Культуры в социологии
Скачать 54.52 Kb.
|
Нормы моралиМораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах. Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей. Нормы морали охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др. Религиозные нормыПод ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии. В религиозных нормах: определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру; определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств; регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни; закрепляется порядок отправления религиозных обрядов. Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими. Корпоративные нормыКорпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы: создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре; распространяются на членов данного сообщества; обеспечиваются предусмотренными организационными мерами; закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.). Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная месть и т. д. Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства. Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна. Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д. Социальные санкции и их виды Структура социального контроля: Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали. Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы. Выделяют 4 разновидности социальных санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Рассмотрим подробнее: Негативная санкция проявляется в виде наказания за те поступки, которые не одобряются обществом. Она применяется по отношению к человеку, нарушившему существующие правила; Позитивная санкция – это положительное закрепление поступков, одобряемых большинством членом социума, выступают в качестве механизма стимулирования человека на совершение определенных действий; Формальные санкции. Разрабатываются и внедряются официальными, общественными или государственными организациями; Неформальные санкции. Это реакции членов социальной группы на совершаемые человеком действия. Все представленные виды санкций могут перекликаться между собой, образуя сочетания: Формальные позитивные санкции. Получение одобрения со стороны государственных или общественных организаций. Выдача наград, грамот, премий, повышение по службе; Неформальные позитивные санкции. Одобрение исходит от членов социальной группы, не являющимися представителями официальных организаций. Похвала, одобрение; Формальные негативные санкции. Наказания, обозначенные в содержании действующего законодательства. Сюда можно отнести административное и уголовное наказание; Неформальные негативные санкции. Наказания, не являющиеся продуктом законотворческой деятельности. В качестве примера можно рассмотреть замечание на работе, жалобу, негативный отзыв. Социология религии Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными элементами этой системы являются: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Рассмотрим каждый из этих элементов. Главный признак — религиозное сознание — вера в сверхъестественное. Религиозное сознание условно можно разделить на две составляющие: религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к религии, например мифы, традиции, представления, установки, предрассудки, эмоции и др. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре религиозной психологии и выполняет свою определенную роль. Так, если эмоции весьма переменчивы, то традиции и мифы могут передаваться из поколения в поколение многие сотни лет. Религиозная психология — это обыденный уровень религиозного сознания. Если религиозная психология основывается на обыденных представлениях о религии, то религиозная идеология предполагает систематизированное теоретическое обоснование религиозных догм и культовых отправлений. Она является основой (руководством к действию) для объединения верующих и создания религиозной организации. Основными источниками возникновения и развития религиозной идеологии, как правило, служат священные тексты и писания. В христианстве таким источником является Библия, в мусульманстве — Коран. Структура и функции религии Религию можно использовать как для консолидации людей, так и для их размежевания и противоборства. Такая «многофункциональность» религии обусловлена ее социальными функциями. Среди них можно выделить следующие: 1) иллюзорно-компенсаторская функция. Верующий надеется, что его деяния будут оценены в реальной жизни и в потустороннем бытии; 2) мировоззренческая функция. Предполагается существование некой трансцендентной инстанции, вера в которую во многом определяет систему ценностных ориентаций верующих и их восприятие окружающего мира; 3) регулятивная функция — создание и функционирование определенной системы ценностей и норм, которая мотивирует поведение верующих; 4) интегративная функция. Верующий человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной социальной общностью людей, которые придерживаются таких же религиозных взглядов. Чувство единения с «братьями» по вере присуще всем верующим. Однако это чувство нередко используется для разделения людей на «своих» и «чужих»; 5) функция размежевания (идеологическая). В современном мире религия стала мощным средством идеологического воздействия на людей, которое может не только объединять, но и разъединять как отдельных индивидов, так и целые народы. Кроме перечисленных, можно назвать и другие социальные функции религии, например, такие, как воспитательная, функция социализации, нормативно-правовая, политическая, культурологическая. Конфессиональное разнообразие современного Казахстана Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан. Светский характер – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового казахстанского государства. Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции Республики Казахстан [2]. В настоящее время, на основе фундаментальных положений Конституции, действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятый в 2011 году, который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Основном законе, международных актах и Соглашениях о правах человека. Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым: - религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности; - не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. Конфессиональное многообразие страны, которое представлено как традиционными для Казахстана вероучениями (ислам ханафитского направления и христианство православного направления), так и новыми религиями и конфессиями, в настоящее время обеспечивает общественную стабильность, мир и согласие в государстве. В республике взаимодействуют представители 18 конфессий, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана. Религии в Казахстане представлены людьми разных этносов, языковых, культурных и социальных групп, придерживающихся различных вероисповеданий, отличающихся культовой практикой и взглядами на окружающий мир. Учитывая, что общество в нашей республике исторически и культурно ориентировано в основном на две традиционные религии – суннитский ислам (ханафитский мазхаб) и православное христианство, самыми многочисленными религиозными объединениями являются мусульманские, по состоянию на 1 января 2021 г. их насчитывалось 2691. Второе место по числу последователей в Казахстане занимает Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая располагает 343 религиозными объединениями. Следующим для Казахстана религиозным направлением является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 86 религиозных объединения. Заметное место в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские религиозные объединения, которых в стране насчитывается около 600. Помимо перечисленных выше, действуют 7 иудейских общин, 2 религиозных объединения буддизма, а также ряд других деноминаций. Последние годы отличаются ростом количества прибывающих в Казахстан миссионеров. Если в 2003 году в стране было 89 миссионеров, в 2011 году на момент принятия Закона действовало 200 миссионеров, то в 2020 году общее количество зарегистрированных иностранных миссионеров составило 396 из 30 стран мира. Хотя в связи с пандемией по сравнению с аналогичным периодом прошлого отмечается снижение количества миссионеро Механизм регулирования религии Проблема регулирования религиозных отношений являются важной сферой внутренней политики, от которой во многом зависит состояние межнационального взаимодействия, психологический климат и общественно-политическая ситуация в стране. Рост числа новых религиозных движений обусловил появление ряда принципиально новых вопросов и проблем в сфере взаимодействия государства и общества. В настоящее время встает вопрос о необходимости современного научного понимания регулирования религиозных отношений в Республике Казахстан. Все 21 лет независимости общественные отношения подкреплялись в республике, взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основа этой политики - либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям [1, С. 4-5, 8]. Как подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев: «Мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство» [2]. Это говорит о том, что наше светское демократическое государство с многонациональным и многоконфессиональным составом, не допускает привилегий какой-либо одной религии, но при этом не забывает об исторически сложившихся основных конфессиях и заинтересована в сохранении межконфессионального баланса. В новом Послании народу Казахстана, которая называется «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства», Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев сказал о том,что«мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан - светское государство. Отделение религии от государства - принцип взаимоотношений между государственной властью и религии, который означает, что религиозные организации не имеют государственных функций - не является, как показывает практика, в таких государствах полным разграничителем сфер деятельности государства и религии. В Швеции глава королевского дома является официальным главой государственной церкви. В ряде европейских стран существует практика создания политических партий на религиозной основе. Например, в Нидерландах действуют Христианско-демократический призыв (ХДП) - крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединения трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908); Христианский союз (ХС) - основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза и Государственная реформистская партия (ГРП) -консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви. В Италии функционируют 4 партии христианского направления. Это «Вперед, Италия» (ВИ), основанная Сильвио Берлускони и входящая в состав Европейской народной партии (европейское объединение христианско-демократических и правых партий); «Христианско-демократический центр» (ХДЦ), опирающийся на ценности и традиции «либерально-демократического католицизма»; Объединенные христианские демократы (ОХД), отстаивающая реформу социального государства с опорой на семью и «самопомощь» и на основе «христианской социальной доктрины»; Итальянская народная партия как официальная преемница Христианско-демократической партии, определяющая себя организацией, вдохновленной христианскими идеями, проявляющимися в «религиозных и гражданских ценностях итальянского народа», но открытой для лиц других конфессий. Конкордаты (соглашения), как правило, подписываются государствами с Римской католической церковью. В Конституции Италии традиционная религия страны закреплена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Поскольку существует конкордат только с этой конфессией, в Италии все религии разделены на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8). Мотивация сотрудничества государства с Католической Церковью в статье 9 Конкордата сформулирова-на следующим образом: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учиты-вая, что ігринципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...». Притом, что Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии (ст.3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом (ч.1 ст.8), она содержит раздельные положения о католической церкви и иных церквах: о том, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения «регулируются Латеранскими договорами» (ст.7), что некатолические вероисповедания имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти вероисповедания (ч.2, 3 ст.8 Конституции Италии). В Грузии парламент внёс 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения регулируются специальным Конституционным соглашением. Соглашение регламентирует отношения Церкви и государства и затрагивает следующие темы: армию, исправительно-трудовые учреждения, медицинские учреждения, образование, социальную деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Основные положения сформулированы следующим образом: Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии; духовные лица не подлежат призыву в армию; представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны; государство признает брак, зарегистрированный Церковью; государство обеспечивает создание института военных священников в армии; государство обеспечивает создание института капелланов в тюрьмах; учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви; государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения; имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество; собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом; государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество; Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду. Социальные конфликты Понятие, сущность, структура, уровни социальных конфликтов В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология. В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп. Структура любого конфликта: |