Главная страница
Навигация по странице:

  • Кубань в эпоху каменного века

  • Кубань в эпоху меди и бронзы

  • Борьба с Крымским ханством

  • История кубани. Кубань в эпоху каменного века


    Скачать 52.57 Kb.
    НазваниеКубань в эпоху каменного века
    АнкорИстория кубани
    Дата09.11.2019
    Размер52.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_kubani1-1.docx
    ТипДокументы
    #94284

    Древность и средневековье Кубанской земли Начало освоения Кубани.

    1. Кубань в период каменного и бронзового века

    Кубань в эпоху каменного века

    Пять тысяч веков назад - предположительно, именно тогда появились на Кубани первые люди. Двигаясь с юга, из Передней Азии, через горы Кавказа, они постепенно заселили Северо-западный Кавказ. Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Наиболее древняя из них - на реке Уруп, среди более поздних - всемирно известные Ильские, где были найдены следы самого древнего человека Кубани, искусственного жилища. Стоянок среднекаменного (XII-IX тыс. до н.э.) века - мезолита и новокаменного - неолита (VIII-V тыс. до н.э.) известно немного, но они свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда. На Западной Кубани от Тамани до Сочи, сохранились дольмены - каменные гробницы.

    Известны четыре типа дольменов, с 25 до 14 века до н.э.- время жизни этой культуры.

    а) Плиточный - обычный распространенный тип – стены перекрестные, пол представляет собой отдельные плиты.

    б) Составные дольмены – с одной или несколькими стенами, сложенные из более мелких плит и камней.

    в) Корытообразные сооружения – т.е. выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой.

    г) Монолиты – полностью вместе с крышей высечены в скале.
    Кубань в эпоху меди и бронзы

    VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. В эпоху бронзы (III-II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомбной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племена, получившие свое название от всемирно известного кургана в г. Майкопе. Племена катакомбной культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. Захоронение происходило в особых камерах, катакомбах. Племена срубной культуры занимались так же земледелием и скотоводством. Хоронили людей в подкурганные могильные ямы, укрепленные деревянными срубами и перекрытыми бревнами. Из Месопотамии в III тыс. до н.э. и принесли с собой многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, металлургию. У них уже выделилась родовая знать, о чем свидетельствуют богатые захоронения под курганными насыпями. Северными соседями оседлых майкопских племен были скотоводы-кочевники - племена ямной культуры, оставившие тысячи курганов, под которыми в простых могильных ямах, с небольшим количеством вещей, они хоронили соплеменников. А по Черноморскому побережью обитали племена дольменной культуры, хоронившие умерших в каменных гробницах - дольменах. Во II тыс. до н.э. "ямников" сменяют новые скотоводческие племена катакомбной культуры (катакомба - это яма, в одной стене которой вырыта пещерка для умершего), а с середины II тыс. до н.э. их теснят племена срубной культуры (могильную яму они укрепляют срубом из бревен). В Закубанье в это время из потомков майкопских племен и племен дольменной культуры складывается Северо-Кавказская археологическая культура. Во II тыс. до н.э., в период бронзового века, Кубань становится зоной контактов различных археологических культур, могущество которых зависело от металла, поступающего с Северного Кавказа

    2 Кубань в начале великого переселения народов.

    Бурные события конца IV в. изменили этническую карту Северо-Запад­ного Кавказа. Многие закубанские городища пустеют, остатки меотов пере­селились на побережье Черного моря и в горы. Меньше пострадали от ко­чевников племена гористого побережья к юго-востоку от Цемесской бухты.

    В 528 г. в Константинополь в сопровождении пышной свиты прибыл гунский князь Грод. Он принял крещение (его крестным отцом, стал сам император Юстиниан) и определенные обязательства перед Византийской империей. После этого Гродвместе с отрядом византийцев вернулся вБоспористал собирать дань в пользу Византии со своих племенников, а также стал активно бороться с язычеством, переплавив серебряных идолов в слитки, которые затем появились на городском рынке. Эти действия стали причиной восстания утигуров, которые убили Грода, из­брав вождем его брата Муагерия. Затем кочевники захватили города Боспор, Кепы и Фанагорию, уничтожили византийский отряд вместе с их командиром. Для возвращения утраченной провинции Юстиниану пришлось отправить в Восточный Крым и на Тамань значительную армию, усиленную вспомогательным отрядом германцев. Отвоевав провинцию, византийцы заново отстроили все крепостные сооружения.

    С середины VI в. н. э. на Предкавказье обрушились новые волны центральноазиатских кочевников-завоевателей. В 558 г. появились авары, ушедшие затем в Подунавье. А в начале 570-х гг. Северный Кавказ был захвачен воинами Великого Тюркского каганата. Тюркский каганат был империей кочевников, разросшейся от границ Китая до Причерноморья. За несколько лет кочевое и оседлое население Северного Кавказа было подчинено воле завоевателей. Позднее пострадали и византийская провинция. В 576 г. многие греческие города и селения в Крыму и на Тамани были ограблены, а сельское население перебито или уведено в рабство.

    3 Адыги и ногайцы в 15-17 вв

    Адыги:

    Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры[49], так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культурыдольменной культурымеотской культуры и других археологических культур.

    XIV век


    В XIV веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным. Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса[50].

    Борьба с Крымским ханством


    Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матреге (ныне Тамань), Копе (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе(современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими здесь.[51]

    Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки: донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых, православие, сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более, что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших Московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов[52].

    В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например, имел место крымский поход на Москву (1521). Войска хана ушли из Москвы только когда царь Василий официально подтвердил что является данником хана и будет впредь платить дань.

    Русско-адыгские связи не прерывались, более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу[52].

    Ногайская Орда (начало 15в – 16в)


    Территория: междуречье Волги и Урала. Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге (правил около 15 лет, был убит в 1419г). Окончательно обособилась от Золотой Орды к середине 15в при Нур-ад-Дине (сын Едиге), и начала двигаться на восток и юг на земли Абулхаира до Сибири и Арала. Помогали Абулхаиру в захвате городов на Сырдарье. С казахскими ханами то воевали то дружили. Титул правителя – хан. Глава улусов – мурза (у них неограниченная власть). Князья – имели наследственную власть (военную, дипломатическую, административную). Большие доходы аристократии давали набеги и войны (до 300т воинов). Самое большое племя – мангыты. Ногайскую Орду называли «Мангытским Юртом». Во 2 половине 15в появилось название «ногаи». 
    После смерти Берке, хана Золтой Орды, земли от Дона до Дуная контролировались Ногаем. Ногай женился на дочери Византийского императора. После деления Ногайской Орды (по р. Волга - Идиль) Восточный удел стал называться Старший Ногай (находился в Восточном Идиле), и его население вошло в состав Младшего жуза. Западный – Младший Ногай – отошел к Русскому государству.

    4 Распространение христианства и ислама на Кубани.

    В первые века н. э. адыгские племена имели тесные торговые связи с Боспором, Византией, Иберией, Албанией. Через Северный Кавказ проходила трасса "Великого шелкового пути". В эпоху императора Юстиниана (525-527 гг.) позиции Византии на Северном Кавказе еще более усилились. Бывшее Боспорское царство стало провинцией Римской империи. Именно к этому времени относится начало обращения адыгов в христианство и появление на Кавказе греческих миссионеров. Воспоминания о Юстиниане надолго сохранились в адыгском фольклоре: "Греческий император Юстиниан, - говорит адыгский просветитель Ш. Ногмов, - по сказанию старцев - Юстин или Юстук, был союзником адыгского народа и даже называл себя адыгейским витязем. С помощью предков адыгов он одолел врагов империи. После того Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его без сопротивления, что и послужило сближению двух этих народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов люди клялись юстиниановым столом или троном".

    Византия прилагала большие усилия для распространения христианства на Северо-Западном Кавказе. Уже в первой половине VI в. адыги и абхазы имели свои епископские кафедры.

    В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл и Мефодий. В это время Таматарху был вполне византийским городом, имевшим свою епископскую кафедру. Силуэт города определял кафедральный собор, окруженный церквями и монастырями. Побывали Кирилл и Мефодий и на земле адыгов.

    Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской. До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII - IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.

    В те времена, как говорят сами черкесы, народ отличался набожностью, твердой верой, и никто не клялся именем творца, считая это грехом. По свидетельствам писателей, лиц, посетивших земли адыгов, они называли себя христианами, крестили детей по достижению ими 18 лет. По тогдашнему обычаю в церковь ходили лишь 60-летние старцы. Остальные же молодые и пожилые люди становились у входа. Это было связано с тем, что черкесы жили грабежом и считали недопустимым входить в храм, пока не оставят грабеж.

    Ш. Ногмов так оценивает значение обращения адыгов в христианство: "Под влиянием союза с Юстинианом, черкесское духовенство, проникшее в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. Христианская вера процветала на Кавказских горах, будучи поддерживаема греческим духовенством, заменявшим убывших епископов и священников новыми. От них произошли многие дворянские роды".

    Итак, согласно письменным и археологическим источником уже с IV в. после легализации христианства в Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно проникать в среду горных народов Северного Кавказа.

    Сюда был сослан святитель Иоанн Златоуст, который в 407 г. в г. Команы недалеко от Сухуми обрел свою блаженную кончину. Территория, занятая адыгами, в духовном отношении подчинялась 4 епархиям, епископы которых назначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились в Фанагории, Метрахе (Таматархия), Зихополисе и Никополисе. В документах Цареградского собора 519 г. стоит подпись епископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах Константинопольского собора встречается имя Зихийского епископа Дамиана. Большое влияние на процесс христианизации Северного Кавказа в этот период начинает оказывать Грузия, которой удалось в церковном отношении подчинить адыгов. VI Вселенский Собор подчинил Грузинскому Патриаршему Престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (849-911 гг.) говорится о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий и упоминается Аланская митрополия.

    Вскоре греческое влияние на Северном Кавказе сменяется влиянием Русской Православной Церкви, просветительская деятельность которой началась сразу после крещения Руси. В это время греческие колонии у Керченского пролива объединились в союз, именуемый Таматархией (Тмутараканью), с центром на Таманском полуострове. К концу X в. греки уступают свое влияние в этом регионе русским. Князь Мстислав в 1022 г. сооружает здесь храм во имя Пресвятой Богородицы, в память о победе над косожским князем. Вместе с основанием Тмутараканского русского княжества на Северном Кавказе возникла первая русская епархия, просуществовавшая около ста лет. Сюда в 1008 г. назначается первый русский епископ Николай. Преподобный Никон, будущий игумен Киево-Печерской обители, в Тмутаракани основывает монастырь, в котором провел 10 лет своей жизни. Среди кавказских народов христианство было более всего распространено у аланов. Аланская митрополия занимала 61 место в составе Константинопольского Патриархата вслед за русским митрополитом. Известно, что Максим Исповедник находился в заточении в аланской крепости Схимамр, нынешней Хумар. Приход в XIII в. монголов потряс аланскую державу и привел к упразднению Аланской митрополии. В то же время на Северном Кавказе возрастает роль Зихийско - Матрахской епархии, возведенной в ранг митрополии. В XIII в. на Северном Кавказе появляются генуэзцы, исповедавшие католичество. В 1346 г. здесь организуется Зихийская католическая епархия и назначается епископ - францисканец Иоанн. Однако успехи католиков среди местного населения были незначительны. Говоря об этом периоде, Шильтбергер писал: "Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру". Еще в 1396 г. митрополит Зихийско - Матрахский Иосиф имел свою резиденцию в Матрахе (Тамани). С приходом на Кавказ турков в XV в. среди кавказских народов огнем и мечом насаждается мусульманство. С укреплением русского государства в Москву неоднократно являются послы адыгов с просьбой о помощи. Они высказывают желание восстановить в своем народе христианство, но трагические события смутного времени в Российском государстве помешали оказать помощь горским народам.

    В 1602 г. основывается Астраханская епархия, долгое время распространявшая свою юрисдикцию на приходы Северного Кавказа. Первый Астраханский епископ Феодосий имел титул "Астраханский и Терский" по имени двух главных городов епархии. С середины XVII в. Терки является главным центром православия на Северном Кавказе. В 1664 г. здесь было уже два храма и монастырь. По указу Петра I в 1723 г. в титул Астраханских преосвященных вносится наименование "Ставропольский". В 1745 г. в Кизляре создается осетинская духовная комиссия, положившая начало миссионерской деятельности среди кавказских народов. В 1703 г. была организована Моздокско - Маджарская викарная епархия и одновременно упразднена осетинская духовная комиссия. Выбор Святейшего Синода пал на архимандрита Гайя (Бараташвили - Токаова), который был посвящен в сан епископа. В 1799 г. эта епархия была упразднена по причине малочисленности церквей, как сказано в докладе Святейшего Синода. К этому времени Моздокская епархия состояла из 75 церквей и 73 молитвенных домов, в ее штате было 160 священников. С 1792 г. черноморские казаки переселяются Кубань. Их духовное окормление поручается епископу Феодосийскому и Мариупольскому Иову (1794 г.). В 1799 г. Кубань посетил новый епископ Феодосийский Христофор. А в 1824 г. состоялось открытие духовное училища в Ставрополе.

    В 1829 г. была образована Донская епархия. Первый епископ Афанасий получил титул "Новочеркасского и Георгиевского". Все православные приходы Северного Кавказа стали входить в подчинение Донской епархии.

    4 апреля 1842 г. учреждается новая епархия, именуемая Кавказской и Черноморской, кафедральным городом которой определяется Ставрополь. Первым епископом Кавказским стал епископ Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.), отличавшийся глубокой богословской образованностью и подвижнической жизнью. Для развития богословского образования 20 июля 1846 г. была учреждена Ставропольская Духовная семинария.

    За неполные 7 лет, в течение которых епископ Иеремия стоял во главе Ставропольской епархии, она достигла большого развития, и все последующие дореволюционные архипастыри Кавказские шли по пути, проторенному епископом Иеремией. С 1863 г. происходит изменение титула Кавказского епископа на "Кавказский и Екатеринодарский". К началу XX в. Кавказская епархия насчитывала 425 церквей, из которых 113 находились в Ставропольской губернии, 220 - в Кубанской области, 77 - в Терской области, 15 - в Черноморском округе.

    В 1885 г. Кавказская епархия разделяется на Ставропольскую, Владикавказскую и Сухумскую епархии. Первым епископом Ставропольским и Екатеринодарским стал епископ Владимир (Петров, 1886-1889 гг.). В это время происходит бурный рост числа приходов, монастырей и духовных училищ епархии. Учитывая трудности в управлении обширной епархией, Святейший Синод в 1907 г. открыл Ейское викариатство, назначив туда епископа Иоанна (Левицкого). В 1911 г. открывается Александровское викариатство с назначением епископа Михаила (Космодемьянского).

    Распространение ислама

    Кубань и Западное Предкавказье с древнейших времен служили местом интенсивных этнических миграций и тесных культурных контактов. Проникновение ислама в регион происходит достаточно поздно. Завоевания арабов, в отличие от Дагестана, не затронули этот край. Преобладающим влиянием здесь пользовались христианские страны - Византия, Грузия и Киевская Русь. Влияние ислама на Кубани начинает явно прослеживаться только после образования в XIII веке Золотой Орды, а особенно, в XIV веке - после признания ислама как главенствующей религии в этом государстве. В числе племен, входивших в состав Золотой Орды и принявших ислам при хане Узбеке (1313-1342), были и предки нынешних ногайцев, которые уже в XVI-XVII веках считались мусульманами. Ногайцы, занявшие в период дезинтеграции Золотой Орды в XV веке степную часть современных Ставропольского и Краснодарского краев, сыграли значительную роль в проникновении ислама к горцам Северо-Западного и Центрального Кавказа.

    Северо-Западный Кавказ, известный в Средние века и Новое время как Черкесия, где проживали адыгские племена (под общим названием черкесов), включал в себя территорию от Эльбруса до побережья Черного моря. Ислам суннитского толка проник к абазинам от ногайцев и крымских татар. Очевидно, это могло произойти в течении XVII-XVIII веков. Влияние ислама в регионе еще более усиливается в XVI столетии - после захвата турками кавказского побережья Черного моря. Экспансия османских султанов сопровождалась распространением ислама как идеологического обоснования завоевательной политики. Именно в это время под сильным внешним влиянием началась исламизация народов Северо-западного Кавказа, адыгских и абазинских племен. И активными проводниками этой политики в XVI-XVII столетиях были крымские ханы.

    Однако мусульманское духовенство довольно долго не пользовалось авторитетом у местного населения. Муллы и кадии чаще всего были выходцами из Крыма или Турции. Они насаждали среди горцев чуждые им нравы и обычаи. Местное население особенно сопротивлялось введению шариата, предпочитая ему судопроизводство по адатам. Иногда это вынуждало духовенство приспосабливать свою деятельность к местным адатам.

    К концу XVIII века - первой четверти XIX века в результате серии русско-турецких войн непосредственное влияние Турции в регионе сходит на нет. В степном Прикубанье появляются станицы казаков черноморцев, которые вытесняют оттуда кочевое мусульманское население. Кавказская война неоднозначно сказалась на развитии конфессиональной ситуации в регионе. С одной стороны, под влиянием многолетнего военного противостояния с царизмом, среди адыгов резко усиливается восприятие ислама, который теперь глубоко проникает в их быт и самосознание.

    С другой стороны, окончание войны сопровождалось массовым выселением горцев в Турцию или переселением в предгорья (в основном это районы нынешней Республики Адыгея). Освободившиеся земли заселялись кубанскими казаками и переселенцами из России. Этот процесс породил численное превосходство неисламского, прежде всего, христианского населения на территории Кубанского казачьего Войска, а позже Краснодарского края. Вследствие этого, мусульманское население края оказалось расселено анклавно, наиболее значительное их число проживает на территории нынешней Адыгеи. Мусульмане-адыги Кубани осознают свое единство, что, в частности, выражается в существовании общего Духовного Управления мусульман Краснодарского края и Адыгеи.

    Современное состояние ислама на Кубани определяется рядом важных моментов. Во-первых, на территории Краснодарского края проживает значительное количество этнических мусульман. Это, прежде всего, адыги-шапсуги, крымские татары, татары, азербайджанцы, народы Дагестана, чеченцы, узбеки, башкиры и другие. Из всех национальных общественных объединений, существующих на Кубани, каждое девятое образовано мусульманскими этносами. При этом значительное число мусульман составляют мигранты, которые часто проживают на территории края без регистрации. К ним относятся курды, турки-месхетинцы, мигранты из Афганистана.

    Многие мигранты-мусульмане компактно селятся в некоторых районах края, причем их численность начинает превышать количество коренного, в большинстве славянского населения. Основными их занятиями являются частное предпринимательство (торговля, общественное питание и т. д.) из-за чего они, как правило, имеют более высокий доход, чем коренное население. Все это создает нездоровый психоэмоциональный микроклимат вокруг проблемы незаконной миграции на территорию края, а так как значительная часть незаконных мигрантов является мусульманами, то недовольство проецируется на всех мусульман. На страницах печати периодически появляются материалы о «колонизации» мусульманами Кубани, развитии в крае ситуации по «косовскому сценарию». Ряд политических сил в крае, прежде всего казачество, стоит на позиции выселения всех незаконных мигрантов в места своего исторического проживания. В то же время, протестные акции турок-месхетинцев не находят солидарности со стороны коренных мусульман, которые склонны поддерживать местные власти в вопросе ограничении нелегальной миграции.

    Во-вторых, Краснодарский край по этническому составу населения относится к числу так называемых «русских» субъектов Российской Федерации и, несмотря на конструктивные и благожелательные отношения администрации и большинства мусульманских лидеров, местное Духовное управление не имеет такого влияния на краевую власть как в соседних республиках Северного Кавказа.

    Ряд местных политиков полагают, что распространение ислама на Кубани может нарушить исторически сложившийся этноконфессиональный баланс и спровоцировать конфликтные ситуации, поэтому выступают против расширения деятельности мусульманских общин и строительства новых культовых зданий. Фактическая децентрализация мусульманской уммы края проявляется в том, что некоторые из лидеров местных мусульманских организаций, зарегистрированных на территории края, предпринимают действия по созданию самостоятельных Духовных Управлений.

    Социальная активность мусульман, финансовая и организационная поддержка, оказываемая им международными организациями, делают их общественные формирования влиятельным фактором в местах компактного проживания. Одним из направлений социальной активности мусульманских общин является деятельность по восстановлению и созданию мечетей. При этом активность отдельных мусульманских лидеров по строительству мечетей и проведению публичных обрядов часто не находит понимания со стороны местных властей, которые сомневаются в способности имамов небольших общин контролировать свои общины и сохранить финансовую и идеологическую независимость в условиях значительной миграции мусульман на территорию края и деятельности зарубежных миссионеров.

    Таким образом, на территории Краснодарского края проживает исторически сложившаяся устойчивая мусульманская общность. Более того, интенсивные миграционные процессы на территории края способствуют увеличению мусульманского населения, в том числе и за счет представителей нетрадиционных для Кубани этнических групп (турки-месхетинцы, курды). Большинство мусульманских общин края объединены в Духовное Управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края, которое ведет работу по конструктивному развитию мусульманских общин, ориентируясь на сотрудничество с конфессиональными организациями и властными структурами.

    Вместе с тем, в рамках исламской уммы края сильны децентрализационные тенденции, наблюдается стремление отдельных духовных лидеров к созданию самостоятельных религиозных организаций. В этих условиях местные власти опасаются проникновения экстремистских идей, которые в условиях существования многочисленных и слабо контролируемых мусульманских организаций могут привести к возникновению конфликтных ситуаций в крае.

    5.Начало освоения Кубани русскими поселенцами

    Заселение Кубани русскими поселенцами имеет длительную историю. Первоначально сюда, как и на Дон, бежали крепостные крестьяне от помещичьего гнета и самоуправства.

    Вторая волна заселения связана со старообрядцами, не согласившимся с религиозными нововведениями патриарха Никона. Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666-1667 гг. и были преданы суду «градских властей». В конце 17 века старообрядчество распалось на два основных направления: поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь распались на несколько толков и согласий. Только в 1971 году на поместном соборе Русской православной церкви была снята анафема на старообрядцев.

    Преследуемые правительством они бежали на юг. В 1687-1689 гг. донские старообрядцы, терпят поражение, их предводители выданы Москве, а городки сожжены.В 1688 г. две большие группы старообрядцев покинули Дон, одна из которых во главе с Петром Мурзенко ушла на Кубань. Мурзенко обратился к крымскому хану с просьбой на поселение. Мурзенко было указано устье Лабы, как место для проживания.

    Третья волна заселения связана с восстанием К. Булавина и некрасовцами. После поражения восстания (1707-1709 гг.). сподвижник Булавина Игнат Некрасов в 1708 г. увел 3 тысячи казаков вместе с семьями на Кубань (по оценке кубанского историка Д. Сень - несколько сот). Они осели на р. Лабе, и их место жительства получило позднее название станицы Некрасовской. Некрасов несколько раз посылал свои отряды на Дон, Волгу, Харьковскую губернию для расправы с помещиками и воеводами. На обратном пути они приводили с собой желающих поселиться на Кубани. Некрасовцы были объявлены вне закона и в конечном итоге эмигрировали в Турцию. Часть из них нашла укрытие на землях адыгов. В 1711 г. Был определен правовой статус пребывания некрасовцев на Кубани. По Прутскому мирному договору они признавались подданными крымского хана, а Россия обязывалась более не добиваться их выдачи

    6. Первое Кубанское казачье войско. Некрасовские казаки. Присоединение Прикубанья к России.

    Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

    Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

    К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

    На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

    Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

    Через определенное время они снова "повернулись лицом" к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

    Казаки Кубанского казачьего войска


    Данное войско состояло из определенных групп казаков:

    • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.

    • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.

    • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

    Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

    На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за "своих".

    Казаки-некрасовцы

    Некра́совцы(некрасовские казакиказаки-некрасовцыигнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова.

    Переселение на Кубань


    После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло около 8 тыс. человек (по различным данным от 2 тыс. казаков с женами и детьми, 500-600 семей, до 8 тыс. человек). Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое Кубанское казачье войско принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого Кубанского войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

    Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

    Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года(со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае.

    На Дунае и в Малой Азии


    В период 1740 г.-1778 г., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа, в плавнях Дуная, по соседству с липованами. В современной Румынии, и теперь живут липоване[1]. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др.[2]. После разгрома в 1775 г. Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений. А после взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась в азиатскую Турцию на озеро Майнос и Энос у берегов Эгейского моря . Таким образом, к началу XIX векаобразовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская. Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной "заветам Игната", пополнила в последствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Эгейский Энос как отдельное поселение некрасовцев также перестала существовать, в 1828 г. переселившись на Майнос и полностью влившись в майноскую общину. К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, "подморной" земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по "заветам" осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

    Возвращение в Россию


    В начале XX века снова наметился раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции, и в 1912-1913 гг, несмотря на завет Некрасова "при царе в Расею не возвращаться", с разрешения российского правительства, началась их реэмиграция в Россию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной 70-80 семей. Около 170-200 семей осталось в Турции.

    Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Основав два селения — Успенское и Воскресенское, — казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.), они были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 г. Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 г. некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, в последствии слившиеся в один - Новонекрасовский. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 г. в Россию и СССР переехало примерно чуть более 1300 майносцев (казаков-некрасовцев). В 1963 г. году несколько десятков некрасовцев и "дунаки", общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья некрасовцев.

    Присоединение Прикубанья к России.

    В начале 1783 г. Г. А. Потемкин вызывает к себе на совещание в г. Херсон А. В. Суворова и атамана Войска Донского А. И. Иловайского. Совещание было посвящено вопросам подготовки предстоящего присоединения Прикубанья к России. А. В. Суворову было приказано привести в полную боевую готовность Кубанский корпус, а А. И. Иловайскому - усилить суворовские войска 17 казачьими полками. Кубанский корпус в это время находился на Дону, куда из Херсона и вернулся А. В. Суворов, ожидая дальнейших указаний.
    В начале апреля 1783 г. Екатерина II сообщила Г. А. Потемкину о решении присоединить к России немедленно полуостров Крым, Тамань, Прикубанье и рекомендовала "стараться в Крыму, Тамани и на Кубани устраивать как порядочные и образу мыслей и жития новых наших подданных свойственное земское правление, так особливо военную стражу и оборону". Организацию земского управления Екатерина II намечала осуществить после приведения татар и ногайцев к присяге.
    Для присоединения Крыма и Прикубанья к России необходимо было уговорить хана отречься от престола, что не без труда удалось сделать Г. А. Потемкину.
    8 апреля 1783 г. был опубликован царский манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубанского Правобережья к России. Издавая этот документ, царское правительство учитывало возможность русско-турецкой войны. Но Россия была подготовлена к ней, и, по мнению Екатерины, эта готовность должна была поколебать решимость Турции. По подсчетам царской канцелярии, пресловутая "независимость"

    крымских татар стоила России 7 млн. рублей, не считая материальных и людских потерь. Поэтому русское правительство заявило о своем праве присоединить Крым и Прикубанье, тем более что продолжавшиеся провокации Турции ставили под угрозу независимость Крымского ханства и спокойствие России. Все это было объяснено правительству султана русским послом в Константинополе, которому для лучшего ведения дела были посланы соответствующие наставления и деньги "на обращение в пользу личного лакомства [подкупа] турецких министров, если только оные с небрежностью успеха в игру ввести можно".

    В рескрипте, данном Екатериной II 8 апреля на имя Г. А. Потемкина, особое внимание уделялось Шагин-Гирею. Ему разрешалось набрать из татар и закубанцев отряд и отправиться в Персию для захвата там власти и создания себе владения, не меньшего по территории, чем Крымский полуостров. Со своей стороны царское правительство обещало ему помощь в этом мероприятии. Кроме того, ему назначалась пенсия в размере 200 тыс. рублей в год.

    После опубликования манифеста многие ногайские мурзы стали готовить свои аулы к уходу за Кубань, куда их усиленно приглашали турецкие агенты, пугая властью России. В апреле 1783 г. Г. А. Потемкин отдает распоряжение командирам корпусов быть готовыми к приведению новых подданных к присяге на верность России. Для проведения ритуала присяги А. В. Суворов собирает свои части к Ейскому укреплению и просит атамана А. И Иловайского прислать ему еще 2 полка. А. И. Иловайский тотчас же дает распоряжение станичным атаманам, чтобы все казаки и "выростки" (казачьи дети не моложе 15 лет) были приведены в военную готовность. Эти приготовления и меры предосторожности были необходимы на случай отказа ногайцев принять новое подданство и, как показали дальнейшие события, явились весьма кстати. В отличие от А. И. Иловайского, который был настроен по отношению к ногайцам агрессивно, А. В. Суворов не был склонен к применению крайних мер. Он прекрасно понимал, что принуждение их к присяге не даст положительных результатов и, во всяком случае, не послужит гарантией прочного мира на Кубани. Поэтому он употребил все мирные средства, чтобы удержать ногайцев от ухода за Кубань и убедить их в преимуществах нового подданства.

    В июне 1783 г. А. В. Суворов с войсками Кубанского корпуса занимает главные посты на Кубани: Темрюк, Ачуев, редуты на реках Кирпили и Бейсуге. Главные силы Кубанского корпуса посылаются им в Копыл, где было намечено создать фуражные склады. А. В. Суворов решает укрепить нижнюю часть Кубани и полуостров Тамань, построив новые укрепления и по возможности восстановив старые. Для улучшения сообщения между отдельными постами и ускорения переправы русских войск через реки строились понтоны.

    Готовясь к приведению ногайцев Кубани к присяге, полководец внимательно прислушивается к их желаниям, вникает в настроения кубанского населения.

    18 июня 1783 г. генерал-поручик П. С. Потемкин принял присягу у ногайских и татарских орд, кочующих в верховьях Кубани.

    А. В. Суворов назначил для сбора ногайцев площадь близ Ейского укрепления. Представителям светской и духовной власти, знатным и уважаемым старикам ногайских орд были посланы приглашения. К моменту торжества были зажарены сотни быков и баранов, привезено свыше 500 ведер водки (мусульманам запрещено пить вино). Для участия в празднествах А. В. Суворов просил Иловайского прислать ему 100 казаков - хороших джигитов.

    27 июня к Ейску съехались несколько тысяч представителей ногайских орд. После религиозной церемонии был зачитан манифест Шагин-Гирея о добровольном отречении от престола. Затем ногайцы присягнули на Коране в верности России. Многим ногайским мурзам были присвоены офицерские чины русской службы, сделаны богатые подарки. Наиболее приверженному к России 100-летнему Мусе-бею, который в очередной раз решил жениться, А. В. Суворов купил у черкесов молодую невесту.

    Три дня длился пир в честь вхождения ногайцев и Прикубанья в состав России. Казаки и ногайцы демонстрировали искусство верховой езды, джигитовки, стрельбы. А. В. Суворов по поручению Г. А. Потемкина в это время вел переговоры с ногайскими мурзами о переселении их орд за Волгу, в уральские степи, откуда они когда-то пришли.

    7. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань.

    Одним из истоков Кубанского казачества было Запорожское, сформировавшееся в XIV-XV веках. По национальному составу оно было довольно различным. В нем преобладали выходцы из Малороссии и Великороссии. Сюда входили казаки, бывшие крестьяне, духовенство и торговые люди. Очень много людей попадало в войско после восстаний. Именно Черноморское казачье войско было решено переселить на Кубань правительством Екатерины II.

    Можно выделить несколько причин переселения. Самым важным было то, что Тамань была «совершенно заброшенным» местом. На эту местность даже никто не претендовал. «С одной стороны к этой местности прилегали владения воинствующих черкесов, с другой омывало ее море, с третьей проходил лишь правительственный тракт из России на Кавказ, и только с четвертой, северной стороны от России и на некотором расстоянии от границ таманских окрестностей, находились владения Донского казачества» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1992. – С.499.). Черноморская земля хранила в себе естественные богатства. Она всегда привлекала своими удобными и плодородными землями. Еще одной причиной переселения казаков было то, что необходимо было охранять новую государственную границу Российской империи от местных воинственных народов. И все это подкреплялось тем, что черноморцы имели неустойчивый статус на Буге и Днестре.

    После официального утверждения Черноморского казачьего войска, Екатерина II указом от 14 января 1788 года поручила главному администратору страны Г. А. Потемкину решить вопрос о войсковой территории по своему усмотрению, но с учетом желаний казаков, якобы хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани» (Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 129.). Переселить такую огромную массу людей было сложной задачей. Нужен был четкий план переселения. 8 июня 1792 года Мокием Семеновичем Гуликом было составлено топографическое описание земель. Этот документ был составлен в виде таблицы по пять вертикальных граф, в каждой из которых были различные сведения. Племена ногайцев, по предложению Г. А. Потемкина, были переселены часть на р. Куму, часть на левый берег р. Молочные Воды.

    Екатерина II удовлетворила требования казаков двумя грамотами от 30 июня и 1 июля 1792 года. Общая площадь пожалованной земли составила 30691 квадратную версту. Она также даровала право свободной торговли вином, войсковое знамя и различные регалии. Правительство выдало 30 тысяч рублей на переселяющихся казаков. Особенно много выделялось вдовам с детьми, которые потеряли своих мужей в сражениях. Императрица 13 июля 1792 года благословила черноморцев хлебом-солью. На этом приеме Антон Головатый дал своеобразную клятву не только царице, но и всей России. Он сказал вещие слова: «Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие, любовь к Отечеству пребудут вечно…» (Берлизов А. Два века созидания// Кубанские новости, 1992 – 22 августа.). Казаки сдержали клятву.

    Правительством было решено провести переселение двумя путями. Первым на Тамань прибыл казачий флот с артиллерией под командованием Саввы Леонтьевича Белого. Таким путем было отправлено 3847 человек. За морскими переселенцами двинулись два пехотных полка под командой Константина Кордовского. Их численность составила 600 человек. 2 сентября 1792 года в путь двинулся отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой. Путь этого отряда был самым трудным. Они должны были подойти к землям с северной стороны. Остальная часть войска во главе с Антоном Головатым в течение всей осени и зимы готовились к передвижению. Помещики и местные власти препятствовали выселению черноморцев. «А. Головатый сносился по этому поводу с А. В. Суворовым, Екатеринославским, Херсонским и Таврическим губернаторами, а для ограждения населения от насилий на местах оставил есаула Черненко» (Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар, 1992. – С. 512.). Отряд оставшихся черноморцев А. Головатый разделил на две части. Первую он поручил сопровождать Тиховскому. Они должны были идти по маршруту З. Чепеги. Другая часть состояла из трех колонн пехоты и легкого обоза, ее повел полковник Юзбаши. Они двинулись через Таврическую губернию. 15 июля выступил сам А. Головатый с последним войском. Но на этом переселение не закончилось. Отдельно в Черноморию двинулись и массы «сирои» - безхозяйственных казаков, одиночек. «Сирои» были целые сотни.

    Следует отметить, что на новое местожительство перешло не все войсковое население. Одни казаки сами не пошли на Кубань и осели за Бугом. У других не было средств к передвижению. Третьих же не пустили помещики при поддержке местной администрации. Численность переселившихся в течение 1792 -1793 годов точно установить не возможно. А. Головатый 16 марта 1795 года доносил графу Зубову, что на Кубань переселилось до 17 тысяч казаков и 8 тысяч женщин. Это 30% от бывших запорожцев, 40% свободных людей. А еще 30% явились на Кубань сами, без содействия со стороны правительства (Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С.153.).

    После того, как закончилось переселение на Кубань, перед правительством встала проблема расселения казаков. В 1794 году атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котяревский составили и подписали «Порядок общей пользы». Этот документ заключал в себе принципы организации войска, основы землепользования и расселения. По нему вся территория была разделена на пять округов: 1) Екатериненский, 2) Фанагорийский, 3) Бейсугский, 4) Ейский, 5) Григорьевский. Население располагалось в 40 куренях. 1794 год можно считать временем появления куренных селений.

    Таким образом, переселение было довольно сложным, но необходимым процессом. Были освоены новые земли. Казачество из вольницы превратилось в воинское сословие, которое стало частью государственной системы. Политика Екатерины II по отношению к казачеству была направлена на укрепление влияния централизованного государства.


    написать администратору сайта