Экзамен. МУЗЫКА АНТИЧНОСТИ. Культурноисторические эпохи
Скачать 61.59 Kb.
|
ТЕМА 1 КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 1.Первобытно-общинная эпоха – началась десятки миллионов лет до н.э., завершилась 4 000 лет до н.э.в связи с появлением первых государств. 2. Эпоха Античности (4 000 лет до н.э. – V век (476г.)). 3. Эпоха Средневековья (V-XVIIIвв.) 4.Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) 5. Эпоха Нового времени, новой истории (XVII-XIX вв.) XVII- середина XVIIIв. - культура монархического классицизма и Барокко; Первая половина XVIIIв. – искусство рококо; Вторая половина XVIIIв. – искусство Просветительского классицизма, реализма; XIXв. – искусство Романтизма, Реализма. 6. Эпоха Новейшей истории – обилие направлений, течений в искусстве (импрессионизм, символизм, неоромантизм, неоклассицизм, веризм, экспрессионизм, кубизм, модернизм, конструктивизм и т.д.). Каждая культурно-историческая эпоха является отражением не только соответствующей экономической формации, но и целого пласта культуры, искусства. Тема: Музыка древних цивилизаций Значение музыки в первобытной культуре. Сходные черты в культурах древних государств (античная культура). Музыкальное искусство древности. 2.1.Музыка Египта и Месопотамии. 2.2. Музыка древней Индии. 2.3. Музыка древнего Китая. 2.4. Музыка Древней Греции. Литература 1.Розеншильд К. История зарубежной музыки. – «Музыка», Москва, 2005. 2. Рыбина О. Музыкальная литература и мировая художественная культура. – Донецк, 2007. Главной целью развития первобытного общества было физическое выживание.История формирования человечества знает много периодов: Зарождение современного Homo sapiens произошло в Африке в течение эпохи палеолита после долгого периода эволюции человека, что подтверждено наукой на основе генетических данных и изучения ископаемых останков. Предки людей, например Homo erectus, использовали простые орудия труда на протяжении миллионов лет, но с течением времени они становились значительно более сложными. Возникновение языка также произошло где-то в период палеолита. Первые признаки возникновения доисторического искусства также появились в этот период. Мезолит, или среднекаменный век (др.-греч. μέσος — «средний» и λίθος — «камень») — период развития человечества и технологии между периодами палеолита и неолита. Неолит, или новый каменный век, был периодом примитивного технологического и социального развития на завершающем этапе каменного века. Начавшись в 10-м тысячелетии до н. э., неолит сопровождался развитием ранних деревень, сельского хозяйства и одомашниванием животных. Крупнейшее изменение, называемое рядом историков «сельскохозяйственной (неолитической) революцией», произошло приблизительно в 10-м тысячелетии до н. э. с освоением человеком сельского хозяйства. Первыми начали заниматься сельским хозяйством жители Ближнего Востока ок. 9500 лет до н. э. К 7-му тысячелетию до н. э. сельское хозяйство распространилось в долине Инда, к 6-му — в Древнем Египте, к 5-му — в Китае. Становление сложных религиозных культов начинается с эпохи неолита. Религиозные убеждения в этот период обычно состояли в поклонении Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам. Святилища совершенствовались и со временем превратились в церковные учреждения со сложной иерархией жрецов и жриц, других чиновников. Первобытные люди осознавали зависимость своей жизни от сил природы. Поэтому процесс выживания происходил в общении с природой. Люди пытались «договориться» с ней. Для этого проводились обряды - организованные театрализованные представления, в которых участвовали все жители общины. Их совместные действия были направлены на установление контактов с природой. Участники обряда одновременно совершали магические действия, пели, танцевали, играли на разных музыкальных инструментах. Такое единовременное исполнение называется синкретизм. Цель синкретического действа – соединение энергий всех участников обряда для комплексного влияния на природу. Люди благодарили её, преклонялись перед природой, и лишь после этого просили о помощи, об участии в своей жизни. Важнейшей составляющей обрядов была музыка. В синкретическом единстве с религиозными действиями, пением, танцами музыка рассматривалась как ГЛАВНОЕ средство общения с природой, языческими богами. На протяжении многих миллионов лет первобытные люди ощущали огромное влияние музыки на себя. Поэтому использовали её в обрядах как главную силу влияния на природу. Обряды регулировали отношение людей с природой, трудовые, семейно-бытовые отношения. Соответственно бытовали трудовые обряды, календарные, семейно-бытовые. Трудовые и календарные тесно связаны, так как отражают отношения людей с природой (временами года и соответствующими им трудовыми процессами). Семейно-бытовые обряды связаны с семейными отношениями. Музыкальные памятники первобытного общества не сохранились (устная традиция передачи информации). По предположениям исследователей, первые мелодии были одноголосными, в узком диапазоне, развивающиеся вокруг опорного тона, повторяющиеся с изменениями. Таким образом, музыка в первобытном обществе выполняла важную роль. Люди понимали огромное влияние музыки на своё состояние, самочувствие и применяли музыку как главное средство влияния на природу как основу своего выживания. 1.Эпоха Древнего мира (Античности) включает в себя историю народов Древнего Востока и античных Греции и Рима. Первые сведения о древних цивилизациях относятся к рубежу IV – III тысячелетий до н.э., когда возникли первые государства в Египте, Двуречье (Междуречье, Месопотамия), Индии и Китае, Древней Греции, Риме. Завершилась история Древнего мира с падением Рима в V веке н.э. (476 год). Первые государства возникли в Месопотамии (от греч. Междуречье: Mesos – средний, potatos - река), Древнем Египте и Древней Индии в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. В Месопотамии возникло несколько городов-государств. Древнеегипетское государство первоначально возникло без городов, но вскоре они развились и там. Государство в Китае возникло в конце 3-го — начале 2-го тысячелетия до н. э. При всех различиях между древними государствами у них было много общих черт: 1.Экономика, основанная на рабовладении. 2. Имперская политика – стремление подчинить более слабые и немногочисленные народы для создания крупных государств. 3. Религия политеизма (язычество). 4. Культура подчинена решению религиозных задач. 5. Использование физического труда рабов приводит к социальному разделению общества, появлению классов рабовладельцев, рабов и свободных граждан, занимающихся умственным трудом. Среди них формируются представители разных профессий, в том числе и профессиональные музыканты. Так наряду с народной появляется огромный слой профессиональной музыки. Народная музыка по-прежнему была представлена обрядовой музыкой, посвящённой языческим богам. Профессиональная музыка развивалась в храмах (в деятельности жрецов-музыкантов), в домах состоятельных граждан (светская музыка, представленная песнями, танцами, инструментальной музыкой). Высокого уровня достигла военная музыка. Искусство рассматривалось как средство, напоминающее о присутствии божеств в жизни. Особенно ярко это проявилось в странах Востока, где музыканты были служителями храмов, а умение играть на музыкальном инструменте считалось высшим, божественным даром. Способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей приближённости человека к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не стремились записывать свои произведения (остались всего несколько десятков примеров). Музыка сложилась как профессиональное искусство и специально обученных музыкантов. Профессиональные музыканты в государственной иерархии занимали высокое место после богов и царей. Возникли основные группы инструментов. Появились первые представления о муз. жанрах, ладах. МузыкаМесопотамии: Развитие земледелия – ирригация, торговля, ремёсла (гончарное, керамика). Письменность – клинопись, шумерские таблички. Математика, астрономия. Архитектура: храмы, первая ступенчатая пирамида, Ворота богини плодородия, урожая Иштар (спасает своего мужа Мардука - верховного бога Междуречья, покровителя Вавилона). Разделили час на 60’. Литература – 1-я эпич. Поэма «Сказание о Гильгамеше» (всевидящий). Главным источником изучения музыкальной культуры Месопотамии являются памятники скульптуры и глиптики (искусство резьбы на цветных полудрагоценных и драгоценных камнях– камеи), а также немногочисленные образцы "живых" инструментов. Музыкальная культура Месопотамии III-I тыс. до н.э. формировалась на основе синкретического единства музыкального звука, слова и изображения. Народ Месопотамии сложил свои песни: заклинания, легенды, плачи, свадебные и др. Традиционным искусством были народные действа – «страсти», посвящённые грозному божеству Бела-Мардуку и юному богу весны Таммузу. «Страсти» включали бытовые сценки народной повседневной жизни, лирические песни, плачи. Музыка Древнего Египта сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближенных на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню. Геродот, собираясь в свое путешествие в Египет, написал гимн тысячелетия (Maneros), в котором использовал хроматические гаммы. Египтяне, как и вавилоняне, установили связь семи нот с семью планетами. Во времена новой империи (1550-1080 гг. до н.э.) наступает расцвет музыкального искусства Древнего Египта. Это эпоха Нефертити, Тутанхамона и Рамзеса II, эпоха постройки монументальных храмов Абу Симбел, Луксора и Карнака. Народные обряды, проводимые на берегах Нила, чаще всего посвящались воскрешению бога солнца Осирису. В обряде главную роль играла песня Изиды – жены Осириса, после которой бог солнца должен был воскреснуть. Такие обряды назывались МИСТЕРИИ. Таким образом, в культуре первых государств значительно расширилось значение музыки. Наряду с народной обрядовой появляется храмовая религиозная профессиональная музыка. Велика роль профессиональной музыки и в светской культуре. Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках - Ригведе, Атхарваведе и Самаведе - есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. «Веды» - памятники древней индийской литературы состоят из мифологических легенд, религиозных поучений, гимнов и напевов. Их сочиняли и распевали р и ш и. Основа исполнительского стиля - импровизация. Различные «Веды» становились литературной основой музыкальных произведений: «Самаведы» - «веды мелодий», «Ригведы» - веды гимнов, «Яджурведы» - веды жертвоприношений, «Атхарваведы» - веды заклинаний. Трактат "Натьяшастра"(I в. до н.э.) посвящен синкретизму театра, музыки и танца. В I тысячелетии до н.э. в Индии сложился высокохудожественный эпос – всемирно известные поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Отрывки их этих поэм были положены на музыку. Их авторами были странствующие певцы-сказители катхака. Многие из этих песен были героического характера, рассказывающие о воинах-героях. По словам Рабиндраната Тагора, задача индийской эстетики – «раскрывать картину сокровенных несказанных глубин нашего существа» (лирика). Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Важная тема – картины повседневной жизни. В VII в. н. э. появились ранние формы светской классической музыки. Ее основы составляли “раги”, которым также приписывалась способность воздействовать на жизнь Земли и Космоса. Понятие «рага» многозначно: это определение эмоционального состояния, характер исполнения, форма произведения. Способ сочинения и исполнения раг – импровизация. Индия – колыбель музыкального театра, уличных представлений с участием н а т а - плясунов, актёров. Центрами профессионального театра были дворцы царей и раджей. Музыке отводилась важная роль в древних науках и учениях: астрономии, магии, мистицизме. Звуки лада индусы связывали с определёнными психо-эмоциональными состояниями. На основе этих взглядов сформировалась отдельная наука – МАНТРА-ЙОГА. ЙОГА – это учение об индивидуальном пути спасения человека посредством контроля над мыслями и чувствами при помощи медитации на основе мантр. МАНТРЫ – это звуковые комплексы, обладающие магическими свойствами. В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной. Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, для просвещения и успокоения, для творчества, преодоления трудностей и т.д. В современной индийской педагогике, психологии значение мантр не уменьшилось. Индийский педагог и психолог Читтапад создаёт мантры для духовного развития детей (Сказка, Ночь, Общение с морем, Весна). Музыка (сангита) трактовалась в синкретическом единстве инструментального звучания, пения и танца. Создавались трактаты, где говорилось о значении 21 поворота головы, 57 вариантах движения рук. Древнеиндийская музыка одноголосна, лад основан на семи ступенях. Их названия состоят из слогов санскрита: са, ри, га, ма, па, дха, ни. Октава делилась на двадцать два неравных интервала, наименьший из которых именовался "шрути", что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает "то, что может быть услышано". Сама система тоже называется шрути. Это такая манера исполнения музыки, когда основная мелодия обволакивалась промежуточными и вспомогательными звуками с применением очень узких интервалов, доходящих до четвертитонам. К V в. н.э. складывается учение о 22 звуках в диапазоне октавы. Семь звуков ассоциировались с 7 цветами – белым, чёрным, жёлтым, синим, зелёным, красным, оранжевым. Единение звука и цвета выразилось в афоризме «видеть звук и слышать краски». Индусы – создатели к у к о л ь н о г о театра с музыкальным оформлением. В I тысячелетии до н.э. сложилась д ж а т р а – народная драма-мистерия на мифологические сюжеты с песнями-монологами с инструментальным сопровождением.«Сангита» - синкретическая связь музыки с поэзией и танцем. Древнейший памятник китайского песенного искусства – «Книга песен», составленная в VII-V вв. до н.э. В ней 305 лирических стихов-песен . В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечетные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, четные - темные, пассивные силы Земли. Все вмести они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н.э. из этого было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец", второй - "беседа","совет", третий - "рог", четвертый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, черный, красный, синий, желтый). Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н. э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально "строй", "мера"), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках. Примерно в VII в. до н. э. из этого звукоряда было выделено пять важнейших звуков, получивших названия: первый - "дворец", второй - "беседа", "совет", третий - "рог", четвёртый - "собрание", пятый - "крылья". Эти пять звуков отождествлялись с пятью первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево) и пятью основными цветами (белый, чёрный, красный, синий, жёлтый). Они имели и социальное значение ("правитель", "чиновники", "народ", "деяния", "вещи"). Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н. э. слово "юэ" ("музыка") обозначало также и более широкое понятие - "искусство" (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола). Причём в правилах, по которым создавались произведения живописи или архитектуры, видели сходство с ритмом в музыке. Музыка в Древнем Китае всегда была тесно связана с философией и устройством общества. В VI в. до н. э. китайский философ Конфуций (около 551-479 до н. э.) писал, что музыка представляет собой микрокосмос, отражающий строение Вселенной, выполняет главную роль в формировании человека и общества. Лао Цзы отводил музыке более важную роль в жизни человека, чем физическая пища. Прекрасная музыка обладает строго определённой структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать закон. Преобладание вокальной музыки, высоких голосов, быстрые переходы из высокого регистра в низкий. Связь музыки с фонетикой китайского языка: музыка усиливает особенности произношения одинаковых слогов (36 значений). В VII-V вв. до н.э. появился древнейший памятник китайского песенного искусства – «ШИЦЗИН» – «Книга песен». В ней 305 лирических стихов-песен. Песни чаще одноголосны. Пентатоника с альтерациями. До VII в. до н.э. в китайской музыке развивалась система люй-люй, (строй, мера), в основе которой лежали 12 звуков. Нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные – тёмные , пассивные силы Земли. Примерно в VII в. до н.э. были выделены 5 важнейших звуков, получивших названия: дворец, беседа, рог, собрание, крылья. Эти 5 звуков отождествлялись с 5 первоэлементами (огонь, вода, земля, воздух, дерево), 5 цветами: белый, чёрный красный, синий, жёлтый. Инструменты: продольные флейты из бамбука –сяо, поперечные – ди. Из ударных – барабаны, гонги, колокольчики. Струнные – двухструнная скрипка, лютня. В Китае с древности верили в могущество музыки, жителям этой страны всегда была присуща особого рода метафизическая и натурфилософская зачарованность теорией и акустикой, что нашло своё отражение в сотнях трактатов, появившихся уже на заре национальной письменности. МАНТРЫ современного педагога, психолога ЧИТТАПАДА С К А З К А Тихо-тихо за окнами падает снег. Маленькие снежинки кружатся в зимнем волшебном небе, их танцы существуют так недолго, так мимолётна жизнь хрустальных снежинок, полная красоты и гармонии. Спит подо льдом река, она всё же течёт глубоко под снегом и живёт своей долгой-долгой жизнью. Весь город в снегу, в окнах домов горят тёплые огоньки, в город приходит ночная сказка… Время, таинственное и величественное время царит над этим миром. Прислушайся к шороху времени… Н О Ч Ь За окном пришла глубокая, таинственная, красивая ночь. Зажглись голубые звёзды, они поют свои ночные песни в бархатном небе, они мерцают и рассказывают сказки о далёких мирах. Засыпают звери и птицы, воздух дышит ароматом ночных цветов, тихо колышутся листья спящих деревьев, а звёзды танцуют в глубоком небе волшебные танцы. О Б Щ Е Н И Е С М О Р Е М Огромное море колышется, глубоко вздыхает, ласкает камни и несёт, несёт свои вечные волны. Тысячу лет назад оно также плескалось у этих берегов, так же люди стояли у воды и думали о Вечности. Море живёт долго и помнит всё, что с ним было. Я чувствую глубокие синие воды в огромной чаше, бесконечный горизонт, уходящий в никуда, и время, вечное время… В Е С Н А Послушай весну. Чувствуешь, какой нежный ветер дует в окно, как много в нём запахов. Пахнут молодые листочки, тёплая земля, кора деревьев и первые цветы. Сладкий, пьянящий воздух весны наполняет и нашу комнату, и весь мир. Поют птицы, они поют о любви свои вечные песни. Вот раздвинулись облака, и вышла красавица – Луна. Её мерцающий свет сделал весь мир таким прозрачным, таким загадочным и глубоким. Таинственные тени легли на землю от всех деревьев. Ты слышишь, как распускаются листья? Весной маленькие листочки лопают почки изнутри и быстро выходят в жизнь. Они такие юные, как ты, как весна, купающая их в тёплом ветре. Сейчас весна твоей жизни! Музыка Древней Греции, Древнего Рима. Экономическая основа – рабовладельческая формация. Религия – языческая, политеизм. Появляется категория свободных людей, занимающихся умственным трудом, среди которых учёные, представители медицины, образования, искусства… Человека учёные рассматривают как м и к р о к о с м о с, то есть жителя Космоса. Наблюдения учёных над космосом приводят к определению смысла жизни человека – развитие, совершенствование, чтобы не разрушать совершенство Космоса. Необходимость р а з в и т и я человека рассматривается не только как основа существования Космоса, но и р а з в и т и я государства. Решение задачи развития человечества приводит к расцвету всех сфер античного общества. В древнегреческой философии были заложены основы двух её направлений: материалистического и идеалистического. При явных различиях мировоззрения учёных этих направлений все они едины в цели, смысле жизни – развитие, совершенствование. Образ человека раскрывался в произведениях всех видов искусства. Они должны были воплотить идеал (совершенную идею) ч е л о в е к а, то есть отобразить не внешнюю – несовершенную оболочку людей, а их сущность, истинность, лучшие человеческие качества. В скульптуре – произведения Мирона, Фидия, Кефисодота. В архитектуре - Каликрата, Иктина, Архилоха, Филокла, Мнесикла и др. Заложены основы видов литературы – эпоса, лирики, драмы. Музыка рассматривалась как вид точной математической науки. В системе образования она рассматривалась как высшая математическая наука в группе с арифметикой, геометрией, астрономией. Применялась, отражалась во всех видах искусства, была основой образования, воспитания. Об этом свидетельствует литература Древней Греции. Семь из девяти муз, за исключением Урании – богини астрономии и Клио – богини истории покровительствовали музыке, танцам, театру. Роль Аристотеля, Платона, Пифагора и др. учёных в развитии музыки. Музыке в древнегреческом государстве отводилась о с н о в н а я роль в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности – идеального гражданина. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Древней Греции образует первый этап развития музыкального искусства Европы. По мнению Т.И. Ливановой1 в наше время известно всего 11музыкальных примеров, в отличие от обилия образцов других видов древнегреческого искусства. Вместе с тем, различные источники говорят об огромной роли музыки в разных сферах жизни древнегреческого общества. Познакомившись с основными особенностями экономической, социальной жизни античного мира, его философии, эстетики, отражением их в произведениях изобразительных искусств, литературы, легче понять античную музыку: ее особенности, значение в жизни общества. Осталось много сведений об огромной роли музыки в античном обществе. Древние греки были убеждены в божественном происхождении музыки и её исключительном влиянии на процесс развития, совершенствовании людей. Об этом было сказано ещё в древнегреческих мифах. В греческой мифологии дочери Зевса МУЗЫ воспевали различные виды искусства. Ни об одном искусстве так много не писали греческие ученые, как о музыке, так как она играла существенную роль в античном обществе как важное средство воспитания гармоничного человека и точная наука. Музыка развивалась в синкретическом единстве с другими видами искусства. Без поэтического слова, танца, театрального действия (то есть чисто инструментальная) она не имела такого признания, как в о к а л ь н а я. О чудодейственной, м а г и ч е с к о й силе музыки мы узнаем из древнегреческих мифов. Это миф об Орфее, который своим пением укротил подземное царство, стража Аида пса Кербера (Цербера), злых фурий Эринний и заставил богов отпустить его умершую супругу Эвридику. Легендарный певец Амфион своей музыкой двигал камни, построив таким образом стены Фив. О волшебном колдовском значении музыки писал Гомер, рассказывая о сиренах, которые своим пением завлекали путников («Одиссея»). Символом стихийной силы музыки был бог Дионис, на празднествах которому, по преданиям древних греков, родились древнегреческие трагедии и комедии. Создателем спокойной, уравновешенной музыки выступает бог-музыкант Аполлон – вдохновитель и покровитель музыкантов. О благотворном воздействии музыки говорили многие философы Древней Греции. Они рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство воспитания характеров. На музыкальном воспитании основывалась вся система общественного образования древних греков. Не случайно в греческом языке «образованный» человек означал «мусический», то есть тот, который получил воспитание с помощью муз. Античные мыслители считали, что без музыки вообще невозможно никакое воспитание. Поэтому обучение музыке вошло в обязательную систему воспитания детей, а пение и игра на инструментах стали основой гимнастических и музыкальных состязаний – а г о н о в. Аристотель считал, что музыка должна служить не одной, а нескольким целям и с пользой применяться: «1) ради воспитания; 2) ради очищения; 3) ради интеллектуального развлечения, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности… Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Платон в диалоге «Государство» говорит, что музыкальное воспитание, помимо моральных и социальных целей, должно преследовать в качестве главной цели п р е к р а с н о е и делать человека п р е к р а с н ы м. «…В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если кто правильно воспитан, если же нет, то наоборот. Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет всякие упущения, неотделанность или природные недостатки. Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными; он будет хвалить то, что прекрасно, и приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное (постыдное) он правильно осудит и возненавидит с юных лет…». Таким образом, музыке в древнегреческом государстве отводилась о с н о в -н а я роль в формировании гармоничной, всесторонне развитой л и ч н о с т и – идеального гражданина. Огромна роль музыки в древнегреческом т е а т р е. В 472г. до н.э. был открыт огромный театр Диониса в Афинах. В трагедиях чередовались диалоги с напевной р е ч и т а ц и е й, сольным пением, а каждый эпизод драмы завершался пением х о р а (стасимы). Хор был не только главным выразителем авторской идеи, но и морали для зрителей. К сожалению, не сохранилось ни одного образца музыки из трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида. Известно только, что у Эсхила преобладала хоровая музыка п о в е с т в о в а т е л ь н о г о характера. У Софокла, в связи с усилением роли героя, хоры стали л и р и к о - д р а м а т и ч е с к о г о характера, что подчеркивало эмоциональный тонус сцены. Лирическое начало усиливалось в трагедиях Еврипида. Огромную роль играла музыка в кульминационный момент трагического представления – наивысшего потрясения души - о ч и щ е н и я (катарсиса), так как она непосредственно воздействовала на человеческие чувства. В V в. до н.э. в музыке, как и в других видах греческого искусства, нарушается единство личного и всеобщего, на первый план выступает л и ч н о с т ь с ее богатым сложным духовным миром. В содружестве с поэзией развивается л и р и ч е с к а я музыка.1 Под аккомпанемент л и р ы поэты-музыканты создавали вокальные одноголосные произведения, где рассказывалось о ч у в с т в а х, настроениях героев. Инструментальное сопровождение повторяло вокальную мелодию. Греческие поэты и драматурги были одновременно и певцами, инструменталистами и композиторами. Среди них Алкей, Анакреонт, Пиндар, Сапфо, Эсхил, Софокл, Еврипид. Высокого уровня достигла античная музыкальная НАУКА. Мелодии записывались б у к в е н н о й системой греческого алфавита без ритмического деления, так как мелодия подчинялась ритму стиха. Главной эстетической проблемой музыкальной науки Древней Греции была разработка понятия «ГАРМОНИЯ» (отражение в искусстве совершенства КОСМОСА). Ученые выдвигали разные теоретические концепции этого понятия. Пифагор и его последователи считали, что в основе всего лежит ч и с л о. На его основе они развивают учение о л а д а х , н т е р в а л а х, а к у с т и к е, м е л о д и и, р и т м е. До сих пор применяются в музыкальной практике понятия, установленные еще в Древней Греции, такие как «мелодия», «музыка», «ритм», «гамма». Пифагор был создателем знаменитой «гармонии небесных сфер». В ее основе лежит убеждение ученого в космическом значении музыки. Согласно представлениям пифагорейцев, движение небесных тел, звучание каждой планеты создает прекрасную музыку – гармонию небесных сфер. Символом космической гармонии называет музыкальную гармонию и Гераклит, но в ее основе лежит единство и борьба противоположностей. В отличие от пифагорейцев музыкальная гармония у Гераклита и его последователей складывается не из чисел, а из р е а л ь н ы х з в у к о в. И познается она не посредством математических исчислений, а посредством с л у х о в о г о восприятия. Эти два направления древнегреческой музыкальной эстетики – числового и слухового восприятия - будут развиваться учеными не только Древней Греции, но и последующих эпох. В период эллинизма эти направления вылились в борьбу «гармоников» и «каноников». Но даже самые отвлеченные, фантастические представления о музыкальной гармонии были направлены на развитие и совершенствование человеческой личности. Помимо существования как наука музыка повсеместно звучала в быту. Носителями народной музыкальной культуры были певцы–сказители аэды, рапсоды - странствующие музыканты, сочиняющие и исполняющие эпические песни о богах и героях, сопровождающие свое пение игрой на струнных инструментах. Самыми распространенными музыкальными инструментами были лира, кифара, форминга ( струнные), сиринкс (или флейта Пана), авлос ( духовые). Если струнные инструменты применялись как аккомпанемент к пению, то духовые использовались в военной музыке, при обрядах жертвоприношений. Как струнные, так и духовые инструменты звучали в театре, усиливая эмоциональное впечатление от происходящего на сцене и, главным образом, передавая ч у в с т в а, переживания героев. В современной музыкальной культуре греческая лира стала символом музыки. В культуре ДРЕВНЕГО РИМА, по сравнению с древнегреческой, значительно изменилась роль музыки – она приобрела не столько этически- воспитательный, сколько празднично- р а з в л е к а т е л ь н ы й смысл. Цирковые представления, бои гладиаторов, огромные концерты были рассчитаны на внешний эффект, НОСИЛИ Р А З В Л Е К А Т Е Л Ь Н Ы Й ХАРАКТЕР. Все это снижало содержательный уровень римской культуры, означало приближение ее кризиса и в конечном итоге вело к распаду Римской империи (476 г.). Таким образом, в античной музыкальной культуре были заложены основы дальнейшего развития европейской музыки: выработаны основные понятия музыкальной теории, критерии и принципы оценки музыки, представления об огромной этической, социальной, воспитательной роли музыки, учение о музыкальном образовании и др. Музыка развивалась в тесном единстве с другими видами искусства, и в таком творческом содружестве все виды искусства решали главную задачу античного общества - способствовали гармоничному всестороннему развитию и совершенствованию ЛИЧНОСТИ. В античной культуре были заложены основные понятия, которые позже были раскрыты в ее философии, литературе и искусстве и составили основу дальнейшей европейской культуры. Среди них - понятие о ценности человеческой личности, о гармоничном развитии ее духовных и физических сил, о разумном единстве свободы личности и порядка в обществе, об общности законов, определяющих нормы жизни природы и человечества. О связи человека с окружающим миром прекрасно сказал древнегреческий ученый Гераклит: « Душе присущ самовозрастающий Логос», то есть человек причастен к мировой гармонии и способен к безграничному духовному росту и с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю, что и составляет главный с м ы с л ж и з н и каждого человека. ВОПРОСЫ Какую роль играла музыка в культуре первобытных людей? Какие изменения (экономические, социальные) произошли в жизни людей при переходе от первобытного общества к античному? Каким образом эти изменения повлияли на развитие искусства, в частности, музыки? Герои музыки первобытного общества. Роль музыки в древнегреческом обществе. 11 Ливанова Т.И. История западноевропейской музыки до 1789 года, т1. – М.,»М», 1983, с. 5. 11 Понятие «лирический» появилось от слова «лира». |