Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Разница между социальными и культурными изменениями

  • Библиографический список

  • Реферат. Социология.Культура как фактор социальных изменений. Реферат. Социология . Культура как фактор социальных изменений. Культура как фактор социальных изменений


    Скачать 40.34 Kb.
    НазваниеКультура как фактор социальных изменений
    АнкорРеферат. Социология.Культура как фактор социальных изменений
    Дата02.12.2021
    Размер40.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат. Социология . Культура как фактор социальных изменений.docx
    ТипРеферат
    #289072

    Реферат на тему:

    Культура как фактор социальных изменений

    Оглавление

    Введение


    Слово "культура" происходит от латинского языка, что означает - взросление, позднее-образование, образование, развитие, уважение . Таким образом, под культурой понимались все изменения, происходящие в объектах природы от деятельности человека, отличные от изменений, рожденных естественными причинами. Впоследствии слово "культура" стало накопительным названием, обозначающим все, что создал человек. В этом контексте культура рассматривается как “вторая природа”, созданная человеком, как целое, не существующее в природе, созданное из сознательной деятельности человека. Культура – это совокупность общих для определенной группы людей норм и моделей поведения, убеждений и нравственных ценностей.

    Изменение взаимосвязей людей также вызывает изменения в их культуре. В этом плане мир культуры человека становится сферой развития и проявления формирования сверхзначимых мощных сил человека, их практического воплощения в обществе с природой.

    В обыденном сознании понятие культуры выступает как самостоятельная личность, как правило, оценочная функция для характеристики определенной социальной целостности. А что касается научного понятия культуры, то мы рассматриваем его как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в результате созидательной деятельности людей. Духовная культура – результат развития духовной жизни, плод человеческого творчества, представляющий собой совокупность процветающих духовных ценностей, ценностей и собственного производства соответствующих культурно-просветительских учреждений. Это понятие включает в себя не только создаваемые ценности, но и сам процесс их производства, распределения и потребления.

    В социологии под культурой понимаются не отношения вещей и не отношения ролей в системе социальной организации, а отношения самих людей в виде индивидов и субъектов реинтеграции общества. Духовная культура-очень сложное и имеющее свои особенности общественное явление.

    Проявление культуры человека с точки зрения социологии определяется тремя основными признаками.

    Первое: отношение человека к окружающей природе. В современных условиях культура и личность, культура и общество измеряются уровнем сознания состояния, в котором человек должен ответственно относиться к окружающей среде, исключающей последствия, которые не поддаются коррекции. Культура человеческого общества-из самых разнообразных сфер взаимодействия общества с природой: из гармонии, проявляющейся в быту в отпуске на производстве.

    Во-вторых: культура – это отношение человека к другому, к человеку. Степень культуры отношений между людьми, государствами, этническими группами. Взаимоотношения в семье в повседневной жизни в коллективе культурная атмосфера зависит от степени индивидуального понимания факта взаимосвязи людей.

    В-третьих: культура – это отношение человека к себе-своему. Культурная деятельность индивидуума-это постоянное самовоспитание, самопознание, саморазвитие. Культурный уровень личности проявляется в стремлении к образованию, формировании устойчивых нравственных принципов, чувстве прекрасного с совершенством, трезвом внешнем виде, хорошем поддержании здоровья.

    1. Культура в исследованиях У.Ф. Огберна


    Культурные факторы влияют на социальные изменения. Существует тесная связь между обществом и культурой. Следовательно, культурные изменения влекут за собой социальные. Культурные факторы, такие как ценности, установки, идеологии, идеи великих людей и т. д. Концепция культурного отставания У. Ф. Огберна объясняет роль культуры в социальных изменениях.

    Роль ценностей

    Ценности играют важную роль в принятии или неприятии любых социальных изменений. В нашей стране некоторые общины не одобряют использование контрацептивов, поскольку считают, что это противоречит их религиозным ценностям, а также экономическим ценностям наличия большой семьи.

    Роль отношения

    Отношение общества к научным исследованиям может поощрять или препятствовать переменам. В средневековой Европе Галилея пытали из-за спекулятивного отношения церковных лидеров. Напротив, современные страны в настоящее время поощряют науку. Успешные ученые в нашей стране награждаются почетом, престижем, а иногда и деньгами. Большое значение, придаваемое науке, побудило многих молодых людей заняться наукой как карьерой.

    Роль великих людей

    Великие люди, такие как Будда, Махавира, Шанкарачарья, Джаганнатха Дас, Ауровинда, Вивекананда, Магомет, Иисус Христос, Махатма Ганди и другие, внесли революционные изменения в сферу религии. Наполеон, Гитлер, Карл Маркс, Ганди и другие вызвали радикальные изменения в сфере политики. Точно так же писатели, ученые, философы также внесли свой вклад в социальные изменения.

    Роль идеологии

    Идеология - это совокупность убеждений, оправдывающих интересы тех, кто ее придерживается. Новые идеи и идеологии также приводят к значительным изменениям в мировом социальном и экономическом порядке. Никто не может отрицать влияния таких идей, как свобода, равенство и братство, на возникновение французской революции. Точно так же новые идеологии, такие как социализм, гандизм и демократия, оказали глубокое влияние на социальную организацию. Недавняя смена идеологий привела к распаду СССР.

    Концепция культурного отставания

    Термин "культурное отставание" впервые был использован У. Ф. Огберном в его книге "Социальные изменения". Понятие культурного отставания является необходимым понятием для объяснения социальных изменений. Огберн разделил культуру на две категории. 1. Материальная культура и 2. Нематериальная культура. Под материальной культурой он имеет в виду такие вещи, как книги, посуда, машины, дома и другие формы техники. Нематериальный аспект культуры включает в себя убеждения, установки, ценности, нормы, религию, образование и т. д. Согласно Огберну, изменения происходят прежде всего в материальных аспектах культуры. Но нематериальным аспектам культуры требуется время, чтобы приспособиться к изменениям, происходящим в материальных аспектах. В результате нематериальная культура отстает от материальной, что называется " культурным отставанием’.

    Огберн привел ряд примеров культурного отставания. По его словам, количество полицейских в городах остается постоянным, в то время как население города быстро растет. Во-вторых, технологии планирования семьи продвинулись вперед, но людям требуется время, чтобы принять их. Даже некоторые общины не принимают меры по планированию семьи из-за традиционных религиозных ценностей и социального давления. В результате возникает культурное отставание.

    Из вышеизложенного следует, что причина культурного отставания заключается в том, что различные части культуры изменяются с разной скоростью. Материальная культура меняется быстрее, чем нематериальная. Но культурное отставание обусловлено идеологией человека, догматизмом и консерватизмом. Из-за своей склонности к традиции человек не может изменить социальные институты. Неспособность социальных институтов адаптироваться к изменениям в технологии приводит к культурному отставанию.
    2.Разница между социальными и культурными изменениями

    Существует большая путаница в отношении социальных и культурных изменений. Некоторые авторы ранних учебников проводили различие между социальными и культурными изменениями, в то время как другие рассматривали эти два термина как одно и то же. Такие авторы использовали эти два термина как синонимы. Для таких писателей, как Гиллин и Геллин (1954) и Доусон и Геттис (1948), нет разницы между социальными и культурными изменениями.

    Согласно Доусону и Геттису, “культурное изменение-это социальное изменение, поскольку вся культура является социальной по своему происхождению, значению и использованию”. Точно так же Гиллин и Гиллин писали: “Социальные изменения-это отклонения от общепринятого образа жизни, вызванные изменениями географических условий, культурного оборудования, состава населения или идеологий.” Для этих авторов социальные изменения являются частью культурных изменений.

    Культурные изменения более широки, чем социальные изменения, которые охватывают социальные изменения также в своей складке. Для них общество-продукт культуры. “Культура стремится придать направление и импульс социальным изменениям и установить границы, за которые социальные изменения не могут выйти” (Dawson and Gettys, 1048).

    На самом деле, оба типа изменений имеют столько же различий, сколько существует между обществом и культурой. Социологи используют эти термины (общество и культура) для передачи различных значений и смыслов. Уточняя различие, Макивер и Пейдж (1959) пишут: “Социальные изменения отличаются от культурных или цивилизационных изменений.... культурные изменения включают в себя изменения в идеологии, административной системе, технологии и т. Д.” Культурные изменения означают изменения в принятом образе жизни, привычках и образе жизни.

    Эти изменения могут включать в себя такие вещи, как изобретение автомобиля, телевидения, изменение понятий собственности и морали, новые формы музыки, искусства или танца или тенденции равенства полов. Согласно Дэвису (Davis, 1949), “социальные изменения являются лишь частью более широкой категории изменений, называемой”культурными изменениями", Под культурными изменениями понимаются все изменения, происходящие в любой отрасли культуры, включая искусство, науку, технику, философию и т. Д., а также изменения в формах и правилах социальных организаций".

    В двух словах можно сказать, что социальные изменения относятся конкретно к изменениям в социальных отношениях между людьми в группах, в то время как культурные изменения относятся к изменениям в материальных и нематериальных культурных элементах.

    Под социальными изменениями понимаются изменения в социальной структуре (статусе и роли личности), социальных институтах и общих социальных отношениях, способствующих формированию общества. Она включает в себя изменения в том, как люди зарабатывают на жизнь, воспитывают семью, воспитывают своих детей, управляют собой и поклоняются божеству.

    Некоторые социальные изменения могут включать в себя изменения в возрастном распределении, среднем уровне образования или рождаемости населения, семейных отношениях (муж-жена, родители-ребенок), кастовой и классовой структуре, а также соседских отношениях из-за перемещения людей из деревни в город, народных обычаев и нравов и т. д.

    В конце можно сказать, что социальные изменения и культурные изменения неразрывно связаны. Очень трудно провести демаркационную линию между ними. В некоторых местах оба понятия накладываются друг на друга. Тенденция к равенству полов включает в себя изменение набора культурных норм, касающихся ролей мужчин и женщин, а также некоторые изменения в отношениях.

    Почти все важные изменения затрагивают как социальные, так и культурные аспекты. Как таковые, эти два термина часто используются взаимозаменяемо. Разница между социальными и культурными изменениями в основном теоретическая. Большинство социологов используют их взаимозаменяемо или объединяют под заголовком "социальные изменения".
    3. Конструирование культурной идентичности в социальных изменениях

    Культурная идентичность - это самоидентификация, чувство принадлежности к группе, которая подтверждает себя. Это степень, в которой человек является представителем данной культуры поведенчески, коммуникативно, психологически и социологически. Она состоит из ценностей, смыслов, обычаев и верований, используемых для связи с миром. Она отражает общий исторический опыт и общие культурные коды, которые дают нам как единому целому устойчивую, неизменную, непрерывную систему отсчета и смысла. На суждения людей о том, принадлежат ли они или другие к той или иной культурной группе, могут влиять внешний вид, происхождение от предков или личное поведение (одежда, речь, праздники и торжества). Историческое событие, политические условия, кто присутствует, ситуация/место взаимодействия и публичный дискурс также влияют на культурную идентичность.

    Культурная идентичность динамична и постоянно развивается. Она охватывает всю жизнь человека и меняется каждый момент в зависимости от социального контекста. Культурная идентичность-это постоянно меняющееся понимание своей идентичности по отношению к другим.

    Культурная идентичность обсуждается, совместно создается и укрепляется в общении с другими людьми, когда мы социально взаимодействуем. Они являются проявлениями социальной реальности – отражают нашу уникальную историю и опыт личной жизни. Формирование культурной идентичности включает в себя выбор культур, с которыми человек идентифицирует себя, и принятие решения присоединиться к культурному сообществу, к которому он принадлежит. Верования и практики одного или нескольких сообществ также могут быть адаптированы. Это возможно для членов доминирующей или мажоритарной культуры, перенимающих элементы культуры меньшинства, такие как одежда или музыка. Каждый индивид принадлежит к многочисленным пересекающимся и непересекающимся культурным и субкультурным группам. Поэтому он имеет различные идентичности на разных уровнях, которые составляют его культурную идентичность.

    Теория предполагает взаимосвязь между межкультурной компетентностью и культурной идентичностью. Теория имеет дело с изучением того, как индивиды используют коммуникативные процессы для конструирования и согласования своей культурной групповой идентичности и отношений в конкретных контекстах. Согласно этой теории, культура-одна из многих идентичностей, выраженных в коммуникативных контактах. Культурная идентичность становится очевидной через социальное сравнение. Выступающие сравнивают статусное положение своих групп с положением других групп. Сообщение индивида во время взаимодействия будет содержать множество культурных идентичностей, таких как националистическая, расистская, этническая, классовая, половая, гендерная, политическая и религиозная. Поскольку индивиды принимают несколько идентичностей, все голоса внутри группы не говорят одинаково и не имеют одинакового признания другими.

    Ранние версии теории фокусировались на интерпретативной теоретической перспективе (процессы культурной идентичности описывались, а не критиковались), социальном конструировании и индивидуальном дискурсивном описании опыта. В последние годы наблюдается сдвиг в сторону усиления критической перспективы–внимания к контекстуальной структуре, идеологиям и статусной иерархии.

    Общие характеристики и идеи могут быть четкими маркерами общей культурной идентичности, но по существу она определяется различием: мы чувствуем, что принадлежим к группе, а группа определяет себя как группу, замечая и выделяя различия с другими группами и культурами. Любая культура определяет себя в отношении или, скорее, в оппозиции к другим культурам. Люди, которые чувствуют себя принадлежащими к одной культуре, имеют эту идею, потому что они частично опираются на общий набор норм, но осознание таких общих кодов возможно только через конфронтацию с их отсутствием, а именно с другими культурами. Проще говоря: если вы думаете, что вы единственная существующая культура (например, живете на острове в Тихом океане), вы не видите себя культурой.

    Таким образом, динамика культурного самоопределения предполагает непрерывный контакт между культурами. Более того, эти отношения никогда не являются отношениями равенства, поскольку они никогда не существуют в изолированной форме: сложная сеть отношений, созданная суперпозицией политических, экономических, научных и культурных отношений, превращает любые отношения между двумя культурами в неравные. Всегда существует доминирующая культура или доминирующая культурная практика (культура А может быть доминирующей, скажем, в литературе, а культура Б-в кино).

    Неравный характер межкультурных отношений, то есть тот факт, что конструирование идентичности связано с неравными властными отношениями, предполагает, что конструирование идентичности можно рассматривать как идеологическое: устанавливая свою идентичность, культурная практика конструирует, воспроизводит или подрывает социальные интересы и властные отношения.

    Заключение

    Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

    Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

    Мир человека - это мир культуры. Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, Элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

    Библиографический список

    1.Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. - М.: Наука. 1974 , 264 с.

    2.Шартье, Р. Письменная культура и общество / Р. Шартье. - М.: НОВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006 , 230,235,238 с.

    3.Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 2017, 306-308 c.

    4. Культура и социальные изменения: Трансформация общества через силу идей (Достижения в области культурной психологии: конструирование человеческого развития) Иллюстрированная книга в мягкой обложке, 1 сентября 2012 г, 126,128,131 с.

    5. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Э. Чемберлин. Центрполиграф, 2006, 96,99,102 с.

    6. Social epistemology, 1997. Vol. 11, no. 1, 59-68



    написать администратору сайта