Культура безопасности жизнедеятельности Понятие и сущность культуры безопасности жизнедеятельности
Скачать 447.34 Kb.
|
Культура безопасности жизнедеятельности 1. Понятие и сущность культуры безопасности жизнедеятельности Проблема безопасности человека, общества и природы является объектом осмысления в науке, искусстве, религии, идеологии, мифологии, спорте. В нашей работе в качестве теоретической основы исследования использованы данные основных отраслей научного знания о закономерностях обеспечения безопасности человека, общества и природы. Многие исследователи, занимающиеся проблемами безопасности, рассматривают эту проблему в соответствии со своими профессиональными интересами. Так М.Б. Сулла определяет безопасность как возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска. При этом под степенью риска понимается вероятность наступления негативного события с учетом степени, масштаба или возможного ущерба для субъекта. Б.М. Степанов рассматривает безопасность как состояние условий процесса жизнедеятельности, при котором исключено нанесение человеку вреда от происшествий. С.В. Белов определяет безопасность как состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. А.Д. Лопуха выделяет виды безопасности: частную и обобщенную, где частная безопасность – духовная, социально-нравственная, психическая, интеллектуальная, психофизиологическая, телесная, обобщенная – духовно-психологическая, биоэкологическая. Б.М. Белов формулирует аксиомы БЖД: материальный мир потенциально опасен; опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значения для объекта защиты; реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и времени; опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия; действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты. Безопасность, с точки зрения авторов, определяется как отсутствие опасности. Поэтому, для определения понятия «безопасность» необходимо выяснить содержание понятия «опасность» и свойства опасности как объективного явления. Понятие «опасность» используется для характеристики способности процесса жизнедеятельности наносить вред. Опасность – негативное свойство материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. А.Н. Сухов рассматривает структуру процесса воздействия опасности в статическом и динамическом аспектах, статический – включает источник опасности, подвергающийся опасности объект, средства воздействия опасности на объект, динамический аспект – цель источника опасности, процесс воздействия источника опасности, результат воздействия. С.В. Белов предлагая классификацию опасностей: по видам источников возникновения опасностей, по величине потоков в жизненном пространстве, по моменту возникновения опасности, по длительности воздействия опасности, по объектам негативного воздействия, по количеству людей, подверженных опасному воздействию, по размерам зоны воздействия, по видам зон воздействия, по способности человека идентифицировать опасности органами чувств, по виду негативного воздействия на человека, фиксируетобъективные, внешние по отношению к человеку свойства опасности. Субъективные аспекты опасности в большей степени отражены в классификации опасностей, изложенной И.А. Баевой. И.А. Баева классифицирует опасности относительно объекта опасности по ряду признаков. По восприятию: активно воспринимаемая опасность, нейтрально воспринимаемая опасность, пассивно воспринимаемая опасность. По степени информированности: объект не информирован об опасности, объект плохо информирован, объект хорошо информирован. По способности устранить опасность: объект подготовлен к реакции на опасность хорошо, объект подготовлен частично, объект не подготовлен. По степени осознания объектом возможных последствий: полностью осознаваемая объектом опасность, частично осознаваемая опасность, неосознаваемая опасность. Относительно средств действия И.А. Баева подразделяет опасности по нескольким основаниям. По структурной организации: простая опасность, сложная опасность. По возможности противодействия: предотвратимая опасность, непредотвратимая опасность. По наличию цели: спланированная опасность, стихийно возникшая опасность. По способу воздействия: прямая опасность, косвенная опасность. По времени действия: постоянно действующая, периодически действующая. Относительно результата воздействия: допустимая опасность, недопустимая опасность, когда ущерб невосстановим и приводит к гибели объекта. В исследовании выявлены ситуации различного вида. Ситуации, не содержащие предпосылок к причинению вреда человеку. Ситуации, в которых нет внешней угрозы человеку, но имеются предпосылки к причинению вреда в случае ошибочных действий человека. Ситуации, в которых имеются опасные или вредные факторы, с которыми человек может вступить в контакт в случае неправильных, ошибочных действий. Ситуации, в которых человек контактирует с опасным фактором независимо от правильности или ошибочности своих действий. Ситуации, в которых происходит причинение ущерба, вреда человеку, обществу. Ситуации причиненного ущерба. Важным аспектом опасности и безопасности является их качественная определенность. Для уточнения и выяснения «безопасности», следует обратить внимание на понятия, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: «нежелательные последствия», «негативное влияние», «негативные события», «потери», «ущерб», «вред», «беда» и т.д. Следует дифференцировать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствиям, и сами нежелательные последствия в виде вреда человеку и обществу. Разные опасные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасный фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям. В безопасности жизнедеятельности, социологии безопасности, психологии, педагогике методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности используются неодинаковые понятия для обозначения безопасности как состояния и процесса. Речь идет об условиях, ситуациях, факторах, которые могут быть сложными, трудными, опасными, рискованными и т.д. Авторы вкладывают различный смысл в используемые понятия. Так, С.В. Белов определяет понятия «вредный фактор», «травмирующий фактор». Количественная определенность опасных и вредных факторов обычно связывается с понятием «риск», которое используется как для обозначения вероятности возникновения самого опасного фактора, так и для фиксации вероятности наступления негативных последствий, вреда, ущерба. Однако количественная характеристика опасных факторов имеет и другой аспект, связанный с уровнем интенсивности, размерами, масштабами, длительностью во времени и т.д. Зачастую количество негативных явлений переходит в качество, т.е. количественное его увеличение приводит к возникновению иного опасного или вредного фактора. В качестве конкретного проявления содержания негативного последствия как противоположности безопасности обычно называются травмы, заболевания, смерть человека, т.е. причинение человеку физического вреда. Однако такого рода ущерб является частным случаем потерь человека от нежелательных событий. А. Чадин, отмечая, что в жизни и деятельности современного человека очень часто возникают ситуации, способные нанести ему физический, моральный либо материальный ущерб, приходит к заключению: именно с этими явлениями и процессами, способами защиты от их поражающих факторов призван ознакомить учащихся курс основ безопасности жизнедеятельности. При различных видах деятельности могут встретиться следующие разновидности рисков: образовательные, политические, экологические, антропогенные, фоновые, социальные, экономические, производственные, финансовые, кредитные, коммерческие, торговые, рыночные, валютные, страховые, предпринимательские, научные, эксплуатационные, некоторые из них присущи образованию. Итак, ущерб человеку и обществу может быть физическим, моральным, материальным и т.д. Соответственно безопасность состоит в отсутствии ситуаций, которые могут повлечь причинение ущерба человеку, обществу. Такой подход значительно расширяет круг явлений, которые следует оценивать как опасные. Этот подход следует признать вполне правомерным, поскольку губительное влияние на отдельных людей и на общество в целом экономических потерь, морального и идеологического ущерба вполне сопоставимо по масштабам с физической гибелью людей и нередко именно к физической гибели людей в конечном итоге приводит. Можно ли признать названные ранее виды ущерба полным перечнем характеристик опасности? Для ответа на этот вопрос обратим внимание на то, что ущерб может быть причинен явлениям и процессам, являющимся значимыми для человека, которые фиксируются в его сознании как ценности. И чем выше в сознании человека ценность, которой причинен ущерб, тем больше вред, который человек усматривает в этом ущербе. Опасность может быть объективной, реальной, но субъективно не замечаться и не осознаваться человеком. Наоборот, при отсутствии реального объективного опасного фактора может быть субъективное представление человека об опасности. Причем нередко субъективное представление о несуществующей опасности приводит к вполне реальному ущербу. Именно об этом свидетельствует конкретное содержание школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д. Названная тенденция, проявляющаяся во влиянии индивидуальных и общественных ценностей на обеспечение безопасности, должна быть учтена при рассмотрении процесса формирования личностных качеств воспитанников, влияющих на уровень их безопасности. В качестве признаков безопасности человека и общества в научной, учебной и научно-методической литературе называются: состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку; отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности; готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности; мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей; система мер защиты человека и среды обитания от опасностей; состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму; степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью. На основе проведенного выше анализа сформулируем выводы о функции понятия «безопасность», основном признаке безопасности как объективного явления и факторах, влияющих на безопасность человека: – понятие «безопасность» служит мерой защищенности человека и общества от опасностей; – безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном уровне риска возникновения ущерба интересам человека в обычных условиях и при взаимодействии с вредными и опасными факторами жизнедеятельности; – безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности. Для обозначения культуры безопасности, ее составных частей, аспектов, свойств в научной и методической литературе используются различные термины. В публикациях используются различные термины: «культура безопасности», «культура личной безопасности», «культура предупреждения рисков», «культура риска и безопасности», «культура безопасной жизнедеятельности», «культура выживания», «культура безопасности жизнедеятельности» и др. С нашей точки зрения, наиболее предпочтительным оказывается словосочетание «культура безопасности» за простоту, краткость и фиксацию широкого круга явлений: от культуры безопасности общества в целом до различных аспектов культуры безопасности конкретного человека. В нем присутствуют два признака явления: родовой и видовой, являющиеся необходимыми и достаточными для различения культуры безопасности от других явлений. На основе данного понятия возможно конструирование и применение различных понятий, фиксирующих различные свойства, аспекты, компоненты, этапы развития, формы реализации, уровни развития и т.д. культуры безопасности. Ю.А. Каташова, А.П. Еперин пришли к следующему определению культуры безопасности – это обеспечение условий и воспитания в человеке внутренних потребности работать безопасно. Иной термин используется в следующем определении культуры выживания – это превращение вынужденного процесса существования на грани, в экстремальных условиях, в полноценную, достойную человека жизнь. Понятие «культура безопасности» В.В. Чебан формулирует через «понимание сущности культуры национальной безопасности России как относительно самостоятельного компонента культуры страны, представляющего собой совокупность созданных народом материальных и духовных ценностей, характеризующей содержание и своеобразие способа познания и воспроизведения отношений безопасного бытия, функционирования и развития личности, общества и государства российского генотипа». В.Н. Кузнецов определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов. «Культура безопасности» − социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных условиях. Культура безопасности российского общества – это специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения. И.М. Быховская рассматривает культуру жизнеобеспечения как область культуры, регулирующую деятельность человека по поддержанию, сохранению и развитию био-социальных оснований и структур его существования. По мнению И.М. Быховской, культура жизнеобеспечения включает экологическую культуру, репродуктивную культуру, культуру здоровья, культуру реабилитации, культуру безопасности жизни и экстремального жизнеобеспечения. Культура безопасности и экстремального жизнеобеспечения предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасность жизни и выживание в экстремальных условиях. Из рассмотренного следует, что культуру безопасности целесообразно рассматривать как социальный феномен, входящий в культуру общества в составе культуры жизнеобеспечения. Как видим, И.А. Баева, И.М. Быховская, А.П. Еперин, Ф. Кармазинов, Ю.А. Каташова, В.Н. Кузнецов, В.В. Чебан и другие авторы используют разные понятия, рассматривают различные аспекты культуры безопасности, предлагают во многом отличные варианты использования и определения понятия «культура безопасности». С учетом имеющихся в науке подходов к определению и применению данного понятия проанализируем теоретические предпосылки и изложим основные выводы о сущности, структуре культуры безопасности, рассмотрим проблему включения культуры безопасности в содержание школьного образования. В концепции культуры, разработанной М.С. Каганом, сформулированы положения, имеющие методологическое значение для нашего исследования. М.С. Каган считает: культура как социальное явление обнимает все, что создает субъект, осваивая мир объектов. Культура выражает меру власти человека над внешней природой и природой собственной, физической и психической. Культура общества есть показатель уровня его развития, степени его отдаления от исходного природно-животного состояния. Культура отдельного человека определяется богатством приобретенных им социально-человеческих качеств, поднимающих данную личность над природными данными. Культура общества включает культуру той или иной части общества и культуру отдельной личности. Культура – продукт деятельности общества, общество – субъект этой деятельности. Функции культуры столь же бесконечно многообразны, как потребности социальной жизни, которые она призвана удовлетворять. Между культурой и ее функционированием должна существовать высокая степень изоморфизма, работа этой системы определяется ее содержательным наполнением, а оно определяется тем назначением, которое есть у всех компонентов системы. Основополагающие функции культуры обусловлены сложностью ее структуры: обеспечение общества всем необходимым для противоборства с природой, для его прогрессивного развития, обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, короче – безостановочное самосовершенствование. Данные функции выявили две направленности культуры как системы – внешнюю и внутреннюю. На основе выявленных в науке свойств культуры, проанализированных признаков понятия «безопасность» и характеристик процесса обеспечения безопасности, могут быть сформулированы основные признаки культуры безопасности общества, учитывая, что культура безопасности – составная часть культуры. Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого явления в той или иной степени присущи его части – культуре безопасности. Существенным признаком культуры является ее влияние на уровень безопасности человека и общества. Культура как социальное явление, противостоящее внешней по отношению к человеку и внутренней природе человека, возникла именно как фактор выживания первобытного общества и древнего человека, т.е. культуре изначально присуща «защитная» функция. Таким образом, культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных функций культуры – защита человека и общества. Следовательно, защитная функция культуры должна соответствовать структурным компонентам культуры, которые обеспечивают ее реализацию. Однако связь между структурой культуры и ее защитной функцией неоднозначная и нелинейная. Защитная функция культуры имеет процессуальный и содержательный аспекты. Содержание защитной функции включает защиту экономических, политических, нравственных и других интересов и ценностей. Как процесс, данная функция культуры воплощается в виде предпосылки обеспечения безопасности; при реализации защитной функции культуры; и как результат – защиты интересов общества и человека. Полифункциональность и многогранность культуры и человека приводят к тому, что элементы культуры, специально не предназначенные для обеспечения безопасности, обладают потенциальными возможностями влияния на защищенность человека и общества. Защитный потенциал таких элементов культуры реализуется на основе использования компонентов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества. Возникновение и развитие культуры характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, культура в качестве основной функции изначально выполняет функцию защиты человека и общества от природных факторов. Именно для защиты от голода, холода, хищников были предназначены самые первые элементы культуры: первые орудия труда, коллективные формы жизнедеятельности людей, способы охоты и добывания огня и т.д. Это дает основание назвать один из признаков культуры безопасности: элементы культуры, основная функция которых – защита человека и общества от факторов риска. С другой стороны, по мере развития общества отдельные элементы культуры становятся факторами риска, причиняющими вред, ущерб человеку, обществу и природе. Причины такой тенденции различны. Развитие культуры характеризуется чрезвычайной вариативностью, многообразием целей, структурных компонентов, форм проявления и функций, и в этом развитии возникают не только удачные, плодотворные и безопасные элементы, но и неудачные, бесплодные и даже причиняющие ущерб человеку и обществу. В самом широком смысле – культура безопасности общества – совокупность элементов культуры, способствующих совершенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска. Учитывая, что данное определение является абстрактным и нуждается в уточнении и конкретизации, перейдем к рассмотрению структурных компонентов культуры безопасности. Выясним структуру и функции культуры безопасности общества. Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы: – материальные продукты человеческой деятельности, специально предназначенные для профилактики травм, болезней, причинения человеку, обществу ущерба, вреда. Основная функция таких предметов заключается в профилактике и преодолении воздействия на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности; – социальные институты, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности человека и общества: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и т.д.; – формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения, основная задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности; – личностное воплощение культуры безопасности в жизни и деятельности профессиональных специалистов, членов общественных организаций и объединений; – отрасли научного знания, обобщающие, исследующие законы безопасной жизнедеятельности человека и общества, нормы, значения, знания, фиксирующие основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного познания правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются при помощи знаков, символов, графики, в виде текстов и т.д.; |