Главная страница
Навигация по странице:

  • Театр как субъект СКД. ТЕАТР

  • История возникновения театра.

  • Функции и значение театрального искусства

  • История Новосибирского Театра Музыкальной Комедии (НТМК)

  • Восстановление культуры после ВОВ. Контрольная. Культурнодосуговая деятельность с 1945г и до наших дней Восстановление деятельности учреждений культуры в послевоенные годы


    Скачать 18.41 Kb.
    НазваниеКультурнодосуговая деятельность с 1945г и до наших дней Восстановление деятельности учреждений культуры в послевоенные годы
    АнкорВосстановление культуры после ВОВ
    Дата03.03.2022
    Размер18.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная.docx
    ТипЗакон
    #380998

    Вариант №5

    Культурно-досуговая деятельность с 1945г и до наших дней
    Восстановление деятельности учреждений культуры в послевоенные годы

    В первые послевоенные годы социально-культурная положение в стране было сложным. Война нарушила демографическое равновесие. Очень нелегким оставалось и экономическое положение.

    Материальная база учреждений образования, культуры находилась в упадке. В связи с этим в марте 1946 года был принят Закон о восстановлении и развитии народного хозяйства. С середины 50-х годов постройка учреждений культуры приняло массовый характер, была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры: Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, и т. д.

    В 1949 г. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. начали вести подготовку специалистов. Открываются новые институты с двумя факультетами – библиотечный и культурно-просветительной работы.

    Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Училища готовили работников для сельских клубов и домов культуры, руководителей художественной самодеятельности.

    Наряду с подготовкой кадров специалистов для учреждений культуры началась работа по созданию специализированных учебных заведений, для совершенствования профессионального мастерства работников культуры.

    С середины 50-х г.г. получили распространение агитационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50-х – 60-х гг. «авторской песни» дало толчок возникновению в 1970 г. первых клубов самодеятельной песни. Со второй половины 50-х гг., в рамках художественной самодеятельности, стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки, сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические, художественной гимнастики; в 60-е г.г. – ансамбли бального танца, вокально-инструментальные и эстрадно-цирковые ансамбли.

    Развитие технического творчества способствовало появлению новых видов самодеятельного художественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного самодеятельного искусства. Стимулом для развития самодеятельного художественного творчества служили проводимые в стране государственными органами совместно с общественными организациями смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности. Наивысшим общественным признанием уровня исполнительского мастерства самодеятельных художественных коллективов явилось присуждение им с 1959 г. звания «народный».

    Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых мероприятий.Так же в период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры.

    В конце 50-х г.г. в сфере досуга возродилась форма самообразования людей, действовавшая в России еще в дооктябрьский период –народные университеты. Первые университеты ставили своей задачей художественное развитие людей: музыкальное, литературоведческое, искусствоведческое. Они получили название университетов культуры. Методическая помощь народным университетам оказывалась Всесоюзным обществом «Знание».

    В 1945-1970 гг. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Связь с сельской аудиторией осуществлялась и по линии шефской работы.

    Развивалась работа по месту жительства: при домоуправлениях продолжали действовать красные уголки. Уделялось внимание работе с детьми, с середины 60-х гг. создавались специализированные «детские комнаты». Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений. Организацией детской внешкольной работы занимались учреждения, принадлежащие разным ведомствам и общественным организациям.

    С начала 70-х г.г. в ряду областей Нечерноземной зоны России началась работа по централизации сельских клубных учреждений. Цели централизации заключались в улучшении условий культурной деятельности сельских жителей, проживающих в малочисленных, удаленных населенных пунктах. На протяжении 1974 – 1975 гг. централизованные клубные системы были созданы в каждом районе области.

    В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию среднего и высшего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80-х г.г. в России функционировало 16 ВУЗов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ и библиотечных техникумов.

    Характеризуя деятельность клубных учреждений, следует отметить, что большинство проводимых мероприятий было рассчитано на массовую аудиторию. Наиболее типичными из них являлись лекции, доклады, тематические вечера, устные журналы, концерты художественной самодеятельности, спектакли и концерты профессиональных артистов, массовые праздники и театрализованные представления, вечера отдыха, танцы, балы.

    Наряду с ориентацией на массовые формы работы клубные учреждения начинают уделять внимание отдельным социально-демографическим группам населения. К ним можно отнести создание семейных клубов. Практиковалось проведение различных семейных соревнований, например, под девизом «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсов, викторин.

    Одновременно активизировалась работа с такой группой населения, как пенсионеры. Особую привлекательность для пожилых людей представляли такие формы, как различного рода «посиделки».

    В 70-80-е гг. в клубных учреждениях возросло количество любительских объединений различной направленности: культурно-познавательной, культурно-творческой, рекреационной:

    1) «клубы по интересам» (которые объединены общими интересами к какому-либо виду деятельности): клубы любителей музыки, поэзии, литературы, фотолюбителей, природы, спорта, КВН.;

    2) молодежные клубы: например, «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч»;

    3) клубы с широкой познавательной программой, например, «Глобус», «Горизонт», «Кругозор»;

    4) клубы с «жизнестроительной» ориентацией: это клубы садоводов, рыболовов, охотников, пчеловодов и другие;

    5) молодежно-подростковые объединения: «Морские клубы», «Клубы юных техников», «Юный умелец» «Юные мастера» и др.

    Большую популярность стала приобретать авторская самодеятельность. Получили распространение вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы, фольклорные коллективы.

    В те же годы расширилась культурно-массовая работа библиотек и музеев. Тематические вечера, вечера-встречи, лекции, беседы, прочно вошли в их деятельность. Теснее стали связи и взаимодействие библиотек и музеев с другими учреждениями культуры. Появились возможности воспользоваться материальной базой и помощью других учреждений культуры для устройства массовых мероприятий.

    Несколько оживилась физкультурно-оздоровительная работа: увеличилось количество групп здоровья, общей физической подготовки, проводились соревнования ветеранов спорта, цеховых команд предприятий, рекреационно-развлекательные и игровые соревнования, создавались условия для реализации самодеятельной, спортивной инициативы.

    С 1983 г. формой интеграции учреждений и организаций сферы досуга стали культурно-спортивные комплексы.

    В 80-е года прочно вошло в жизнь телевидение. Все большее количество технических средств культуры приобреталось в личное пользование. Возросло число домашних библиотек и книг в них. С наибольшей полнотой проявился процесс «одомашнивания» досуга, и главной причиной стало развитие средств массовой информации.

    Результаты социологических исследований 70-80 г.г зафиксировали тенденцию замедления роста посещаемости учреждений культуры. Своеобразной альтернативой ситуации, сложившейся в области профессионального театра, явилась любительская театральная самодеятельность. Широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании, «молодежные вечеринки», подпольные рок-группы. Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: панки, рокеры всех оттенков, байкеры, объединения фанатов и т. п.

    В дискоклубах разрабатывались дископрограммы различных жанров, предназначенные для демонстрации широкой аудитории: дисколекции, музыкальный спектакль, рок – опера, слайдфильм, танцевальное представление.

    По данным комплексного социологического исследования, проведенного в течение 1981 – 1985 г.г. в России к массовым мероприятиям было приобщено до 95% посетителей городских и сельских клубов.

    События 90 – х годов – изменение политического строя, переход к рыночным отношениям – существенно повлияли на изменение социокультурной ситуации в России. Всей отрасли культуры пришлось пройти серьезное испытание на прочность – время потребовало отказа от штампов, формирования новых подходов.

    Принятие в 1992 году Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности.

    В это же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях.

    Признавая социальную полезность культурных услуг, государство предусмотрело границы для развития рыночных отношений в культуре, а также протекционистские меры ее поддержки.

    С начала 90 – х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных и региональных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.

    Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций.

    С принятием в 1991 году закона «О предпринимательской деятельности» трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: ночные клубы, казино, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.

    Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходящих в культурных интересах и досуговых ориентациях людей.

    Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры. В системе средне-специального образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей изучение культурологических дисциплин.

    Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры стали решаться путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

    Экономическая ситуация в стране в 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. Мало надежд давала и спонсорская деятельность.

    С конца 1980 – х годов до начала 2000 года процесс формирования новой культурной политики в России сталкивался с колоссальными сложностями финансового и иного характера, но магистральная линия была определена – она не менялась. И это, очевидно, принесло положительные результаты.

    В стране действует и развивается сеть государственных и муниципальных организаций культуры: музеев, театров, клубов, детских музыкальных и художественных школ, библиотек, приобщающих людей к прекрасному, сохраняющих культурной наследие России для будущих поколений. Они не только выжили в трудные постперестроечные годы, но стали развиваться во многом благодаря свободе хозяйствования, государственному финансированию и благотворительным поступлениям от доноров. Одновременно в России вырос и окреп негосударственный коммерческий сектор в культуре, создающий инновационную культурную составляющую общества.
    Театр как субъект СКД.

    ТЕАТР (от греч. theatron), основной род зрелищного искусства, подразделяется на: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно. Его дополнительно употребляют в следующих случаях:

    1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа спектаклей. («Театр уж полон, ложи блещут» А.С.Пушкин).

    2. Учреждение, предприятие, занимающееся показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т.п.).

    3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т.д.).

    4. В переносном значении – место каких-либо происходящих событий (театр военных действий, анатомический театр).
    История возникновения театра.

    Истоки театрального искусства лежат в первобытных ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни общества. Возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Первыми профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – плакальщики, певцы, танцоры, прославлявшие древних богов – Диониса, Сатурна, Осириса, Ваала, Коляду, Астарту.

    Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса.


    Функции и значение театрального искусства.

    Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.

    Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:

    • эстетическое чувство;

    • чувство внутренней свободы;

    • чувство ритма и владение телом;

    • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;

    • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;

    • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;

    • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

    Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов. Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему.
    История Новосибирского Театра Музыкальной Комедии (НТМК)

    Театр ведет свою историю со 2 февраля 1959 года. Именно в этот день состоялась премьера оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер»(музыкальный руководитель М. Бухбиндер, режиссер-постановщик Л. Михайлов, дирижер А. Жоленц, художник И. Севастьянов) . Первый же сезон дал ряд интересных спектаклей, среди которых не было новых произведений, но и не было механического копирования чужих постановок.

    Очень важным для нового театра был второй сезон, ведь именно в это время решалось сможет ли театр обрести самостоятельность и жизнеспособность. К середине сезона вопрос об отдельном помещении для театра был решен и одну из лучших своих постановок НТМК — оперетту Б . Александрова «Свадьба в Малиновке» публика смотрела уже в новом здании. Помещение, предоставленное театру, ранеезанимал летний кинотеатр, и оно не было предусмотрено для показа спектаклей, требовалась некоторая перестройка здания, которая закончилась в 1961 г.

    В это время у НТМК был художественный руководитель и главный режиссер — М. Дотлибов, благодаря которому театр приобрел высокопрофессиональное лицо.

    К 1961 г у театра накопился достаточно солидный репертуар, включавший в себя 17 спектаклей. Осенью 1961 г состоялась премьера музыкальной комедии «У Обского моря» молодого Новосибирского компазитора Г. Иванова с либретто молодого артиста театра И. Ромашко.

    Первым детским спектаклем на сцене НТМК в 1962 г стал «Кошкин дом» компазитора П. Вальдгардта на сюжет и стихи С. Маршака. Но только спустя 3 года детские спектакли вошли в постоянный репертуар театра.

    В биографии любого театра есть периоды взлета и периоды тихого, незаметного существования. Новосибирская музыкальная комедия не является исключением. С 1964 г. по 1969 г. друг за другом меняются художественные руководители: Б. Рябикин (1964–1966), В. Макаров (1966–1967), А. Кордунер (1967–1969), И. Серебряков (1969 – 1970)...

    Смутное время для театра закончилось с приходом нового художественного руководителя и главного режиссера Анатолия Мовчана. Хотя у него и не было специального образования ни в музыке ни в режиссуре, но мощьная воля и настойчивость, умноженная на талант и интуицию подсказали ему верный путь к выводу театра из творческого кризиса: в каждой постановке делалась ставка на артиста как на центральную фигуру. А. Мовчан вел НТМК в течение 11 сезонов. За это время он закрепил и приумножил высокий общественный статус театра. После его кончины театру предстояла нелегкая задача поиска руководителя, способного стать его приемником.

    В течение двух сезонов 1980/81 и 1981/82 годов в НТМК было поставленно восемь спектаклей шестью режиссерами. В конце концев выбор пал на Элеонору Титкову- ученицу Б.Покровского. Она возглавила труппу в октябре 1982 г. Ни один из предшественников не позволял себе начать деятельность с постановки двух классических оперет подряд. Так же при ней усилился приток молодых артистов из Моссквы, Ленинграда, Новосибирска и других городов. В1989г репертуаре театра появилась первая концертныая программа. В последствии понцертная практика стала носить регулярный характер.

    Весной 1989г Э. Титкова сложила с себя полномочия главного режиссера и в театре начался новый период поиска приемника.

    В течение последующих четырех сезонов труппу возглавлял В. Гранат. Он поставил восемь спектаклей, из которых половина — опереточная классика.

    В 1995 г Театр возглавил Леонид Кипнис. Он способствовал развитию музкомедии, при нём репертуар стал более интересным, спектакли теперь завоёвывают награды на фестивалях. В 2004 году театр организовал свой фестиваль под названием «Другие берега».

    Номинации

    Театр неоднократно принимал участие в Национальном театральном фестивале «Золотая маска».

    2002 год — оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург»,

    2005 год— мюзикл «В джазе только девушки»,

    2006 год — музыкальная комедия «Фигаро здесь!»,

    2008 год — оперетта И. Кальмана «Сильва»,

    2009 год — мюзикл А. Колкер «Гадюка»,

    2013 год — мюзикл Г. Гладкова «12 стульев»,

    2016 год — мюзикл А. Кротова «Вий»,

    2018 год — мюзикл «Безымянная звезда»,

    2019 год — мюзикл А. Кротова «Римские каникулы»,

    2021 год — рок-мюзикл «Фома».


    написать администратору сайта