Главная страница
Навигация по странице:

  • Духовная культура

  • Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане.

  • срсп №4 (1). Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеКультура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов
    Дата15.10.2022
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файласрсп №4 (1).pptx
    ТипДокументы
    #735404

    Университет имени Алихана Букейхана

    Тема : «Культура номадов Казахстана как значимый

    компонент культурного наследия казахского народов».

    Аманжолов Темирлан Э-102

    Номадизм как тип культуры

    • Номадизм- это особый вид хозяйственной деятельности, при которой большинство населения занимается кочевым скотоводством. Иногда номадами (кочевниками) ошибочно называют всех людей, ведущих подвижный образ жизни. К ним относят охотников, собирателей, подсечных земледельцев, рыболовов и даже цыган.

    Концепции номадизма

    • Местами обитания кочевников исторически были степи, полупустыни или высокогорные районы. То есть номадный тип хозяйствования складывался в условиях резко континентального климата, в местах с низким количеством осадков, с ограниченностью водных и кормовых источников. Такие территории называют аридными зонами.
    • Плотность населения у Кочевых народов чрезвычайно низка: обычно она колеблется от 0,5 до 2 человек на один кв. километр. Такой тип расселения диктуется основным принципом номадизма необходимое соответствие между поголовьем скота и водно-кормовыми — это ресурсами конкретной аридной зоны.

    Культура древних племен на территории Казахстана

    Вынужденные перемещаться в поисках новых пастбищ, скотоводы используют под жилища различные легко разбираемые, нетяжелые конструкции. Это могут быть

    • палатки,
    • шатры,
    • юрты.
    • Каркас такого жилища закрепляется жестко на земле, а сверху укрывается шерстью, кожей или тканевыми материалами.

    • Этнокультурные особенности издревле находили выражение в одежде, отвечавшей требованиям удобства при частых перекочевках, верховой езде (покрой одежды, хуннское изобретение - штаны), легкости, прочности, сохранения тепла. Ознакомившись с образцами казахской одежды, можно увидеть, что кочевниками-скотоводами течение веков разработаны разные ее модификации в соответствии с подручным материалом, технологией, функцией, возрастным и социальным статусами. Многие образцы костюма стали изделиями прикладного искусства, имели выраженные этнодифференцирующие признаки.

    Духовная культура

    Несомненно, в течение тысячелетий в срединном степном регионе развивались духовная культура, народное творчество. Свидетельством тому древность казахского эпоса:

    • «Алпамыс»,
    • «Қозы Көрпеш — Баян сулу»,
    • «Қобланды».

    Религиозные представления саков.


    Главными были — культ вождя и царя. Царь считался — землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте. Царей и лей отождествляли с солнечным.

    Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь — бог солнца и огня; кабан — бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые— священной земле.

    В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали «храмы огня».
    • Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами, в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров -подземного мира- низа; середины - земли, и верхнего - неба. У мира было четыре стороны - правая, левая, передняя и задняя.
    • Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.

    Гуннский период развития номадической культуры в Казахстане.

    Захоронения

    • Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы- Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием- кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.

    Символизм в искусстве гуннов.

    • В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг.
    • Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.
    • Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.


    написать администратору сайта