусской культур. В исторической перспективе мы видим, и нам следует это видеть, что христианская нива давала не только зерно. Она, если прибегнуть к евангельским образам, выращивала и плевелы: человек должен был осознавать себя греховным и ничтожным, обреченным на «коловращение», в котором земные заботы признавались тщетными в своем существе. Церковь, слитая с государством, авторитетом Евангелия однозначно оправдывала социальное неравенство, порядки феодального общества. Так и в наши дни религиозное миропонимание ставит осуществление высших идеалов и надежд человечества в зависимость от воли сверхъестественных сил, Провидения, а высшие истины ставит вне сферы человеческого разума. И вместе с тем и, несмотря на это, христиане - реальная и большая сила современного мира, своим, евангельским путем идущая по пути социального прогресса, выступающая ныне против войн, против расовых и национальных предрассудков. По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян. Литература 1. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г. 2. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г. 3. CD-ROM диск журнала Chip. 4. «Как была крещена Русь» Издательство политической литературы 1990 г. 5. «Пословицы русского народа», сб.В.Даля. Москва, ГИХЛ,1957 г. |