Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1 класс

  • ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ОБУЧЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ

  • ВКР Колесникова танцы. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма факультет заочного и дистанционного обучения


    Скачать 375 Kb.
    НазваниеКубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма факультет заочного и дистанционного обучения
    Дата22.12.2018
    Размер375 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВКР Колесникова танцы.doc
    ТипАнализ
    #61418
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



    Основываясь на полученных результатах, нами предлагаются следующие рекомендации:

    1. Родителям начальных классов необходимо поддерживать тесный контакт с учителями физической культуры и использовать дома при проведении утренней гигиенической гимнастики рекомендуемые комплексы физических упражнений, включающие танцевальные элементы, т.к. они способствуют улучшению показателей физической подготовленности учащихся.

    2. Целесообразно проводить занятия физическими упражнениями в рамках школьных уроков физкультуры с музыкальным сопровождением, используя танцы и танцевальные упражнения.

    3. В физическом воспитании младших школьников шире использовать дифференцированный подход, что позволяет более рационально и эффективно использовать энергетические ресурсы организма, а также развивать основные физические качества.



    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие. - Краснодар: КГАФК, 1999. - 70с.

    2. Ахметов С.М. Методика физической подготовки школьников 7-11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Дис…канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. - 175 с.

    3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.

    4. Бирюк Е.В. Ритмическая гимнастика. Метод. рекомендации. - Киев: Молодь, 1986.- 151с.

    5. Вискне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков. - Рига, 1989. - 83 с.

    6. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровья, 1984. - 144 с.

    7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Издательский центр «Академия»,2001.–262 с.

    8. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 158 с.

    9. Иванасова В.И. Методика преподавания общих и вольных гимнастических упражнений: Учеб.пособие. – Краснодар: КГАФК, 1996. – 37 с.

    10. Иванова Д.А., Шаробайко И.В., Гуринович Е.Г. Разработка методики оценки физического развития и двигательных способностей детей младшего школьного возраста. //Тезисы научной конференции. – Санкт-Петербург. Научно-исслед. институт физ. культуры, 1995.- С.17-18.

    11. Казаноков М.Д., Саркисова Н.Г., Калмыков Б.Х. Элементы народных танцев на уроках гимнастики в V-IX классах //Физкуль­тура в школе.–1990.- №9.-С.13–16.

    12. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физкуль­тура в школе. – 1990. - №6. - С.16 – 18.

    13. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – С.16 - 20.

    14. Кашкаева Э.А., Шаманаева Э.И. Использование народных танцев во внеклассной работе // Физкуль­тура в школе. – 1988. - №10. - С.37.

    15. Книга учителя физической культуры. Под общ. ред. В.С. Каюрова. - М.: Физкультура и спорт, 1973. – 333 с.

    16. Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся 1-3 классов. Киев: Рязанская школа. - 1988. - 207с.

    17. Козлова В.И., Фарбер Д.А. Физиология школьника. - М.:Педагогика, 1990.- 64с.

    18. Курдюков Б.Ф., Махинова М.В. Проблемы организации учебного процесса в начальной школе / Тез. XXVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России (декабрь 1999г.- март 2000г.).- Краснодар, 2000.- С. 75-76.

    19. Лиситская И.С. Гимнастика и танец.–М.: Сов. спорт, 1988. – 48с.

    20. Локтев С.А. с соавт. Методы оценки физического развития и функционального состояния организма детей и подростков: Методические рекомендации. -Краснодар, 1991. - 34с.

    21. Любомирский Л.Е. Периоды развития моторики и вопросы физического воспитания детей школьного возраста //Взаимодействие двигательной и вегетативных функций при мышечной активности / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 1990. - С. 132-136.

    22. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей в школьном возрасте. //Теория и практика физической культуры. - 1990. - №3. -С.15-18.

    23. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Педагогика, 1998. – 128с.

    24. Мансуров И.И. Основы методики физкультуры в школе - Ставрополь: Кн. из-во, 1997. - 220с.

    25. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитании. - М: Физкультура и спорт, 1991.- С. 348 -356.

    26. Методика физического воспитания школьников // Под редакцией Мейксона Г.Б. и Любомирского Л.Е. – М.: Просвещение, 1989. – 141с.

    27. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989. – 222с.

    28. Михайлина Т.М. Нормы и критерии оценки уровня развития функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7-16 лет. - Автореф. канд. … пед. наук. – Краснодар, 1997. – 23 с.

    29. Михайлина Т.М. Основы теории вероятности и математической статистики. Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 2003. – 138с.

    30. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. Основы спортивной метрологии/ Учебное пособие. – Краснодар: КубГАФК, -1999. –189с.

    31. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева.- М.: Педагогика, 1973.- 104с.

    32. Осик В.И. Валеология. - Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 1997. - 288с.

    33. Осик В.И. Формирование здорового образа жизни и физическое воспитание школьников: проблемы и перспективы. – Краснодар: КубГАФК, 1997. – 124 с.

    34. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352с.

    35. Плешкань А.В. – Современные основы применения средств восстановления в художественной гимнастике: Учеб. метод. пособие. – Краснодар: КГАФК, 1998. – 70 с.

    36. Погадаев Г.И.. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496с.

    37. Принципы оценки физической подготовленности, функциональных возможностей и психологических особенностей организма детей и подростков. Под ред. С.А. Локтева. - Краснодар: Советская Кубань, 1992.- 112с.

    38. Ротерс Т.Т. Танцевальные упражнения в начальных классах // Физическая культура в школе. – 1988. - №10. – С.17-22.

    39. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: - М.: Просвещение, 1989. – 174с.

    40. Ротерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в 1-2 классах. // Физическая культура в школе, 1991. - №8. – С.12-15.

    41. Ротерс Т.Т. Элементы ритмики на уроках в 1-2 классах. // Физическая культура в школе, 1991. - №11. – С.20-24.

    42. Ругина А.А., Махинова М.В., Ругин О.А. Влияние активного двигательного режима на состояние здоровья младших школьников / Актуальные вопросы специализированных направлений в образовании и физической культуры: Материа-лы Региональной научн.-практич. конф. Геленджик, 7-10 июня 2000 г. – Краснодар, 2000. - С. 51-54.

    43. Смоленский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987. - С.23-30.

    44. Сосина В.Ю. Азбука ритмической гимнастики. – Киев: Здоровья 1986.- 61с.

    45. Сосина В.Ю. Ритмическая гимнастика. – Киев: Рад. шк., 1990. - 254с.

    46. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. Ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – 1999. – 324с.

    47. Фарбер Д.А. Физиология школьника. - М.: Педагогика, 1990. - 82 с.

    48. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. Программы общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1993. – 65с.

    49. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 257с.

    50. Филин В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1969. - С.5-17.

    51. Фомин Н.А., Вавилов Н.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 223с

    52. Фомин Н.А., Фомин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.- 175с.

    53. Фролов А.Ф., Золкина Э.М. Ритмическая гимнастика – для всех. – Саранск: Мордов. кн. Изд-во. 1987. – 101с.

    54. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

    55. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1990.- 319 с.

    56. Цветков В.Н. Особенности влияния различных видов физи­ческих упражнений на эмоциональное состояние детей //Тео­рия и практика физической культуры.-1990.- №2.- С.34-36.

    57. Ченегин В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций: Учебное пособие к самостоятельной работе студентов ин-тов физ. культуры. – Волгоград, 1991. - С.68.

    58. Чернышенко Ю.К., Банникова Т.А. Физическое воспитание детей и подростков. – Краснодар: КубГАФК, 2000. – С.25-27.

    59. Шипилова С.П. Ритмическая гимнастика на уроках в 1-4 классах //Теория и практика физической культуры. - 1991. - №3. - С.19-23.

    60. Шипилова С.П. Ритмическая гимнастика на уроках в 1-4 классах //Теория и практика физической культуры. - 1991. - №10. - С.25-27.


    ПРИЛОЖЕНИЯ


    Приложение 1


    ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

    В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    1 класс. Содержание раздела «Танцевальные упражнения» следующее: III позиция ног, переменный шаг, шаг поль­ки и сочетание танцевальных шагов с ходьбой. Многие танцевальные движения, которые изучаются как в этом, так и в последую­щих классах, начинаются III позицией ног. В этой позиции пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в сторо­ны. Целесообразность выворотного положения ног при выполнении различных движений обусловливается эстетическими и функциональными причинами. Выворотное положение ног создает впечатление законченности рисунка движения или позы и способствует увеличению амплитуды движений ногами. B III позиции масса тела рас­пределяется равномерно на обе ноги, пальцы крепко прижаты к полу, колени предельно выпрямлены, ягодичные мышцы и мышцы ног напряжены, грудь развернута, плечи опущены, спина прямая, голова держится прямо и свобод­но, мышцы шеи не напряжены.

    Последовательность обучения. Вна­чале III позицию следует предложить учащимся выполнить, стоя лицом к гимнастической стен­ке, другим гимнастическим снарядам или к стене. Руки при этом, незначительно согнутые в локтях, опираются на опору немного выше пояса и разведены на ширину плеч.

    После этого ученики выполняют III позицию без опоры, стоя в колоннах по одному и по два, в шеренгах, парами по кругу.

    Правильность выполнения III позиции учитель может проверить игровым способом. Так, под веселую музыку все дети бегают, прыгают, тан­цуют. С остановкой музыки все застывают в позе: III позиция ног, руки на поясе. Учитель внимательно проверяет правильность выполне­ния. Игру повторяют 2-3 раза. Работу учени­ков, хорошо освоивших III позицию, можно оценить. Однако тем, кто не разобрался, дать задание на дом, проверив в дальнейшем ка­чество выполнения упражнения на следующем уроке.

    Переменный шаг — подводящее упражнение к шагу польки. Он состоит из двух шагов, при­ставного и шага с впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняется с дру­гой ноги. Так, и. п.— III позиция ног, правая впереди.

    1—2— приставной шаг с правой впе­ред;

    3 — шаг правой вперед, левая сзади на носке;

    4 — левую скользящим движением по по­лу (слегка сгибая) разогнуть вперед книзу.

    То же с другой ноги.

    Переменный шаг назад выполняется так же, как вперед, но движение начинает нога, стоя­щая сзади, и добавляется небольшой пово­рот туловища и головы в сторону одноимен­ной ноги, делающей шаг назад.

    Переменный шаг в сторону выполняется с поворотом кругом. И. п.— руки на пояс.

    1—2 — приставной шаг вправо;

    3 — шаг правой в сто­рону;

    4 — поворот направо кругом, левую, скользя носком по полу, слегка согнуть и разогнуть в сторону на носок.

    Следующий переменный шаг выполняется с поворотом на­лево кругом.

    Методические указания. Шаги выпол­няются с носка. Нога приставляется в указан­ную позицию. Движения ног сопровождаются движением туловища и головы (с какой ноги выполняется шаг, в ту же сторону повора­чиваются голова и плечи). В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать «Веселый музыкант» (муз. А. Филиппенко), «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского), «Ураль­ская рябинушка» (муз. Е. Родыгина) и др.

    Для закрепления переменного шага рекомен­дуем использовать следующие варианты упражнений.

    Упражнение 1. Учащиеся стоят парами в 4 шагах друг от друга по кругу, левым боком к центру, руки скрестно, III позиция ног.

    1—12 — три переменных шага, остановка.

    13— 16 — смена партнеров, стоящие снаружи круга четырьмя легкими шагами перебегают вперед по кругу и берут за руку стоящего впереди партнера.

    Упражнение 2. В новом составе пары сно­ва идут вперед по кругу, выполняя три пере­менных шага, но после остановки вперед на 4 шага перебегают учащиеся, стоящие внутри круга и, соединяясь со стоящими партнерами, образуют новые пары.

    Упражнение 3. Его можно рекомендовать в виде сочетания переменного и приставных шагов, используя в качестве музыкального сопровождения русскую народную песню «Тра­вушка-муравушка».

    И. п.— стоя по кругу, ле­вым боком к центру, III позиция ног, пра­вая впереди.

    1—8 — два переменных шага впе­ред, начиная с правой;

    9 — шаг правой впе­ред;

    10 — приставить левую к правой;

    11 —шаг левой назад;

    12 — приставить правую к левой;

    13—14 — два хлопка справа на уровне уха, как бы прислушиваясь;

    15—16 — два хлопка сле­ва.

    Всю комбинацию можно повторить дважды.

    Шаг польки — это переменный шаг, выполнен­ный легкими прыжками. Выполняется вперед, назад и с поворотом кругом.

    Шаг польки вперед выполняется следующим образом (на счет «и» 1, «и» 2). И. п.—III по­зиция ног, правая впереди, руки на пояс.

    «И» — небольшой подскок на левой, правая вперед книзу;

    1 — приставной шаг вперед с пра­вой, выполненный чуть замедленным прыжком;

    «и» — небольшой шаг вперед правой;

    2 — пры­жок на правой, левую вперед книзу.

    То же с дру­гой ноги.

    Шаг польки назад выполняется так же, как вперед, а шаг польки с поворотом кругом исполняется как переменный шаг в сторону, но с двумя легкими прыжками: на пристав­ном шаге в сторону и при повороте кругом.

    Последовательность обучения ша­гу польки.

    1. Повторить переменный шаг.

    1. Научить выполнять подскок из и. п.— о. с. Сделать подскок на одной, другая вперед книзу, затем то же на другой.

    Подскок можно соединить с шагами на месте следующим образом. И. п.— III позиция, пра­вая впереди.

    «И» — подскок на левой, правая вперед книзу;

    1 — шаг правой на месте; «и» — шаг левой;

    2 — шаг правой; «и» — подскок на правой, левая вперед книзу.

    1. Соединить подскок с переменным шагом вперед. И. п.— III позиция, правая впереди.

    «И» — подскок на левой, правая вперед книзу;

    1 — приставной шаг вперед с правой;

    2 — шаг правой вперед; «и» — прыжок на правой, левую вперед книзу. То же с другой ноги.

    4. Выполнить шаг польки вначале в медлен-, ном темпе, а затем в темпе, заданном музыкой.

    В качестве музыкального сопровождения мож­но рекомендовать «Веселую польку» (муз. Д. Львова-Компанейца), песню «Добрый жук» из кинофильма «Золушка», «Дружба начинается с улыбки», «Дважды два — четыре» и др.

    Методические указания. Полька вы­полняется легко, изящно. Украшают и допол­няют движение повороты головы (при шаге с пра­вой — вправо, при шаге с левой — влево). Нога, выносимая вперед на подскоке, должна быть Прямая, носок оттянут. Подскок выполняется на затакт в музыке. Приставной шаг следует выполнять легким, чуть заметным прыжком. Водном шаге польки два прыжка. Учителю необ­ходимо проследить, чтобы шаги польки выпол­нялись поочередно то с правой, то с левой ноги.

    Для закрепления шага польки рекомендуем следующие упражнения:

    Упражнение 1. Выполняется в виде сочета­ния шага польки вперед с ходьбой. В каче­стве музыкального сопровождения можноиспользовать песню В. Шаинского «Улыбка».

    Учащиеся стоят по кругу левым боком к центру, ноги в III позиции, правая впереди, руки на поясе. 1 —4 — два шага польки вперед; 5—-8 — четыре шага вперед, начиная с правой. При выполнении ходьбы учителю следует обратить внимание занимающихся на постановку ноги с носка перекатом на всю стопу. Руки движутся свободно вперед-назад. На следующие 8 счетов все упражнение можно повто­рить сначала.

    Упражнение 2. При выполнении может быть использовано сочетание шага польки вперед с подскоками. В качестве музыкального сопро­вождения рекомендуется песня Красной Шапочки. И. п.— стоя по кругу, левым боком к центру, III позиция ног, правая впереди, руки на пояс.

    1—4 — два шага польки вперед, начиная с правой;

    5 — шаг правой вперед и подскок на ней, левая согнутая вперед;

    6 — то же, что на счет 5, но шаг вперед левой ногой;

    7—8 — то же, что на счет 5—6.

    Упражнение можно повторить несколько раз.

    2 класс. Танцевальные упражнения, преду­смотренные для учащихся 2 класса, представлены шагами галопа в парах, польки, сочетанием изученных танцевальных шагов, русским медленным шагом.

    Приступая к изучению танцевальных упражнений, рекомендуем повторить с второклассниками шаг галопа в парах в виде игровых сорев­нований.

    «Танцевальная эстафета». Готовясь к ней, играющие делятся на две команды и строятся в колонны по два, интервал между коман­дами 1,5—2 м. Игроки в парах, стоя лицом друг к другу, берутся за руки. Перед каж­дой командой играющих проводится стартовая линия, а на расстоянии 8—10 м от нее — вторая линия. Для каждой команды выделяет­ся судья.

    По сигналу учителя первая пара каждой коман­ды шагом галопа движется вперед ко второй линии. Затем, переступив ее (обе ноги должны быть за линией), каждая пара, повернувшись кругом, тем же шагом возвращается к своей колонне. Пройдя стартовую линию, они пробе­гают (один за другим) под руками играющих своей команды и становятся последними.

    В тот момент, когда первая пара каждой из команд, пройдя стартовую линию, заканчивает эстафету, вторая пара начинает движение ша­гом галопа. «Танцевальная эстафета» продол­жается до тех пор, пока все пары не прой­дут свой этап. Судьи внимательно следят за правильностью выполнения танцевального шага и за каждую допущенную ошибку засчиты­вают команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее число штраф­ных очков.

    Указание к игре:

    1. каждая пара, завершив этап эстафеты, становится в конец своей команды;

    2. команде, в которой кто-либо из играющих не перешел вторую линию, по­беда не присуждается;

    3. в более подготовлен­ных классах эстафету можно усложнить, исполь­зуя шаг польки.

    «Третий лишний». Используя эту подвижную игру, можно повторить шаг польки. Играю­щие, держась за руки, свободная рука на поя­се, встают парами по кругу, левым боком к центру. Под музыку пары движутся по кругу шагами польки на каждую четверть такта. В игре двое водящих: убегающий и догоняющий. Выполняя шаг польки вперед, убегающий танцу­ет между парами. Догоняющий ловит его, вы­полняя шаги польки. Спасаясь от преследо­вания, убегающий имеет право присоединить­ся к любой паре, взяв под руку одного из игроков. Таким образом, другой игрок из пары становится убегающим и переходит на шаг поль­ки. Если догоняющий осалит убегающего, они меняются ролями. При большом количестве играющих может быть 2—3 пары водящих.

    Указание к игре. Игра проводится с музы­кальным сопровождением (галоп, полька). В за­висимости от танцевальной подготовленности играющих по усмотрению учителя водящие могут двигаться шагом галопа вперед, легки­ми подскоками и др.

    Сочетание изученных танцевальных шагов. Сочетание шагов польки с шагами галопа и притопами можно выполнять в виде простей­шей комбинации. В этих целях для музы­кального сопровождения рекомендуется исполь­зовать песню В. Шаинского «Дважды два — четыре». И. п.— стоя по кругу, левым бо­ком к центру, III позиция ног, правая впе­реди, руки на пояс. 1—6 — три шага польки вперед; 7 — шаг левой вперед; 8 — притоп пра­вой у левой; 9—10 два шага галопа к центру круга, начиная с левой ноги; 11 — шаг левой в сторону; 12 — притоп правой у левой; 13— 14 — два шага галопа от центра, начиная с правой; 15 — шаг правой в сторону; 16 — притоп левой у правой. Упражнение можно повторить несколько раз.

    Методические указания. Притоп вы­полняется легко, задорно, всей ступней. Голова и плечи поворачиваются в сторону притопы­вающей ноги.

    Русский медленный шаг. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. 1 — шаг правой вперед; 2 — шаг левой вперед; 3 — шаг правой вперед в полуприсед на ней, небольшой по­ворот туловища и головы влево, левую ногу, скользя всей стопой по полу, подтянуть к правой; 4 — встать на правую, левую сколь­зящим движением разогнуть вперед книзу; 5—8 — то же, что на счет 1—4, но с другой ноги.

    Методические указания. Русские мед­ленные шаги выполняются с носка, широко, размеренно и мягко. Скользящее движение выполняется всей стопой по полу, слитно на 2 счета, в полуприседе на опорной ноге.
    Последовательность обучения рус­скому медленному шагу.

    Русский медленный шаг можно изучать поэтапно. Так, на первом этапе вначале следу­ет научить учащихся выполнять только шаги с носка медленно, широко, мягко. И. п.— III по­зиция ног, руки на пояс.

    1 — шаг правой впе­ред с носка;

    2 — шаг левой вперед с носка;

    3 — шаг правой вперед с носка, левая сзади на носке;

    4 — держать;

    5—8 — то же с другой но­ги.

    На втором этапе добавляются полуприсед на опорной ноге и приставление ноги легким ударом.

    1 — шаг правой вперед с носка;

    2 — шаг левой вперед с носка;

    3 — шаг правой вперед в полуприсед на ней, небольшой по­ворот туловища и головы влево;

    4 — легкий удар об пол левой стопой носком наружу (пятка посередине стопы правой ноги);

    5—8 — то же, что на счет 1—4, но с другой ноги.

    Затем русский медленный шаг выполняется слитно. По мере овладения шагами можно включать движения руками. И. п.— руки на пояс.

    1—2 — разогнуть руки вперед ладонями кверху;

    3—4 — руки в стороны.

    Это движение соответ­ствует русскому медленному шагу с одной ноги. На шаг с другой ноги движение руками вы­полнять в обратном порядке:

    1—2 — руки впе­ред;

    3—4 — поворачивая кисти ладонями вниз, руки на пояс.

    Учащиеся вначале движения руками осваивают, стоя на месте, и только после этого в сочетании с шагами.

    3 класс. Учащиеся этого класса должны овладеть I и II позициями ног, уметь выпол­нять сочетание шагов галопа и польки в парах, а также ознакомиться с элементами народных танцев.







    С III позицией ног школьники познакоми­лись в 1 классе и в последующие годы обучения применяли эту позицию как исход­ную для начала многих танце-

    вальных упраж­нений. Знакомя третьеклассников с I и II позициями ног, учитель

    Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5 Рис.6 Рис.7

    физической культуры разъясняет, что они служат не столько для начала танцевальных упражнений, сколько исход­ными положениями для выполнения хореогра­фических упражнений: полуприседаний, присе­даний, выставлений ноги, бросковых движений. Выполнение упражнений, включающих эти пози­ции, способствует формированию правильной осанки, пластики движений, увеличению ампли­туды и выворотности движений. Надо отметить, что все требования, предъявляемые к правиль­ности выполнения III позиции ног, в полной мере относятся к I и II позициям. Итак, даем описание этих позиций.

    I позиция: пятки соединены, носки развер­нуты в стороны (рис. 1).

    II позиция: ноги врозь на расстоянии длины ступни, носки развернуты в стороны (рис. 2).

    Методические указания. Третьеклас­сникам вначале довольно трудно принять по­ложение I и II позиций. Поэтому педагогу лучше предложить занимающимся использовать опору — гимнастическую стенку, снаряды и т. д. Эти позиции школьники могут осваивать, стоя парами: один делает упражнение, другой ока­зывает помощь — поддерживает и консульти­рует напарника о правильности выполнения. Учителю, осуществляя контроль за действиями учащихся на протяжении всего урока, надо постоянно следить за тем, чтобы при выпол­нении занимающимися позиций туловище было неподвижно, а мышцы рук, плечевого пояса и шеи излишне не напрягались.

    Предлагаем несколько упражнений из I и II позиций, которые выполняются, стоя лицом к опоре, парами, без опоры (по мере освоения).

    1. И. п.— I позиция ног.

    1—2—полупри­седание;

    3—4 — и. п.

    Полуприседание (рис. 3) учащиеся выполняют без отрыва пяток от пола, равномерно распределяя массу тела на обе стопы, спина прямая, колени в стороны.

    2. И. п.— то же.

    1—4 — присесть;

    5—8 — вер­нуться в и. п.

    При глубоком приседании (pиc. 4) пятки постепенно отделяются от пола, колени в стороны, спина прямая. Выпрямляясь, сначала ставят на пол пятки.

    Приседание из II позиции выполняется на всей стопе, пятки от пола не отделяются (рис. 5).

    3. И. п.— I позиция.

    1 — правая в сторону на носок;

    2 — и. п. (рис. 6);

    3—4 — то же с другой ноги. В этом движении нога скользит всей сто­пой по полу в направлении II позиции, пятка, отделяясь от пола, максимально поднимает­ся. Возвращаясь в и. п., нога постепенно пе­реходит с носка на всю стопу.

    Сочетание шагов польки с шагами галопа можно выполнить в виде «Маленького танца», используя в качестве музыкального сопровож­дения песню В. Шаинского «Голубой вагон».

    Танцующие становятся парами по кругу, взяв­шись за руки крест-накрест (левая рука од­ного ученика поверх правой руки другого). Ноги в III позиции, правая впереди.

    Первая фигура.

    1—4 — два шага вперед, на­чиная с правой;

    5—8 — четыре шага с подско­ком, начиная с правой;

    9—12 — то же, что на счет 1—4;

    13—14 — два шага с подскоком, начиная с правой;

    15 — шаг правой вперед;

    16 — стоящие снаружи круга поворачиваются налево, приставляя левую к правой, а стоящие внутри — направо. Заканчивая выполнение фи­гуры, учащиеся разъединяют руки и повора­чиваются лицом друг к другу, один лицом, другой спиной к центру круга, руки на пояс.

    Вторая фигура.

    1—3 — начиная с правой но­ги, учащиеся делают три легких шага вперед, при встрече проходя правой стороной (мимо левого плеча товарища);

    4 — приставляют левую ногу в III позицию сзади правой;

    5—7 — на­чиная с левой ноги, делают три шага назад, возвращаясь на свои места;

    8 — приставляют правую ногу к левой в о. с.;

    9—10 — два шага галопа вправо (учащиеся расходятся в разные стороны);

    11 — шаг правой в сторону;

    12 — при­топ левой у правой;

    13—14 —два шага га­лопа влево (учащиеся возвращаются на свои места);

    15 — шаг левой в сторону;

    16 — стоя­щие снаружи круга поворачиваются направо, а стоящие внутри — налево, ставя правую ногу впереди левой в III позицию, и берутся за руки.

    Танец начинается сначала.

    Методические указания. Изучение «Маленького танца» учителю следует начинать с повторения шага галопа в сторону и шага польки вперед. Далее разучить с учащимися первую, а затем вторую фигуры танца. В хо­де обучения на этапе закрепления учебного ма­териала рекомендуется выполнить первую и вто­рую фигуры танца вместе, вначале под счет, а затем уже с музыкальным сопровожде­нием. Количество повторений отдельных фигур танца устанавливается педагогом в зависимости от быстроты и качества освоения движений уче­никами.

    Элементы народных танцев, изучение которых включено в учебную программу начальных клас­сов, расширяет общий кругозор младших школь­ников, знакомит их с народным творчеством, способствует приобретению более тонкой коор­динации, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. На уроках физической культуры учащиеся должны познакомиться с ти­пичными для своей республики танцевальными мелодиями, хореографическими элементами на­родных танцев.

    Элементы русского танца. Во 2 классе школьники познакомились с русским медленным шагом. В 3 классе на основе данного шага учитель уже на одном из первых уроков пред­лагает учащимся выполнить танцевальную ком­бинацию. Для музыкального сопровождения можно использовать русскую народную песню «Травушка-муравушка», песню А. Варламова «Вдоль по улице метелица метет» и др.

    Итак, предлагаем комбинацию с элемента­ми русского танца. И. п.— III позиция ног, руки на пояс.

    1—4 — русский медленный шаг с правой, руки в стороны;

    5—8—русский медленный шаг с левой, руки на пояс;

    9 — шаг правой вперед;

    10 — приставить левую, сог­нутую, на носок, к правой, колено левой но­ги в сторону;

    11 —шаг левой назад;

    12 — при­ставить правую, согнутую, на носок, впереди левой (колено в сторону);

    13 — шаг правой в сторону;

    14 — полуприседания на правой, левая в сторону на пятку (масса тела на правой ноге);

    15—16 — то же, что на счет 13—14, но в другую сторону и с другой ноги.

    На следующие 16 счетов танцевальную ком­бинацию можно повторить.

    Элементы украинского танца «Присядка». И. п. - I позиция ног, руки на пояс.

    1 —с чуть заметного подскока присед на носках (пятки вместе, носки врозь, колени направлены в сто­роны);

    2 — небольшой подскок и полуприсед на носке левой ноги, правая нога, согнутая в колене, поднимается вперед, стопа у колена левой ноги;

    3—4 — то же, что на счет 1—2, но вперед поднимается левая нога.

    «Присядка» выполняется легко, свободно. В момент приседания туловище вперед не на­клонять, соблюдать осанку.

    В качестве музыкального сопровождения реко­мендуются украинская народная песня «Ой, лопнув обруч», украинский народный танец «Ка­зачок» и др.

    Элементы белорусского танца «Бульба». И. п.— руки на пояс. (Подскоки с продвиже­нием назад.)

    «И» — подскок на левой, правую согнуть назад и посмотреть на нее через правое плечо;

    1 — шаг правой назад;

    «и» — шаг левой назад;

    2 — шаг правой назад.

    Повторяя танцевальную композицию, подскок выполнить с другой ноги.

    Элементы молдавского танца. Шаг с подско­ком. И. п.— о. с., руки на пояс.

    1 — шаг правой ногой вперед;

    2 — подпрыгнуть на пра­вой ноге, левую ногу, согнутую в колене, подтянуть к щиколотке правой ноги;

    3—4 — то же, что на счет 1—2, но с другой ноги.

    Музыкальное сопровождение — молдавский на­родный танец «Букурия».
    Приложение 2

    ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    ПО ОБУЧЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
    Урок 1. Подвижная игра «Кто быстрее».

    Урок 2. Танцевальное упражнение «Совре­менник».

    Урок 3. Танцевальное упражнение «Совре­менник»; III позиция ног.

    Урок 4. Переменный шаг вперед.

    Урок 5. Сочетание переменного и пристав­ных шагов

    Урок 6. Контрольная оценка выполнения III позиции и переменного шага.

    Урок 7. Шаг польки.

    Урок 8. Шаг польки в сочетании с ходь­бой.

    Урок 9. Шаг польки в сочетании с под­скоками.

    Урок 10. Контрольная оценка за выполне­ние шага польки вперед.

    Урок 11. Подвижная игра «Танцевальная эста­фета».

    Урок 12. Подвижная игра «Третий лишний».

    Урок 13. Сочетание шага польки с галопом.

    Уроки 14—16. Русский медленный шаг.

    Урок 17. Контрольная оценка за выполне­ние русского медленного шага.

    Урок 18. I и II позиции ног. Упражнения по позициям.

    Урок 19. Первая фигура «Маленького танца».

    Урок 20. Вторая фигура «Маленького танца».

    Урок 21. Сочетание первой и второй фигур «Маленького танца».

    Урок 22. Контрольная проверка качества вы­полнения «Маленького танца» или отдельных фигур (в зависимости от подготовленности учащихся).

    Урок 23—25. Элементы народных танцев.


    АКТ

    внедрения результатов научных

    исследований в практику

    Мы, нижеподписавшиеся, представитель Ейского филиала КГУФКСТ

    Г.Н. Игнашова и представитель средней общеобразовательной школы №16 г. Ейска, Краснодарского края, директор школы И.А.Каинова, составили настоящий акт в том, что исполнитель темы «Танцы как средство физического воспитания учащихся начальных классов» внесла в практику физического образо­вания и массовой физической культуры следующие рекомендации и предложения:



    №№

    Фамилия, имя, отчество авторов внедрения

    Наименование предложения и краткая его характеристика

    Эффект от внедрения


    1.

    КОЛЕСНИКОВА Анжелика

    Евгеньевна






    Использование занятий танцами для повышения уровня физической подготовленности и физического развития младших школьников



    Получена положительная динамика уровня физической подготовленности и физического развития учащихся вторых классов общеобразовательной школы


    Директор Ейского филиала

    КГУФКСТ Г.Н. Игнашова

    Директор СОШ №16 И.А. Каинова



    1   2   3   4


    написать администратору сайта