Культуры в социологии
Скачать 54.52 Kb.
|
Культура, религия, общество Понятие, функции, элементы культуры Понятие культуры в социологии рассматривается как многообразное явление, которое имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях, направленных на формирование, осознание и последующее распространение идей, предметов, ценностных ориентиров, значимых для данного общества. Культура включает в себя три вида элементов: 1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта. 2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом. 3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры: 1. Аккумуляция родового опыта. 2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей. 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта. Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык. 5. Регулятивная и нормативная функции. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры. Способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия — это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку. 7. Функция "психологической разрядки". Противоположна предыдущей, нормативной функции культуры. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки — это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 8. Главной функцией является гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем. Культура как предмет социологического анализа В целом в социологии культуры достаточно противоречиво решается вопрос о предмете исследования. На практике внимание сосредоточено на проблемах, которые связаны с исследованием отдельных ее структур. Во-первых, заслуживает пристального внимания позиция А. К. Уледова (1980), оценивающего культуру как важнейшее системное качество духовной жизни общества. В этом случае соотношение понятий «общество» и «культура» предстает не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества. Определение культуры как качественного интегративного явления имеет большой смысл, ибо оно подчеркивает ее влияние, ее присутствие во всех без исключения сферах общественной жизни. Во-вторых, культура отождествляется с творческой деятельностью как в материальном, так и духовном воплощении, оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о его преобразующей силе при решении насущных проблем (Коган, 1992; Злобин, 1986). В-третьих, культуру, по мнению русского философа С. Л. Франка, важно рассматривать как «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей». При таком подходе не происходит замены ценности вещью или потребностью, а также исключен сдвиг на обыденное понимание ценностей вместо системной, упорядоченной их трактовки. Не менее важно определиться и с тем, будет ли, в связи с этим культура сводиться лишь к положительным явлениям. А если да, то куда тогда отнести негативные или мнимые ценностные ориентации? В-четвертых, при определении культуры нередко имеют в виду этический и эстетический компоненты как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и к деятельности людей. В-пятых, социология культуры исходит из того, что культура «представляет собой... сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса» (Межуев, 1978). Наиболее плодотворна трактовка культуры как одной из форм проявления сущностных сил человека, как единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение ценностей и ценностных ориентаций. В ней отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования. Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных соц. групп в культурную жизнь и направления её движения. Подходы к исследованию культуры. Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности). Недостатки: нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы – материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Конечная цель социологического анализа культуры– оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие “вставки”, которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Недостатки: в частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. Ценностный подход. Культура представляет собой с-му ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для реализации совм. целей и их дифф-ции при несовпадении и конфликте целей служат общность и различие ценностей. Отсюда основа сущ-ия социума – усвоение тех или иных ценностей в ходе соц-ции и их воспроиз-ие в реальной деятельности. Недостатки: даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. При сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них “лучше”, чем другая, не встав на определённые ценностные позиции. Технологический подход. Важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности социальных агентов типологизированные и институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы Этноцентризм Этноцентризм — это специфический механизм социального мировосприятия человека, определяющий его отношение к явлениям социальной действительности через картину мира, культуру, традиции и нормы своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. В социальных концепциях этноцентризм выражает идею о том, что система общественных отношений и институтов в каждом конкретном случае определяется особенностями национальной культуры, и привносимые извне иносистемные явления, если национальная культура на данном этапе её существования оказывается не подготовленной к их восприятию, отторгаются этнической системой, либо создают некую химеру, постепенно разрушающую этнос. Возникновению этноцентризма, с точки зрения разных исследователей способствуют такие факторы, как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этнических групп, ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д. Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Релятивизм РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus — относительный) — признание относительности оценок и критериев оценки социальной реальности, идей, знаний, отсутствия абсолютных стандартов качества, критериев истинности. |