срс. СРС-3 Социология — копия. Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры
Скачать 33.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АТЫРАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА им. С. Утебаева Факультет: «Информационные технологии» Кафедра: «Информационные системы» РЕФЕРАТ - ЭССЕ На тему: Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры Выполнил: Жолдасов Айдос Специальность: ИС – 20 p/o Руководитель: КИН проф. Нурсултан М. У. Архаическая культура В архаической культуре (это период примерно от 50 до 10 тыс. лет до н.э.) человек учится рисовать, считать, создает первые объяснения мира и самого себя. В этот же период появляются и первые социальные формы организации людей (племенные и родовые союзы). Сразу нужно обратить внимание на необычность, с современной точки зрения, воззрений, присущих людям архаической культуры. Приведем всего два примера. Один — это отождествление брачных отношений (ухаживания и любви) с охотой, соответственно жених в архаической культуре отождествляется с охотником (стрелком из лука), невеста — с дичью. Приходит на память сказка о царевне-лягушке. В качестве другого примера можно привести наскальные изображения, датируемые периодом от 40 до 20 тыс. лет до н.э. К самым первым наскальным и пещерным изображениям относятся профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей, тоже в натуральную величину. Советский искусствовед А. Столяр считает самой ранней изобразительной моделью те предельно лаконичные рисунки зверя, которые наука уже в начале XX в. отнесла к числу древнейших. «Это изолированный и предельно обобщенный, строго профильный контур стоящего зверя» [152. С. 40]. Как правило, эти изображения представляют высеченный каменным орудием или нанесенный охрой контур, который совершенно не заполнен внутри. Первая странность — животные изображались только в профиль, люди — чаще фронтально, причем профильное изображение животных устойчиво воспроизводится много тысяч лет во всех странах древнего мира. Другая странность — размеры фигур часто увеличены, кажется, что люди одеты в скафандры (это послужило поводом назвать их «марсианами»). Позднее изображения людей и животных то увеличиваются, то уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска шкур, у людей — одежда, татуировка и т.д.). Наряду с миниатюрными в этот период встречаются и довольно внушительные изображения. Например, в Джаббарене (Сахара) найдено шестиметровое изображение человека (названного «Великий марсианский бог»). Оно занимает всю стену «большого убежища»: стена сильно вогнута, голова нарисована на потолке. Если художник стремился передать предмет, рассматриваемый с разных сторон или в разные моменты времени (с определенного этапа развития этот подход к предмету становится доминирующим), то изображение предмета (его общий вид) составлялось, суммировалось из изображений отдельных «проекций», полученных при рассмотрении предмета с разных точек зрения (с разных сторон). Например, в искусстве Древнего Египта можно встретить изображение четырехугольного пруда, окруженного деревьями, вершины обращены во все четыре стороны. Специально исследованное С. Рейнаком распластанное изображение скачущего коня «представляет собой результат суммирования во времени двух разных поз, которые не могут быть фиксированы одновременно в реальном движении». Оседлая культура Казахстана Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. О развитом земледелии у усуней и кангаров мы уже говорили. Традиции оседлого хозяйства продолжают развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано главным образом, сокращением поголовья скота у части населения, сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды. Часть населения Западно-тюркского каганата занималась земледелием, главным образом в долинах Шу и Таласа, предгорьях Алатау. Здесь земледелие было поливным. В долинах для посева использовались речные поймы. Возделывались просо и пшеница, разводили виноград. Китайский посол Сюань Цзань, посетивший в 630 г. долину Шу, отмечал в своих записках: «В городах одна половина населения обрабатывает землю, а другая занимается торговлей». Характеризуя карлыкские племена, ал-Идриси пишет: «Люди кочевые… Однако они обрабатывают землю, сеют и жнут». Земледелие было распространено и по берегам Сырдарьи, главным образом в районе ее среднего течения. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. О традиционном возделывании этих культур позволяют судить термины, употреблявшиеся для их обозначения огузами и кыпчаками: экин — посев, бугдай — пшеница, тарыг -просо, арпа — ячмень, тутарган — рис, мержамак — чечевица. В оседло-земледельческих районах развивались садовод-чество, виноградарство, огородничество, бахчеводство. Посол французского короля Рубрук, сообщая о Жетысу, отмечал: «Я видел там лозы и дважды пил там вино». Это подтверждается также археологическими находками. При раскопках Тараза обнаружены косточки фруктовых деревьев-абрикосов, слив, вишни, бахчевые — дыни, арбузы, а также винограда и подсолнечника. Земледельческие районы Казахстана. Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена. Кроме магистральных каналов и арыков строились водохранилища.Особо широкое распространение они получили в среднем течении Сырдарьи в VII-XII вв. В X-XII вв. были сооружены магистральные каналы, питавшие водой округи кыпчакских городов Сыгнак и Сауран. Зарегистрированы каналы длиной до 20-30 км. Очень сложная оросительная система была в Отрарском оазисе. В нее входили магистральные каналы, распределители воды, водохранилища, керамические трубопроводы, чигири — устройства для подъема воды с более низких уровней на верхние. В долинах Таласа и Шу процесс развития земледелия был ускорен проникновением согдийцев и расселением их по трассе Великого Шелкового пути. Здесь появились согдийские колонии — Навакерт, Хамукат и др. Одновременно шел процесс оседания тюркоязычных кочевников. Ирригационные системы плохо сохранились, однако о наличии их говорится в исторических источниках. Древние каналы сохранились и в низовьях реки Или. Кроме магистральных каналов, обнаружены остатки плотины для поднятия воды в реке, мелкие каналы-оросители и устройства для направления воды по нужному руслу. XI-XII вв. — время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас. В целом, оседло-земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники — земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности еще более укреплял эту связь. Индустриальная культура Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации. Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в. Основанная на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку она не может нормально существовать и развиваться без постоянного обновления. Можно сказать, что важнейшая особенность модернизированной культуры — отказ от традиций и ориентация на новации. Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный. Новые общественные условия определяют формирование специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах. Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и туже операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие проблемы индустриального общества и культуры стали предметом анализа и критики философов и культурологов. Литература: Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. — М., 1986. — С. 103. Конрад Н.И. Избранные труды. История. -М., 1974. — С .223. Ткачук М. Археология свободы. Опыт критической теории. — Кишинев., 1996, — С. 56. |