Культурная парадигма Ренессанса формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма
Скачать 26.05 Kb.
|
1. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма Основополагающими принципами ренессансного мировоззрения являются гуманизм и антропоцентризм. Идеалы гуманизма детерминировали собой все важнейшие культурные тенденции Возрождения, поэтому, кроме понятия гуманизма как системы воззрений, признающей человеческую личность, ее свободу и счастье важнейшими ценностями, гуманизмом принято называть также культурное движение эпохи Ренессанса, а его деятелей — гуманистами. Первым европейским гуманистом, оказавшим определяющее влияние на ренессансную культуру, по праву считается Франческо Петрарка. Поэт «был первым, кто обладал столь утонченным умом, что понял и возродил изящество утраченного стиля древних», — говорили о нем современники. В среде единомышленников Петрарки сложилась концепция возрожденческого гуманизма, а его последователи — Леонардо Бруни и Колюччио Салютати ввели в употребление найденное ими в трудах Цицерона слово humanitas, означающее человеческое достоинство и ученость. Объявляя человека высшей ценностью, утверждая право личности на свободное развитие, гуманисты исходили из идеи антропоцентризма, представляющей собой возрожденный в новых исторических условиях знаменитый тезис древнегреческого философа Протагора «человек есть мера всех вещей». Некоторые исследователи (в частности, российский культуролог Л.М. Баткин) считают, что только в эпоху Возрождения появляется личность в современном понимании этого термина. Античность не знала личности, поскольку индивид мыслил себя в неразрывной и органической связи с обществом и космосом, был «полисным животным», а его личную судьбу определял фатум. Средневековый человек также не располагал самостоятельной индивидуальностью и свободой — христианский теоцентризм в центр мироздания и над ним поставил абсолютную личность — Бога, а религиозный дуализм, противополагая небесный мир земному, учил о двойственной природе человека, отдавая безусловное предпочтение духу над телесностью. Ренессансная личность, в отличие от средневекового индивида, жизнь которого заранее была задана его сословной принадлежностью, свободно творила саму себя и свою судьбу. Гуманистическая трактовка проблемы личности содержится в трактате Пико делла Мирандолы «О достоинстве человека», по сути, являющимся манифестом культуры Ренессанса. В этом произведении Бог, обращаясь к Адаму, определяет ему место во Вселенной: « Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, но и не только земным, ни смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного — исключительно благодаря твоей внутренней воле». В человеке начинают ценится в первую очередь индивидуальное и созидательное начала, поэтому художник, обладающий творческой силой, уподобляется Богу, его социальный статус чрезвычайно высок, публика наделяет его эпитетами «бессмертный», «божественный», «небесный» и т.п. Возрожденческая личность утверждала себя стихийно и ориентировалась на потребности времени. Этот процесс привел к такому явлению как индивидуализм в его крайних формах. Абсолютизация личностного начала в нередких случаях приводила к отрицанию норм общественной морали и открытой проповеди аморализма. Так, один из гениев Возрождения, основатель политической философии Никколо Макиавелли в «Государе» (своеобразном руководстве для стоящих у власти), восхищается Цезарем Борджиа, выдающимся политиком и не менее выдающимся злодеем, не разбирающимся в выборе средств для достижения своей цели. Практические потребности и отсутствие разделения труда в художественной и интеллектуальной сферах деятельности привели к такому едва ли не уникальному явлению в истории человечества, как универсализм гениев Возрождения (Леонардо да Винчи, Лоренцо Медичи, Микеланджело Буонаротти до сих пор поражают наше воображение разносторонностью своих дарований). Особенностью возрожденческой культуры является секуляризация(от лат. Saecularis — светский) — освобождение общественной жизни от церковного влияния. Начавшееся еще в Средневековье укрепление государственных структур постепенно ослабляет влияние католицизма на политические процессы в Европе, активизирует борьбу за власть между папами и королями. С развитием экономики, становлением и обретением буржуазных свобод, географическими и научными открытиями падает авторитет церкви, формируется новый образ жизни и миропонимание. Хотя усиление светского начала не означало полного отказа от христианских ценностей, тем не менее в религиозных отправлениях внешняя обрядность начала вытеснять глубокую набожность и истинное благочестие, а в среде гуманистов распространялось вольнодумство. В разные культурно-исторические эпохи та или иная форма общественного сознания может иметь определяющее значение для всех других — если в античности это были философия как метатеория научного знания вообще и предшествующая ей мифология, то в средние века структуры ментальности и общий ход цивилизационного развития детерминировала религия. В эпоху Возрождения гуманистические идеалы ранее всего были осмыслены и практически воплощены в искусстве. Утверждение человека как творческой и свободной личности, постижение сущности этой личности в ее отношении к мирозданию нашли свое яркое отражение в эстетической теории и художественной практике Ренессанса. Приоритет формирования идеала гармоничного человеческого бытия принадлежал искусству, что дало повод Леонардо да Винчи назвать живопись «философией Возрождения». В то же время гуманисты придавали искусству статус науки — в основе теории перспективы лежали математика и оптика, художники изучали анатомию, занимались исчислениями пропорций и числовой симметрией, а в период Высокого Возрождения аналитический подход в художественном творчестве стал едва ли не преобладающим. Социальная функция искусства также изменяется — оно уже перестает быть «Евангелием для неграмотных» как в средние века, а служит средством познания и украшения жизни, его произведения оцениваются уже не по их соответствию религиозным канонам, а по критериям художественности. Гуманистическое мировоззрение оказало огромное воздействие на развитие научной мысли, выразившееся в отказе от средневековой схоластики и авторитаризма. Философия отделяется от теологии, научное мышление освобождается от церковной догмы, приобретает светский характер. На основании гелиоцентрической системы Н. Коперника, учения Дж. Бруно о бесконечности Вселенной, механики Г. Галилея и астрономии И. Кеплера складывается новая научная картина мира, в построении которой ученые исходили из чувственного восприятия, отказавшись от умозрительных конструкций средневековой схоластики. В медицине появляются самостоятельные отрасли — анатомия и физиология, начинается переход к эмпирическому знанию. Знаменитый швейцарский врач Теофраст Парацельс критиковал галенизм и требовал от медиков работы в химических лабораториях утверждая, что «теория врача — это опыт». Однако наука периода Возрождения еще не располагала достаточной методологией и инструментарием, чтобы удовлетворить растущее стремление человека к познанию тайн бытия, что привело к распространению и всеобщему увлечению т.н. «паранаукой» — алхимией, магией, астрологией. Антропоцентризм, доминирующий в миропонимании гуманистов, формировал представление о безграничных возможностях разума. В позднем Возрождении (XVI век) оно сменяется разочарованием в познавательных и преобразовательных способностях интеллекта — отсюда трагические и пессимистические мотивы в творчестве В. Шекспира, М. Сервантеса, Т. Тассо. В силу ряда политических обстоятельств период расцвета общественной жизни Италии сменяется жесточайшей реакцией: церковь издает «Индекс запрещенных книг», ученые и вольнодумцы подвергаются преследованиям, наступает кризис возрожденческого гуманизма и культуры. В эпоху Возрождения была восстановлена преемственная связь с античной классикой, сформированы новых представления о мире и человеке, утверждались идеи гуманизма и антропоцентризма — в этом заключается непреходящее значение ренессансной культуры для последующего развития европейской цивилизации. В течение долгого времени в оценке этого культурно — исторического периода доминировала одна точка зрения — в Возрождении видели осуществление социальной гармонии и всячески идеализировали его социокультурный опыт. В современной науке пересматриваются традиционные представления о Ренессансе, противопоставляющие его как «утренний рассвет» «темному мраку» Средневековья, явственнее выступает связь Возрождения с христианской культурой, выявляются социальные конфликты и противоречия этой эпохи. 2. художественный идеал человека в творчестве титанов эпохи возрождения Следствием этих эстетических установок явились рационализм и наукообразность художественных теорий Возрождения, увлеченно разрабатывавших нормативы для композиторов, скульпторов, живописцев. Обсуждению законов перспективы, числовой симметрии, пропорции, анатомии много внимания уделил Леонардо да Винчи. Прежде всего утопичным оказался главный тезис Возрождения, полагавшего, что самое идеальное и совершенное имманентно (внутренне присуще) реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. В соответствии с этим Возрождение педантично искало неопровержимые компоненты идеального, демонстрируя их апофеоз в художественном творчестве. Бесстрашие в восхождении духа, соединенное с неустанной творческой активностью, рождало поистине невиданные образцы совершенства. Таковы «Сикстинская капелла» Микеланджело, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и др. Другими словами, недолговечность Ренессанса была сопряжена с сочиненностью и недолговечностью самих ренессансных идеалов. С одной стороны, творчество Возрождения полно праздничности, равновесия, открытости, соразмерности, а с другой — когда эти качества развиваются до предела, налицо колоссальное духовное и художественное перенапряжение. Возрождение творит с бесконечной уверенностью в том, что нужно и можно стремиться к абсолютному и при том — земному, к божественному и одновременно — человеческому. Эпоха убеждена, что над искомой цельностью несоединимых начал можно трудиться, максимально мобилизуя волевой порыв. Главное противоречие Ренессанса — противоречие между абсолютностью умозрительного идеала и относительностью реальных возможностей обычного человека. Уязвимость самих эстетических воззрений состояла в том, что бесконечная вера в возможности человека привела к убеждению о существовании неких абсолютных правил создания безупречного искусства. Позже, когда «правила» начали тиражировать эпигоны, когда наступил маньеризм, в глаза стала бросаться искусственность многих теоретико-художественных построений. Устремленность к бесконечному, к абсолютному в период позднего Ренессанса вошла в открытое столкновение с не менее характерной тягой эпохи Возрождения к равновесию и гармонии. Данное противоречие побуждало культуру решать свои проблемы заново. Но все коллизии, возникавшие в последующие века в европейской культуре, все поэтапно преобладавшие ответы отталкивались именно от этого исходного принципа, невозможность претворения которого обусловила трагизм и кризис ренессансного мироощущения. Огромное достижение художественной практики и теории Возрождения состоит в том, что ценой собственных заблуждений, ценой отрицания себя они породили чрезвычайное богатство последующих поисков, позволили сложиться новоевропейской эстетической проблематике. 3. анатомия и живопись ренессанса Возможности для прямых анатомических исследований в эпоху Возрождения были очень ограничены Итальянским, а также некоторым флорентийским, художникам эпохи Возрождения, пришлось по необходимости становится анатомами. Таким образом они хотели уточнить и пытались сделать более реалистичными скульптурные изображения фигуры человека. Действительно, примерно в начале шестнадцатого столетия (1500-1510 гг), их изыскания превзошли большую часть того, что знали анатомы, преподававшие в университетах. Возможности исследований в анатомии, в эпоху Возрождения, были весьма ограничены. В книге "Жизнеописание художников", некто Джорджо Вазари писал, что великий флорентийский художник, скульптор, и гравер Антонио Поллойоло (1431-1498) был "первым мастером, очистившим от кожи много тел человеческих, дабы понять обнаженную фигуру и изучить мышцы более точно". Чтобы придать правдоподобности утверждениям Д.Вазари, разместил гравюру весьма известного художника "Сражения Обнаженных Мужчин", где изображены фигуры нагих воинов с практически открытыми мускулами, с которых сняли кожу, видимы они были с разных ракурсов. Несколько позже, "первопроходцами" в этой области, стали Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564), которым, как известно, пришлось провести очень много детальных анатомических вскрытий за время своей плодотворной карьеры, установив в изображениях человеческой фигуры новый стандарт. Покровители, "содержавшие" художников и их искусство в те времена, также съехались, чтобы посмотреть на эти анатомические опыты. Один флорентийский художник и скульптор Баччо Бандинелли (1488–1560), пытавшийся произвести впечатление на герцога, чтобы наняли его, а не кого-нибудь другого, и который также, вероятно, управлял академией, которой обучались молодые художники, сказал: "Я покажу Вам, что я умею вскрывать мозг живых мужчин и как я вскрываю трупы, чтобы укрепить свое мастерство" (Академия Баччо Бандинелли, 1516-35). Косвенные доказательства показывают, что много других художников и скульпторов также делали попытки вскрывать тела. Но большинство художников, однако, ограничились изучением поверхности тела — сухожилий, мускулатуры и костей, которые хорошо просматривались сквозь кожу — и записали свои выводы в "Детальном исследовании обнаженной модели". Леонардо да Винчи, который, без всякого сомнения, был самым заметным художником-анатомом всех времен. Он первым предпринял ряд детальных исследований черепа человека еще в 1489 году, позаимствовав у архитекторов технику представления трехмерной формы в строгой планировке: высота, секции и перспективный вид. А это значит, что он изобрел совершенно новый метод создания иллюстраций для научных книг. Да Винчи создал большую часть своих, наиболее точных изображений анатомии человеческого тела в период с 1510 по 1511 годы, по всей видимости, работая под началом профессора анатомии Маркантонио Делла Торре, из университета Павии. Ни одно из открытий великого Леонардо да Винчи не было опубликовано при жизни. Однако, многие из созданных им методов, иллюстрирующих рассечение мышц, а также некоторые из способов "вскрытия", позднее получили широкое распространение, и были напечатаны в первом публичном иллюстрированном трактате эпохи Возрождения, авторства Андреаса Везалия "De humani corporis fabrica", опубликованном в Базеле, в 1543 году. 4. обратный титанизм в культуре эпохи возрождения Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, часто имеют в виду вполне определенные имена, прежде всего Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Чтобы понять титанизм как явление, необходимо хотя бы кратко обратиться к жизни и творчеству этих гениев. Деятельность их поистине универсальна, им одинаково доступны и живопись, и архитектура, и литература, и естественные науки. Более того, они успешно могли интегрировать свои знания и открытия, сделанные ими в одних областях творчества, в другие области. Например, Леонардо использовал знания оптики в живописи, изобретя свою знаменитую «дымку», делавшую его полотна более объемными. Возрожденческие художники опирались в мастерстве на знания математики и анатомии. Титаны эпохи Возрождения в научных прозрениях выходили далеко за границы своего времени, могли представить непредставимое — достаточно вспомнить о технических предвидениях Леонардо да Винчи, о теории множественности миров Дж. Бруно или гелеоцентрической системе Н. Коперника. Но титанизм как явление давал о себе знать не только среди людей великих. Стремление к самовыражению, желание выйти за грани возможного были свойственны многим людям этой эпохи (прежде всего — эпохи итальянского Возрождения). Этот массовый «всплеск» энергии во многом и породил феномен возрожденческой культуры. Однако та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса отрицательную, или «обратную», сторону. Ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. Да и в любом человеке, даже самом великом, наряду с творческими, созидательными силами дремлет разрушительная энергия. Пример — Бенвенуто Челлини. Знаменитый ювелир и скульптор стремился самоутвердиться не только в творческих достижениях, но и в совершенных им преступлениях. В своем дневнике он, желая прославиться в глазах грядущих поколений, приписывал себе страшные поступки, которых на самом деле не совершал. Стихийное самоутверждение человека вело к тому, что «светскость» итальянской возрожденческой культуры проявлялась в оргиях, которым предавались даже священнослужители и монахи. Так, францисканские монахини были изгнаны из города Реджио за грубые и скандальные нарушения общественного порядка. В истории Европы прославились своими преступлениями зловещая отравительница Екатерина Медичи и семейство Борджиа, глава которого — папа Александр VI (1492–1503) соединял честолюбие, корысть и развращенность с блестящими дарованиями и образованностью. Таких примеров можно привести множество. Духовная свобода оборачивалась разгулом страстей, для которых не мог быть барьером закон, соперничество становилось диким и необузданным, допускавшим любые средства борьбы с конкурентами из-за ущемленного тщеславия, для достижения личных и политических целей. Гибельность такого разгула индивидуализма ощущали сами деятели эпохи Возрождения. Отсюда трагизм, пронизывающий все творчество Микеланджело, — он характеризует время, в которое живет, как «век преступный и постыдный». Мощной критикой разгула стихийных страстей, обрекающих человека на гибель, становятся и трагедии В. Шекспира. Можно сказать, что итальянское Возрождение раскрепостило огромный внутренний потенциал человека, накопленный на протяжении всего европейского средневековья, но сам человек еще не научился управлять этой раскрепощенной энергией. Северное Возрождение и Реформация, несмотря на всю их неоднозначность и противоречивость, внесли в новую эпоху некоторое регламентирующее начало. Все достижения и противоречия возрожденческой эпохи нашли свое выражение в искусстве. 5. реформация и ее культурно-историческое значение Реформацией принято называть широкое антикатолическое движение за обновление христианства в Европе XVI в., основателями и вождями которого были Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564). Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм,но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа.В этой обновленной культуре надмирная христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира (см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. — М., 1990; Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. — М., 1991). Именно страны, пошедшие по пути Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации. Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры. |