Главная страница

культура Античности. Культура Античности


Скачать 3.34 Mb.
НазваниеКультура Античности
Дата22.07.2022
Размер3.34 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлакультура Античности.pptx
ТипДокументы
#634612

Культура Античности

Работу выполнила

Студентка 2 курса

Королева Алина Андреевна

Специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Преподаватель

Чепрунова Дарья Владимировна

В истории Греции можно выделить пять основных этапов:

1) Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.). Характеризовался первыми государственными зачатками управления, развитием мореходства и установлением дипломатических и торговых отношений с странами Дальнего Востока.

2) Минойская цивилизация (2700—1400 гг. до н. э.) . Она, в свою очередь, делись еще на три периода ранне-минойская, средне-минойская и поздне-минойская. Ранний период примечателен освоением и обработкой металлов, зарождением письменности и государственных образований. В последующем периоде получили развитие мореплавание, строительство и ремесла. Наконец в последнем этапе происходит расцвет минойской цивилизации. Это проявляется в объединение всего острова под одной властью, бурной торговлей со всеми соседними и дальними народами того времени и монументальное строительство. К несчастью, природные катастрофы создали препоны для дальнейшего развития Минойской цивилизации. В скором времени она начала угасать и впоследствии была захвачена ахейцами

3) Элладская цивилизация (III—II-е тыс. до н. э.) . В этот период господство родоплеменных отношений между разными народами Греции. С приходом нового народа ахейцев происходит возникновение зачатков государственного строя, производства и сельского хозяйства. Расцветает микенская культура.

4) Полисный период (XI—IV вв. до н. э.). Происходит консолидация всего греческого населения, формирование полисной структуры власти, проникновение железа во все отрасли экономики и повседневной жизни общества. Бурное развитие производств и торговли, Великая греческая колонизация и отражение персидской угрозы.

5) Эллинистический (323 до н. э — 30 до н. э). Примечателен велики походами Александра и формированием его огромного империи. После смерти великого полководца происходит распад империи на отдельные эллинистические государства, что впоследствии привело к войнам между диадохами(преемников и полководцами во времена Александра).

Зарождение науки

Первой в истории человечества формой существования естествознания была натурфилософия. Натурфилософия или философия природы – это умозрительное истолкование природного мира, рассматриваемого в его целостности. Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, но до возникновения естествознания, попытки целостного охвата окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира.

Родиной науки считается Древняя Греция. Наука возникает там в VI в. до н.э. В родоначальниках науки греки оказались вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, а потому что они начали доказывать, логически выводить одно знание из другого. Благодаря созданной Аристотелем логики, знаниям придавался согласованный, упорядоченный, системный характер. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного общества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций ( Египта, Вавилона, Ассирии) именно в Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. Именно там возникают первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, пифагорейский союз и т.д.) При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами и учеными-естествоиспытателями. Их достижения в математике, механике, астрономии навечно вошли в историю науки.

Появление и развитие философских школ

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Эмпедокл считал этими субстанциями землю, огонь, воду и воздух (эфир), которые являются «корнями всех вещей». Движущим началом бытия он представлял взаимодействие двух космических сил: любви и ненависти (вражды).

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Атомисты Левкипп и Демокрит в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека).

Демокрит впервые провел параллель между устройством мироздания и человеческого организма, используя понятия «макрокосм» и «микрокосм».

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

В начале IV в. до н.э.  некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:
  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

Самым талантливым учеником Сократа был Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Философская система Платона – первая в античности, где присутствуют все основные разделы: онтология, гносеология, этика, эстетика и учение о государстве. Его методом философствования была диалектика: искусство ставить и разрешать вопросы, давать точные определения вещей. Платон считается основоположником объективного идеализма, поскольку первым из греческих философов разделил понятия «материального» и «идеального».

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

В 335 г. до н.э. Аристотель открыл в окрестностях Афин свою школу, или Ликей, где проводил занятия для учеников и широкой публики. Часть сочинений Аристотеля («акроаматические») являются записями, которыми он пользовался в преподавательской деятельности. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в Ликее огромный научный материал по истории, философии, биологии и политике.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Эпикура», где проживал вместе со своими единомышленниками. Теория познания эпикурейцев основана на ощущениях. Ощущения они считали критерием истины, дающим истинное знание. В основе этики эпикурейцев лежит понятие «удовольствия». Счастье человека, по их мнению, заключалось в: а) получении удовольствия; б) избавлении от страданий и страха смерти. Под удовольствием подразумевалось прежде всего физическое здоровье, безмятежность духа и спокойный, созерцательный образ жизни. Выдающимся представителем эпикуреизма был римский поэт и философ Тит Лукреций Кар.

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Возникновение драматургии

Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса - Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Изображалось прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров - козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» - козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» - песнь). Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма - веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. По мере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях - Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматургии отражали важные явления того времени. Комедию V в. до н.э. называют древней аттической комедией.

Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений - эти проблемы поднимались в комедиях. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии - основные черты комедии. Расцвета театральное искусство достигло в V в. до н.э. в творчестве трех виликих трагических поэтов: Эсхила (525 - 456), Софокла (ок. 496 - 406), Еврипида (ок. 480 - 406) и комического поэта Аристофана (ок. 445 - ок. 385). Их практика была теоретически обобщена Аристотелем (384 - 322) в трактате «Поэтика». Театр был государственным учреждением, и организацией представлений заведовали специальные должностные лица - архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега - богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с подготовкой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время праздников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию - три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт - одну комедию. Имена победителей - актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы. Театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе - 44 тыс.

В первых трагедиях партии хора чередовались партией единственного актера. По мере роста интереса к человеку, его внутреннему миру возникает потребность показать героев с разными характерами, по-разному решающих жизненные проблемы. Это привело к введению второго, а затем третьего актера. Диалоги героев увеличились, а партии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих лиц же было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща - короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь на высокой (до 27 см.) подошве - котурны. Трагический хор состоял из 12-15 человек (комический - из 24) и выступал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла впечатления безысходности. Страдания и мужество героев вызывали восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска часть была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать смех. О трагедии IV - III вв. до н.э. известно мало. 

Комедия этого времени называется новой аттической. Она изображала только семейно-бытовые отношения, конец ее всегда благополучен. Комедия стремилась глубже разрабатывать человеческие характеры, призывала быть внимательнее и добрее к людям, независимо от их сословного положения. Черты новой комедии нашли отражение в творчестве Менандра (ок. 343 - ок. 291 до н.э.). Были популярны зрелища народного театра - мимы. Мим - небольшая сценка бытового или пародийно-сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины. Актеры играли без масок. В IV-I вв. до н.э. распространение получил пантомим - представление, напоминающее балет. Мим и пантомим постепенно оттесняют другие театральные жанры.

От Эсхила дошло 7 трагедий, из которых выделяются “Прометей прикованный” (часть утерянной трилогии) и трилогия “Орестея” (“Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Эвмениды”). Эсхил - создатель трагедии-оратории, где песнь хора, песни актера, так называемые монодии, совместные песни хора и актеров, так называемые коммос, занимали важнейшее место.

Софокл и Еврипид. В трагедиях этих драматургов (трилогии уже не писали) мировой порядок нарушен. После всех страданий и мучений героев хору остается только констатировать наличие высших сил, непонятных и неподвластных человеку, творящих свою справедливость. Слышится пессимизм и вера в неизбежность слепой судьбы. Трагедии Софокла: “Антигона”, “Эдип-царь”, “Эдип в Колонне” и др. Софокл - мастер перипетий, т.е. резких переходов от одной ситуации к другой, от счастья к несчастью, от незнания к знанию. В трагедиях Еврипида (“Медея”, “Ипполит”, “Гераклиды”, “Финикиянки”, “Ифигения в Авлиде”) патетика самопожертвования, человеческие страсти безграничны. Еврипида возмущает бесправие женщины. Хороший человек для него часто простой человек, честный, свободный земледелец (“Электра”), верный раб-воспитатель, педагог или рабыня-кормилица. В его попытке создания не трагических типов, а психологически углубленных характеров ощущается приближение эллинистической литературы.

Аристофан - создатель политически идейной, отвечающей на злобу дня комедии. Его герои - ремесленники и земледельцы, мелкий люд, ничуть не героические, но ловкие, хитрые, с недоверием относящиеся к продажным демагогам (“Всадники”) - вождям политических группировок, название которых со времени Аристофана получило отрицательный смысл. Это крестьяне, жаждущие мира (“Мир”, “Ахарняне”), горожане - мечтатели, искатели правды, устроившие птичье государство между небом и землей, откуда изгнаны легкомысленные поэты, продажные ученые и жрецы (“Птицы”). Мир комедий Аристофана - веселая буффонада, часто грубая и злая, так как в комедии все позволено и доступно. Здесь достается всем - незадачливому политику, посредственному поэту и новым философским и воспитательным теориям (“Облака”). Аристофан выступает то как литературный критик, выставляющий достоинства Эсхила и недостатки нелюбимого им Еврипида (“Лягушки”), то как утопист, жаждущий переделать мир и увидевший, что богатство и бедность, обменявшись местами, не принесли счастья людям (“Богатство”). В центре комедий - агон, т.е. соперничество, состязание.

Литература Древней Греции;

Сложно отрицать тот факт, что современному человеку непросто читать литературные произведения античных авторов. Непривычный ритм повествования, неупотребляемые в повседневности слова, сложные смысловые конструкции, вот то, с чем сталкивается новичок, когда берётся за чтение образцов древнегреческой литературы. Но, если придать должное значение тем обстоятельствам, что эта литература Древней Греции явилась прародительницей литературы западной цивилизации, и что она стала основой для становления и укреплений в обществе гуманистических идей, плодами которых мы имеем возможность пользоваться сегодня, то необходимость проникнуться этими истоками и составить о них своё личное представление становится очевидной.

Следует сказать, что только малая часть древних текстов оказалась доступной для исследователей последующих времен. Огромное же множество произведений было утеряно. В связи с этим сложно говорить о том, что мир имеет полное представление о литературе Древней Греции. Однако, во все века учеными велись работы по восстановлению литературного наследия древнегреческой цивилизации, в результате чего современный исследователь имеет возможность составить вполне разностороннее представление о литературе Древней Греции, как о явлении в искусстве.
Если вспомнить, что Древняя Греция начала своё существование в III тысячелетии до нашей эры, то появление первых литературных опытов зафиксировано в ней далеко не сразу, а только спустя несколько тысячелетий: в ХІ в. до н.э. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха. В это время возникают все виды прозы, главенствующее место среди которых занимает эпос, зарождается драматургия и философия. Эпос, как длинное повествование о героях и богах, с самого своего зарождения имел дидактическую функцию. Он наставлял и поучал сограждан, как разумно хозяйствовать и жить достойно. До наших дней дошли только такие образцы героического эпоса как «Илиада» и «Одиссея». Основой для всей литературы Древней Греции служили мифы. Именно из мифов сочинители брали сюжеты для эпических повествований и для трагедий. С развитием литературного мастерства поэты начали сами сочинять мифы. Одним из самых известных сочинителей мифов является Платон. Он считал, что невозможно сложные вещи объяснять языком отвлеченных понятий, гораздо доходчивее доносят смысл образы. В чем же кроется разгадка эллинского гения? Достаточно проникнуться духом этих древнегреческих повествований и становится очевидно, насколько живо могли древние греки воспринимать действительность и чутко на неё отзываться. Они проявили удивительную способность проникать в причины явлений и улавливать их основные черты. Благодаря этим свойствам литература Древней Греции смогла выработать множество долговечных образов и идей, создать целую систему мировоззрения. Оригинальность и достоверность таких образов и идей стали причиной того громадного влияния, которое оказала литература Древней Греции на формирование западной культуры как таковой.
Развитии различных видов искусств

Древнегреческое искусство оказало большое влияние на искусство всего мира. Четкость форм, гармония, пропорциональность и красота – основы в искусстве Древней Греции. Человек представлялся физически и морально совершенным – подобным богу. А сами боги, несмотря на то, что все же были высшими существами, представлялись близкими к людям и доступными к общению. Человек был уверен, что похож на богов, а потому ему было все доступно, в особенности пространство и время. Так модель мира у древних греков была трехмерна, пластична и скульптурна, что показывало ее гармоничность и целостность. Именно поэтому процветали такие виды искусства, как архитектура, скульптура и вазопись. Исследователи выделяют несколько периодов в искусстве Древней Греции.

Эгейский период (III-II тыс. до н.э.)

К этому периоду относят искусство Крита, которая была обнаружена в конце 19 века А. Эвансом. Он же и дал ей название минойская. Художники и зодчие Крита поражают своим мастерством. Имея в своем арсенале всего пять красок (белую, желтую, голубую, черную и красную), они создавали яркие и невероятные образы. Главным памятником того периода считается Кнооский Дворец. Архитектура, росписи и керамика, найденные там, напоминают египетские, но все же имеют более плавные линии, красочные рисунки и эстетичные силуэты. Главным героем на фресках является человек и его впечатления от окружающего мира, наполненного гармонией. Мастера пытались изобразить мгновенность бытия, показать красоту природы и жизни. Искусство Крита принято считать самым изящным и законченным из всех, до и после него появившихся.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)

В этот период появляется новый тип искусства. Особо ценными считаются искусно выполненные вещи, что превозносит мастеров-ремесленников. Изображение окружающего мира отходит на второй план, и больше внимания уделяют созданию нового изделия, работе с материалом и формой. При этом стараются создать такие формы, которых нет в природе, что и отличает этот период от предыдущего. Мышление человека становится менее зависимым от природы, над поэтическим видением мира преобладает расчет и анализ. Эти изменения вызваны новыми представлениями о мире. Четкие формы и стиль, представляют торжество космоса над хаосом. Математические расчеты и симметрия получают философское обоснование, а красота и эстетика основываются на числовом выражении. Основой для этих изменений послужила греческая мифология. Боги и мифологические существа получают человеческий облик. Активно развивается скульптура, человека изображают как в статике, так и в динамике.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

В это время активно развивается земледелие и торговля, растут города и изменяется мифологическая картина мира. Происходит расцвет поэзии, музыки и архитектуры. Особое внимание уделяется храмовому строительству. Важное место занимает вазопись. Чтобы передать пространство и объем мастера прибегают к краснофигурной технике (до этого использовали чернофигурную). В скульптуре появляются человеческие фигуры максимально приближенные к реальности.

Классический период (V-IV вв. до н.э.)

Центральное место в античной культуре занимают Афины. Происходят социальные и политические изменения в обществе, меняется мировоззрение, а соответственно меняется и культура. Теперь спортивные состязания, театральные выступления и празднования доступны не только аристократам, но и простым грекам. Главным аспектом воспитания становится эстетическое тело и физической красоты. А скульптура афинских мастеров считается образцом совершенства. Литература также носит элементы воспитательного характера. Основным жанром была трагедия, в которой герои стремятся к справедливости и правде. Однако человек еще остается зависимым от воли богов. Только у Софокла и Еврипида он является личностью и самостоятельно принимает решения. И к концу V в. до н.э. человек отделяется от общества и становится индивидуумом, особенным и неповторимым. Также меняется отношение человека к жизни и появляется трагичность существования.

Эллинистический (конец IV – начало I вв. до н.э.)

В искусстве этого периода происходит развитие всех художественных форм, прослеживается как связь с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры. Стремительно развивается наука и техника, философия и религия, расширяется кругозор. Военные походы и торговля расширяют границы мировоззрения, появляется чувство «мирового простора». Новый мир сложен и непонятен, а потому искусству следовало его объяснить в художественных формах. Из-за строительства новых городов активно развивается архитектура и скульптура. Новые правители стремятся запечатлеть себя в памятниках. Развиваются такие виды искусства как мозаика, керамика, декоративная скульптура. Человек становится центром внимания, идет отступление от принятых классических канонов и норм.


написать администратору сайта